Записки землемера. Аэропорт

                После последней моей поездки в Локосово, на работе произошли изменения. Приехал, специалист которого ждал Клесов, бывший его знакомый по «Гипротюменнефтегазу» - Тыняный Вячеслав Викторович. Он также быстро оформился на работу, и Клесов его отправил на месторождение. Там уже был завал по работе: шёл поток писем на выдачу трасс для строительства, всё время заходили люди в кабинет требовали, высказывало недовольство начальство. Клесов кое-как, всё это разгребал. Так что, я даже не успел с новым специалистом и познакомиться. Вертолёт унёс его к работе!
                И ещё. Мы справили новоселье. Нам выделили здание, на две организации. Куда мы и переехали. Первые два этажа занимало наше НГДУ, а на третьем этаже располагалось НГДУ «Покачевнефть». Здание это стоит и поныне в Нижневартовске, при подъезде к аэропорту. Плюсом расположения, этого здания было в том, что вертолетная площадка и аэропорт были рядом. Минусом – ехать с работы приходилось через весь город.
                Пока обустраивались, снова пошли запросы по отводу земли под поселок на 7 тыс. жителей, на ст. Когалымская. Ведь строительство поселка продолжалось, а документов на землю не было. Останавливать стройку никто и не собирался. Новые работники на работу принимались, всем требовалось жильё. Строители поселка работали не покладая рук. Оформление отвода земли висело на нашей службе. Мы не могли её выполнить по независящим от нас причинам. Короче вопрос стоял на контроле у начальника НГДУ, и часто поднимался на планерках. Следуя письму объединения, регламентирующему работы по выбору участка, и отводу земли, акт выбора нужно было передать в службу капстроительства. Тем более я его составил, распечатал, схемы подготовил, в лесхозе подписал. Но на планерке, у замначальника по капстроительству, Клесова попросили, на первое время пока они найдут человека, актом выбора заниматься маркшейдерскую службу. Нужно ехать в Сургут. Приказы не обсуждают. Купил билет на ночной самолет, выписал командировку и прибыл в ночью в Сургут.
                Время было около трех часов ночи. Сидящие места все были заняты, мало того и на полу в углах тоже лежали люди. Понимая, что мне нужно быть свежим, ведь предстояло обойти членов комиссии, для получения заключений по акту выбора, ищу, где бы и мне разместиться. Второй этаж уже полностью занят. Остается первый. Вижу, мужчина подошёл к киоску купил пару газет, постелил их под лестницей на второй этаж. Что ж, пример подан. Делаю также, стелю газеты (благо были они тогда нормального большого формата), под голову ложу портфель, и ложусь. За стеклом здания аэропорта, а оно было двойное, и от пола до потолка, неспешно пролетали снежинки, и каждая в своем незамысловатом танце тихо мне шептала - «Скоро зима!»
               За спиной, и над головой топали ноги, спеша по своим делам. И весь этот монотонный шум, прерывал голос репродуктора, объявлявший о прибытии рейсов, о начале регистрации, о начале посадки. Звучали слова: вахта, и названия городов – Куйбышев, Бугульма, Гомель, Ивано-Франковск, Баку, Казань. Всё это слышалось, через охвативший моё тело полусон.
               Трудно уснуть на холодном жестком полу, непривычно и неудобно. Под утро стало прохладнее, ноги затекли. Пора вставать. Время было шесть часов утра. Меня ждали трудовые дела. Перекусив в буфете, поднялся на второй этаж. Там были свободные места. Присев в кресло, начал обдумывать план действий на предстоящий день. Автобус до города идёт около получаса, там почти в центре находились две службы, руководители которых были членами комиссии по выбору участков, к которым мне нужно было попасть, для получения подписи. В своем успехе я не сомневался. Ведь так, был приветливо встречен в свою первую поездку в Сургут. Вот с таким настроем, через час сажусь в теплый автобус, марки ЛаЗ, и еду в город. На нужной мне остановке, дверки распахнулись, и выпустили меня в немного прохладное октябрьское утро.
             Нашел нужную мне улицу, дом. Это был частный сектор, старого Сургута. Зашёл, представился, достал акт выбора. Даю специалисту. И началось! Я требую всего лишь подпись, мне в ответ кучу вопросов. Понимаю, что не могу ответить на эти вопросы, так как они полностью касаются всех аспектов проектирования, и к нашей службе не имеют никакого отношения. Но, обученный в армии не сдаваться, начинаю доказывать. Чему-то уже за три месяца научился! И без результата возвращаться в управление, не имею права. Но все мои уговоры, и доводы, разбиваются, как волна о твёрдость вставшей на моем пути скалы. Итог был печальный. Мне показали письмо вышестоящей организации. Там разъяснялось, какие необходимо указывать в акте выбора сведения, по проектируемому объекту, на выбираемом участке. Копию этого письма мне дать не могут. Пришлось переписать вручную по пунктам, всё что требуется указывать в акте, и что входит в компетенцию этой службы. Огорченный, вышел на улицу, совершенно не понимая, что мне делать. Всё рушится! Выбирается всего лишь земельный участок: площадь, размеры, местоположение, указаны. И главное, с лесхозом согласовано! Нет, не соответствует какому-то письму! Видимо начавшееся бурное освоение недр Западной Сибири, вскрыло негативные стороны в вопросах воздействия на природную среду. Возможно, проводились какие-то совещания, на всех уровнях: на районных, и областном. Возможно, привлекали и нефтяников, для этой работы. И наверное, рассылались рекомендательные письма. Но, в моих документах, переданных мне Клесовым, ничего подобного не было.
                Шагаю к своему спасителю Матвееву, в администрацию района, с надеждой, что он мне в этом поможет, и акт выбора будет подписан! Он был занят, пришлось ждать около часа. Зашёл, всё ему разъяснил, ища словами помощи. Да не тут-то было! Вся моя работа вообще летит в корзину!
                Оказывается, для начала нужно получить Распоряжение облисполкома, о начале работы комиссии по выбору земельного участка. И номер этого распоряжения должен быть указан на первом листе акта выбора. Задаю вопросы, когда это стали требовать, на основании чего? Поясняет, это решение принято в целях приведения в порядок облисполкомом. И нефтяной Главк был в курсе. Опять начинаю переписывать номера каких-то писем, даты протоколов совещаний, образец письма обращения в облисполком.
                Видя мое полное замешательство, Матвеев направляет меня для детального разъяснения в управление архитектуры. Захожу, представляюсь, объясняю суть визита. Достаю акт выбора. Результат, тот же самый. Подписанию акт в таком виде не подлежит.
               Пока слушаю, начинаю понимать, что для этой службы: посёлки это больная тема! И ей, этой службе даны очень большие полномочия, в вопросах размещения всех поселков на территории района; И для снятия многих вопросов, нужен не я представляющий маркшейдерскую службу, а специалисты капстроительства нашего управления.
              Совсем убитый, свалившейся на меня информацией, выхожу из здания, и еду в аэропорт. В городе мне всё не интересно! Вообще ничего! Все мои мечты улетучились в какую-то черную дыру!
               Снова второй этаж, досиживаю до 11 ночи время, спускаюсь вниз в кассу, там уже стоят три человека, на Нижневартовск. Стоим ждём. По прибытии самолёта, начинается продажа. Подходит моя очередь протягиваю паспорт, и слышу – «Билетов больше нет!». Привыкший, к тому, что всегда на этот рейс бывает от десяти, до пятнадцати билетов в продаже. Стою полным болваном! Ждать ещё сутки! Пассажирские поезда не ходят, навигация на реке закончилась. Ещё час стою, вдруг случится чудо! Нет не случилось! Мест на втором этаже, свободных уже нет. Все места заняты, до самого утра. Помня холод пола на первом этаже, успеваю купить газеты, и пристраиваюсь на полу второго этажа. Снова гул аэропорта, объявления, перечень городов, и полусон. Утром понимаю, что заболел. Легкий мандраж тела, и внутренний жар. Ладно, успокаиваю себя, до ночи дотяну. Так и было. Ночью купив билет, вылетаю в Нижневартовск. Автобусы не ходят, шагаю пешком. Не охота будить брата, но усталость от трех без сна ночей, перебарывает, нажимаю кнопку звонка. Какая-то таблетка, крепкий чай, и я погружаюсь в крепкий сон. Три часа, и уже подъём, но долг зовёт!
               На работе всё рассказав Клесову, погрузился в поиск всех необходимых мне документов. Но увы! Кроме образца письма в облисполком, ничего не нашел. Время было такое. Множительной техники не было, все нужные документы, по этой причине и не размножались. Может где-то и были размножены, да не дошли до адресатов. Такое у меня оказалось на работе наследство.

               Дело на месте стоять не должно, приступил к устранению возникших проблем. Внес все необходимые сведения, в текст акта выбора, подготовил письмо в облисполком, с просьбой дать распоряжение. Отправил его с попутчиком, таким же специалистом, как и я, только из другого НГДУ, и недели через три требуемое Распоряжение поступило в адрес управления. Затем весь месяц ноябрь, у меня был один маршрут Нижневартовск-Сургут, и конечно единственным ночным рейсом самолета. Там, где дали первоначальные замечания, акт был подписан, зато появились замечания от других служб. Что-то снова добавлялось в акт, или просто на обороте последнего листа оставлялись замечания, ставились подписи, печати. Когда дошёл до архитектуры, всё остановилось. Стали требовать генплан. Доводы, что генплан после акты выбора – не принимались. Ведь поселок строился!
               Пришлось вместе со мной приехать начальнику проектно-сметного бюро нашего управления, и разъяснять, отвечая на вопросы, относительно проектирования и строительства поселка. Договорились, что акт выбора будет подписан после рассмотрения генплана поселка. Всё это было доложено начальнику управления, на что он бросил – «Делайте!». Я положил акт выбора в ящик стола. Будем ждать утвержденный генплан! Вопрос, немного поутих. Согласование генплана затянулось, аж на целый год. И только в августе, уже следующего 1979 года, акт выбора был подписан всеми членами комиссии района, и в ноябре я повёз его на утверждение в облисполком. К тому времени, уже стал курсировать рабочий поезд, сообщением Нижневартовск-Сургут, и проблем с транспортом в осенний период не было. Но память моя хранит ночные рейсы самолёта, и аэропорт ставший мне таким близким.


Февраль 2024 года.


Рецензии