Царицынская переволока, где ты? 7

На заставке перед текстом фрагмент спутниковой карты на котором стрелочкой отображена ещё одна переволока от истока речки, впадающей в бассейн Дона, к истоку Волжской Царицы. Обратите внимание на то, что от верхней части фото до стрелки спускается группа правильных прямоугольников, вытянутых в сплошную линию. Это начало оборонительной линии Петров Вал, которая заканчивалась в одноимённом городке, до которого, по прямой, сто семьдесят километров. Там Петр Первый пытался построить канал, соединяющий реку Иловля с истоками речки Камышинки. И это была первая попытка государя российского соединить каналом Дон и Волгу через их притоки. Но положительного результата императору добиться не удалось. Спрашивается – зачем было строить Петру Первому таких грандиозных масштабов оборонительные укрепления по водоразделу двух великих русских рек? А между ними были десятки бесконтрольных волоков, по которым купцы и частники перевозили товары без таможенной пошлины, отчего государственная казна не пополнялась за счёт налога за провоз товаров к месту торговли. Поэтому были оставлены всего несколько контролируемых волоков и один из них в городке Петров Вал, в котором так и не удалось прорыть первый канал между Волгой и Доном. Для сбора таможенного налога были оставлены волоки в районе реки Карповки и её притоков. Два волока в предыдущем тексте (№5) и один в этом, я указал красными стрелками. Протяжённость сегодня обозначенного волока один километр триста метров, но может быть всего километр, если для расширения городских кварталов засыпали крайнее русло истока Царицы. В настоящее время наземный путь между речками отсечён от Царицы перевалочной железнодорожной станцией, которая ответвляется от железной дороги в районе железнодорожного посёлка Бирюзовый. Для погрузки-выгрузки к «железке» отсыпана грунтовая дорога, как раз от истока Царицы, что в комплексе с перевалочной станцией, из космоса смотрится подобием колокольчика. Волок этот сейчас не актуален. Нынче другие скорости перемещения пассажиров, товаров и грузов. Подробнее про этот древний волок я напишу в следующем тексте, к которому приложу интересную картинку, связанную с его названием. Продолжение следует.


Рецензии