Путь к обожению

                (Себе и другим на память)

У Святых Отцов нашёл то, что приводит истинных христиан к обожению:

                1. Богомыслие

«"Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино... Я в них, и Ты во Мне" (Ин.17:21). Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы – восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и чрез Него с Богом Отцом. Слава беспредельной милости Твоей к нам, Три-ипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к обожению! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все или ничего. Не хочешь этой высоты – останешься вне в горьком унижении и временно и вечно»  (свт. Феофан Затворник).

                2. Молитва

«"Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам" (Ин.16:23), – сказал Господь и еще с подтверждением: «истинно, истинно говорю вам». Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким неложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того; а то наводится тень на самое обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой-либо милости от Господа. К тому же и то бывает, что если иногда и приступает кто просить о сем Бога, то с раздвоенною душою: помянет о том мимоходом в молитве своей раз и два – и бросает, да и говорит потом: «не слышит Бог». Нет, прося чего-либо особенно, надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердого судию докучанием своим заставила удовлетворить ее прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение, и притом просят не день, не два, а месяцы и годы; зато и получают. Им и подражайте, если желаете иметь успех в молитве» (свт. Феофан Затворник).

                О чём молиться?

«Како смертен присоединен буду безсмертному? Присоедини мя Ты Сам, Господи, якоже веси, благодетелю мой!» (метрополит Исаия Копинский).

«Весь есмь от Тебе, весь есмь Твой, весь да буду в Тебе! (3; 1) <…> В Тебе Едином да полагаю, Господи, все сердце мое, всю душу мою, вся помышления моя в Тебе Едином да углублена имам, вся внутренняя моя, членове и мозги Тебе единому да излию, да весь буду в Тебе, Ты же во мне; да увем и познаю Тебе воистину единого истинного Бога и Господа, и Егоже послал еси Иисуса Христа, и во свете Твоем узрю свет благодати Твоего Пресвятого Духа» (метрополит Исаия Копинский).

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.»
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благодарим Тя.»

«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом...» (прп. Иоанн Лествичник).

                3. Действие

5. Какое действие должно сопровождать эту молитву? Предание себя воле Божией.


---------------

Какая простота! Какая смелость (дерзновение)  и какая стройность!




               
               

                Чему нас учит Любовь Божия?
                (себе на память)

               

                Предисловие о свойствах божественной Любви
 
Любовь Божия это не просто свойство Бога, а сокровенная сущность Его. Поэтому апостол говорит: «Бог есть любовь» (1Ин.4:16). Но какая? Любовь не плотская, не страстная, не эгоистичная, а бескорыстная, милосердная, смиренно снисходящая к людям, терпеливая, прощающая всех искренно кающихся, самоотверженная (жертвенная) и щедро дарующая им свою божественную благодать и вечное блаженство, которое превыше всех земных наслаждений. Причём не как вознаграждение за что-то, а как дар тем, кто искренно хочет и готов воспринять её. Воспринявший же её постепенно проникается ею, а затем и претворятся в неё, то есть внутренне становится Ею, насколько это возможно в земной жизни. Эта любовь никому не навязывает себя и никого не принуждает. Если кто-то не хочет верить в неё, она останется  невидимкой рядом с ним.


          1. Бог есть любовь, промыслительная, искупительная и боготворящая.               
 
«Бог есть любовь» (1Ин.4:16), промыслительная, искупительная и боготворящая*. Промыслительная, потому что она как любящий Отец заботится о нас каждое мгновение нашей жизни. Искупительная, потому что во Христе Иисусе Сыне Божием она искупила нас от греха и смерти, даровав нам прощение. Боготворящая потому что во Христе Иисусе она делает своих возлюбленных Богами по благодати, даруя им Духом Святым Царствие Божие. (Не думай, что Любовь Божия сделала это для более достойных. Не умаляй тем самым Любви и Милосердия Божия. Ради тебя, если даже ты самый грешный, Она это сделала и делает прежде всего).
 
Поэтому Любовь Божия раскрываетя во всей своей полноте не только в Промысле Божием и Искуплении падшего человека, но и в Обожении его через Иисуса Христа, Сына Божия. Забыть об этом значит забыть об истинном величии любви Божией и о цели христианской жизни. Поэтому  священномученик Ириней, епископ Лионский, бывший учеником святого Поликарпа Смирнского, который  в свою очередь был учеником апостола Иоанна Боголова, напоминает нам: "Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом", а святитель Афанасий Великий выражает эту истину ещё короче: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился». В этих словах  показана вершина Любви Божией к нам и конечная цель нашей земной жизни: достижение обожения во Христе или Царства Божия, как его называет Святое Евангелие.
 
Поэтому Христос говорит своим ученикам: 

     «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6),
     ибо: «Я путь <к обожению> и истина <обожения>  и живот <жизнь в Боге>.» (Ин. 14:5.)  И всё Его откровение о Царствии Божием есть учение об обожении.
   
В этом безграничная Любовь Божия к нам**, не только искупившая нас, но и дарующая людям во Христе стать Богом по благодати. Суть её раскрывается в молитве Сына Божия к Отцу:

    "Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино... Я в них, и Ты во Мне" (Ин.17:21).

Вот как святитель Феофан Затворник объясняет таинственный смысл этой молитвы:

«Вот златая цепь, связующая нас с Божеством! Отпали мы – восстал Посредник, Который едино есть с Богом Отцом, и стал едино с нами. Становясь едино с Ним, мы соединяемся в Нем и чрез Него с Богом Отцом. Слава беспредельной милости Твоей к нам, Три-ипостасный Боже, благоволивший устроить для нас такой светлый путь к   о б о ж е н и ю ! Высоко подъемлет нас Господь; не отрицай же благодеяния, исповедуй милость и хвали неизреченную благостыню! Отрицаясь от такой высоты, ты думаешь смиряться, а на деле обнаруживаешь грубую неблагодарность и небрежение к высокому дару. Ведай, что средины нет: или все или ничего. Не хочешь этой высоты – останешься вне в горьком унижении и временно и вечно»  (свт. Феофан Затворник).

----
* Можно сказать и "промышляющая, искупляющая и боготворящая" любовь. Искупительная и боготворящая любовь входит промыслительную. Здесь о них говорится отдельно для лучшего понимания.

** «Велика Его любовь и в том, что Он воплотился, стал человеком ради нас; так велика Его любовь, что Он умер за нас; но и этого было недостаточно для любви Его: Он каждый день Сам предлагает нам Тело Свое в пищу нетленную...» (епископ Илия Минятий). Питая нас своим Божеством. Святые Тайны  воистину есть пища обожающая человека. 



        2. Как ответить взаимностью на эту неизреченную Любовь Божию?


Как ответить взаимностью на эту неизреченную Любовь Божию к нам и  принять этот чудесный дар?

1. По-детски искренной верой в то, что Иисус Христос это наше обожение и наша вечная Жизнь в Боге.

2 По-детски искренной надеждой на безграничную милость Господа, уготовавшую нам это чудесное спасение в самом Себе.

3. И ответной  по-детски  искренной  любовью, которая выражается в желании прилепиться к Спасителю своим сердцем как к самому любимому и самому родному Существу и  быть с Богом неразлучно*. Суть этого сердечного чувства в детской молитве: «Господи Иисусе Христе Боже мой, Ты мой самый любимый, Ты мой самый родной!»

А для этого сердце должно быть смиренным, кротким (незлобивым и незлопамятным), простым и чистым как у ребёнка. Как учит нас сам Господь:

    «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим <в Боге>» (Мф 11:29).

     «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

      «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети <смиренные, кроткие, простодушные и чистые сердцем>,
       не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3).

Поэтому нужно очень внимательно  наблюдать за тем, что происходит в нашем сердце и очищать его от всего того, что недостойно любви Божией, прежде всего от вражды, возношения и осуждения.

Наблюдение за своим сердцем приведёт к познанию себя (своей гордости, тщеславия, раздражительности, нетерпеливости, сварливости, зависти, любостяжания, сребролюбия, суетного страха, малодушия). Это очень смиряет.

А очищать сердце от всего этого нужно краткой, но частой молитвой, потому что  т о л ь к о   Б о г   может  очистить  нас своею благодатью от наших сердечных недостатков  (от вышеназванных и других страстей и грехов).

В краткой, но частой молитве дарована нам драгоценная возможность прилепляться к Богу своим любящим сердцем, и очищать его от всего недостойного любви Божией.

      «Господи Иисусе Христе Сыне Божий,» (с любовью прилепились сердцем к Богу)
      «помилуй мя грешного» (очисти меня Своею благодатью).

Итак, вместо того чтобы мечтать об обожении, будем в нём смиренно участвовать, внимательно наблюдая за тем, что творится в нашем сердце, часто  молясь и причащаясь Святых Христовых Таин. Чистосердечно как дети. Бог да поможет нам!

------------
* Только чистым детским сердцем можно прилепиться к Господу. Нужно открыть это детское сердце внутри себя и постоянно очищать его молитвой. Это сердце - Маленький Принц, который наследует Царство Небесное. Поэтому он и Принц, то есть наследник Царства Божия. (Антуан де Сент-Экзюпери написал свою рождественкую сказку, чтобы напомнить людям об их детском сердце. Взрослый пилот, потерпевший авиакатострофу  нашёл своё детское сердце в пустыне и оно спасло его). Это то сердце, которым мы любили в детстве своих папу с мамой и верили в чудо, сказку и добро. 

Поэтому Господь в своей благодарственой молитве говорит Отцу небесному: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25).
 
"Мудрый" и младенец внутри тебя. "Мудрый" в кавычках это уверенный в себе, надеющийся на себя и свою мудрость, а младенец - это не надеющийся на себя и поэтому нуждающийся в Боге. "Мудрый" закрыт от благодати своим самомнением, а младенец открыт для неё своей искренностью и нуждой. Итак детское сердце это искреннее, простое чистое, отзывчивое, нуждающееся в помощи Божией,  беззаветно верящее Богу, надеющееся на его помощь и любящее Его.
 



                3. Вопросы и ответы

                1. Как наблюдать за своим сердцем?

Наблюдение за своим сердцем есть начало трезвения. Главное условие его: «Т о л ь к о   с е б е   должен ты внимать по силе своей»  (прп. Варсонофий Великий).

«Если будешь следить за собою, а не за другими, конечно, найдётся у тебя очень много разных грехов: от самовоззрения и мысли не прийдёт осуждать других, но увидишь их даже святыми» (схиигум. Иоанн Алексеев).

Следить за собой следует «построже и повнимательнее».  И не так, чтобы подошёл ко внутреннемому своему зеркалу, посмотерел на себя, отошёл и забыл. В наблюдении за своим сердцем необходима постоянность. 

Со временем этот навык приведёт к глубокому смиренному чувству, что ты хуже всех. (Это не понимание, а именно внутреннее чувство):

«Надо стараться, с Божией помощию, развить  в   ч у в с т в е   смиренный дух, чтобы увидеть себя хуже всех. На опыте так и будет, если будешь следить за собой и не обращать внимания на недостатки других» (схиигумен Иоанн Алексеев).

Это значит уже не просто видеть свои грехи, но и чувствовать себя хуже всех, как это чувствовали мытарь, блудный сын, блудница, омывшая ноги Господа своими слезами,  благоразумный разбойник и апостол Пётр после своего отречения. Чувствовал себя хуже всех и Иуда Искариот после своего предательства, однако вместо того, чтобы прибегнуть к милосердию Божию он отчаялся.

Поэтому Христос говорит всем тем, кто не имеет в себе этого навыка: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не  ч у в с т в у е ш ь?

Итак, усвоивший  навык строгого внимания к своему сердцу научился не только видеть, но  и    ч у в с т в о в а т ь    бревно в своём глазе (то есть в сердце), вместо того чтобы замечать сучок в глазе ближнего. А с этим чувством молитва бывает смиренная.
 


                2. Как молиться?

Лучше всего молиться часто краткой молитвой. Например,  молитвой Иисусовой:

   «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Эту молитву можно чередовать с подобными ей:

    «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас».
    «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благодарим тебя».

   Можно и короче: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

В краткой, но частой молитве дарована нам драгоценная возможность прилепляться к Богу своим любящим сердцем, и очищать его от всего недостойного любви Божией. 

«Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого. Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам. Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо  в н и м а н и е   –  д у ш а   м о л и т в ы . 

<Этим внутренним вниманием, сосредоточенным в верхней части груди, и нужно по-детски  прильнуть ("прилепиться") к Богу. Для этого можно приложить к верхней части груди троеперстие, которым мы делаем крестное знамение. Пусть оно напоминает нам о Боге, который  присутствует близ нашего сердца! Ведь троеперстие символизирует Святую Троицу. И нам остаётся только радостно прильнуть к Богу как к самому родному и любимому Существу. Троеперстием можно во время молитвы слегка надавливать на грудь. Это не обязательно, но начинающим помогает сосредоточится, особенно если отвлёкся вниманием от верхней части груди. Этого нельзя делать постоянно. Только в течение минуты, но с паузами можно несколько раз, еси, чувствуешь что отвлёкся.>

На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди <в верхней её части>, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«К высшему не стремись, как то: к умилению и слезам. Это приходит без нашего ожидания, конечно, по Божией милости» (схиархим. Иоанн Алексеев).

«В духовной жизни главный подвиг - молитва, а молитва требует  в н и м а н и я   и   т р е з в е н и я.   Т р у д и с ь   в молитве. Господь даёт молитву молящемуся. Аминь» (схиархим. Иоанн Алексеев).   


      Что нужно знать о словах молитвы, в которые надлежит заключать свой ум?

«Имя Божие есть Сам Бог. Посему призовя только имя Господа ты призовёшь Господа, спасителя верующих, и спасёшься. Молящийся, имя Господа, или Богоматери, или ангела, или святого да будет тебе вместо самого Господа, Богоматери, ангела или святого. Имя Богоматери есть сама Богоматерь, имя ангела — ангел, святого — святой. Когда ты про себя, в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа или Пресвятой Троицы или Господа Саваофа или Господа Иисуса Христа, то в этом имени ты имеешь всё существо Господа. В нём его благость бесконечная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим, с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему имени» (прав. Иоанн Кронштадский).

     Как святые  объясняют эту нераздельность имени Божия и Бога в молитве?

«Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он   в е с ь  бывает в одном имени Троица или в имени Господь, в имени Иисус Христос» (прав. Иоанн Кронштадский).
 
       В какие слова молитвы Иисусовой нужно заключать ум?

Первое слово: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий" - это как одно целое сам Бог, второе: "помилуй мя грешного". Между этими словами возможна маленькая пауза. Не нужно заключать ум отдельно в каждое из слов, называющих Бога. Поэтому опытный в этой молитве пишет своей ученице:  «Ты пишешь: "Слова молитвы и Господь соединились, и как бы нераздельно Сам Господь." Тут ошибки нет, так и должно быть» (схиигум. Иоанн Алексеев).

«Помилуй» значит прости мои грехи и очисти моё сердце от всего кроме любви к Тебе и ближнему. (Потому что любовь к Богу и ближнему это истинная чистота сердца.)

(Непрестанно молиться могут только совершенные, а новички могут начинать с 30-и, максимум со 100-а Иисусовых молитв в день. Прибавлять количество молитв со временем нужно очень осторожно.)

        Как приступать к молитве?

К молитве нужно приступать как к самому важному делу всей своей жизни, сознавая, что время молитвы - это твой звёздный час. С радостью о дарованной нам возможности. По детски просто.

С сознанием того, что

Заповедь любви к Богу и ближнему исполняется полнее всего в молитве.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. (любовь к Богу)
 
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.(Любовь к  ближнему или ближним,  за которых мы молимся Богу).

        Как исполняется эта заповедь в молитве?

В молитве мы прилепляемся всем любящим сердцем, всею душою и умом к Богу и испрашиваем у него небесные блага для себя и ближних. То, что мы даём ближнему в молитве, мы не можем заменить никакими другими добрыми делами. Это главное, потому что только Бог начало середина и конец всякого истинного блага, в котором нуждается ближний болеее всего, даже если он не знает об этом или не верит в это. Всё остальное добро, которое мы оказываем ближнему прилагается к молитве. Молитва - царица всех добродетелей.

Помимо краткой и частой молиты  есть и другой путь, когда прилепляются к Богу сердцем и очищают его читая псалмы, каноны и акафисты. Кому-то он даже более подходит. Но этот путь длиннее. Собственно в  Псалтири и находится главное откровение о том, чтобы  прилепляться к Богу в молитве своею душою и очищать своё сердце молитвой:

«Прильпе душа моя по тебе» (Пс. 62:8).
«Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50).

Человек никогда не бывает один. Бог всегда рядом с ним и в нём. Почуствовать это присутствие и молчать, пребывая с Ним как одно целое это тоже молитва (без слов), дарованная человеку.  Вот что говорит об этом Духом Святым пророк Давид: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс. 15:8), то есть не поколеблюсь и не впаду в искушение и суету.   

Так что начинающий может краткую и частую молитву чередовать с  чтением Псалтири или, когда находится в обществе, с памятью о присутствии Божием.

«Если и не достигнешь вполне плодов и совершенства молитвы, то хорошо и то, если скончаешься на пути к ней. Высокого (то есть утешения и духовных озарений) не ищи; оно приходит, когда Богу угодно» (Преподобный Иосиф Оптинский).


                3. Как причащаться?

Таинство Причащения дарует нам в Святых Дарах таинственное соединение с Богом, согласно словам Господа: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем».

Как принимать Его?  Как дитя. То есть нисколько не раздумывая и не сомневаясь, в том, что принимаешь в себя Господа: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк.10:15). Вы подходите к Причастию и «Приблизилось к вам Царство Небесное». Вы приняли в себя Святые Дары и теперь «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Ребёнку это понятно.

В молитвах ко святому Причащению неоднократно говорится об обожении совершающемся в этом таинстве:


«Б о г о т в о р я щ у ю    Кровь ужаснися, человече, зря:

Огнь бо есть, недостойныя попаляяй.

Божественное Тело и   о б о ж а е т    мя и питает:

О б о ж а е т    дух, ум же питает странно.»

«Причащаясь обоженного тела, как Самого Бога, человек и сам делается Богом через неизреченное соединение» - пишет также преп. Симеон Новый Богослов.

Прп. Никодим Святогорец в "Невидимой брани"  молитвенно обращается к Богу с такими дивными словами о таинстве Причащения: «Ты благоволишь мне даяти мне всего Себя в пищу и питие не для другого чего, как для того, чтоб преложить всего меня в Себя, не потому чтоб имел Ты нужду во мне, но потому, что я крайнюю имею нужду в Тебе; ибо таким образом Ты бываешь живущим во мне, а я в Тебе; и чрез любительное единение сие делаюсь я как Сам Ты – и скажу так по-человечески: чрез соединение моего земного сердца с Твоим сердцем небесным содевается во мне единое некое божественное сердце» (прп. Никодим Святогорец).


Ничто не мешает верующим причаститься кроме вражды, возношения и осуждения. "Недостойные" это те кто имеют во время причастия вражду, возношение или осуждение.

Причастие как и молитва очищает сердце и соединяет его с Богом.

После причащения мы, молясь, обращаемся ко Христу, находящемуся в нашем сердце.


             4. Как читать  Евангелие и апостольские послания?

У тех, кто часто причащается (хотя бы раз в месяц), просыпается особенная тяга к чтению Евангелия. И это качественно иное чтение. Святое Евангелие становится для них живой книгой в прямом смысле слова. Они внутренне чувствуют, что оно является таинственным источником жизни, ибо имеет в себе самого Христа, его божественную силу!

«Святые Отцы советуют читать св. Евангелие ежедневно. Если очень недосужно, все же прочти хоть одно зачало. Читай не так, чтобы только прочесть, но внутренне помолись Господу, чтобы открыл твои сердечные очи   у р а з у м е т ь   с и л у  святого благовествования Христова. Читай внимательно, точно по складам. И ты, подобно кровоточивой жене,  опытом познаешь  д у хо в н у ю   с и л у,   и с х о д я щ у ю   от такого чтения (Мф. 9; 20-22)» (схиигумен Иоанн Алексеев).

Перед чтением помолись: "Господи, открой мне сердечные очи уразуметь силу святого благовествования Христова". И читать Евангелие нужно так, как будто оно и его толкование написаны лично для тебя.

Внимательно читающий  ж и в ё т  в Евангелии, всё относя к себе, а не к другим.

«Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим» (прп. Марк Подвижник). Что значит   в с ё ?  Слабости и грехи описанные в Священном Писании,  заповеди Христовы как бы заповеданные ему лично и благодеяния Христовы, как бы ради него  совершенные. Внимательно читающий живёт в Евангелии. Чудеса исцелений он воспринимает как над ним совершённые.

И ещё, в Евангелии не сказано, чтобы мы от других требовали исполнения заповедей, а чтобы сами их исполняли.

Внимательно чтение Слова Божия как молитва и Причащение очищает сердце и соединяет его с Богом. Очищает даже если человек забывает о прочитанном:

«Один инок жаловался старцу на забывчивость свою при чтении Слова Божия. У старца стояли 2 пустые кувшина. Старец сказал иноку:
"Пойди, возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место".
Инок проделал это по повелению старца трижды.
Тогда старец спросил:
"Который из двух сосудов чище?"
Инок отвечал:
"Тот, в который я наливал воду и который мыл".
Старец на это заметил:
"Так и та душа, которая часто слышит Слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, нежели та, которая никогда не вопрошает и не слышит Слово Божие"». Святитель Игнатий Брянчанинов "Отечник")

«Когда заметишь в себе, что скучно для тебя чтение Божественных Писаний и неохотно слушаешь духовные наставления, тогда знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это — начало зломудрия, которым болевшие пожали плод смерти.» (Ефрем Сирин)

(Думаю то же самое касается молитвы и таинства Причащения.) Если такая беда приключилась, пугаться не надо: нужно тут же обратиться к врачу души своей   Господу с просьбой: "Исцели, Врачу Многомилостиве!"


Искренно любящий Бога больше всего любит молитву, Причащение Святых Даров и чтение Слова Божия (разъяснения его Святыми и  размышление над ним).  Потому что благодаря им он прилепляется к Богу всем своим любящим сердцем и, получая помощь свыше, становится способным возлюбить ближнего как самого себя или даже больше себя.


                5. Как прилепиться* сердцем к Богу?

Прилепляйся (нежно прильни, любя и не желая расставаться) сердцем к Богу: как святой пророк Давид, как Асаф, как Иоанн Лествичник, как прав. Иоанн Кронштадтский, как все Святые избранники Божии. 

К этому призывает своих любимых чад сам Господь Бог: «Даждь Ми, сыне, твоё сердце» (Притч. 23:26), а именно: «Чадо, прилепись ко Мне подобно кроткому Давиду   в с е м   сердцем твоим, презрев богатство, славу и стяжание и спасу тебя от всех врагов твоих.» (От страстей, грехов и бедствий.)

Святой пророк Давид поёт: «Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя» (Пс. 62:8). («К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня")

Асаф вторит ему: «Мне же прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони»(Пс. 72:28).

Как прилепляться? Прежде всего через молитву:

«Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом...» (прп. Иоанн Лествичник 28; 1).

«Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего,   п р и л е п л я т ь с я    ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» (прп. Иоанн Лествичник 28; 29).

Поэтому Праведный Иоанн Кронштадский советует:  «Научи сердце свое более всего   п р и л е п л я т ь с я    чрез молитву к Богу, а не к суете мира» (прав. Иоанн Кронштадтский).

Как через молитву прилепляться сердцем к Богу?

Преподобный Иоанн Лествичник учит как это делать: «Восстав от миролюбия и сластолюбия, отвергни попечения, совлекись помышлений, отрекись тела; ибо молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого. «Что бо ми есть на небеси?» – Ничтоже. «И от Тебе что восхотех на земли?» – Ни что иное, как только непрестанно в молитве безмолвно  п р и л е п л я т ь с я   к Тебе. Одни пленяются богатством, другие славою, иные стяжанием: «мне же еже прилеплятися Богови вожделенно есть и полагати на Него упование» моего бесстрастия» (Пс.72:25,;28) (преп. Иоанн Лествичник).

Потому что сердце обладает удивительным свойством: к чему оно ни прилепится (прильнёт, любя и не желая расставаться) с тем и сростается, сорастворяется, тем и становится. Если прилепляется к земному, то становится тленным богатством, скоропреходящими удовольствиями земной жизни, суемудрием века сего, суетной славой, а если прилепится к Богу, то становится Божественной Любовью.

Поэтому Святой Дух устами пророка говорит нам: "богатство аще течет, не прилагайте сердца" (Пс. 61:11) А апостол Павел пишет: «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: "два будут одна плоть". А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор 6:16).
(Под блудницей можно подразумевать все тленные блага мира сего да и сам сей мир).

«Воистину напрасно волнуется всякий живой человек, ища себе покоя в земных и тленных вещах <и слепо прилепляется к ним сердцем>, ибо никогда не найдет его <в них>. Потому-то Господь, милуя и щадя Свое создание, предоставил нам лучшее — намеренно сократил сию жизнь нашу, дабы мы напрасно не трудились много и не заботились бессмысленно о вещах мимотекущих, как и Сам Господь сказал многопопечительной Марфе: "Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу: Мария же немногопопечительная благую часть избра, яже не отымется от нея" вовеки (Лк.10:41-42)» (митрополит Исаия Копинский).


«Одно только то не имеет и тени обольщения, чтобы возлюбить всем сердцем своим, всею душою своею, всею крепостию своею Единого Бога, к Нему   п р и л е п и т ь с я   и ничего не почитать выше любви Его. Это только одно пребудет с тобою вечно; это только одно чуждо обольщения. В этом для тебя жизнь вечная; в этом нескончаемая радость и присносущное наслаждение. Да будет Сам Он один твоим утешением и наслаждением вечным, да будет твоею радостию и веселием Его пресвятая любовь. Лучше и честнее сего не найдешь ничего ни на земле, ни на небе. Имей это дороже всех сокровищ, драгоценнее всех многоценных маргаритов и адамантов. Это одно да будет тебе вечным утешением, и радостию, и веселием, славою и наслаждением. Яко тому подобает всякая слава, честь и держава со безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и благим, и животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков, аминь» (митрополит Исаия Копинский).

«Тебе же   о д н о   только нужно, чтобы не быть чуждым Господа и Его пресвятой благодати» (митрополит Исаия Копинский).

Повторю ещё раз: Искренно любящий Бога больше всего любит молитву, Причащение Святых Даров и чтение Слова Божия (разъяснения его Святыми и  размышление над ним). Потому что благодаря им он прилепляется к Богу всем своим любящим сердцем и, получая помощь свыше, становится способным возлюбить ближнего как самого себя или даже больше себя.

--------

*"Прилепись" значит нежно прижмись, неотрывно как в поцелуе "приклейся". "Привяжись" не точно выражает смысл этого слова.


                6. Три "маленькие" правила любви 

Из любви к Богу и ближнему соблюдай три "маленьких" правила:
 

    1. Следи за своими недостатками, а не за чужими.

(Как это делать рассказано в ответе на перый вопрос.)

    2. Вини  во  в с ё м  только  себя, а не других или обстоятельства (но добродушно, то есть без ожесточения и самоедства).

Лучший пример такого самоукорения даёт нам благоразумный разбойник от сердца сказавший на кресте: «Достойное по делам нашим приемлем.» «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Первым своим словом оно во всём винит себя, а вторым, не теряя надежды, обращается за помощью к милосердию Божию.
 

    3. Из любви ко Христу и к ближним старайся отсекать свою волю перед ними.

(Не торопись высказаться сам, а внимательно выслушай другого. Не любопытствуй. Не задавай лишних вопросов. Не давай советов, если тебя не попросили.  Не настаивай на своём, будь уступчивым, если это не касается ключевых вопросов веры.) Не ради самосовершенствования, а ради любви, потому что в этих делах проявляется любовь к Богу и ближнему не на словах, а на деле.

В этих трёх "малых" навыках основа смиренномудрия (1-й и 2-й навыки)  и смирения (3-й навык). Без усвоения их очень трудно, если не невозможно исполнить заповеди Нагорной проповеди. Потому что благодать даётся Господом за смирение.  А без благодати Божией мы не можем исполнить заповеди.

«О блаженное смирение, ты - Божественно, ибо преклонило небеса, и воплотилось в человечество, и грехи всего мира пригвоздило ко Кресту» (схиигумен Иоанн Алекссеев).

«Смиренномудрие есть риза Божества. В него облеклось вочеловечившееся Слово и чрез него беседовало с нами в теле нашем. И всякий, облеченный в оное, истинно уподобился Нисшедшему с высоты Своей...»

Получается, что "Бог сошёл на землю облекшись в ризу смирения, чтобы человек, облекшись в неё смог взойти на небо." 
 
Итак, смирение - самое драгоценное для нас божественное свойство, потому что путь к обожению (в Царство Небесное) открывается только через усвоение его.


7.  Как  имея память смертную, не печалиться. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите» (1.Фес.5:16-18)

«Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других деланий» (преп. Иоанн Лествичник). 

«Хорошо иметь память о смерти, но с разумом – когда она служит к отречению, к умилению, к сокрушению духа, к смирению. Если же она производит уныние, то и самая память смерти будет вести не ко спасению, а к погибели. Во время уныния полезнее иметь память милости Божией, Его благодати, Его дарований, туне нам посылаемых, – спасения, даруемого нам Им обстоятельствами жизни и самими нашими падениями. Все хорошо в свое время, а не вовремя и самое хорошее может послужить во вред» (игумения Арсения).

Память смертная у начинающих очень часто вызывает печаль и уныние. А христианин призван радоваться о Боге. Поэтому во избежание уныния, живи каждый свой день так, как если бы это была вся твоя земная жизнь. Не малая её часть, не последний день твоей жизни, а вся она. В этом есть своя глубокая правда, потому что день являет нам в миниатюре всю нашу жизнь. Благодаря этому каждый день своей жизни можно начинать с чистого листа и провести её праведно, во славу Божию.
Ведь Господь говорит: "В чём застану, в том и сужу".

При этом ты постепенно перестанешь делать массу ненужных бесполезных вещей и не будешь откладовать действительно важное на завтра, сосредоточишься на главном: на любви к Богу и к ближнему, выраженную прежде всего в молитве. Такой подход очищает сердце от всего кроме любви: от лишних забот, пристрастий и страстей.

При этом старайся руководствоваться  правилом  апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фесс. 5:16-18).

    О чём радоваться?

1) о промыслительной, искупительной и боготворящей Любви Божией к нам;
2) о драгоценной возможности прилепляться к Богу в молитве, Причащении и чтении  Слова Божия, щедро дарованной нам в этой временной жизни, да обретём благодаря ей жизнь вечную в Боге;

     Как радоваться?

Как дети.

С этой радостью нужно начинать  молитву, с этой радостью нужно причащаться и читать Слово Божие (прежде всего Евангелие, Апостол и Псалтирь).

И радуясь,  благодарить Бога за всё о чём сказано выше.   






                Итог

Бог есть любовь, промыслительная, искупительная и дарующая нам жизнь в Боге. Вершина Любви Божией к нам и конечная цель нашей земной жизни это Царствие Божие или достижение обожения, вечной жизни в Боге,  которая возможна только во Христе Иисусе.


Как ответить взаимностью на эту неизреченную Любовь Божию к нам и  принять этот чудесный дар?

1. По-детски искренной верой в то, что Иисус Христос это наше обожение и наша вечная Жизнь в Боге.

2 По-детски искренной надеждой на безграничную милость Господа, уготовавшую нам это чудесное спасение в самом Себе.

3. И ответной  по-детски  искренной  любовью, которая выражается в желании прилепиться к Спасителю своим сердцем как к самому любимому и самому родному Существу и  быть с Богом неразлучно.

Прилепляться к Богу всем своим любящим сердцем даровано нам прежде всего в молитве, в таинстве Причащения и в чтении Слова Божия (размышлении над ним)

А для этого сердце должно быть смиренным, кротким (незлобивым и незлопамятным), простым и чистым как у ребёнка.

Поэтому нужно очень внимательно  наблюдать за тем, что происходит в нашем сердце и очищать его частой молитвой Иисусовой от всего того, что недостойно любви Божией, прежде всего от вражды, возношения и осуждения.

Наблюдение за своим сердцем приведёт к познанию себя (своей гордости, тщеславия, раздражительности, нетерпеливости, сварливости, зависти, любостяжания, сребролюбия, суетного страха, малодушия). Это очень смиряет. (Высота дара требует глубины смирения)

В краткой, но частой молитве дарована нам драгоценная возможность прилепляться к Богу своим любящим сердцем, и очищать его от всего недостойного любви Божией.

Искренно любящий Бога больше всего любит молитву, Причащение Святых Даров и чтение Слова Божия (разъяснения его Святыми и  размышление над ним). Потому что благодаря им он прилепляется к Богу всем своим любящим сердцем и, получая помощь свыше, становится способным возлюбить ближнего как самого себя или даже больше себя.

Из любви к Богу и ближнему соблюдай три "маленьких" правила:
 

1. Следи за своими недостатками, а не за чужими.

2. Вини  во  в с ё м  только  себя. 

3. Из любви ко Христу и ближним старайся отсекать свою волю перед ними.



Живи каждый свой день так, как если бы это была вся твоя земная жизнь. Не малая её часть, не последний день твоей жизни, а вся она.

При этом старайся руководствоваться  правилом  апостола: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фесс. 5:16-18).

О чём радоваться?

1) о промыслительной, искупительной и боготворящей Любви Божией к нам;
2) о драгоценной возможности прилепляться к Богу в молитве, Причащении и чтении  Слова Божия, щедро дарованной нам в этой временной жизни, да обретём благодаря ей жизнь вечную в Боге;

Как радоваться?
Как дети.

С этой радостью нужно начинать  молитву, с этой радостью нужно причащаться и читать Слово Божие (прежде всего Евангелие, Апостол и Псалтирь).

И радуясь,  благодарить Бога за всё о чём сказано выше.   


«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). Поскольку Он  "сущий в недре Отчем", то и "явил" саму сущность Бога - любовь. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин 3:16) 

То есть во Христе Бог Отец подарил нам своё сердце, преисполненное неизреченной любви, чтобы мы, прилепившись к нему своими сердцами в молитве, очистили их и стали с Ним одно.
 
Кроме этого он научил нас на своём примере  дарить своё сердце ближним.









             Цель христианской жизни в беседе Господа  с самарянкой у колодца



В беседа с самарянкой у колодца Иакова Господь открывает главную цель христианской жизни. Ту самую о которой преподобный Серафим Саровский сказал «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего.»


Вот эти слова Господа обращённые к самарянке, а вместе и с ней ко всякой верующей душе:

«Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду.»

«... Всякий, пьющий воду сию (то есть из колодца), возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.»

В этих словах Господа речь идёт о двух жаждах: физической и духовной.  «Всякий, пьющий воду сию (то есть из колодца), возжаждет опять» сказано о физической  жажде.
 
«А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» сказано о духовной жажде, жажде Бога.
 
«Вода», которая утоляет духовную жажду это благодать Святаго Духа. Только она может утолить эту самую великую жажду бессмертной души.

Обычная вода из колодца, как и исполнение всех других наших жизненных потребностей продлевает только нашу временную физическую жизнь. А живая «вода» благодати Духа Святого, которую даёт Христос , внутри нас становится источником (родником), ведущим нас в Жизнь  вечную, в Бога, как родник, ставший рекой ведёт в океан.

Обретение этого божественного родника внутри себя и есть рождение свыше, от духа, о котором Господь говорит  Никодиму, но законник не может это понять умом, а саморянка сразу поняла это сердцем, уверовав во Христа.

Иными словами  вот этот источник воды  в нас, то есть благодать Святого Духа,  о даровании которой мы просим Иисуса Христа, и является рождением свыше, то есть от Бога.

Господь сидит у колодца наших земных потребностей, из которого мы черпаем каждый день, и хочет  дать нам большее. Как и тогда.   

То есть Иисус Христос готов дать всем искренно верующим источник опытного богопознания, ведущий человека к обожению. Как он даёт это величайшее из сокровищь? Духовно. В чём?  В таинстве Причащения, в молитве, в богомыслии, и в делах милосердия.






                Черновые записи

(Ибо высота, к которой мы призваны Любовью Божией  требует глубины смирения.)

«Помилуй» значит прости мои грехи и спаси от этого беспрестанного насилия надо мною злых помыслов и страстей, похищающих у меня общение с Тобой. 

Краткой, но частой молитвой дарована нам драгоценная возможность  прилепляться к Богу своим любящим сердцем, в то же время очищая его своей молитвой от всего недостойного любви Божией.


Спасение человека в искуплении и в обожении его. В искуплении и обожении проявилась безграничная любовь Божия к человеку.

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин. 4:10).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).  Через  искупительную жертву Господа и через обожение.


Божественная Любовь питает нас собой через молитву, Святые Дары и чтение Слова Божия.

(Потому что любовь это улица не с односторонним движением.) 

"Если не возлюбишь блаженных и подлинно Божественных слов Писания, то уподобишься скотам несмысленным и бессловесным. Как из желания поддержать жизнь обыкновенно едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению словес Божиих должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом и сытости." (Нил Синайский)

"Во Святом Писании различать можно плоть и дух, как бы оно было неким духовным человеком. И кто сказал бы, что буква Писания есть плоть, а смысл его — дух или душа, тот не погрешил бы против истины. Явно же, что тот премудр, кто, оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу как нетленному" (Максим Исповедник).

 «Любовь к Богу есть путь к обожению» (Григорий Богослов)

В чём спасение человека? Спасение человека не только в искуплении, но и в обожении его.

Любовь Божия всегда являла себя в промысле Божием, но две тысячи лет назад она

"...Религиозному православному сознанию совершенно очевидно, что Царствие Божие есть внутренняя благодатная жизнь, как говорил преп. Серафим и как раскрыто в слове Божием. А это Царствие Божие с самого пришествия Господа Иисуса Христа «пришло в силе», то есть в полноте. Что это такое? Снесите Мф. 16 и Мк. 9:1. У первого – «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем»; у второго – «Царствие Божие, пришедшее в силе». Следовательно, Царствие Божие открылось в Иисусе Христе. Как же?.. И «по сих» взял трех учеников и т.д. – и преобразился. Это и есть Царствие Божие – в силе... Подобное случилось и с преп. Серафимом пред Мотовиловым. Царство Божие – проявление Божества,   о б о ж е н и е   ч е л о в е к а   и даже прославление «твари» (одежды). Так ведь это уже все дано! А больше этого не может быть ничего. Чего же еще ждут люди? Неужели хилиастические чаяния, которые носят, в конце концов, характер земной, могут быть «больше» этого? Никак! Убогому они скучны. А то, что радостно, дано даже и нам: жизнь в Боге... «Праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим.14:17)".

 Любовь и смирение - путь ко спасению


Обожение это «святоотеческое понятие, обозначающее преображение человеческой природы под воздействием Божественной благодати, в результате к-рого человек постепенно уподобляется Богу, становясь, по выражению св. отцов, "богом по благодати"»  (Прот. Вадим Леонов).

А преподобный Симеон Новый Богослов наоборот подробнее разъясняет: «Бог не для того соделался человеком, чтобы только веровали в Него и поклонялись Ему, но чтобы и мы соделывались общниками Божескаго естества» (I, Слово 51-е, стр. 466)


 В чём любовь Божия и как нам не остаться чуждыми Её пресвятой благодати

    Цель христианской жизни и способ достижения её

Как нам не остаться чуждыми Любви Божией и Её пресвятой благодати


Поэтому Любовь Божия раскрываетя во всей своей полноте не только в Промысле Божием и Искуплении падшего человека, но и в Обожении его через Иисуса Христа, Сына Божия. Забыть  об этом значит забыть о цели христианской жизни. Поэтому если мы говорим о Промысле и  Искуплении, но  умалчиваем при этом об Обожении, то являем Любовь Божию неполной. Во избежание этого священномученик Ириней Лионский напоминает нам: "Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом" а святитель Афанасий Великий выразил эту мысль ещё короче: «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился». В этих словах  показана вершина Любви Божией к нам и конечная цель нашей земной жизни: достижение обожения во Христе или Царства Божия, как его называет Святое Евангелие.
Поэтому Христос говорит своим ученикам: 
 
В чём любовь Божия и как нам познать её и прилепиться к ней сердцем
                (себе на память)
оспринять её святую благодать

Варианты названия статьи:
 
Как нам ответить взаимностью на Любовь Божию к нам?

Как нам не остаться чуждыми Любви Божией?

                Как ответить на Любовь Божию к нам?
 Как ответить взаимностью на Любовь Божию к нам?

Божественная Любовь показала нам, что без смирения не может быть спасения и Обожения.

«Распятие на кресте было самой ужасной казнью. <...> И все эти ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел как Человек ради нашего спасения, а Божестно сострадало»


(В молитве открывается духовный портал к Богу.)

«Чадо, дай мне сердце твое»

Поэтому нужно прежде всего открыть это детское сердце внутри себя и очистить от всего чуждого его простоте искренности и любви. 

Поэтому нужно очень внимательно  наблюдать за тем, что происходит в нашем сердце и очищать его от всего того, что недостойно любви Божией, прежде всего от вражды, возношения и осуждения.


Рецензии
Здравствуйте, Владислав!

Мне очень понравилась Ваша работа- " и она, на мой взгляд, перекликается с моим любимым Вашим стихотворением - "Пробуждение" -"Я - Свет Любви без всякой ложной тени,Во Мне итог всех искренних молений" "Я -самоосознание твоё,И всё твоё - Моё,
И всё Моё твоё"
"Во Мне итог всех искренних молений" - искренних молений!"Я -самоосознание твоё"-когда
человек это поймёт, он будет молиться с Любовью, Верой и Надеждой, без сомнений и суеты..."Когда ты просишь Отца рыбу, Он не даст тебе камень..."Нельзя сомневаться, когда ты молишься Богу, иначе для чего ты это делаешь, и как Вы верно отметили- молитва -это духовная работа души, не сиюминутная...
Спасибо, дорогой Владислав! С теплом и благодарностью

Людмила Иоффе   02.03.2024 13:30     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила.

Я безмерно рад, что Вам понравилась эта подбрка высказываний Святых Отцов. Вы своим чутким сердцем увидели связь этих слов с моим главным стихотворением. Это для меня очень дорого. А Ваши слова об искренней молитве поддержали меня в тяжёлый момент и дали надежду и духовный импульс к продолжению моей работы в сложных обстоятельствах.

Очень благодарен Вам,

С теплом и улыбкой,

Владислав Плеханов   02.03.2024 13:42   Заявить о нарушении
Мой дорогой Владислав, Ваше Главное стихотворение - одно из прекраснейших! Я его
очень люблю и восхищаюсь им уже давно! Я очень рада, что мои слова поддержали Вас, для меня это счастье!
С теплом и улыбкой,

Людмила Иоффе   02.03.2024 13:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.