Великий скрипач и композитор Никколо Паганини

О великих Николаях поведу я свой рассказ:
О Никколо Паганини и о Тесле в самый раз.
Каждый интересно жил, каждый гениальным был.

      Никколо Паганини (1782-1840)
      Никколо Паганини – великий, гениальный итальянский композитор и скрипач. Родился 27 октября 1782 года в Генуэзской республике. Умер 27 мая 1840 года в возрасте 57 лет в Ницце. Был третьим ребенком в многодетной семье.
       В пять лет отец Никколо – держатель мандолин заметил тягу сына к музыке и к музыкальным инструментам. Уже в шесть лет Никколо научился играть на мандолине и скрипке.  С раннего детства мальчик стремился найти неизвестные никому сочетания звуков, чем постоянно удивлял всех своих друзей, родных и слушателей. Очень рано он написал несколько музыкальных произведений, которые сам же успешно исполнял, но которые не были подвластны другим музыкантам.
       С 11 лет Никколо начал регулярно играть на богослужениях в генуэзских церквях, а в 13 лет дал свой первый публичный концерт, в который включил и свое сочинение: “Вариации на тему Карманьолы”. Публика была в восторге. Вариации услышал известный скрипач Сальваторе Тинте, который был поражен невероятным мастерством юного музыканта.
       Заметив талант мальчика, отец собрал деньги, и они отправились на учебу к известному и популярному в то время композитору и музыканту Роллу, который болел и никого не принимал.  Отец и сын вошли в дом композитора. Увидев ноты, лежащие на столе в комнате рядом со спальней больного (это были ноты концерта, написанные самим Роллом), мальчик взял и с листа сыграл его концерт. Удивленный и завороженный игрой неизвестного скрипача, больной композитор поднялся с постели и вышел к гостям. Пораженный игрой ребенка, Ролл заявил, что ничему новому он не способен научить это юное дарование.
       Перед Никколо открылись новые перспективы. В 19 лет, осенью 1801 года, Никколо Паганини уже самостоятельно без отца приехал в Лукку для выступления в Луккском соборе. Публика была поражена игрой виртуоза. Один из музыкальных критиков в рукописном журнале «Луккская литературная смесь» высоко оценил мастерство юноши, но при этом заметил, что собор не место для имитации птичьего пения, подражания звукам флейты, рожка и трубы, от которых прихожане смеялись и ликовали в соборе. В тот же год Никколо Паганини получил должность первой скрипки Луккской республики.
       Не буду дальше утомлять вас рассказом о том, как Никколо Паганини выступал при дворе Полины Бонапарт (сестры Наполеона) и в других известных на весь мир музыкальных местах Италии. Сошлюсь лишь на высказывание распорядителя княгини – Бланджини. Вот что он писал о юном Никколо Паганини: “Никто не в силах выразить словами очарование, которое вызывает его благородное исполнение. Никто никогда не смел даже мечтать о том, что можно наяву услышать нечто подобное. Когда смотришь на него, слушаешь его, невольно плачешь или смеёшься, невольно думаешь о чём-то сверхчеловеческом. С другими скрипачами у него общее только скрипка и смычок”.
       Я написал стихотворение о великом и гениальном виртуозе Никколо Паганини.

Я расскажу вам о Никколо Паганини,
Об итальянском виртуозе-скрипаче,
Так гениально исполнявшем всё, что ныне
Его считают человеком с буквы “Ч”.

Он музыкант был не простой, он был от Бога.
Сливался с музыкой и скрипкой так искусно,
Что скрипка Страдивари и Никколо
Остались, совершенными в искусстве!

Владел он в совершенстве инструментом,
И скрипка то стонала, а то пела.
По птичьи отпуская комплементы,
Она то веселила, то шумела.

Такой вот случай на концерте был однажды,
Что музыкант струну порвал в порывах страсти.
На бис он повторил концерт тот дважды,
И избежал возможные напасти.

В его руках та скрипка всё умела,
И изъяснялась часто птичьим языком.
То ворковала тихо, то свистела,
То разливалась трелью за окном.

Но, если скрипка сильно волновалась,
То, и, тревогой наполнялись города,
А, если она в плаче надрывалась,
То с ней рыдали дамы, господа.

Так виртуоз своей игрой на скрипке,
Всех доводил мечтательных до слез.
И расплывались часто все в улыбке,
Когда на скрипке он шутил, как бы всерьез.

И скрипка разговаривала с залом,
Так тихо, тихо, откровением делясь.
Все притихали, а, затем, она, к финалу,
Взрывалась ярко бурно веселясь.

И души в унисон вторили скрипке,
Всё потому, что каждая душа
Вдруг растворялась в музыке великой
И слушала её едва дыша.

Тот музыкант создал чудес немало,
Хоть прожил он всего немного лет.
В нем музыка с рождения звучала,
Та музыка небес, как дивный Божий свет.

Да, мир чудесный, яркий, очень страстный
Нам всем дарил Никколо Паганини.
Он жил с душою широкой и прекрасной,
И музыкой своей он жив в нас и поныне.
 
       Прожил Никколо Паганини 57 лет, умер 27 мая 1840 года. Постоянные гастроли и частые выступления подорвали здоровье музыканта. Истощение было столь сильным, что, перед смертью, он не мог брать в руку смычок, сил хватало лишь на то, чтобы перебирать пальцами струны лежащей рядом скрипки.
       После смерти решено было перевезти останки великого Человека в родной город — в Геную, но, там, не позволили захоронить их. Сын музыканта — Ахиллино — начал борьбу за право похоронить отца по католическим обрядам. Несколько раз останки хоронили и выкапывали вновь. Наконец, в 1876 году (через 36 лет после смерти), папа римский дал разрешение на похороны со всеми положенными обрядами, но этот процесс затянулся на многие годы. Лишь в 1896 году прах великого скрипача окончательно был захоронен на кладбище Пармы (Италия).

Николай Гущин, 16 июля 2021 года, ред. 07.02.2022, ред. 28.02.2024 года.


Рецензии