Цыганский взгляд

Дорогие мои, очень хочется узнать ваше мнение, стоит ли продолжать историю Рубины и Алмазы?


Часть первая, вместо предисловие.

Исход.
   Очень давно, в 420 году до н.э. из Индии в поисках лучшей доли отправился по белому свету огромный поток людей, относящихся к касте танцоров, музыкантов. Эта каста считалась в Индии низшей. Назывались они «лури». Об этом факте впервые упоминает Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме».
   Первое упоминание о нахождении цыган в России датируется 1501-м годом, когда вожак Василь получил охранную грамоту от литовского князя Александра Каземировича.
   Несколькими долгими путями, и далеко не сразу попадали первые цыгане на территорию России, вынужденно принимая некоторые элементы языка и культуры тех народов, среди которых приходилось жить достаточно долгое время. Отсюда и появились различные диалекты. (Насчитывается более 30-ти!). Вместе со словами принимались и некоторые обычаи. По переписи населения 2010г. в России проживало 220 тысяч цыган. Точную цифру трудно установить.
   Поскольку основное занятие индийских предков цыган было музыка, танцы, то и дальше это оставалось основным заработком. Однако, находилось немало других способов получить на пропитание: торговля лошадьми, кузнечное дело. Женщины, как более чувствительные к энергетическим вибрациям человека, щедро передавали своим дочерям способность к гаданию на картах, по руке, а также целительству.
   В одной из московских древних рукописей 17-го века можно прочитать: «Цыгане есть люди в Польши, а поидоша от немец, на татьбу и всякое зло хитры». Из цитаты видно, насколько ошибочными и наивными были представления об истоках и жизни цыган. Но, всё-таки, можно иметь какое-то представление о пути, по которому цыгане пришли в центр и на север России. Со временем они здесь образовали особую этногруппу «русских» или «северорусских» цыган, т.е. «русска рома». В их языке, в отличие от диалекта южных цыган, пришедших в Россию из Византии, заметно очень много слов немецкого и польского происхождения. Изначально язык цыган был схож с индийским санскритом. И это совершенно не удивительно.
   Подчиняясь сложившейся многими веками традиции, чтобы сохранить свою культуру, цыгане продолжали кочевать. Не имея никакой возможности при таком образе жизни учить детей, которые смогли бы потом занимать высокие должности и защитить, становились изгоями.
   Из книги И. Ром-Лебедева «От цыганского хора к театру «Ромэн», глава Нины Велеховой «Клад за семью печатями»: «Приведу цитату из книги А. Баранникова: «В 1580 году в Германии был издан закон, согласно которому каждый цыган, не оставивший границу Германской империи, должен был подвергнуться бичеванию… Цыганы, возвратившиеся обратно… подлежали сожжению. В Европе цыганы… не считались за людей; их травили собаками и убивали, как диких зверей… Ещё в 1836г. в одном французском журнале появилась статья, автор которой утверждает, что «застрелить цыгана – дело столь же законное, как убить волка или лисицу…». В Турции убийство цыгана не считалось, согласно закону, преступлением».
   Вот так… Волосы встают дыбом от такого! И это делали те, кто несомненно считали своё общество цивилизованным! О какой простой человечности можно тут говорить? Винили, по сути, за то, что цыгане хотели заниматься именно любимым делом – песнями, танцами, музыкальными постановками, как того строго требовали законы касты прародины! Не всегда удавалось достаточно на этом заработать, и тогда вынужденно начинали попрошайничать. А в тяжёлые годы Великой отечественной войны вообще каждый цыган, попадавший в поле зрения фашистов, тут же уничтожался. Расстреливали, закапывали заживо целыми таборами!
   Далеко не все знают, что на средства театра «Ромэн», основанного в 1931-м году в Москве, (с 1977-го года по 2021-й год им руководил Николай Алексеевич Сличенко), был построен бомбардировщик, названный просто «Ромэновец».
   Горько говорить об этом потрясающем, великом человеке в прошедшем времени «руководил»… Но… 2-го июля 2021-го года его не стало. Это большая, печальная утрата не только для цыган. Для многих. Супруга Тамила Агамирова пережила его всего месяца на два. Покинула этот мир в сентябре 2021-го.
   И сейчас цыгане продолжают свою многовековую традицию: по-прежнему занимаются музыкой и кочуют! Разве что, теперь поголовное большинство цыган имеют постоянное жильё с регистрацией (пропиской), а табор на законных основаниях трансформируется в музыкальный коллектив на автоколёсах. Либо живут полуосёдло, часто меняя место жительства. Истинно кочевых таборов в России в настоящее время единицы, практически, нет.

Табор.
   Что же такое табор? Либо большая отдельная семья, либо добровольное соединение нескольких отдельных семей. Многое зависит от местности кочевья. Если место плотно населённое – больше людей в таборе. Малонаселённо – соответственно, меньше и табор. Для решения каких-то вопросов с властями выбирают самого уважаемого цыгана, и называют Баро (Большой). Нецыгане часто путают, и называют «бароном». Среди своих суд, называемый сЭндо, доверяют вершить нескольким уважаемым цыганам. Решение сэндо обычно обжалованию не подлежит. Если же не удаётся выяснить все обстоятельства дела, то каждая сторона даёт клятву в правдивости своих слов перед иконой. Если окажется, что клятва дана ложная, то того человека с позором прогоняют, и он становится изгоем. Об этом очень быстро разносит «цыганская почта», поскольку, по традиции, если встретились хотя бы два цыгана – обязательно делятся новостями.
   Список запретов для женщины весьма большой:
   Детство. В это время не распространяются практически никакие ритуальные ограничения. Многое позволяется и мальчикам, и девочкам. Жалеют, понимая, как не просто может сложиться дальнейшая жизнь девочки.
   Юность. Девочки, которые становятся уже девушками, (начинаются обычные женские циклы), обязаны уже намного осмотрительней общаться с юношами, беречь свою честь для будущего мужа. Девочки могут быть сосватаны родителями ещё при рождении. (Молодые иногда видятся друг с другом в первый раз перед самой свадьбой.) Не остаются наедине с парнем где-то в уединённом месте, не поворачиваются спиной, и уж тем более не сидят рядом на постели. Одевают удлиненную юбку, повязывают на голову платок, или шарф, если находятся в больших компаниях цыган. Впрочем, сейчас платок постепенно уступает место просто головной повязке. Но желательно яркой расцветки.
   Первые годы замужества. Эти годы самые трудные. Безоговорочное подчинение мужу, свекрови, старшим деверям, старшим золовкам. На плечи ложится вся чёрная работа по дому. В отличии от цыган православных, у цыган – мусульман жена должна закрывать ещё и низ лица платком. У обоих конфессий никто кроме мужа не должен видеть, когда молодая жена ложится спать и когда встаёт. Каждая вещь, над которой попал подол юбки, а тем более через которую переступила молодая женщина, считается «нечистой». Только по прошествии времени, когда жизнь «вошла в своё русло», и пара продолжает семейную жизнь, молодая жена постепенно приобщается к добыванию средств на пропитание. Такое положение постепенно меняется с рождением детей, с возрастом. В семье кто-то женится, выходит замуж, и новая молодуха принимает на себя работу по дому, а та уже сама становится добытчицей. Но это уже не всегда так, поскольку теперь многие цыгане имеют возможность получить образование, работу, получают зарплату, и возможность как все граждане России получить впоследствии пенсию.
   Старость. Женщина, которая дожила до преклонных лет, считается много пережившей, повидавшей, и потому - достойной уважения. Цыганку «в возрасте» стараются обеспечить возможным комфортом, прислушиваются к её советам.
   А что же мужчины? А вот у мужчин-цыган с юношеского возраста другие заботы. Им надлежит учиться общаться, «купить – продать – обменять», учиться тонкому искусству производить впечатление очень удачливого человека, разбираться в лошадях. Конечно же, желательно петь, плясать, играть на любом каком-то традиционно «цыганском» музыкальном инструменте: гитаре, скрипке, или фортепиано.

Религия.
   Что касается исповедания религии, то в основном большинство цыган – православные. Есть католики. Мусульманство приняла лишь часть цыган, особенно на юге России. Так же, как все христиане православные цыгане приносят, или приводят в храм крестить нарядных ребятишек, венчаются. Венчание обычно не входит в сценарий самой свадьбы. Делают это после регистрации в ЗАГСе. Впрочем, это не строго. Могут и «разом» всё, чтобы не тратить деньги ещё раз на праздник. Празднуют Рождество, Пасху, Троицу, День Победы 9-го мая. Вместе с тем на удивление крепко держится стойкая вера в помощь амулетов, талисманов.

Свадьба русских цыган.
   Зачастую родители договариваются между собой когда дети ещё совсем маленькие. Браки с «нецыганами» не одобрялись. В этом скрыта некая мудрость. Родители старались просто опередить события, пока повзрослевшие дети не нашли себе пару «на стороне» от цыганской общины, чтобы постепенно «не раствориться» в окружающих народностях. Отец жениха, сам жених с сопровождающими, красочно и пышно наряжают «дрэвце» (обычно – берёза) яркими лентами, монетами, бумажными деньгами. Стараются украсить побогаче, чтобы все видели удачливость будущего зятя. Приходят в дом к родителям невесты. Если сватам рады – принимается угощение от жениха, и накрывается стол. У русских цыган калыма не даётся, но родители невесты всё равно всегда стараются собрать хорошее приданое дочери. Когда оговорены детали, решено кто за что платит, начинаются уже сами приготовления. За свадебный стол молодых сажают рядом, а гости: мужчины в одной стороне стола, женщины – в другой. Впрочем, сейчас это уже не строго. Посреди праздника молодых отправляют в отдельное место. Потом близким родственникам выносится рубашка новобрачной или простынь. Если была невинной – свадьба продолжается, начинают одаривать молодых подарками. Если случался обман со стороны невесты, тогда ей подавали вино в дырявой кружке. Всё свадебное действо останавливалось, и гости расходились. На её голову, на голову её родителей падал позор.
   Иногда у молодых появлялись свои симпатии, и они были совершенно не согласны с выбором родителей. Тогда просто сбегали вдвоём, чтобы через некоторое время вернуться. Если побег удавался, – их вынужденно принимали уже как мужа и жену, свадьбу не играли. Если беглецов настигали, – не сносить головы! Иногда этот «побег» просто инсценировался, чтобы не опозорилась невеста, не дождавшись свадьбы, или просто нет достаточно денег на свадьбу.

Похороны.
   Если умирает цыган, то собираются все родственники, близкие, знакомые. Садятся поминать, оставляя за столом «место» покойному со стопкой водки и хлебом. Веря, что человек всё равно остаётся где-то «там» живой, поют песни, чтобы облегчить его душу от горечи расставания. До конца не допивают, немного проливают на стол, чтобы выразить скорбь. Похоронив на кладбище, или просто у лесной дороги, уходят не оглядываясь, что бы «не потянул за собой». А вот близкие родственники полгода, а то и год, не поют, не танцуют. По истечении срока траура находят человека, похожего фигурой на умершего, и покупают ему одежду: рубашку, пиджак, брюки, ботинки. Если женщина – кофту, юбку. Это как дань уважения к умершему человеку.

Праздники.
   Есть праздники «цыганские». 8-го апреля 1971г. в Лондоне состоялся 1-й Всемирный конгресс цыган. На нём был принят флаг и гимн. Флаг: прямоугольное полотно разделено горизонтально на две равные части, зелёную и синюю половины. Это символизирует траву и небо. В центре – колесо красного или золотого цвета. Символизирует бесконечную дорогу, жизнь, а также кровь пострадавших от геноцида цыган. Кроме того, напоминает о индоарийском происхождении: в этом флаге есть сходство с флагом Индии. Гимном избрали народную песню «Джэлем, джэлем». Признано виртуальное существование особой республики Романистан. (Другие названия: Романестан, Ромастан, Романотхан, Роматхан). Она виртуальная. Её не существует ни на одной географической карте. Она незримо объединяет души и сердца всех цыган. В Польше в 1990-м году было принято решение 8-е апреля считать Всемирным национальным Днём цыган. Вечером выходят на улицу, зажигают свечи, веселятся. 2 августа – день памяти Кали Траш, что означает «Чёрный страх». В этот день вспоминают всех цыган, в разное время пострадавших от геноцида.

Цыганский дом.
   Теперь - цыганский дом. На некоторых особенностях немного остановимся. В истинно цыганском доме, практически, нет мебели. Центр комнаты совершенно пустой. В стороне стоит кровать, которую используют лишь для того, чтобы сложить перины, подушки, которые на ночь раскладывают на полу. Устраивают над спальным местом из обычных простыней что-то вроде палатки. Но сейчас такое не часто можно встретить. Обычное жильё как у обычных россиян.
   Посуда размещается в кухонной зоне на полках, закрытых занавесками. Готовят еду в доме в основном в холодное время года, непогоду. Обычно это делается во дворе на костре, или небольшой металлической печке. Едят за низким столом, который на это время ставят посреди комнаты. Потом он убирается к стене. Хлеб не режут, а делят руками на небольшие части. Отдаётся предпочтение пище со специями, как и в Индии. Продукты покупаются. Огородами бОльшая часть цыган не занимается, хотя бы потому, что никогда не знают, уедут они скоро, или останутся на месте ещё на какое-то время. Гонения «по делу» и «без дела» приучила к мобильности.  Да и стеклянные банки с овощными «закрутками» – вещь в дороге довольно хрупкая… Сейчас многие цыгане живут осёдло, и обустраивают быт как общепринято в России.

Занятия.
   Учатся цыганские дети, не редкость, всего до третьего – пятого класса, рано взрослеют, и погружаются во взрослую жизнь: рано женятся, или выходят замуж, помогают зарабатывать. Если не связано с артистическим ремеслом, то это перепродажа вещей по деревням, на рынке, сбор цветмета, изготовление и продажа ювелирных изделий под золото, разведение лошадей, кузнечные работы, поделки из дерева, камня. Тем не менее, сейчас всё больше и больше цыган доучиваются в школе, поступают дальше в учебные заведения. Единственное место, где цыган не много – армия. Никогда цыгане не горели желанием с кем-либо воевать!
   Очень глубоко заложенные в далёком времени гены продолжают побуждать к занятиям музыкой, выступать на сцене. Существуют неписаные условия выбора другой работы. Цыган может быть водителем, трактористом, егерем, столяром, плотником, электриком, лётчиком. Может заниматься аудио-видео аппаратурой… Но вряд ли когда-нибудь встретите, например, цыгана – сантехника.

Что же дальше будет?
   Поставленные перед неким негласным ультиматумом «либо живите как все, либо уходите!», цыгане, всё-таки, выбирают сохранение своей самобытности. Невозможно отрицать тот факт, что ради пропитания некоторые цыгане встают на незаконный путь. Это, вне всякого сомнения, очень плохо, но никак не оправдывает случаи принудительной стерилизации! А такие случаи известны, когда женщинам-цыганкам обманом проводили подобные операции! Невозможно согласиться с тем, что, как утверждают, абсолютно все цыгане занимаются наркотиками! Продажей, или употреблением. Это нонсенс. Нет такой национальности на свете, в которой не было бы преступивших закон! Всё зависит от жизненных принципов человека. Не существует 100% негодяя или 100% праведника. Этот баланс, некая «чаша весов» у каждого человека различается.
   Проблемы, которые стоят на сегодня перед цыганами очень сложные. Как, не нарушая закон, сохранять свои веками сложившиеся традиции, самобытную культуру? Пока больше вопросов, чем ответов…

Часть вторая.

   Поздний летний вечер. На открытой поляне неподалёку от реки и достаточно далёком расстоянии от тихих деревенских изб, у костерка в сумерках виднелись две фигуры. Женская, и парнишки-подростка. Это были старая цыганка и молодой цыганёнок. Но разглядеть лица издалека было сложно из-за темноты. Фигуры освещались лишь небольшим огоньком костра. Они вели неспешный разговор, вернее, говорила цыганка:
   -Давно это было… Наверно, даже самые старые цыгане и то не помнят с чего и как пошло… И я не помню… Не расспрашивала. Другие у нас заботы были, морэ… Все думки были как прокормиться… Не всем мы по душе пришлись…
   Старая цыганка замолчала, грустно вздохнула. Взяла лучинку, опустила в пламя небольшого костра. Оно с жадным треском прикусило эту лучинку, начало быстро пожирать её конец, словно боясь упустить «добычу». Потом цыганка не спеша начала раскуривать свою изогнутую, потемневшую от времени трубку. Морщинистые щёки как маленький горн кузни втягивались и надувались. Изо рта замысловатыми облачками начал вырываться кисловатый табачный сизый дым, улетая куда-то по ветру вдаль, в сторону искристой ряби реки.
   Цыганка Рубина сидела вдвоём с правнуком Колей на поляне у костерка, и, слегка покачиваясь, смотрела куда-то в темноту. Лицо было спокойно, но страдальческий излом тёмных сросшихся бровей выдавал внутреннюю печаль. Молчание затягивалось. Цыганка словно забыла о присутствии парнишки, а он терпеливо ждал продолжения рассказа, лёжа на боку лицом к костерку, оперевшись на локоть.
   Тут послышался лёгкий шорох, и на свет огня тёмным призраком как вывалилась на свет божий из чернильного сумрака вечера большой лохматый пёс. Он с радостным повизгиванием подскочил к лежащему парню, и, прежде чем тот успел закрыться свободной рукой, бесцеремонно лизнул его в лицо. Тот быстро сел, со смехом потрепал пса за шею.
   -Гамбо, и здесь меня нашёл! Рубина, смотри, он и здесь нашёл! – радостно воскликнул парень.
   Цыганка вдруг как очнулась от своих дум, и, наконец, улыбнулась искренне и весело. Как живой фонарик включила, осветилось лицо. Добродушно отозвалась:
   -Когда, было время, кочевали, собаки всегда с нами рядом с кибитками были.
   Парень обнял пса, и нетерпеливо напомнил бабушке:
   -Рубина, ты начала рассказывать…
   -Да… Так вот… Как рассказывали старики, много лет наш табор кочевал повсюду. Где только не доводилось нам становиться палатками! Дэвла! До десятка кибиток было. Баро был у нас Егор. Очень уважали его. Один и был грамотный среди нас. На смену отцу своему Вайде пришёл вести табор. Все таборные поддержали. Что ж не поддержать, если человек достойный, и все его хорошо знали с малых лет. Когда я родилась, помню, Вайда уже был не молодой. Лет 70, кажется…
   Рубина задумалась, сосредоточенно пыталась вспомнить что-то. На лбу между бровями сложились глубокие вертикальные морщинки. Всё-таки, вспомнила что-то, и лицо приняло прежнее спокойное выражение.
   -Да, Егор тогда круглый именинник был, 55-ть лет. И в тот же год Вайда помер. 80 годков исполнилось.
   -Рубина, а зачем ты сюда приходишь по вечерам? – неожиданно спросил Коля, продолжая ласково тискать обеими руками развалившегося рядом на траве пса.
   Рубина простодушно пожала плечами.
   -Не знаю… Вся жизнь прошла в кибитке… Привыкла к простору… тесно бывает в доме…
   -Жалеешь, что теперь не нужно мокнуть под дождём, что не нужно ни к кому проситься перезимовать? Жалеешь табор? - искренне удивился парень, не скрывая прямого вопросительного взгляда. А глаза у него были один в один как у отца его Степана иссиня-чёрные. Взгляд тягучий, в пушистых чёрных ресницах, просто сводил с ума девчонок.
   - Нанэ саро фэдыр, со фэдыр. Не всё лучше, что лучше. И сейчас так старики говорят, и старикам когда-то их старики говорили.
   Коля вздохнул, и честно признался:
   -А я бы не смог так жить как вы раньше. Как же без школы, без цивилизации? Как в каменном веке… Ни поесть нормально, ни поспать…
   Рубина горько усмехнулась в ответ:
   -Потому и слабые растёте. А раньше то, как нынче говорят, «естественный иммунитет» был. Никакие хвори не приставали сильно. Так то… и мороза не боялись.
   Коля поглаживал живот пса, а Гамбо бесстыдно млел от удовольствия, потягивался, перекатывался с боку на бок, не забывая щёлкать зубами на надоедливых мошек.
   -Рубина, расскажи что-нибудь… Начала рассказывать, да сбилась… - опять напомнил правнук.
   -Ну, так слушай… Много историй осталось в памяти, да не сразу решишь, с чего начать… Только вот трубку раскурю, а то что-то совсем застыла…
   Словно оправдываясь за своё пристрастие к табаку, добавила:
   -Это ведь я больше развлечь скбя курю. Давно приучилась, а отвязаться от этой заразы никак не получается… тьфу…
   Рубина снова задымила, прикрыв глаза. И снова по ветру потянулись табачные струйки.
   -Ну, так вот… Давным-давно это было, никто и не вспомнит, когда именно, только бродил в то время наш цыганский народ пешком. Кто-то, правда, из удачливых, сапоги имел, или ещё какую обувку, а большинство то всё летичко, покуда холода не подступят, босиком дороги наши без начала и конца босыми меряли… Надумал Господь каждому народу награду свою дать. Не знаю, почему смилостивился над людьми, но призвал к себе, чтобы волю свою объявить. Собралось люду видимо-невидимо. Будто море живое нахлынуло. И сказал Бог людям: «-Потрудились вы хорошо. А потому - вот вам моя награда. Туркмены, славиться вам отныне своими коврами! Узбеки, вам хлопок отдаю, белое золото! Киргизы, вам - кумыс, какого нигде не найти! Таджики, вам славиться золотым руно. Кто ещё, как не вы так отменно овцеводством занимаетесь! Грузины, вы так услаждаете мой слух многоголосием! Вот и пусть об этом весь мир знает и дивится! Молдаване, вы ли не знаете толк в винограде! Вот и пусть закрепится среди всех народов за вами слава виноградарей! Беларуссы, ароматней и вкуснее вашей картошки нигде не найти. И узоров, краше чем у вас на рушниках нет. Вот и будьте знаменитыми этим на весь мир. Украинцы, вы прославились на земле вкусным салом, так и будет за вами это во веки! Вам, русские, отдаю во власть пироги пышные, блины. А раз печь в доме голова, то и ходить женщинам вашим в кокошниках, чтоб помнили ответственность за дом свой…». Все народы щедро одарил, никого не оставил без своей ласки и милости. Только вот народ наш цыганский, покуда дошли - никого уж не осталось на том месте… Дэвла! Все уж довольные разошлись давно, получив подарки. «-Где же вы были?» - спрашивает Господь. Самый уважаемый цыган поклонился Богу, и говорит: «-Не серчай на нас, Боже. Выбились из сил, покуда добрели сюда издалека…». Тогда Бог сказал: «-Ладно. И вас не обделю. Я говорил, что и последние будут первыми! Не оставлю вас без ничего. Чтобы впредь на зов мой быстрее приходили - вот вам лошади. Будете знать толк в них, как никто другой! Чтобы скорби не было у вас - носить вам пёструю яркую одежду на веки вечные, а если случится, умрёт кто из вашего племени бродячего - не плачем горьким, а песней провожать. И гитары самые звонкие - ваши! Коль с дорогами вы сроднились за века - быть вам как вольному ветру! А чтобы не потерялись среди полей моих - жгите костры-маяки. А ещё женщинам вашим будет дано от меня знать тайну карт, линий на руках человеческих. Как открытую книгу будут дегко читать!». Только вот незадача получилась, дары то свои Господь дал цыганам когда все разошлись, не было никого из свидетелей, и теперь мало кто нам, цыганам, верит, когда рассказываем про то, чем Господь одарил нас тогда… Так то, морэ…
   Цыганка замолчала, с грустью задумчиво курила свою изогнутую трубку, глядя куда-то перед собой. Всё так же тянулся витиевато терпкий табачный дымок. Потом вздохнула, так же молча добавила веток в костерок, и вдруг вспомнила:
   -Что ж мы тут с тобой сидим?! Дома то уж отец с матерью тебя потеряли! Не-ка, ушты, Мне-то, слава Богу, некому отчёт давать где была… Ну да ладно, поделим кнут на две спины…
   Рубина с правнуком неторопливо поднялись, и не спеша отправились домой, без особого труда в темноте находя дорогу к своему небольшому дому. Лишь прорезавшиеся сквозь облака звёзды да кругляш Луны освещал им путь. Вслед за Рубиной и Колей ленивой трусцой побежал догонять преданный пёс Гамбо.
   Дома не спали. А семья у Рубины была большая. Познакомимся с ними.
   Мария. Мать Рубины. Невысокая худощавая. Даже в свой 91 год была довольно красива. В молодости явно была красавица.
   Сандро. Муж Рубины. Как подобает старику в 80 лет, был рассудительным, довольно властным по характеру и немногословным. Небольшого роста, с роскошными чёрно-седыми усами. Он рос в большой семье, но быстро всех потерял, поэтому ничего не препятствовало ему жить в семье Рубины.
   Михай. Сын Рубины и Сандро. 59 лет. Унаследовал от отца тягучий иссиня чёрный взгляд, передал с генами сыну Степану и внукам Николаю, Виктору, Алмазе. Кудрявые тёмные волосы и усы. Кроме этого у него был мягкий характер, и всё это вместе привлекло внимание Лилы, которая и стала его женой. И сама Лила была красива. Большие выразительные карие глаза, пухловатые, красивым очертанием губы. Да и по характеру спокойная, под стать мужу.
   Степан и Роза. Внук с женой Рубины и Сандро. Оба невысокого роста, худощавые, видно, в прабабушку Марию пошли. Только вот со взрывным характером. Да ещё и оба. В этой паре умудрялись по несколько раз в день поссориться и помириться. Роза была единственной дочкой в семье, привыкла к вниманию, и постоянно ревновала Степана. Её взрывы мог осадить, пожалуй, только Сандро. Иногда было достаточно одного его строгого взгляда.
   А ещё в семье Рубины были правнуки (два сына и дочь Степана и Розы) Николай 16 лет, Витя 14 лет, и Алмаза 11 лет. Мальчики по характеру были не в родителей спокойными и любознательными, а вот Алмаза с самого детства была хитра не по годам. С раннего детства пользовалась тем, что унаследовала от отца поистине магический цыганский взгляд, чтобы получить желаемое. Словно бездна.
   Как только Рубина с Колей вернулись, мать Коли Роза с беспокойством спросила:
   -Где вас носит? Давно пора уже ужинать и спать!
   Сандро посмотрел на неё строго, и резко оборвал:
   - Штыл! Ничего, пусть парень узнает всё цыганство! Или ты хочешь посадить его возле своей юбки?
   Роза не посмела сказать больше ни слова возмущения старшему цыгану в доме. И вместе с Лилой начала собирать на стол…
   Вскоре погасили свет, все улеглись спать, окунувшись в мягкую дремоту.

Часть третья.

   И вот снова Рубина с правнуком Колей на прежнем месте неподалёку от реки. И снова им пляшет свой страстный танец огонь, пытаясь осыпать искрами, окутать дымом, пропитать своим духом. Снова смеркалось, заканчивался ещё один летний день…
   Рубина снова взялась за трубку, и, зная любопытность правнука, нисколько не удивилась, когда он снова попросил рассказать что-нибудь ещё. Правнуки Витя и Алмаза росли современными ребятами, и интересы у них были свои. А вот Коля с удовольствием слушал разные байки своей бабушки. И пёс Гамбо вслед за любимым хозяином прибежал, снова растянулся, подставляя погладить свой живот.
   Рубина не удержалась, засмеялась:
   -Что, никак, интересно стало? Ну, коль так - слушай ещё… Не совру ни словом, тэ хасёл мро шэро! Жили на свете три брата. Старший и средний - обычные цыгане, а младший – дурак дураком. Ни к чему таланта нет. Однажды старший брат спрашивает младшего: «-Дорогу на мельницу знаешь?» Тот мотнул головой, и говорит: «-Знаю». «-Нам покуда дела свои делать надо, а ты бери барана, и отведи мельнику. Он купить его хотел. Деньги, как договаривались, с того гаджё возьмёшь, и возвращайся домой. Полэс, или нат?» «-Понял тебя, брат. Иду» - отвечает. Взял он того барана, и отправился в путь. А дорога не близкая на мельницу. Привязал барана к пню, сел, отдыхает. И почудилось дураку, будто ходит кто рядом. Не то зверь лесной, не то разбойник какой. Страшно ему, морэ. стало. А деваться то уже некуда, больше половины пути прошёл. С испугу крикнул: «-Кто здесь?». Баран испугался крика, заблеял: «-Мэ- э-э!». (пер. по цыг. мэ - я). Дурак почесал затылок, и говорит неведомо кому: «-Я понял, что ты! Чего хочешь? Барана?» А эхо ему опять вторит: «-…барана-а…». Дурак очень удивился, и опять спрашивает: «-Деньги отдашь сегодня, или завтра?» Эхо вторит: «-…завтра-а…». Глупый-глупый, а потребовал: «-Дай слово! Не то прокляну, узнаешь, как обманывать!» Эхо опять ответило: «-…кляну…». А дураку то по ошибке послышалось: «-…Клянусь!». Дурак и есть дурак, что с него взять? Оставил он барана, а сам домой весёлый и довольный вернулся. Братья как узнали, так за головы схватились. Старший брат разозлился, говорит: «-Веди домой обратно барана сейчас же! Сам завтра пойду к мельнику!». Пришёл дурак к тому месту, а там одни рожки, да копытца валяются. Волки, видно, съели. Заплакал он горько, и с досады головой об старый дуб биться начал. «Всё равно, - думает, - братья за потерю этого барана прибьют!». А тут - Дэвла! Кора на дереве сломалась, и клад спрятанный посыпался! Что делать? Тут дурак, не долго думая, рубашку снял, узлом рукава завязал, и сгрёб туда всё богатство. Идет, довольный, что дело так удачно обернулось. Навстречу мужик: «-Чего это тащишь? Дай посмотрю! Вдруг ты мой дом ограбил!». Дурак испугался, что тот отнимет богатство, как размахнулся ношей, и сшиб гаджё в реку. А тот, видишь, плавать не умел, вот и утонул. Прибежал дурак домой к братьям, от страха трясётся, сам не свой, и всё рассказал, как дело случилось. Всё обошлось бы, да только дурак всем начал хвалиться, что богатство нашёл. Дошёл слух до начальников. Вскоре стражники арестовывать его приехали. Тот утонувший мужик важным человеком, оказывается, был! Просто по лесу гулял. Братья стражникам и говорят: «-Да что с него взять! Болтает, что попало! Вот послушайте!».
Дурак начал и стражникам хвастаться: «-Я продал барана пню, а он не обманул, насыпал мне богатства…». Ну, тут стражники и слушать дальше не стали, посмеялись, и ушли. А братья быстренько в дорогу собрались, только их и видели…
   Цыганка отложила потухшую трубку, достала из сумки тряпицу, расстелила на траве. Достала хлеб, сало. Кивнула Коле головой:
   -Присаживайся ближе, поедим. На вольном воздухе вкуснее бывает. Правда, чай в термосе… но ничего, на вольном воздухе и такой не плохо пить.
   Рубина была права. Всё, что она принесла с собой съели с аппетитом. Досталось и Гамбо. Теперь Рубина и Коля пили чай, а Гамбо поглядывал на них с недоумением: зачем пить какой-то чай, когда можно было побольше прихватить с собой сала с хлебом?! Сало же вкуснее чая! Но ему тоже захотелось пить. Гамбо незаметно убежал, и вскоре вернулся, утолив жажду прохладной речной водой.
   Немного посидели молча. Потом Рубина засмеялась:
   -Эх, опять нам с тобой попадёт от Розы…
   Коля на это беззаботно отмахнулся:
   -Ничего, деда Сандро дома уже, защита есть! Правда, Гамбо?
   Пёс завилял хвостом, словно понимая о чём речь, и широко зевнув, показал крепкие белые клыки и розовый шершавый язык.
   - Ладно, - сказала Рубина, - в самом деле припозднились… Авэнте!

Часть четвёртая.

   Не в первый раз Рубина и Коля приходят на это место. Нравится им вот так спокойно посидеть у костерка, поговорить о жизни. Колины брат и сестра Витя и Алмаза - подростки малолетние, им играть хочется. Витя у компьютера в «гонялки» играет, а Алмазе 11 лет, с подружками свои девчачьи секреты.
   А лето выдалось погожее. И сильной жары нет, и дожди вовремя поят землю. От этого и обилие зелени, обилие разных запахов цветов. На райские кущи, конечно, не похоже, но изобилие ярких красок природы не могло не радовать. Трава высокая, густая, тянется к небу. Небо, будто почищенное, к вечеру рассыпалось горохом звёзд, а Луна и вовсе как медаль какая горделиво смотрела с высоты на людей и весь земной мир.
   - Бабушка, расскажи ещё что-нибудь! – вырвал правнук старую цыганку из дум.
   Рубина улыбнулась, внутренне одобряя желание Коли познать мир. Как всегда молча задымила своей изогнутой трубкой, гдядя задумчиво вдаль, а Коля снова начал ожидать рассказы бабушки. И пёс Гамбо прибежал к ним, улёгся рядом с любимым хозяином. Прислушиваясь к вечерним шорохам, звукам, поводил чуткими ушами. Время от времени вскидывал морду, настороженно вглядываясь куда-то в темнеющую даль.
   Сделав очередную затяжку, Рубина начала новую байку:
   - Было ли то в самом деле - про то не буду зря болтать, не знаю, однако, среди цыган слух ходил об удачливом конокраде Петре. А всё жена его тому причиной. В ворожбе да заговорах силу шувани имела. Знатная была гадалка. Тэ хасёл мро шэро, если я вру! Ну, да не о ней разговор сейчас… Муж той цыганки уж слишком горячий был, упрямый. Коли что надумает - без толку отговаривать такого! Вот однажды запало ему в душу выкрасть серую кобылицу. Кровь в жилах так и закипела! Ох, и хороша была та лошадь! Дэвла! Даром. что хозяин её - гадже, а ходил за ней с умом! Многие из наших цыган на неё глаз ложили, да не получалось увести. Уж больно строптивая была. Не подпускала никого к себе та кобылица кроме хозяина. Со всей силы лягала, кусалась, будто собака. Подойти то боязно было, не то чтобы сесть на неё. Начал Петро просить свою ромны поколдовать на удачу. И ведь не отстал никак, покуда не добился своего… Ну, украсть ту красавицу украл, да только его гнедая, которая ему верой и правдой служила, вскинула голову, и сорвалась с места, ускакала, только копыта простучали, будто сердце… Правду говорю, морэ, лошади умеют ревновать! Только не одна ветром просвистела, а вместе с собой в гриве унесла и счастье Петро. Не помог и амулет - сапожок гнома. Есть такое поверье среди цыган, что при встрече с гномом нужно выпросить у него в дар его башмак, или шапочку-колпачок. А Петру однажды перепал такой неожиданный подарок, когда увидел гнома в лесу. Мы этих маленьких человечков спорниками называем… только не путай, называем от слова «спорый», то есть «быстрый», а не от слова «спорный», «спорить всегда желающий». А тут ещё странным образом русалка привиделась по дороге. Не передать словами, как манила его за собой в воду. Вернулся Петро ни живой, ни мёртвый домой на краденой лошади. Жена невесёлая встречает: «-Не принесёт эта серая добра! Помяни моё слово!» Цыган разозлился, кричит на жену в злости: «-Ну-ка, брось болтать, женщина!» А та всё своё твердит: «-Верно говорю! Первый раз поедешь на ней - удача ещё будет рядом с тобой, второй раз поедешь - оставишь удачу свою позади, а третий раз на ней поедешь - всё потеряешь!». Не послушал упрямый Петро свою жену. Первый раз поехал - пронесло. Всё благополучно прошло. Второй раз поехал - вернулся с пустым карманом, а дома новость ждала: дети у них пропали! Собрался ехать искать ребятишек, и опять на той серой… Упала цыганка на землю, ухватилась за сапоги мужевы, причитает горько: «-Не езди на этой лошади, Богом прошу, а то и тебя потеряю, как детей!». Ещё больше разозлился цыган: «-Совсем выжила из ума! Как детей своих не буду искать?! Два раза ничего не случилось, и дальше на ней ездить буду! Таборные наши что скажут? «-С такой кобылицы на клячу пересел!» Этого хочешь?». Поскакал Петро, только пыль облаком поднялась, и больше его никто не видел… Эх, дылыно, кто ж его принуждал так судьбу испытывать…
   Рубина замолчала. Отложила погасшую трубку, достала из сумки хлеб, варёные яйца, термос с чаем. Сказала Коле негромко:
   - Давай-ка здесь поедим. Не хочу слушать твою скандальную мать. Роза ведь опять раскричится на нас… Она молодая, 34 года, живёт по-современному…
   Коля со вздохом согласился:
   - Да, они с отцом не знают ни кочевой жизни, ни цыганства по-настоящему… Один дед Сандро с ней может управиться… Они с отцом по несколько раз на дню то ругаются, то мирятся.
   - Любят так друг друга, - вздохнула Рубина, - это про них поговорка «милые бранятся – только тешатся».
   Молча поели, слушая плеск реки, что протекала совсем недалеко, только спуститься по тропинке немного вниз.
   Вечерний сумрак укрывал темнотой природу. Темнел неподалёку лес, который не переставая пел бесконечную песню, шурша листвой. От умиротворяющей этой песни Гамбо заснул, сложив свою большую голову на крупные лапы. Но стоило Коле и Рубине подняться, как он открыл глаза, зевнул, и вместе с ними лениво побрёл домой.

Часть пятая.

   Рубина с правнуком Колей не тратили время зря. Собрав немного продуктов, небольшой котелок, чтобы вскипятить чай, под вечер снова отправились на своё любимое место на поляну. Очень были привязаны друг к другу, и в общении находили отдых душе. Когда ещё посидеть вот так можно, как не тёплым летним вечером, спокойно, размеренно вести разговоры. Витя и Алмаза убежали по друзьям и подружкам, Михай со Степаном чинили машину в гараже, Лила вязала шарф у телевизора, Роза ушла навестить своих родственников. Мария и Сандро вели свои старивовские разговоры на скамейке в саду среди кустов вишни. Мария по возрасту уже не имела большого желания куда-то идти, предпочитала быть дома, да и Сандро не любитель уже был бродить где-то, в отличии от жены Рубины. А им есть что обсудить. Семья большая, и нужно было с Марией обсудить насчёт другого дома. Коле уже 16, каких-нибудь года два-три пройдёт, и может жениться, привести молодую жену. Уже сейчас девчонки вокруг вьются, поглядывают с интересом на парня. Живо окрутит какая-нибудь шустрая барышня. Конечно, хотели, чтоб из своего племени, но тут уж как получится…
   Расположившись на своём месте, Рубина и Коля снова разожгли костерок. Над ним подвесили на треноге котелок, вскипятить воду для чая. Помолчали, в ожидании кипятка. Рубина выложила на тряпицу пару булок и поллитровую банку с чем-то тёмного цвета. Как потом оказалось – это было смородиновое варенье. Когда вода в котелке возмущённо забурлила, цыганка не спеша заварила чай с травами. Прекрасно понимая, чего от неё ждёт правнук Коля, продолжила свои байки:
   - Расскажу тебе, морэ, историю одну… как запомнила, так и говорить буду… Подставляй кружку, чаю налью. Сегодня гадала по соседней деревне, одна хозяйка варенья смородинового дала. Я чувствовала, рука у неё лёгкая, сама добрая. Дай Бог ей всякого здравия! Не бойся, худого не будет. Пей, да слушай… Жила в одном таборе семья. Уж так они сроднились, что и представить нельзя! Не обижали друг дружку никогда, всегда рядом держались. Много ли, мало ли времени прошло, болтать зря не буду, только, надо ж такому случиться, умер у неё муж, будто и не жил вовсе человек… Дэвла, Дэвла! …Ну, что тут поделаешь… Похоронили на добром месте того цыгана, и осталась та цыганка одна в палатке жить. А братья мужевы решили зорче орлов наблюдать, как вдова траур по их брату соблюдёт. И шагу не ступить без их догляда. Вот ночь наступает, и приходит к той цыганке умерший её муж любимый. Бедняжка не знает, не то радоваться, не то плакать ей… Ну, дело-то молодое у них, тёмная ночь покрыла… А цыганка та, надо тебе сказать, совсем не глупая была. Под утро, пока деревенские петухи не прокричали, а их крики даже в степи в таборе были слышны, потихоньку встала, спрятала один сапог мужа. «Станет уходить, а сапога нет. На другую ночь придёт! Пусть он каждую ночь приходит, сапог просит вернуть. Не отпущу от себя!» Подумала она себе так, и как ни в чём ни бывало, опять легла. И вот с тех пор прошло время. Каждую ночь приходил цыган к своей любимой жене. Увидятся, и про всё на свете сразу же забывают! Вот, морэ, какие страсти бывают, как полюбили они друг дружку! Поутру тот цыган опять исчезает, как в воздухе растворяется, и опять сапог у жены остаётся. Вот уже и заметно стало, что вдова беременная. Не скроешь ни под какой одеждой. Братья то мужа не слепые, как и все в таборе заметили, что не одна она. Приступили к ней, кричат, руками в воздухе трясут: «-Траур ещё не истёк, как же ты, беспутная, нашим таборным теперь в глаза смотреть будешь? Кто отец ребёнка?!» А та плачет, слезами заливается, им на эти злые слова отвечает: «-Муж у меня один, и ребёнок - его!» Тут братья совсем в злости зашлись, кричат: «-Ты что болтаешь, женщина! Или мы дураки последние, чтобы поверить в такое?!». А цыганка та плачет, и на своём стоит: «-А вот к вечеру приходите, спрячитесь в палатке, и всё узнаете!» Подумали братья между собой, и так и сделали. Как стемнело, снова цыган пришёл. Она у него и спрашивает: «-Что же ты, Петря, сапог прежде не забираешь? Братья твои спрашивают про ребёнка…». Тот не на шутку всполошился: «-Ой, Зорица, подай-ка мне его сейчас! Коли ещё буду приходить - погибнуть может наш ребёнок!». Забрал тот цыган сапог, и исчез, будто не было. Ну, а братья его с тех пор больше не обвиняли зря верную цыганку, а когда родилось дитё - стали помогать растить племянника. Так-то, морэ!
   После чая Рубина с наслаждением принялась раскуривать свою трубку, вспоминая о чём-то своём. Коля улёгся на спину, и начал молча разглядывать маячки звёзд, которые становились всё ярче,и ярче среди темнеющей широты неба. Даже просто помолчать с бабушкой ему доставляло спокойствие и умиротворение на душе. Верный пёс Гамбо его не тревожил, просто лежал рядом, ожидая, когда любимый хозяин налюбуется, наконец, на небо, и они пойдут домой, где Гамбо ждёт вкусная косточка. Но как оставить хозяина? И что хозяин так долго там рассматривает?
   А хозяин представлял перед собой ту цыганку и её мужа, размышляя о том, что и он будет так же верен своей избраннице. Твёрдо верил: так и должно быть! Так он и сделает обязательно!
   Мысли прервали негромкие слова Рубины:
   - Ну, что, пора и домой, а то опять Роза будет злиться, что бродим.
   Они пошли по едва приметной тропинке домой. Гамбо, оживившись, встряхивал лохматой шерстью, отбегал вперёд, оборачивался, поджидая вилял хвостом, и снова отбегал вперёд, торопясь к своей косточке…

Часть шестая.

    С тех вечеров на поляне прошло время. Ночь. Тишина и темнота в доме. Только немного большая комната освещалась сквозь пары окнон. Вся большая семья Рубины после ужина улеглась спать. Сама она проснулась, и лежала с закрытыми глазами, вспоминая вечера, которые они с правнуком Колей провели у костерка на поляне.
   Рубина припомнила, как однажды несколько лет назад довелось ей вот так же вести разговоры с Михаилом, у которого, как говорил, были цыганские корни, знал немного по-цыгански, вот и приблудился однажды к их табору. Они тогда ездили на машинах выступать с концертами по селеньям. Машину хорошо водил, не скандальный, без камня запазухой, вот и прижился быстро.
   Михаил был среднего роста, темноволосым, темноглазым. И в этих глазах постоянно была какая-то печаль. Не особо разговорчивый был, серьёзный, как и её муж Сандро.  Своим цыганским взглядом Рубина видела, что человек он внутри добрый, поэтому встречала его приветливо:
— Яваса бахталэ, морэ! Ну, садись ближе к костру… Бери кружку, чай будем пить, да разговоры вести… осторожно, не обожгись, только вскипел… а хочешь - бери картошку, вон с краю в золе лежит… держи щепку… вон на тряпице соль, хлеб… Вижу, грусть на душе у тебя, яхонтовый… Что так? Никогда не кочевал с табором, а который раз ко мне приходишь сердце успокоить у костра… Можешь не отвечать, и так знаю… Жил в квартире, от земли оторвался, как осенний листочек с дерева… Э-эх, бриллиантовый, брось тугу-печаль, разве ты один такой? Таких больше, чем ты можешь себе представить! Дрэ киркипэна тэ биды свэто уджинэс. (В горестях и бедах мир узнаёшь). Другое сейчас время, и цыгане стали другие… Это гадже представляют цыгана этаким молодцем в малиновой шёлковой рубахе на вороном жеребце. Едет, да поёт себе, на гитаре звонкой играет… вокруг лес, поля, цветы разные запахом дурманят… никаких тебе ни забот, ни … Э-эх… да разве можно вот так, как шутя, прожить? Не было такого! У каждого есть своя печаль, своя тревога. Весело только дурак живёт, потому что не понимает ничего.
   Невольно наблюдая за гостем, Рубина тогда прервала рассказ, искренне от души порадовалась замеченному:
   - Нэ, дыкх, не забыл, что настоящие цыгане хлеб не режут, а разламывают руками! Лачо чаво! А почему так делают знаешь?
   Михаил в ответ пожал плечами, ответил вопросом на вопрос:
   - А в самом деле, почему?
   Помолчав, Рубина объяснила:
   - А потому, что считают хлеб телом Христовым. Это одно. В церкви то частицы из просфоры берут те, кого рукоположили на это, с молитвой делает. Разве можно тело Христа просто так резать? А во-вторых ещё и потому, чтобы никто не считал за другим сколько ломтей человек съел.
   Михаил вздохнул.
   - Когда объяснят – не трудно понять… как вот самому жизнь научиться понимать…
   Рубине были по душе такие рассуждения. Когда-то и она начала жизни учиться, и без поучений стариков сложно было самостоятельно разобраться что правильно, что не правильно. Рубина продолжила разговор:
…- Вот я тебя спрошу, а знают ли те гадже, как приходилось ютиться в кибитке под дождём, потому что дороги становится в сумерках не видно, и до ближней деревни или села глазом не достать? Попробуй-ка огонь в такое время развести погреться, одежду посушить… да и лошади тоже ведь живые, без отдыха нельзя… Машина и та, порой, не выдерживает. Так что, кочевье - не игра в романтику! Что ж иногда тоскуют рома по прежней жизни? А тоскуют они, морэ, не по трудностям, а по той свободе! Свободе идти куда хочешь, не заморачиваясь о разных справках, регистрациях. Паспорт есть, где указано кто такой, и хватит! Не привыкли толком даже до сих пор жить по будильнику! А как иначе без будильника? На работу проспать можно, начальники ругать будут. В квартире костра не разведёшь, от души не попляшешь. Опять же, кругом документы надо. Не хотят цыгане раствориться среди других людей! Это когда первые цыгане в Россию попали, песни и танцы в диковинку были, с восторгом принимали, платили за них хорошо, а потом прошло. Мне дед с бабушкой, отец с матерью рассказывали, что слышали от своих родителей, как сами не легко жили. Со времени прихода в Россию пролетел не один век, и живут рома теперь как получается. А подумай сам, сахарный, как нам быть, если ещё с прародины своей Индии принадлежали к касте певцов и музыкантов? Под страхом смерти нельзя было «перейти» в другую, менять занятие. За то и страдаем. Полэс, или нат? Есть у нас страна цыганская, Романистан называется. Ни на одной карте не найдёшь! Бесполезно искать! А почему? Да потому, что она виртуальная! Зато всем цыганам место найдётся, никакой границы, никакой визы не нужно! …Что улыбаешься? Или не знаешь, что ещё в 1971-м году 8-го апреля в Лондоне был Первый Всемирный Конгресс цыган? И гимн приняли, и флаг, всё как положено. Так-то, морэ! …Да ты пей, ешь, совсем, гляжу, забыл. Я ведь много историй за свою жизнь узнала, все за раз не переслушаешь…
   Но вот Рубина сквозь свои воспоминания услышала шорох, за ним по стеклу застучали капли дождя. Что ж, вот и осень приближается. Скоро такие дожди будут всё чаще и холоднее, начнут желтеть и отлетать листья. Под этот тихий шорох и под сонное дыхание рядом мужа Сандро, Рубина снова уснула.

Часть седьмая.

   Утро совсем не радовало домашних Рубины. Дождь не только не прекращался, но временами даже усиливался, возмущённо бурля по лужам, барабанил по окнам и крыше дома. Небо серым покрывалом туч затянуло.
   Михай и Степан после завтрака, надев брезентовые дождевики, ушли на работу на ферму, Муж Рубины Сандро и ребята спали ещё. Им ведь некуда торопиться. Старший цыган в доме давно уже своё сполна отработал, получал пенсию, а правнуки были на каникулах ешё. До начала учебного года оставалось пару недель. Лила и Роза на кухне занялись приготовлением обеда, а у старших цыганок Рубины и её матери Марии выдалась возможность на застеклённой веранде не спеша пить чай, и вести разговор о жизни.
   - Говорили с Сандро насчёт дома нового, - сказала Мария. – Не хочет он отсюда уходить…
   - Сандро и мне так сказал. Говорит, надо этот расширять, пристройку делать. – отозвалась Рубина.
   - К зиме начинать нельзя. Не успеем до сильных холодов. – покачала головой Мария.
   - Если что – на будущий год к лету можно и затеять, – согласилась Рубина. – Меня другое беспокоит… Рыч нашу Алмазу хочет сосватать за своего сына Лёшку…
   - Дыкх, какая из неё ещё замужница! Девчонке 11 лет! – скривив губы возмутилась Мария. – Да и семья у них… беспризорники! – и сердито сплюнула на пол, растёрла ногой.
   - И я о том… - вздохнула Рубина.
   Тут послышался громкий голос Розы. Видно она опять нашла причину поскандалить.
   - Вот дал Бог невестку… - беззлобно проворчала Мария, и они с Рубиной пошли в кухню разбираться со строптивой Розой.
   Роза махала руками, и кричала Лиле:
   - Вот сама и чисти лук!
   - Что опять случилось? – строго спросила Мария.
   Роза повернулась к вошедшим цыганкам, и продолжала кричать:
   - Как капусту или морковь – Лила, а как лук – Роза чисти! Я и так с утра уже ревела, Степан ругал, почему, мол, рабочие брюки не зашила! А я откуда знала? – и горестно постучала себя кулаком в грудь. - Вечером вчера ничего не сказал, что зацепил где-то!
   - Иди тогда кур покорми, а с похлёбкой Лила без тебя управится, - рассудила невесток Рубина, на что Роза недовольно фыркнула:
   - Роза, значит, под дождь на улицу к курам, а Лила у похлёбки!
   - Роза, Сандро разбудишь своим криком – хуже будет! – предупредила Рубина.
   Роза снова фыркнула, пробурчала себе что-то под нос, но пошла в чулан набирать в плошку зерно для кур.
   Рубина посмотрела Розе вслед, вздохнула, покачала головой.
   - Не было бы Сандро – весь дом бы перевернула с ног на голову…
   - Оба со Степаном хороши… - добавила Мария, и с досадой махнула рукой.
   Обе старшие цыганки вернулись на веранду, и продолжили свой разговор, прерванный криком строптивой Розы.
   Рубина по обыкновению раскурила свою трубку, открыла створку окна веранды, и с облегчением заметила, что дождь утихает, реже стучит каплями по стеклу, а скоро и вовсе перестал. Однако вскоре на улице во дворе послышались сначала отчаянный лай Гамбо, потом пара мужских голосов, а затем что-то закричала Роза. В дом нахально вошли тот самый цыган Рыч, о котором совсем недавно упоминала Рубина, и его сын Лёшка. Оба возбуждённые, злые. Оба как два колобка толстенькие, хотя Рыч был ещё не старый, Лёшка молодой. Они были очень похожи. Только у Рыча зубы были покрыты золотом, жёлтые, и белки глаз тоже были жёлтыми.
   - Так то сватов встречаете! Сандро дома? С ним будем разговаривать! Его дело решать всё в семье!- зашумел Рыч.
   Сандро проснулся, услышав громкие голоса, быстро встал, вышел из комнаты. Спросил строго:
   - Что случилось?
   Увидев Сандро, Рыч осклабился, глаза с желтизной стали до противности сальными. и сразу выложил зачем пришли.
   - Пришли сватать вашу Алмазу, а Роза крик подняла. Тебе, а не ей решать дела в семье! Ты ведь глава!
   - Алмазу сватать? – удивился Сандро, - Она же ещё малолетняя!
   - А разве сейчас не можно ударить нам с тобой по рукам заранее, договориться? – всё также сально улыбался Рыч.
   - Никогда не отдам Алмазу за твоего Лёшку! – резко нахмурился Сандро, и Рыч перестал улыбаться.
   - Чем плохой тебе мой Лёшка? – спросил он с вызовом.
   - А кто сидел два года за дурь? Или будешь говорить не было такого?
   - И что с того? Все этим занимаются! – развёл руками, усмехаясь, Рыч.
   - Не все! Я, мой сын и внук, вся наша семья честно живём! И если больше нет дела – идите отсюда на все четыре стороны! – и Сандро начал наступать, оттесняя незваных гостей к двери. Рыч от неожиданности с удивлением округлил глаза.
   Тут вовремя вернулись Михай и Степан. Увидев у двери гостей переглянулись, а потом с немым вопросом посмотрели на домашних.
   Роза, видев мужа и свёкра, снова подняла крик, замахала руками:
   - Степан, Алмазу пришли сватать! Сдурела их голова! Тьфу на вас, бессчасти!
   Вернувшиеся с работы мужчины прошли в дом. Бросив на широкую лавку дождевик, Степан обернулся к Рычу и Лёшке, возмушённо закричал:
   - Что?? Вы в сврём уме?? Она ж ребёнок!
   Прежде всего это касалось Степана, ведь это его дочь.
   - Вас и так полный дом! Посвободней же станет, как выдадите девчонку! С таким взглядом, как у неё, живо вам дел натворит… а тут будет муж… – выдвинул аргумент Рыч. – Колька, того гляди, женится, приведёт вам ещё одного едока!
   После этих слов Сандро, Михай, Степан, не сговариваясь, дружной стеной надвинулись на нежданных гостей, вытесняя их из дома, а потом и вовсе выпроводили за калитку.
   Рыч злобно поглядел на них по очереди, и прошипел:
   - Вы ещё пожалеете!
   - Не грози, и сам не будешь бояться! – ответил на угрозу Сандро. – Гуртоса грая рувэндыр на дарэнпэ. (Дружный табун волков не боится)
   Выпроводив сватов, они вернулись в дом, продолжая возмущаться наглостью Рыча.
   - Теперь надо глядеть в оба… - с тревогой сказала Рубина.

Часть восьмая.

   Вернувшись в дом, семья Рубины начала обсуждать произошедшее. Особенно Роза не могла сдержать бурные эмоции, разбудив своим криком ребят.
   - Что случилось?
   - Опять Роза со Степаном что-то выясняют?
   - Что вы так кричите? – испуганно спросила Алмаза, глядя на взбудораженных взрослых.
   - Сватать тебя приходили, - пояснила ей Рубина.
   Алмаза хитро прищурила глаза, и лукаво спросила:
   - Значит, я совсем уже взрослая стала? А кто будет мой муж? Я его знаю?
   - Я тебя старше, и то ещё не думал жениться! – постыдил её брат Коля, и смущённо отвёл глаза в сторону.
   - Какой тебе муж, бесстыдница! – строго сказал ей отец, а мать, захлёбываясь возмущением, всплеснула руками, и начала ей выговаривать:
   - Дыкх, замуж она собралась! Подыкхэньте, чавалэ, со кэрэлпэ! Ты хоть знаешь кто сватался? Рыч за своего Лёшку!
   - Ой, Рыч? – испугалась девочка, и, подбежав, прижалась к матери, обхватив обеими руками. – Не отдавайте меня за его Лёшку! Я боюсь их!
   Роза обняла дочку, прижала к себе, погладила её по голове, и успокоила:
   - Никто тебя им не отдаст, моя ласточка! Успокойся.
   Рубина с тревогой сказала:
   - От Рыча можно ждать всё что угодно… Алмазу нельзя ни на минуту оставлять одну… И школу придётся оставить… Коля и Витя не велики защитники… - и посмотрела на Сандро, понимая, что муж её поддержит в этом. Сандро просто закивал головой в знак согласия.
   Алмаза заплакала.
   - И я больше не буду учиться? – спросила она сквозь слёзы.
   Тут своё слово сказал Сандро:
   - Пока придётся оставить… И подружки твои пусть к нам приходят. А сама от дома что б ни на шаг!
   Алмаза ещё сильнее заплакала.
   - Ну, ладно, ладно, моя ласточка, не плачь. Тут и мы с отцом, и все остальные рядом. Гамбо на страже всегда. – снова успокаивала Роза дочку.
   Что ж, всем стало ясно, что по одиночке выходить из дома небезопасно. Ни о каких дальнейших посиделках у костерка на поляне не может быть речи. Коля это сразу понял, и молча грустно вздохнул.
   Весь день прошёл в напряжённом ожидании чего-то нехорошего, даже Роза со Степаном ни разу не поцапались из-за какой-нибудь ерунды, как обычно делают по сто раз в день, но всё шло своим чередом. Произошедшее начинало казаться каким-то кошмарным сном. Тем не менее, не стали полагаться на состояние покоя, и Гамбо остался свободно бегать по двору, и сами легли не раздевшись.
   Среди ночи вдруг раздался сначала яростный лай Гамбо, а потом зазвенели стёкла окон, разбившиеся в дребезги, и в дом полетели одна за другой несколько бутылок с зажигательной смесью. Всё в считаные секунды заполнилось угарным дымом, вспыхнувшим огнём. Вскочившие хозяева дома попытались было начать тушить, но огонь стремительно разрастался по сухим деревянным стенам, дым душил, заволакивал. Искрилась электропроводка. Взорвался стоящий неподалёку от окна телевизор… Они потеряли ориентир куда выбежать, и заметались по дому в настоящем огненном аду… Горели окна, горела входная дверь… Огонь всё больше трещал, поднимаясь вверх, пожирая потолочное перекрытие…
   Гамбо с лаем метался у дома, не понимая, что происходит, что делать…
   Кто-то увидел пожар, услышал сдавленные крики, вызвал пожарных. Пока приехал из города пожарный расчёт, пока потушили остатки дома, прошло время. По горячим следам на пепелище стали разбираться что произошло. Сопротивлявшегося Гамбо еле-еле увёл к себе соседский друг Коли Валера. Пёс скулил, оглядывался на былой дом, и всё рвался на поиски своего любимого хозяина…
   К расследованию приступила полиция. Но следователи ничего от соседей цыганской семьи кроме как о том, что слышали звон стекла, какой-то хлопок, а это был взорвавшийся телевизор, ничего установить не смогли. Прибывшие работать на место пожара криминалисты обнаружили обгоревшие тела, и увезли останки на лабораторную экспертизу в город…

Часть девятая.

   Рубина очнулась только под утро. Холод и сырость от земли привели её в чувство. Её трясло. Рядом сидела Алмаза, дрожа от холода и страха. Она была уже не в силах ни плакать, ни кричать. Просто тихо скулила, не зная, что делать. Рубина с трудом села.
   - Бабушка! – обрадовалась Алмаза, кинулась обнимать, обхватив обеими руками руку цыганки, уткнулась ей в плечо, и залилась слезами.
   Рубина еле еле приходила в себя. Голова была тяжёлая, было трудно дышать. Главное, что осознала: она и правнучка живы. Оглядевшись вокруг, Рубина поняла, что они находятся недалеко от деревни в перелеске. Не близко, но видны знакомые избы. Обе продрогли, но постепенно при ходьбе немного согревались. Шли оглядываясь по сторонам, молча. Рубина крепко держала девочку за руку, боясь выпустить её холодную ладошку.
   Подошли к дому, но… вместо него увидели ужасающее пепелище. Тогда Рубина с Алмазой постучались в окно к сосеедям. Та выглянула, охнула, и выскочила из дома навстречу погорельцам. Провожая в избу осыпала градом вопросов:
   - Да откуда вы? Что случилось? Видели, что с домом? И как же теперь? Как же теперь жить то будете, где? Есть ещё какие родственники?
   Рубина её остановила:
   - Дай лучше воды, Григорьевна…
   Григорьевна засуетилась, зачерпнула в бочонке ковшом, подала.
   От выпитой воды полегчало, и Рубина начала расссказывать как началось всё со сватовства Лёшки Рыча. Как дом закидали бутылками с горючкой, как они метались по дому, пытаясь отстоять у огня крышу над головой. Как она в дыму наткнулась на задыхавщуюся Алмазу, как босыми ногами случайно наткнулась на кольцо дверцы погреба, как в полной темноте, на ощупь по прорытому ходу под домом вылезли на улицу, как побежали, не разбирая дороги. Рубина пыталась кричать, но у неё вырывался только хрип и кащель. У неё теперь была одна цель: увести подальше внучку. Хотела потом вернуться, да в темноте споткнулась, ударилась об дерево, и потеряда сознание…
   Пожилая соседка, слушая рассказ, охала, ахала, испуганно распахнув глаза, хватаясь обеими ладонями за лицо. Потом Рубина спросила:
   - Григорьевна, у тебя есть мобильный телефон?
   - Отродясь не бывало. Мы с дедом вдвоём живём. Дочка сама приезжает частенько из города. Да и не умеем мы им с делом пользоваться. Дочка учила, да что толку…
   - Григорьевна, тогда вот что тебя попрошу… сходи к Евдохиным, позвони в полицию, скажи, мол, Рубина и Алмаза живы, пусть пришлют людей арестовать Рыча с Лёшкой. Нам с ней выходить показываться, сама понимаешь, опасно…
   Григорьевна молча закивала головой, поспешно одела кофту, и, продолжая охать, побежала звонить.
   - Бабушка, а куда же мы теперь пойдём? Где же мы будем жить? – тихо спросила Алмаза.
   - Ничи, чай. Дэвэл на выдэла, балычё на схала! (Бог не выдаст – свинья не съест). Видно, не кончилось ещё наше кочевье… опять в дорогу надо собираться. Поедем к моей сестре Розалине, брату Тагари. Тут у нас с тобой больше ничего нет… Они приедут на похороны, а после заберут нас к себе.
   Вернулась Григорьевна. С порога затараторила:
   - Позвонила. Сказали, пусть никуда не уходят, приедем, мол, всё запишем. Так у них полагается. Иначе, мол, как арестовывать тех бандитов?
   - Понятно, - глухо отозвалась цыганка, кивнув головой.
   - А покуда приедут, так давайте, соберу чего поесть. Голодные, небось.
   Соседка быстро достала чугунок с кашей, хлеб, усадила погорельцев за стол, а сама горестно рассуждала, присев рядом:
   - Да… вот так живёшь, и не знаешь, как жизнь повернётся… и слава Богу, что, наконец, заберут от нас этих бандитов куда следывает! Вся деревня от них стоном стонет, никак управу не можем найти на них… Когда Лёшку посадили за дурь, так его отец попритих было. А вышел Лёшка – по-новой всё пошло… А мне вот чудно даже как-то… вроде, вы с ними одного племени, а такие разные… У вас и Михай, и Степан работают… работали… и ребятишки в школе учатся… учились… всегда здоровкались, не проходили молчком. Мария завсегда к нам заходила. Вишней всё угощала… У нас всё больше крыжовник. Дед мой его шибко любит…
   Григорьевна осеклась, и спросила:
   - Ой, что ж я… Погодь-ко… а куда ж вы сейчас? Ничего ведь, считай, у вас не осталось… А на дворе, глядишь, скоро холодать начнёт по ночам… Не на улице ж вам жить… Оставайтесь, покуда, у нас, а там видно будет…
   Рубина не видела другого выхода. Не за себя, за правнучку Алмазу больше переживала. Убежали то босиком… Точнее, Алмаза была в тапках, а вот Рубина убежала босиком. Это и спасло их. Не потеряй Рубина обувь, метавшись по дому, не почувствовала бы кольцо дверцы подпола… Хорошо хоть легли спать одетыми, а то были бы сейчас с девчонкой в ночных рубашках сидели.
   - Нам бы только несколько дней, - попросила Рубина, - а там приедут мои брат с сестрой, заберут нас к себе. Хорошо хоть помню номер телефона. Записан был у меня на листочке, а всё сгорело… Только сейчас выйти нельзя, пока Рыча не арестуют. Да и обувки у меня нет никакой…
   Григорьевна тут же успокоила:
   - Ну, обувку тебе найду из своего. Мы ведь с тобой одинаковые и по ноге, и по одёжке. С одного плеча. Алмазе какую ни есть кофтёнку поищу…
   Как и сказала Рубина, через два-три дня срочно приехали Розалина и Тагари. К этому времени Рыча и Лёшку арестовали, и экспертиза показала наличие следов бензина на руках обоих. Погибших скромно похоронили, и Рубина с Алмазой вместе с Розалиной и Тагари собрались в дорогу.
   Когда с бабушкой проходили мимо одного дома, Алмаза услышала знакомый отчаянный лай и повизгивание. Это Гамбо учуял её с Рубиной, и подал голос! Другу Коли Валере жалко было расставаться с псом, но ведь нашлись прежние законные хозяева. Так что и Гамбо поехал с ними.
   По дороге в новый дом в машине, которую вёл Тагари, Алмаза спросила Рубину:
   - Бабушка, а чего, всё-таки, этот Рыч с Лёшкой ко мне пристали? Что я им сделала?
   На это Рубина вздохнула, и задумчиво ответила:
   - Не ты виновата, моя девочка, а твой цыганский взгляд…


Рецензии