Миф Цивилизация, воспитание и культура

(конспекты по курсу Цивилизация)

Есть несколько устойчивых цельных оригинальных и неповторимых более явлений в сообществе людей – в идее и способе жить сообща. Это цельное общежитие отдельных народов ученые обозначают двумя наиб. тертыми терминами:
- цивилизация
- культура

Вернер Йегер в монографии  «Пайдейя. Воспитание античного грека. в 3 томах – 2001) посетовал на тривилизацию их трактовок:

« …мы  понимаем  под культурой  не  что  иное, как  жизненные  проявления  и  жизненные  формы,  характерные для того или иного народа. Слово  «культура»  скатывается, таким образом, до уровня простого  антропологически-описательного понятия, это больше не обозначение высшей ценности,  не осознанный  идеал.
В этом  расплывчатом  и  потускневшем  смысле  простой  аналогии позволено  говорить  о китайской, индийской, вавилонской, еврейской или египетской  культуре, хотя  ни у одного  из этих  народов  нет  соответствующего  слова  и осознанного  понятия  для этого  явления.»

Но, как говорила одна знакомица М.Р., «не надо мне вашего негатива» (она страдала о приступов шизофрении).  Как бы ученые не мучили себя в муках мякины терминологических распрей, мы, профаны (pro fan – оставленные у двери в храм «высокой науки» с  ее кафедрами, научными советами, диссертациями, банкетами, пайками и прибавками к зарплате с дачными участками на Пехорке = знаем, защищались …), мы уверенно укажем на, например,  китайскую, индийскую, вавилонскую, еврейскую или египетскую  культуры древности, ставшие основой их уникальных цивилизаций.

Одним из средств создания этих уникальностей было сознательное воспитание – и избранных, и героев, и знати, и рабов

Ни один из высокоорганизованных народов не мог бы обойтись без своей воспитательной  организации. Эти организации  (закон и пророки израэлитов, конфуцианская система китайцев, дхарма  индийцев, ритуалы майя или инков итп)  по  своей  сущности  и  по  всей  своей  духовной структуре коренным  образом  отличаются  от греческого  идеала человеческого образования ли культурных основ Древнего Рима.

Высокая культура выросла из социальной дифференциации людей, которая обязана своим существованием естественным телесным  и духовным  различиям  между индивидами. Благородное сословие — духовный источник возникновения культуры нации. Знать отличается культурой образа жизни. Его фундамент – образование и воспитание Образование есть последовательно  все  более  одухотворяемая  аристократическая форма жизни  нации, выражаемая в ее культуре. А она в свою очередь создает воспитательный феномен.

Основа греческой культуры (знати):
 «пайдейя» (воспитание)
 «арете» (доблесть)
 «калокагатия» (красота души и тела)

***

Ну-с, а что мы можем сказать о Русском мире…?

На бой кровавый святый и правый
Марш! Маврш ! Вперед!
Рабочий народ


Рецензии