Александр Николаевич Лодыгин

Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) был российским электротехником, изобретателем и предпринимателем. Родился в селе Стеньшино Тамбовской губернии (ныне Тамбовская область). Он закончил Московское юнкерское пехотное училище в 1868 году и поступил на работу в Тульский оружейный завод. В Санкт-Петербурге он слушал лекции на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета и Санкт-Петербургском практическом технологическом институте (1870-1874). Он провел исследования в области конструирования воздушных судов тяжелее воздуха и разработал геликоптер (вертолет) с электродвигателем в 1860-х годах. В 1871 году Лодыгин изобрел подводное дыхательное устройство, использующее кислород, полученный из воды электролизом. Он также занимался электроосвещением воздушных судов и в 1872 году изобрел угольную лампу накаливания, в которой в качестве накаленной спиралью использовался тонкий стержень из ретортного угля. Лампы Лодыгина имели срок службы около 30-40 минут, но впоследствии он усовершенствовал конструкцию лампы и увеличил ее срок службы до 700-1000 часов. Лодыгин публично продемонстрировал свои лампы в Санкт-Петербургском практическом технологическом институте в 1873 году и провел первые эксперименты по уличному освещению в 1873-1874 годах. Он запатентовал свою лампу в России и других странах. Лодыгин был одним из основателей Товарищества электрического освещения "А. Н. Лодыгин и Ко" в 1874 году и принимал участие в народническом движении в 1870-х годах. В период с 1884 по 1906 годы он работал во Франции и США.
В 1890-х годах Лодыгин изобрел несколько типов ламп накаливания с металлической нитью, при этом он первым начал использовать вольфрам для тела накала. В 1894 году в Париже он основал фирму "Лодыгин и де Лиль", которая занималась производством мощных ламп с нитью из тугоплавких металлов (фирма прекратила свое существование в 1897 году). Он также работал инженером по освещению при строительстве метрополитена в Нью-Йорке с 1902 по 1905 годы. В 1906 году под его руководством был построен завод в США для получения вольфрама, хрома и титана методом электрохимического процесса. Лодыгин также создал приборы для электрического отопления, аппараты для сварки и резки металлов, а также респираторы с электролитическим получением кислорода для дыхания. Его другие работы были связаны с электрической тягой на трамваях, железной дороге, метрополитене и электрификацией малых промышленных предприятий. После возвращения в Россию Лодыгин преподавал в Санкт-Петербургском электротехническом институте (1907) и работал в строительном управлении Николаевской железной дороги. С 1910 года он был членом консервативной организации "Всероссийский национальный клуб". После Февральской революции 1917 года Лодыгин с семьей уехал из России и поселился в США. Он отказался по болезни принять предложение Г. М. Кржижановского приехать в Советскую Россию для участия в разработке плана ГОЭЛРО. В дальнейшем Лодыгин занимался конструированием и строительством электрических печей и установок для плавки металлов и руд, их закалки и отжига. В 1988 году был открыт Музей А. Н. Лодыгина в Тамбове.


Рецензии