Моя родословная. Глава. 7 Мемуары

Глава 7.     Национальные корни по материнской линии.



Два чувства дивно  близки нам – в них обретает сердце пищу.
Любовь к родному пепелищу. Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века. По воле Бога самого.
Самостоянье человека и залог величия его.

Неизвестный автор.



Марийцы (Черемисы).


Марийцы (мари, марий, мары, маре, м;р;; русское - черемисы - прим. от авт.) – финно - угорский древний около 3 000 тысяч лет народ, сохранившийся до наших времён. Они делятся на Горных – «Курук мари» или «Горные люди» и Лесных или Луговых – «Кожла мари» или «Еловые люди». Они расположились в междуречье крупных рек: Волги и Ветлуги.

Раскопки свидетельствуют о наличии крупных поселений уже в первом тысячелетии до нашей эры. Марийцы за свою независимую историю создали уникальную и неповторимую культуру. Выделяют три языковые группы марийцев: лесные или луговые – «Олык марий» или еловые люди, горные – «Курык марий», восточные – «Башкир марий».

Эти языки мало отличаются друг от друга. Зная один из языков можно отлично понять, о чём говорят на другом. Вероятно название реки «Волга» произошло с марийского языка. «Волга» означает – «блестящий», «Волгалтеш» - блестит. Татары называли марийцев - «Черемыш», а русские - «Черемисы».

Однако в двадцатом веке это слово убрали из употребления. Самоназвание народа – мари – «люди, черемисами – «людьми с Востока» их назвали удмурты. Сами себя мари никогда не называли - черемисами. Хазары называли этот народ «цармис», что значило - «воины». Отсюда слово «черемис» для обозначения марийского народа заимствовали русские.

Внешне марийцы невысокого роста, тёмноволосые и немного с косыми глазами. В отличии от русских они уже к сорока годам резко стареют и полнеют. Основная религия православие, но до сих пор сохранились древние марийские обряды.

В настоящее время на территории республики начали строить мечети, что влечёт за собой медленную исламизацию. Интересное наблюдение приводится в книге Миллера о сложившейся у марийцев традиции имянаречения детей: новорожденному давалось имя того, кто первым придёт в дом после родов.

Если же пол гостя не соответствовал полу малыша, право выбирать имя для ребёнка оставалось за матерью. В почёте у мари были, прежде всего, национальные имена. Особый национальный колорит на протяжении веков сохранялся и в погребально - ритуальных церемониях.

Так, вплоть до XIX-ом века, некоторые марийцы своих покойников клали в могилу между двух досок, прикрывая сверху одной большой доской и только затем засыпая тело землёй. Вместе с умершим погребались и ветви ели или пихты: этот обычай связан с народными представлениями о божественной силе деревьев, которым марийцы поклоняются до сих пор.

Семейная жизнь марийцев подчинялась принятому в общине порядка. При этом, за старейшинами общины оставалась роль «хранителей» устоев и поддержание мира, спокойствия в каждом доме. И действовали эти почтенные люди порой весьма жестко. Например, развестись муж с женой могли только после получения на это согласия шести выборных представителей общины.

При этом развод сопровождался ярко выраженным общественным порицанием и даже осмеянием: разводящихся людей привязывали спинами друг к другу и держали на лобном месте до момента оглашения решения выборными представителями.

Женщине, принявшей решение уйти от мужа по своему желанию, к тому же обрезали косы, чтобы впредь она не смогла носить головной убор замужней. Неудивительно, что разводы у мари встречались крайне редко. В отличии от представителей соседних тюркских народов, марийская молодёжь всегда свободно общалась друг с другом, знакомясь и сходясь по взаимным интересам. Но гуляние под луной – это одно, а создание семьи – совсем другое !

Поэтому решающее слово при выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Так как лишние женские руки в доме всегда были нужны, молодого человека старались женить как можно раньше: супругу для сына родители начинали присматривать в момент, когда ему исполнялось 14-15 лет.

Выбирали девушек из соседних селений, высматривая наиболее выгодную в материальном плане партию. В свою очередь родители девушек с работницами расставаться не спешили, поэтому марийки обычно оказывались старше своих суженых лет на пять - семь.

Свадебный цикл начинался со смотрин (удыр ончымаш – прим. от авт.) во время которых согласовывали все детали предстоящего союза, в том числе и день официального сватовства. На смотрины обычно выезжал отец жениха в сопровождении близкого родственника, например, брата или опытной свахи.

В день сватовства в дом невесты отправлялся жених вместе со сватом и свахой.  Ожидая гостей, отец девушки ставил на стол свежеиспечённый каравай хлеба и небольшое блюдечко с топлёным маслом. Обмазанный маслом кусок хлеба передавался по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, каждый из участвующих при этом откусывал по маленькому кусочку.

Таким образом, все присутствующие подтверждали твердость своих намерений. Окончательно брачные договорённости закрепляла мать невесты, принимая от будущего зятя «плату за молоко» - мелкую монетку. С этого момента отозвать согласие на брак было невозможно.

Во время сватовства оговаривался и олын - размер выкупа за невесту, уточнялись детали приданого и формат проведения свадебной церемонии. Формальным завершением сватовства считался обход молодыми людьми всех соседей с приглашением на свадьбу. Помимо смотрин и сватовства, был еще и сговор – «Пунчал».

В этот день на угощение в дом к невесте приглашались не только сваты с женихом, но и все желающие односельчане. Во время посиделок будущий супруг во - всю расхваливал невесту и своих новых родственников, после чего отдавал отцу наречённой выкуп.

Согласно преданию марийцы не могут жить под властью других народов более 500 лет, но и иметь собственную страну они тоже не могут. Цикл связан с прохождением кометы, длящимся 450-500 лет. Марийцы жили 500 лет под властью булгар и затем 400 лет под властью орды, а после 450 лет под властью русских.

До IX века нашей эры марийцы занимали обширную область с большой численностью населения. Население марийцев IX-го века значительно превышала численность настоящего времени. Марийцы населяли территории современных: Нижнего Новгорода, Республики Марий - Эл, Башкирские земли, Московскую область, Ростовскую область и многие другие.

Городов и сёл они не имели и проживали в лесных хижинах – «Кудо». «Кудо» - это чум из жердей, покрытый корой и ветками деревьев. Согласно летописцу – черемисы лесные землю не обрабатывали, а жили охотой, рыбной ловлей и войною. Они грабили суда на Волге, регулярно участвовали в набегах на русские земли.

Марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. В средние века марийцев называли – «Черемисами». В 1438 году золотоордынский хан Улуг - Мухаммед проиграл борьбу за власть в Сарае и бежал в Казань. В терзаемом Поволжье потомка Чингисхана приняли радостно. Получив власть, Улуг - Мухаммед превратил золотоордынский улус в  Казанское ханство... Появление ханства изменило баланс сил в Поволжье. Теперь русские имели дело с границами нового государства.

Ползучая колонизация Московской Руси на Волге была остановлена. Несмотря на доминирование татар, народы не страдали в новом государстве Поволжья. Золотоордынская веротерпимость и многонациональность перекочевали сюда...

Казанские ханы сразу сделали ставку на союз с волжскими народами. В кольце врагов  - усиливающейся Руси, других татарских Орд  и бродячих шаек иначе не выжить. Черемисы  -  марийцы  заняли в ханстве особую роль, но судьба расколола народ  надвое. Луговые или лесные – северные черемисы Восточного берега Волги в  своём медвежьем углу жили припеваючи.

Прикрывая Северо - Запад Казанского ханства, они участвовали во всех войнах ханов на правах элитных полков. Взамен Казань дала северным марийцам немыслимую свободу. Их земли не делили на податные - даруги, не проводилась перепись для взимания ясака, не было беков - наместников.

Общий налоговый гнёт был втрое меньше чем в улусах. А вот горным - южным черемисам не повезло. На западном берегу Волги их пограничные холмы без густого леса превратились в проходной двор. Сразу за рекой - Сурой на западе начиналась земля русских. А на юге враждебная Ногайская Орда. И все враги шли через них к Казани. Казанские ханы превратили территорию горных марийцев в настоящий Верден, опоясав реку - Суру цепью фортов и крепостей...

Из аграрных земель черемисов они качали  ресурсы  под корень -  что оставишь, заберут другие. Мукой стали казанские тракты в Крым и Москву. Русские и крымские посольства черемисы были обязаны снабжать всем. И  каждый посол с отрядом бойцов  сверх того грабил все марийские деревни по дороге. Самые яростные баталии шли здесь. Мобилизованная мордва, чуваши и марийцы сражались по приказу татар.

Но боевая тактика казанских ханов - собирать войска в один кулак и двигаться в одну точку, оставляла южных черемисов  без защиты.  Ополченцы шли защищать Казань. А их земля горела в аду !...

Отличались воины марийцы храбростью, стояли крепко и спины не казали. Пожалуй, не хватало поворотливости, скорости, умения оторваться и ударить в незащищенное место противника. Черемисы учились. Война учит быстро. Перенимали стрельбу и науку конского боя. С монголом конечно не сравнить.

Вторая половина XV-го века - это сплошная череда войн и перемирий с русскими. В Средневековье мир строился на паритете равных, а слабого уничтожал сильный. Казань - слабый осколок Золотой Орды, московский князь вожделел его. Но занятый объединением Руси и борьбой с Литвой, Иван III (1462 - 1505 годы) никак не мог решить казанский вопрос.

Поддерживая тех или иных проходимцев, Иван III пытался посадить на трон марионетку, сделать Казань вассалом. Но и татары - не невинные дети. Они не приспособлены к мирной жизни. Великой экономики Сарая больше нет. Война и грабеж надежда татар на выживание. Московская армия  несколько раз осаждала Казань. Но атаки на других фронтах, умелые действия поволжцев и простое везение до поры до времени спасали Казанское ханство...



Продолжение следует …


Рецензии