Парк Сокольники в 60-е года

      
Детский городок

В парке Сокольники в 1956 году был открыт Дом пионеров, который переименовали позже в Дом детского творчества. В нет работали различные кружки: юных авиамоделистов, судостроителей, радиолюбителей, автомобилистов, конструкторов, кружок английского языка и другие. До постройки каменного здания Дома творчества, занятия проходили в Доме пионеров около Митьково. Сейчас там располагается музыкальная школа им.Юргенсона.
 Вспоминает Наталья: «Еще до школы мама и папа водили меня на занятия английский язык. Мы учились по учебнику В. Скульте. Этот учебник был с картинками, правда не цветными, и c разными историями. На первой и второй страницах были написаны и нарисованы «кошка» и «шляпа», которые произносились на английском языке очень похоже «кэт» и «хэт». Как-то раз нас, детей с учительницей, приглашали на телевиденье. Потом маме даже заплатили гонорар 3 руб. 40 коп.
Занималась я фигурным катанием. Каток заливался сразу за Домом творчества. Справа от катка стояли теплые раздевалки. Коньки были не утепленные, а зимы холодные из-за чего пальцы на ногах часто замерзали. Каждую зиму организовывались показательные выступления с музыкой, как у настоящих фигуристов. У меня было вишневое вельветовое платьице. Музыку, под которую я выступала, мы дома с родителями подбирали на пластинках. Мне помниться, чтобы запустить музыку с нужного момента, заклеивали пластинку кусочком бумаги. В это время мы все хотели походить на наших фигуристов Людмилу Белоусову и Олега Протопопова, которые завоевали золото на олимпиаде в 1964 году в Инсбруке (Австрия).
Кроме этого, мы одновременно занимались хореографией. У меня было белое платьице, а на ногах чешки. Мы стояли у станка - перекладины рядом с большим зеркалом и вставали в разные позиции. Тогда в магазинах ничего нельзя было купить, поэтому покупали и платья, и коньки друг у друга».
Летом же занятия проходили в парке, в районе детского городка.  Справа от аллеи ведущей от фонтана в детский городок были разбросаны в лесу деревянные домики. Там стояла постройка, с небольшой башней, где собирались дети Клуба юных пожарных,  летняя база Клуба юных моряков стояла за Домом творчества.
Был летний домик, где можно было взять поиграть настольные игры. Перед игротекой прямо на полянке располагался маленький детский фонтанчик, а рядом стояли столики и стульчики. Лети там брали настольные игры: шашки, игры с кубиками и фишками, «Ловись, рыбка», мозаики, одежда для картонной куклы, лото и многое другое.
В одном из павильонов занимались рисованием. Ирина, ставшая впоследствии художницей, вспоминает: «Я ходила на ИЗО. Там родилось много хороших профессиональных художников. Наш учитель живописи - грузная интеллигентная Анна Моисеевна много души вкладывала в талантливых ребят. Она была общая любимица. Ее хвалили и рекомендовали друг другу. Многие приходили к ней став уже профессионалами, после окончания Строгановки и других художественных училищ. К нам в студию заглядывали не только дети, но и взрослые.
Туда могли заходить все любопытствующие. Регулярно наведывался Зверев. Ему, как и другим давали бумагу и краску.  Зверев мог палец послюнявить, окунуть в краску и чего-то сразу появлялось, какой-то профиль. Он мог брызнуть и изобразить что-то незаурядное.  Необычное поведение и чудачество привлекало зевак. Преподаватель восхищалась им, видела в нем невероятный талант, понимая, что он имеет необычные способности. Он выдавал такие вещи, что странно, что такое может быть в мозгах. Изображал что-то необычное уверенно и легко, как будто на листе уже были нарисованы контуры. Одним движением проводил линию, ничего не исправляя и не теряя. Сразу появлялся силуэт.  Когда на глазах раз-раз-раз и получалась работа. Как волшебство.
Увлекательным развлечением у посетителей парка было наблюдение за самолетиками, которые делали ребята, занимавшиеся в кружке авиамоделирования. Обычно запускали самолетики на площадке рядом с прудом. Там 7 мая 1922 года был впервые зажжен пионерский костер. Вокруг ребят-авиамоделистов собирались гуляющие люди, которые за этим наблюдали. Уже издалека был слышен специфический жужжащий звук летящего самолетика.
В летний период функционировал дневной детский лагерь. Утром детей приводили воспитатели, и они весь день проводили в Детском городке. Завтракали, обедали и полдничали в детском кафе, где сейчас располагаются разные кафешки. Детей водили в бассейн. Ребята посещали разные кружки. А на площадке перед летним театром и беседкой часто устраивали весёлые соревнования и праздники. Сидел гармонист и играл, а массовики-затейнике организовывали детей: водили хороводы и танцевали.

Летний театр

Буквально в 200 метрах от Дома творчества стоял Летний театр. Это было довольно большое деревянное здание с навесами с двух сторон. Под одним из навесов мы с нашей группой детей из дошкольников гуляли во главе с воспитательницей Елизаветой Николаевной. Нас одновременно ходило человек десять. Зимой, когда воспитательница сидела под навесом, мы делали из снега замки и украшали их крышками из разноцветной фольги от бутылок из-под молочных продуктов.
Здесь, примерно в 1965 году, выступал телепат Михаил Куни. На сцене были установлены специальные крутящиеся диски, на которых были написаны трехзначные цифры. Хотя они крутились, но Куни удавалось сосчитать их. Потом кто-то из зрителей прятал различные предметы, и он находил.
Поскольку театр был летним и не отапливался, работал он только в теплое время года. Для детей шли утренние спектакли. В вечернее время трудно было привлекать зрителей, возвращаться вечером через лес домой. Поэтому шли только в утреннее и дневное время. В Летнем театре бывали гастроли. Какое-то время его занимал театр «Ромен», и они ставили спектакли. 
Крутили там фильмы новые и старые. Когда начались в Москве кинофестивали, 1959 году, то сразу интерес к этому театру пропал. Идти туда было не удобно, далеко.

 Зверинец

Справа от Летнего театра стоял зверинец. В большой клетке жили разные птицы и белки. Особенно интересно было наблюдать за белками, которые запрыгивали в круглый барабан и бежали в нем, из-за чего барабан быстро крутился. Дети засовывали в щели сетки разные семечки и орехи, а белки их вытаскивали и грызли. Алла рассказывает, что в 1968-69 году к ним на дачу прискакал маленький бельчонок. Назвали его Семен. Они его приручили. Бельчонок на даче прыгал по мебели, по постройкам во дворе и они его кормили. Осенью привезли домой. Здесь ему было тесно. Мебель для него маленькая, прыгать было негде. И тогда они отдали его в зверинец. Вместе с его тряпочкой, на которой он спал отнесли его и передали смотрителям зверинца. Те положили тряпочку в один из домиков и стал он там жить. «Я некоторое время приходила и навещала его. Отличала от остальных. Но потом, он так прижился, что я уже не смогла его найти. Когда зверинец аннулировали, всех зверей выпустили в лес», - вспоминает Алла.
В парке постоянно, как и сейчас, можно было увидеть белок, перепрыгивающих с ветки на ветку, гуляющих в чаще лосей. Юрий вспоминает, что в начале 60-х завезли пять зебр, пять лосей и одну пони «на вольные хлеба». Поселили их на территории между Путяевскими прудами и железнодорожным полотном Ярославской дороги рядом со станцией Маленковская. Там им оставляли корм.

Пруды

Пруды Сокольников всегда притягивали посетителей. Они всегда были по-своему живые. Пруд «Золотой» стоит недалеко от Детского городка. В 60-70 годах на пруде рыбаки ловили рыбу, а зимой плавали «моржи». Когда летом была жара, то и там купались, не разбирая чистая вода или нет.
В 90-х пруд стал зарастать и высыхать. В 2010 году, когда была жара, молодой лось прыгал и резвился по воде, которой немного еще оставалось в пруду. Сейчас летом туда выпускают лебедей.
Наталья вспоминает: «Вокруг пруда мы семьей любили гулять, а плавать ходили на Путяевские пруды или на Оленьи.  В детстве со мной произошел такой случай. Как-то мама купила в магазине карпа. Он был еще живой, когда его принесли домой, с усилием дышал, иногда бил хвостом. Тогда я поняла, что он скоро умрет, и мне стало жаль его. «Давайте пустим его в ванну», - стала просить я родителей. Мы наполнили ванну и пустили туда карпа. Карп стал двигаться и поплыл, ну теперь мне стало его еще более жалко. Как же я его смогу после этого съесть? И я стала уговаривать родителей выпустить его на свободу. Родители согласились без особых уговоров. Я и папа взяли карпа в ведерке и понесли в Сокольники, а там выпустили его в пруд. Надеюсь, что его не поймали рыбаки, которые там рыбачили».

Розарий

В парке было два розария. В большом розарии всегда цвело много роз. В малом розарии цветов было мало, зато там была летняя библиотека. Небольшой одноэтажный павильон с большими окнами. Там всегда было светло и на столах лежали журналы. Татьяна вспоминает: «Я работала в районной библиотеке №108 с 1969 по 1977 гг., и летом я работала в парке. Я не помню точно, может быть летняя библиотека в парке Сокольники и числилась за Ленинкой, но называли ее филиалом 108 библиотеки, фонд туда перевозили из нашей библиотеки и работали там наши сотрудники, в том числе и я».
В более позднее время в 90-е в читальном зале можно было взять бесплатную газету «Медицина для вас».

Выставки

Американская национальная выставка проходила с 25 июля по 4 сентября 1959 года в парке. Для нее были построены специальные павильоны. Там была представлена экспозиция американского искусства, моды, машин и образцов домов.  Она прогремела на всю Москву. С тех пор в Сокольниках стали постоянно проводиться международные выставки. Хотя выставки преимущественно были посвящены какой-то промышленности, но все любили туда ходить.
Наталья вспоминает: «Был «железный занавес», большинство людей не пускали ездить за границу, да и иностранцев было мало. А на выставке можно было увидеть представителей разных стран. Советские люди видели «живых» иностранцев, а не по телевизору. Тогда иностранцы воспринимались как диковинка. Можно сказать, что люди ходили на выставку, как в зоопарк. Мы разглядывали их, а они нас.
Кроме этого, на выставках давали круглые значки, а на некоторых можно было заполучить большой полиэтиленовый пакет с картинкой. Пакеты такие тогда в Москве не продавались. На выставке их обычно, как говорили, «выбрасывали», то есть выносили немного, и толпа народа набрасывалась на них и моментально разбирала. Иногда я видела иностранцев, которые фотографировали нас в этот момент. Глядя на эту «голодную» толпу мне всегда было стыдно, хотя я сама тогда пыталась выхватить пакет. Такие пакеты вызывали всеобщую зависть. Как-то на японской выставке раздавали красивые веера, в форме капли. Тогда все тоже набрасывались на них, но мне так и не досталось веера, и я дома сделала себе веер похожей формы из картона, на который приклеила аппликацию».
На одной из выставок стоял станок, который штамповал из фольги разноцветные крышечки для молока. Их раздавали, и рядом толпившиеся дети радостно кричали: «Дайте! Дайте!» На выставках всегда что-нибудь раздавали, так на одной из выставок чехи раздавали круглые жестяные коробки с вафлями, а на другой выставке американцы раздавали маленькие бутылочки с кока-колой. Не говоря уж про шариковые ручки, блокноты, значки и красочные проспекты.
Особое место среди всех выставок, занимала выставка 1976 года, посвященная 200 лет США. На нее приходилось стоять около четырех часов. Каждому пришедшему, в руки давали цветной пакет с журналами про Америку, включая альбом с декларацией прав независимости. На этой выставке были разделы, посвященные не только промышленности и сельскому хозяйству, но и другим областям. Например, раздел истории, со стендами, описывающими различные важные события. В разделе по искусству были стенды, посвященные музыке и кино. Каждый посетитель мог получить маленькую пластмассовую пластинку с американскими песнями в стиле «кантри». У стендов можно было задать любые вопросы консультантам из Америки. Кто-то там видел и дискутировал с журналистами «Голоса Америки» - женщиной средних лет и молодым мужчиной. Эта выставка тогда вызывала больший интерес.
Соседка вспоминала, что как-то в период работы выставки во двор зашли два французских журналиста и попросили напиться. Соседка их позвала к себе на чай и заодно угостила вареньем. И в результате они съели огромную банку.
Юрий вспоминает, что, будучи подростком, он с друзьями наблюдал за рабочими выставок: «Кормили рабочих выставки в ресторане «Сирень». И оказалось, что дольше всех ели французы, часа три они проводили за столами. Каждый из них садился за отдельный столик, и весь обед они перекрикивались друг с другом».
Постепенно достраивались новые корпуса выставки. Между двумя корпусами на уровне второго этажа был сооружен стеклянный переход. Как-то на одной из выставок вспыхнул пожар и после пожара этот переход разобрали и более не восстанавливали.

Аттракционы

В 1965-1975 год, как и сейчас, стояли аттракционы. Тогда они располагались там же, где и сейчас, а также в детском городке. Татьяна вспоминает: «В 60-е я обожала ходить в парк кататься на аттракционах, любимыми были качели, иммельман и мертвая петля».
В более позднее время, в 1981, там работали чешские аттракционы «Луна-парк». На смену привычным аттракционам, привезли новые. Вот было веселье!
Не только в этом месте стояли аттракционы. В начале 70-х они были и далее за рестораном «Сирень». Там стояла цепочная карусель и был еще необычный аттракцион. Кажется, его называли – «Чертово колесо». Широкий диск крутился, и на него надо было запрыгнуть. Но центробежная сила сбрасывала людей с диска, и всем было весело. Таких аттракционов больше нигде не было.
Наталья вспоминает: «Как-то раз, в раннем возрасте, когда я каталась на карусели, начались съемки какого-то художественного фильма. Как и сейчас были укреплены скульптуры различных зверей- слонов, верблюдов, лошадей, на которых сажали детей. Когда начались съемки, всех, кто был на карусели катали бесплатно много раз, пока снималась сцена с аттракционами. И это было здорово!»
Про тир вспоминает Андрей: «Тир в 60-х годах представлял из себя небольшой деревянный сарайчик. Мечта всех мальчишек было пострелять. Духовое ружье изготавливалось в то время на деревянном прикладе (пластик появился потом). От этого духовые ружья походили на потертые духовые винтовки. Приклад был покрыт истертым лаком и цвет дерева имел разный оттенок. Конструкция мишени представляла собой в основе движущую слева направо металлическую ленту, на расстоянии примерно 4 метра от стрелка. Сверху на ленте были прикреплены из тонкого металла окрашенные силуэты зверей или реже военной техники. При попадании от выстрелов движущийся силуэт, опрокидывался вниз и при повторном проходе ленты по кругу восстанавливался в стоячее положение. Стойка откуда можно было стрелять для удобства была покрыта темной тканью, где располагались локти и купленные «пульки» - блестящие маленькие свинцовые колпачки, аккуратно сложенные рядом. Один выстрел в тире стоил 3-5 копеек. Служащий внимательно следил за количеством купленных колпачков и количеством выстрелов. Так как мальчишкам хотелось все время стрелять и стрелять, приходилось идти на хитрость. В охотничьих магазинах, где невозможно было купить духовое ружье, свободно продавались эти «пульки». Пачка стоила около 80 копеек, а «пулек» было 150-200 штук. Использовать такой прием, чтобы идти со своими пульками, можно было только тогда, когда стойка была занята 5-6 стрелками, да и то ненадолго. Рано или поздно служащий тира это замечал и выгонял такого неудачного стрелка, а иногда даже мог и за ухо оттащить».

Развлечения парка

Иногда мы заглядывали в место, где проводились тренировки собак. Но это было уже ближе к железнодорожной станции Маленковская. Люди, которые провоцировали собак, были одеты в большие ватники и собаки набрасывались на эти ватники, впиваясь своими клыками в руку. Даже со стороны это очень впечатляло.
Ходили мы смотреть салюты. На поляны рядом с парком в районе Ширяева поля, ставили ракетные установки, и все вокруг оцепляли. А после салюта некоторые ходили на эти поляны и собирали остатки от световых ракет. Это были плотные картонные круги, по форме напоминающие небольшие глубокие блюдца. Если разломать такой круг, то внутри были спрятаны металлические трубочки, а их можно было использовать для игр.
У малого входа в парк около Старослободской улицы, стоял Зеленый театр. Там пускали фильмы. В домах в 1963-1965 годах телевизоры еще были не у всех, а здесь можно было посмотреть новые иностранные фильмы. Сколько интересных фильмов там показывали: «Мое последнее танго», «Мистер Питкин в тылу врага», «Возраст любви» и многие другие. Даже, если люди не шли смотреть фильм, а просто проходили мимо, то наверняка подглядывали в щели в деревянных заборах. Забор у театра был из наклонных ребер. Сначала наклон досок был в сторону сцены и смотреть было легко. Потом его развернули и в нем стали делать дырки. Там были не только фильмы, но и концерты. В 1965 году на сцене выступал Леонид Утесова со своей дочерью.
Татьяна вспоминает: «В Зеленом театре в начале 70-х я была на концерте Софии Ротару, которая тогда была совсем юной тоненькой, но с бешеной энергетикой, в алом платье она много двигалась по сцене, как язычок пламени».
В Зеленом театре под сценой периодически жили щенки, которых мы подкармливали. И местные их подкармливали.

Спорт

В Сокольниках всегда было много спортивных сооружений: стадионы и лыжные базы. Коньки, лыжи, теннис, шахматы, футбол.
Раньше играли в шахматы, кроме как в специальных крытых клубах, еще в определенном месте в лесу. Под соснами были установлены деревянные столики и стульчики, за которыми сидели шахматисты. Это место и сейчас легко найти по тропинке и соснам, которые там рядом растут, ходя столиков уже давно нет.
Катки. Кроме катка у Дома творчества и залитого круга в центре парка, был каток и у Ледового дворца. Там были устроены ледовые дорожки с перилами по обе стороны, где начинающие могли учились кататься на коньках, держась за перила.  А на большом круге катались на разных коньках. Кто-то катался на фигурных коньках, кто-то на беговых, которые называли «гаги» или «норвежки», кто-то катался на канадках (хоккейных коньках). У маленьких детей на валенки крепились резинками коньки с полозьями.  Для катания на кругу можно было взять кресла на полозьях с высокими спинками, чтобы катать друг друга.
На катке в Ледовом дворце катались спортсмены. Там тренировались хоккеисты и устраивались соревнования: хоккейные матчи, выступления фигуристов.
В парке были футбольные поля. Но иногда эти поля (площадки) выходили за границы парка. Юрий вспоминает: «Рядом с парком, между Сокольнической заставой и Охотничьей улицей было небольшое футбольное поле и на нем последовательно играли разные группы. Днем дети младшей школы, за ними ребята средней школы. Их сменяли юношеские команды, а после работы приходили взрослые. Играли дворовые команды, двор на двор».


Рецензии