Звёзды не гаснут

                ЗВЁЗДЫ  НЕ  ГАСНУТ
                Рассказ
 Леса… леса… Бесконечные леса да озёра.
Идёшь по лесу, вдыхая его живительный воздух. Рядом вьётся множество тропок, и каждая зовёт-зазывает пойти по ней. И стоишь в раздумье: по какой же пойти? Поди, разберись, куда  они ведут, эти тропки?  А может быть, где-то далеко они сходятся все вместе и ведут к реке или озеру?
 Чуть поодаль заманчиво проглядывает проток речной.  И к ней ведёт извилистая тропа. Куда пойти? Ищешь ответа на свой безмолвный вопрос? Ну, ищи, ищи. А лучше припомни  эпизоды рассказов соседа, бывшего фронтовика, как лес во время войны спасал людей.
Тянутся бескрайние леса по земле российской. Они –
свидетели  смертельных схваток с врагом. Горечью отдаёт  кора осины. И стоит она, длинноствольная,  в окружении  молодых осинок. И уже другие деревья выросли на смену тем, которые помнили зарево пожарищ, пропахли гарью и дымом. Ушло в прошлое лихолетье войны… Другие теперь хлопцы и девчата хороводятся в лесу. Ой, и весёлые  парни и девушки живут в нашем краю! А посмотрите-ка на Лёшу  Кудряшова! Ух, бедовый хлопец!
А сегодня он особенно весел – такой уж нынче день у него.
Да разве угадаете вы, люди, радость паренька? Сегодня у него свадьба. Но что это вдруг загрустила его невеста? Нахмурила красивые брови, закусила алую губку. Дрогнули ресницы, и покатилась по щеке стыдливая девичья слеза. О, дивчина! Что же ты закручинилась?  Аль не по своей воле идёшь за паренька?  А может, так оно и положено –  окропить свою дорожку прощальными девичьими слезами перед  венцом?
Перекинула тугую русую косу через плечико и, круто повернувшись, побежала в чащу леса. Куда же ты, дивчина?
Упала она на прохладную землю и, поливая траву слезами, неведомо кому пожаловалась на свою долюшку неласковую. Вспомнились ей рассказы бывшего фронтовика, что передаются из поколения в поколение. А сказ шёл о бабушке этой дивчинки.
Ну, поплачь, поплачь, горлинка ты светлая!  Плакать совсем не грешно…
А я по тропинке дальше пойду, далеко-далеко.  И там, уже за большим перелеском, на полустанке сяду в поезд, который умчит меня в ту даль, где начиналась печаль. Судьба, судьба кручинная…  Стучат  колёса поезда – навстречу дальним событиям  торопится  пассажирский скорый.
                ***
- Марийка! Мариш-ка-а! – донеслось из чащи леса.
Услышала. Остановилась  на миг. И  пугливо, оглядываясь по сторонам,  тихо пошла к реке. Девочка грустно поглядела на свои ссадины на руках и опустилась на коленки перед чистой речной водой. Стояла тишина,  её  не хотелось нарушать даже  беззвучной капелькой, что срывалась с ладошек. Низко над   водой склонилась печальная ива, купая свои ветви в речной глади…
Но неожиданно тишину нарушило   чьё-то пение. Марийка привстала. Песня доносилась   откуда-то с середины речки.
         У лузы червона калына…
Звуки замирали и снова звенели, приближаясь и вызывая щемящую боль в душе:
        Було тибе, моя маты,
         Щастя,  долы даты-ы…
Плавно покачиваясь, подплыла к берегу остроносая лодчонка. Уткнувшись    в берег, разогнав зелёные водоросли, лодка замерла.  Осторожно положив весло, из неё выпрыгнула Ануся. Она подошла к девочке и спросила:
- Ты слышала, Маричка, как звал тебя  брат  Давидка?
- Слышала, – нехотя  отозвалась девочка, – а это ты сейчас пела?
- Не я , а грусть моя, – ответила Ануся, опускаясь на колени рядом с девочкой возле речки.
- Знаешь, Анусь, сегодня день памяти нашей мамы…
- Потому ты и плачешь, да, Маричка?
Девочка не ответила.
Марийка как раз была младшей в семье   Кудряшовых. Лёша – старший брат, за ним –  Давидка, ну и последней была  вот эта самая  девочка, что сейчас мило беседовала с невестой Лёши…
Они замолчали, глядя на реку.  Вода медленно струилась, образуя бурунчики в местах, где были  самые малые препятствия – коряга ли  цепляла струи воды, валун ли на пути течения – смотреть бы и смотреть на то, как вода преодолевает нежелательные препятствия. Вот и жизни каждого существуют вся-я-кие преграды! И приходится  пробиваться сквозь них: сквозь тернии – к звёздам!
Тягостным было затянувшееся молчание. Марийка обернулась к девушке и сообщила:
- Слышь, Анусь, завтра вечером, сказывают, ребята и девчата соберутся возле озера Янтарного. Василинку я видела  недавно. А Лёша наказ дал, чтобы и ты без опозданий пришла тоже.
Подняв на девушку ясные глаза,  спросила:
- Придёшь?
- Приду, – торопливо согласилась  невеста брата.
 День разгорался, не торопя события…
                ***
      Настала очередь  поведать о тех событиях, что происходили возле озера Янтарное в далёкие военные годы.
… Всё дальше и дальше уходили с боями  зенитчики.
И только у местного озера бои ещё не утихали. В одном из них была ранена   одна из  связисток, Мила Кудряшова ( это она потом станет приёмной матерью трём сироткам) и хотя ранение было лёгким, у девушки поднялась температура. И была  она отправлена  в медсанбат. Но проклятущий враг разбомбил  его вместе с ранеными. Среди них были выздоравливающие бойцы… мало осталось в живых, только те, кто успел отползти в спасительный лес…
 Среди кромешного  ада сумела выжить Мила Кудряшова. И нашла себе приют после окончания войны в этом белорусском поселении…
Мила выжила, выстояла и сумела заменить  мать троим сиротам, у которых погибли родители…
События давних лет,  память о которых  передаётся, как эстафета, от одних к другим…
Долгую жизнь прожила Людмила Кудряшова, но вот и её не стало.  Это о ней сегодня плачет Марийка…
 Озеро Янтарное окружили   посаженными деревьями в память   о погибших сельчанах…
Отшумела свадьба  молодых.
Поздним вечером Ануся м Лёша  пришли на берег озера Янтарного. Они любовались  звёздами, что разбежались по всему небу.
- Видишь, Анусенька, как сияют звёзды? – обнимая жену, спросил  Лёша.
- Вижу, милый! – отозвалась шёпотом девушка, прижавшись к любимому.
А звёзды отражались в тёмной ночной глади озера.
И подумал Алексей – по ночам  отражение звёзд плавает по всем рекам, озёрам и морям. Плавают и не гаснут. Им вовек не погаснуть, пока  существует Вселенная.
 И будут они  светить ещё  тысячам поколений людей


Рецензии