Кто виноват? Александр Герцен

Вчера я дочитал, наконец, "Кто виноват?" Герцена. Это было мучительно, несколько раз я порывался бросить. Причиной была кажущаяся очевидность сюжета, когда моментами думалось, что всё ясно и не хотелось заглядывать дальше. Но каждый раз оказывалось, что ничего ещё не ясно и кое как добравшись до этого понимания, я продолжал. Последняя запинка случилась там, где Бельтов признаётся Любови Александровне и делает поцелуй. Почему-то мне сделалось гадливо и я подумал, что теперь мы вообще не описываем подобные переживания, как вроде их не существует. И вот прорвавшись через все остановки - дочитал.

Что я могу сказать? Виновата Любонька - Любовь Александровна Круцеферская! Даже и представить не могу откуда критики высосали некую революционность романа. По дороге (по мере возникновения пауз) я время от времени обсуждал книгу с приятелями и мы последовательно приходили к выводам - то, что роман излишне зануден; то, что Герцен переоценён, а на самом деле середнячок-писатель; то ещё какую-нибудь самодовольную ересь. Это говорит, между прочим, ещё и о том, что не только я, но приятели мои романа не читали :-) Сюжет книжки действительно прост и пересказывается буквально в двух словах, но чудо в том, что роман значительно превосходит и, кажется даже не вмещает в себя сюжет. Вещь действительно гениальная и Герцен воистину гениален!

Многие скажут, но ведь виноват Бельтов, который довёл одного до отчаянья а другую до чахотки. Я вам отвечу, что болезнь могла появиться и сама по себе, а вот то отчаянье которое поразило всех троих - оно только потому что Любовь Александровна не захотела давать отпор Бельтову на ранних порах. Другие скажут, что виновата среда, то чванливое быдло, которое распустило слухи и связала всех троих путами общественного устройства. Однако, перенеси действие в наши дни или даже в советское время - в любой из его периодов, и не изменится ничего. При чём здесь среда? И последние скажут, что виноваты слишком строгое отношение вех троих к морали, что будь они, например хипи какими-нибудь, так и было бы им счастье в свободной любви. Говорящие такое вообще не понимают человеческого сердца. Возможно такое только при полном равнодушие друг к другу.

21.08.2022
https://vk.com/alexdassy


Рецензии