Как в старину черкешенки пряли нить

В 1830 году директор Военно-топографического дела Иоганн Бларамберг указал в своем труде «Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа»: «Как и представительницы благородных семей, что описаны у Гомера, женщины в черкесском княжеском доме не освобождены от этих работ; даже, наоборот, для них является честью прославиться своим мастерством среди прочих женщин. Из шерсти диких коз они прядут длинные нити, но тканей из этой пряжи не делают, вероятно, потому, что шерстяные ткани не получили широкого распространения» (1).
Как именно пряли черкешенки длинные нити из шерсти коз?
Приемы обработки шерсти для изготовления нити, сукна и бурок были подробно описаны Отто Васильевичем Маргграфом в работе «Очерки кустарных промыслов Северного Кавказа» в 1882 году (2). В принципе, процесс первичной обработки шерсти и подготовка её к прядению у большинства народов схожи. Прежде всего, после сбора и обработки шерсти её надо было расчесать. Для этого использовались чесалки для шерсти (по-адыгски – «цыпх»), которые служили «для разъединения и равномерного распределения волокон относительно друг друга, отделения коротких волокон от более длинных и окончательное освобождение их от сорных частиц» (2).
По своему внешнему виду чесалка для шерсти или «цыпх» –это треугольная доска с длинными металлическими зубьями. При чесании шерсть сортировали на продольные и поперечные нити. После этого ее взбивали лучком – дугообразной палкой, концы которой соединяла тонкая веревка (3).
У мастериц-чесальщиц были свои песни, которые они вместе исполняли за работой. Одна из таких старинных адыгских песен содержит следующие слова:
«Чесалка, чесалка — меч острый!
Старушки, что за ней, платком не повязаны,
Девушки, что за ней, чесальщицы неутомимые….
Шерсть чесать собравший нас, за наше мученье в ответе,
Шерсть чесать собравший нас, за наше мученье в ответе» (3)
Обработанную шерсть козы или овцы пряли либо на прялке с веретеном, либо на самопрялке (3). Веретено или хъэцыку — это ручное орудие для пряжи в форме точеной деревянной палочки с заостренным верхом и утолщенным низом. При вращении оно преобразовывало навитую на него пряжу в нить. Процесс прядения веретеном состоял из двух чередующихся операций: скручивания нити и наматывания ее на веретено. Как было замечено, в отличие от славянских и финно-угорских народов Восточной Европы, рукодельницы-пряхи на Кавказе тянули нить из кудели (подготовленного волокна) правой рукой, а левой — вращали веретено (4).
В основном, веретена были длиной от 20 до 80 см, и их изготавливали из сухого дерева, обычно из березы. У каждой рукодельницы был свой инструмент. Чаще всего, ей его делал её отец ещё тогда, когда она была подростком. Кроме того, веретено для своей любимой девушки мог изготовить влюбленный парень. Следует отметить, что веретено вращается медленнее, чем самопрялка. Но его можно всегда держать под рукой. За несколько минут ручного прядения веретеном можно получить удивительно длинную нить (4).
Самопрялка – это механическое приспособление, которое появилось на Руси в XVII веке, а у адыгов, скорее всего, позднее. Принцип работы самопрялки заключается в том, что мастерица-пряха вращает большим колесом-маховиком ногой с помощью педали. Маховик отдельными ремнями приводит в движение катушку и рогульку, посаженные на одну ось. Сформированная из волокон «ровница» подаётся внутрь этой оси и через глазок выходит на крючки рогульки. Катушка и рогулька имеют разные диаметры шкивов, благодаря чему рогулька вращается быстрее, что позволяет скручивать нить перед тем, как она будет наматываться на катушку (5).
На самом деле, прядение нити вручную - это очень трудоёмкий процесс. Юные черкешенки ему обучались уже с 8-10 лет. Чтобы нить была тонкой и ровной, требовалось особое мастерство. При этом опытная пряха делала не более трёхсот метров нити в день (5)
Для многих народов мира, в том числе и для адыгов, пряжа и нить символизируют долгую благополучную жизнь. А образ пряденой нити неотделимо связан как с животным миром - шерсть, руно, волос, так и с растительным - лён, конопля, хлопок и т. п. При этом, когда прядение нити делается из животного материала, на первое место выходят мотивы плодородия, выступающие проявляющиеся прежде всего в обрядово-ритуальной сфере. Пряденая нить является также символом жизни, пуповины, преемственности, очерёдности, а также судьбы (6).
У адыгов одним из старинных обрядов, в котором использовались нити, был Мастэхэш или обряд первого шитья на свадьбе. В переводе на русский язык слово «мастэхэш» обозначает «стежки иглой». По сути у черкесов это обряд приобщения невесты к шитью или обряд первого шитья невесты в новом для нее доме. Так, если при шитье нить у невестки получалась заметно больше необходимой длины, то ее считали неумелой швеей. Если нить составлялась как двойная и в конце завязывалась в узелок, то ожидалось, что невестка будет делать свою работу добротно и крепко. А если стежки были сделаны одной нитью, то все говорили об экономности и бережливости невестки (7).

Библиография:
Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. М. Изд. Надыршин. 2010.
«Предметы адыгского и русского быта из фондов Национального музея РА» (чесалки для шерсти) - онлайн выставка) //
Чесалка для шерсти// Веретено// Самопрялка// https://museumkchr.ru/exhibits/187-samoprjalka.html
Пряжа// Б.Х. Бгажноков, М.А. Табишев. Обряд первого шитья - мастэхэш - в традиционной кабардинской свадьбе. Статья в «Археология и этнология Северного Кавказа». Вып. 4. Нальчик. 2015. С 22-29.

Фотография из Интернета.


Рецензии