Тасаввуф Гата 3. 4. Воля. Хазрат Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.4. Каза и Кадр: Воля, человеческая и Божественная. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Вопрос о воле, человеческой и божественной, можно рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения мудрости и с точки зрения истины в последней инстанции. Если слова и могут что-то объяснить, то только с первой точки зрения. Последняя точка зрения не позволяет говорить ни слова по этому поводу, поскольку в абсолютной истине двое не существуют, не существует такой вещи, как двое, есть только один. С точки зрения мудрости человек видит одного слабее, другого сильнее, и один должен уступить силе другого. Это человек наблюдает во всех аспектах творения. Большая рыба поедает маленькую рыбку, а маленькая рыба питается более мелкой рыбой. Итак, нет в этом мире никого настолько сильного, чтобы не было другого человека, ещё сильнее. И нет в этом мире никого настолько слабого, чтобы не было другого, еще слабее.  Другая вещь, о которой человек может подумать, — это противоположные условия и ситуации, которые стоят перед желающим умом и устремленным человеком, как каменная стена, так что при всяком желании сделать и совершить что-либо,  не удается найти свой путь. Именно этот опыт заставил человека сказать: «Человек предполагает, Бог располагает». Индуистские философы назвали эти две великие силы, одна из которых — намерение, а другая — сила разрушения, именами Брахмы, Творца, и Шивы, Разрушителя. И самое чудесное в этом творении и разрушении то, что то, что Брахма создает за тысячу лет, Шива разрушает в одно мгновение.  Поскольку Бог всемогущ, мудрые видят руку Бога в большей силе, проявляющейся либо через человека, либо через определенное состояние или ситуацию, и вместо того, чтобы слишком сильно бороться с жизненными трудностями и стонать о потерях, с чем ничего не поделать,  они смиряются с волей Божией.

Короче говоря, каждый план, который строит человек, и его желание осуществить этот план часто являются результатом его личной воли, и когда его воле помогает любая другая воля, с которой он сталкивается на пути достижения определенного объекта, то ему помогает Бог, так как всякая воля идет по направлению своего желания и так его твердое намерение укрепляется, и часто человек совершает что-то такое, чего, может быть, и тысяча человек не смогла бы совершить. Затем есть еще один человек, у которого есть план или желание, и он встречает сопротивление со всех сторон. Кажется, что все идет не так, как надо, и все же у него есть внутреннее побуждение, которое подталкивает его идти дальше по пути достижений. За его спиной также находится рука Божья, толкающая его вперед на его пути, даже если в начале его борьбы могут показаться препятствия – но все хорошо, что хорошо кончается.

Святые души, которые считают своей религией искать довольства Бога и подчиняться Его воле, действительно блаженны, ибо их поведение приятно каждому, ибо они сознательны, чтобы не обидеть чьи-либо чувства, и если по ошибке им случится задеть чьи-то чувства, они почувствуют, что причинили вред Богу, чьего удовольствия они должны постоянно искать, ибо счастье их жизни заключается только в поиске удовольствия Бога. Они наблюдают за каждым человеком, за каждой ситуацией и состоянием, и их сердце тренируется от постоянного пристального наблюдения за жизнью, как у любителя музыки, чей слух приучается со временем и может различить правильную ноту от ложной. Так они начинают видеть в каждом желании, возникающем в их сердце, соответствует ли оно воле Божией. Иногда они знают момент возникновения желания. Иногда они знают, что прошли половину пути его преследования. И иногда они знают, что в конце борьбы. Но даже тогда, в конце, их готовность подчиниться воле Божией становится их утешением, даже перед лицом разочарования. Секрет поиска воли Божией заключается в развитии способности чувствовать гармонию, ибо гармония – это красота, а красота – это гармония. Любитель красоты в своем дальнейшем развитии становится искателем гармонии, и, стараясь всегда сохранять гармонию, человек настроит свое сердце на волю Божию.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии