Музей Толстого в Хамовниках
Усадьба в Хамовниках как была при Толстом «природой в городе», так и осталась. Только раньше ее окружали фабрики, а теперь офисы. Отдушина в агрессивной урбанистической среде.
Старый двухэтажный дом (когда Толстой приобрел его в 1882 году, ему уже было почти сто лет) и гектар сада.
Главное достоинство музея в том, что в нем сохранились подлинная обстановка и вещи. Для нашей многострадальной страны – огромная удача. Просто повезло, что Ленин, который неровно дышал к Толстому, лично и быстро распорядился основать в усадьбе музей, пока все не растащили и не уничтожили.
В доме 16 комнат. Часть – достаточно просторные, с высокими потолками: столовая с расставленным на большом ореховом столе сервизом и определенной рассадкой домочадцев; зал с роялем, на котором играли Римский-Корсаков и Рахманинов; любимая Софьей Андреевной Большая гостиная в восточном стиле. Часть – поменьше и совсем уж комнатушки с низенькими потолками. Спальни детей, классная комната, рабочая комната, где граф занимался гимнасткой и шил обувь, буфетная, девичья… Парадная лестница, по которой дети любили скатываться в медных тазах (представили, хохотали).
Основной благоговейный интерес – кабинет. (У меня. Детям эти восторги чужды – вот если б комната какого-то там стримера с twitch...) Он небольшой, в самом дальнем углу дома, с окнами в сад. Стол и стул с подпиленными ножками (Толстой был близорук и скрывал это). Две свечи (электричества, как и водопровода, в доме не было). Стол-пюпитр, когда устанешь сидеть. Здесь он писал «Крейцерову сонату». (Не могу сосчитать, сколько раз в школьные годы я перечитала эту повесть! Гипнотически на меня действовала.) «Отец Сергий», «Воскресенье» – тоже здесь.
Софья Андреевна для эпистолярного творчества использовала стол-бюро, за которым часами переписывала сочинения мужа, вела свой дневник. А уж какая была рукодельница! Вот это шерстяное одеяло связала, а тот ковер собственноручно вышила. И когда все успевали? Понятно, что прислуга, что рано вставали. Лев Николаич чуть свет и воды из колодца принесет, и дров наколет, и снег почистит. И все равно непостижимо.
Мне лично этот дом очень нравится. До сих пор чувствуется, что в нем проживала большая дружная семья, в которой любили и уважали детей (10 человек на тот момент), обожали младшеньких – Ванечку и Александру. Со своими огромными драмами, разногласиями, ревностью и страстями, но все равно по факту счастливая. Принимали гостей – как светских и знаменитых, так и «темных» толстовцев. Бежали от праздности и не ведали скуки.
Хорошо помогает бесплатный аудиогид, приятным голосом Феклы Толстой рассказывающий об экспонатах. Особенно удачен такой формат для детей, которым лень читать таблички и экспликации. Да и рассказ Феклы более подробный, но не настолько, чтобы подростки удрали в свои мысли.
И, конечно, совершенно очарователен сад. Хочется остаться там жить. При Толстом, помимо плодовых деревьев, росли клубника, малина, крыжовник. Софья Андреевна любила первоцветы, выращивала нарциссы, тюльпаны, маргаритки, анемоны. Зимой граф лично заливал каток.
Сейчас в саду сохранились липы, возраст которых перевалил за 200 лет. Глядя на них, вспоминала Александровский сад, в котором наши деятели, никого не спросив, под предлогом благоустройства, осенью 2012 года вырубили прекрасную липовую аллею. Помню, как горевала, став свидетелем побоища. Совершенно здоровым деревьям было всего 65 лет. Заодно расправились и с более старыми липами, любимыми Булгаковым и видевшими наших самодержцев. Сделали, так сказать, евроремонт по-русски. Бывший начальник ГУВД генерал Пронин тогда расстарался – рядом с Кремлем все должно быть ровнехонько, как на плацу.
А у Толстого, слава богу, кривой тополь, которому 110 лет. Старый холм посередине – специально насыпанный для игр детей, колодец, уютная чайная беседка.
В общем, музей очень душевный. Особенно в летнюю жару. Милые тетеньки-смотрительницы. Детям до 16 лет бесплатно. Рекомендую. Да и куда сейчас податься, как не к мыслителю, неустанно твердившему: «Для меня безумие, преступность войны так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть».
Свидетельство о публикации №224022901110