Wright Brothers National Memorial, NC

       Не думаю, что для кого-то открою Америку, сказав, что первый аэроплан с двигателем внутреннего сгорания изобрели братья Райт, хотя, справедливости ради стоит отметить, что право первого полета оспаривается не только Соединенными Штатами, но и Францией, и Россией. У французов есть на то некоторые основания, у России же лишь амбиции. Россия считает, что первый аэроплан был создан Можайским, хотя эта машина не только не взлетела, но даже не была построена – так и осталась в чертежах.
       Таким образом, первый аэроплан все же был американским.
       Однако, думаю не многие знают, где это событие произошло, хотя это интересно само по себе.
       Братья Райт – Уилбер (1867 – 1912) и Орвилл (1871 – 1948) - задумали создать свой аппарат тяжелее воздуха в 1900 году, еще проживая в штате Огайо. Они справедливо опасались, что переменные воздушные потоки, характерные для равнинной Америки, не позволят ему подняться и удержаться в воздухе, поэтому стали искать место, где состояние потоков более или менее стабильное. Такое место нашлось довольно далеко от дома, около населенного пункта Kitty Hawk, North Carolina, который расположен на живописных барьерных островах Outer Banks на берегу Атлантического океана. Здесь воздушные потоки были стабильны и не могли значительно влиять на устойчивость аппарата.
       В 1901 братья для начала построили планер и совершили пробные полеты с близлежащего холма. Когда им удалось достичь определенной стабильности планера в воздухе, они для устойчивости увеличили его длину и размах крыльев и добавили двигатель внутреннего сгорания, который был изготовлен по их заказу. Новый аэроплан они собрались запускать уже не с холма, а с рельса, установленного на ровной поверхности под холмом, который использовался как направляющая, не позволяющая машине рыскать, а ведущая точно по прямой. Таким образом 17 декабря 1903 после нескольких неудачных пусков, аэроплан все-таки взлетел и пролетел 120 футов (36 м) за 12 сек. Это был первый удачный полет. Затем последовало еще несколько полетов, и самым удачным оказался четвертый, при котором аэроплан пролетел 852 фута (256 м) за 59 секунд. После этого в течение нескольких лет братья еще несколько раз совершенствовали аэроплан, но больши’х успехов им уже достичь не удалось.
       На месте первых полетов теперь создан национальный монумент, включающий холм, взлетное поле и комплекс построек. На холме стоит обелиск в честь братьев Райт, а на территории сохранены 2 ангара, в которых они жили и собирали свой самолет, сохранено место первых полетов, с отмеченными точками взлета и посадки, а также создан центр, в котором можно посмотреть множество стендов с жизнеописанием братьев, их соратников и помощников, коих было еще 5 человек. В отдельном павильоне расположена полномасштабную модель первого аэроплана. Под холмом создана скульптурная группа, на которой изображены все участники эксперимента и аэроплан.


Рецензии