Из истории вокала. К 100-летию Елены Черней

100 лет исполняется со дня рождения выдающейся певицы
Елены ЧЕРНЕЙ.

Она появилась на свет в первый день весны и кажется, что уже тогда над ней прозвучали слова "Printemps qui commence, portant l'esp;rance..." ("Начавшаяся весна принесла надежду...") из арии Далилы, одной из лучших исполнительниц которой ей суждено было стать в будущем.

Красавица-брюнетка с роскошным голосом - меццо-сопрано, которому также органично было пребывать и в зоне контральто, и взмывать в сопрановую сферу, стройная и высокая, с великолепной фигурой и ярким артистизмом, Елена Черней принадлежит к славной плеяде великих румынских певцов.

Надо сказать, Румыния и, вообще, Балканы, к которым она отчасти относится, дали миру огромное количество уникальных, великих голосов. Мир их ценил и использовал как великолепную рабочую силу, но в "избранный элитарный круг", в "высшую лигу" пускал неохотно. К тому же, бывало, что карьерам артистов могли мешать политические системы их государств. Но некоторым удавалось "прорываться".
К последним можно отнести и Елену Черней.
Помимо того, что она была одной из тех, кто царил на сцене Бухарестской оперы (а там был такой "цветник", что пересчитать всех "царящих"- пальцев на руках не хватит), на её счету были выступления в Париже и Милане, Вене и Лондоне, Барселоне и Брюсселе.
Так случилось, что Черней была последней Амнерис на сцене старой Метрополитен и она же первая исполнила эту роль в открывшемся новом здании театра!
Её партнёрами были лучшие мировые певцы: Корелли и Дель Монако, Гедда и Ди Стефано, Тебальди и Нильсон... Франко Корелли считал идеальным её исполнение партии Амнерис как вокально, так и артистически. Ди Стефано говорил, что Черней - самая великая Кармен за всю его карьеру.

Елена Черней часто гастролировала в СССР. И не только в Москве и Ленинграде, но во многих городах Советского Союза.
До сих пор живы легенды об этих выступлениях.
Например, о том, как на спектакле в Тбилиси горячий красавец Зураб Анджапаридзе, исполнявший Хозе, так "вошёл в роль", что его поцелуй с Кармен-Черней, мягко говоря, несколько затянулся, и как не менее горячая тбилисская публика стала громко выражать свои эмоции и даже свистеть, а он всё не мог оторваться от её губ.
А в Одессе, говорили, она сама себе выбрала Хозе - блестящего тенора с трудной судьбой Арнольда Азрикана, отвергнув всех остальных, но ему этого не простили и вскоре просто выжили из театра.
Кто после такого усомнится в том, что её Кармен была воистину роковой героиней!

Все, кто знали Елену Черней, отмечали, что она обладала склонностью к анализу и соответствующим мышлением. Она уважительно относилась к своим выдающимся коллегам, наблюдала и тщательно анализировала их работу. Последние годы она жила в Риме и со своим мужем - профессором-фониатром пристально изучала законы звукообразования, механизмы дыхательной и голосовой активности, и даже стала автором книги "Enigme ale vocii umane" ("Загадки человеческого голоса").

А поклонники оперы и теперь, несмотря на огромное количество новых "звёзд", поддерживаемых звукозаписывающими компаниями и медиа, изо всех сил стараются разыскивать записи выступлений Черней (особенно, "живые") и редкие телевизионные съёмки.
Мы тоже решили дать несколько фрагментов "живых" спектаклей, пусть неважного качества, но представляющих огромный интерес: как, например, "Аида" из Дворца искусств в Мехико, где в те времена были довольно ужасные хор и оркестр, но пели знаменитые солисты. Или "Дон Карлос", записанный на Международном музыкальном фестивале в Бухаресте 1967г., где вместе с Черней поют такие певцы, как фантастический Николае Херля, а роль Тибо исполняет совсем молодая тогда Илеана Котрубас.
Слушая эти записи сегодня, понимаешь, что время таких голосов и таких артистов не проходит!



(Материал с музыкальными фрагментами в журнале "QUI la VOCE" во "ВК")


Рецензии