Росси, Карл Иванович

Росси, Карл Иванович (Карло Антонио де) [18(29).12.1775 (по другим данным, 1777), Италия – 6(18).4.1849, С.-Петербург], российский архитектор, почетный вольный общник петербургской АХ (1822). Он был сыном венецианского дворянина А. Д. де Росси и итальянской балерины. В 1785 году он был привезен в С.-Петербург матерью и отчимом, танцовщиком и балетмейстером Ш. ЛеПиком. Он оставался подданным Неаполитанского королевства (Королевства обеих Сицилий) и только за год до смерти принял российское гражданство. Росси получил практические знания и опыт архитектора, рисовальщика и мастера декоративного убранства интерьеров под руководством В. Бренны на работах в Павловске и Гатчине. С 1796 года Росси был его помощником при строительстве Инженерного замка, в 1802–1805 годах совершенствовался в Италии и Западной Европе. В 1796–1832 годах он работал в Кабинете Его Императорского Величества (архитектор с 1806 года), также входил в состав Коллегии для строений и гидравлических работ, созданной в 1816 году для руководства застройкой С.-Петербурга.

Самостоятельную деятельность Росси начал в Москве при Кремлевской экспедиции: по его проектам были построены деревянный театр на Арбатской площади (1807–1808 годы) и Екатерининская церковь в кремлевском Вознесенском монастыре (1809–1817 годы, достроена архитектором А. Бакаревым; оба не сохранились). В 1809–1814 годах он был прикомандирован к Коллегии по благоустройству Твери, где перестраивал и отделял заново интерьеры Путевого дворца, составлял образцовые и индивидуальные проекты административных, торговых, культовых и частных построек для Твери и других городов Тверской губернии: Бежецка, Кашина, Старица, также Рыбинска. Наиболее значимыми сооружениями Росси этого периода стали соборы в Христорождественском женском монастыре в Твери (1813–1820 годы) и Спасо-Преображенский в Торжке (1811 – 1820-е годы).

С 1816 года начался петербургский, наиболее яркий и плодотворный период творчества Росси: его первой крупной работой стала перестройка летней императорской резиденции на Елагином острове (1818–1822 годы). После окончания Отечественной войны 1812 года в России началось грандиозное по размаху строительство, отличавшееся прежде всего градостроительной направленностью, и Росси получил возможность проявить свои способности смелого проектировщика и создать единые по стилю и невиданные ранее по масштабу парадные ансамбли в стиле ампир, значительно изменившие облик центра С.-Петербурга.
Планировка и застройка ансамбля Дворцовой площади, выполненная архитектором Карлом Росси в период с 1819 по 1829 годы, была осуществлена с целью создания торжественного облика главной столичной площади и концентрации важнейших государственных учреждений вокруг Зимнего дворца - царской резиденции. Лента зданий Главного штаба и министерств иностранных дел и финансов протяженностью 600 метров создала впечатляющее пространство площади. Триумфальная арка, соединяющая эти здания, была задумана как композиционный центр, выведенный на главную ось площади - Большую Морскую улицу, идущую от Невского проспекта. Формы арки были лаконичными и величественными, скульптура акцентировала их. Как и в других работах Росси, монументальная пластика играла значительную роль, статуи и рельефы, выполненные С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским, в аллегорической форме рассказывали о триумфе русского оружия. Росси создал единый согласованный ансамбль из построек разных стилей и дал Зимнему дворцу великолепное обрамление в виде строгой классицистической дуги, при этом он намеренно повторил в новых зданиях масштаб, этажность и горизонтальные членения барочного дворца Б. Ф. Растрелли. Кроме того, Росси создал новые улицы и площади в Санкт-Петербурге, которые стали триумфально-парадными ансамблями, подчиненными единому художественному образу. Так, он преобразил Михайловский дворец в обширный ансамбль, включающий несколько улиц и площадей в центре столицы. В архитектурной концепции Михайловского дворца присутствует градостроительный размах, а его фасады выделяются своей торжественностью, усиленной коринфскими колоннадами и декоративной скульптурой.
Другим примером Романа Карловича был ансамбль Александринского театра (1828-1832 гг.). Существующие наборы чертежей позволяют проследить, как развивалась идея в процессе создания проекта: варьируя размеры площадей и композицию зданий, он достигал оптимального решения в пределах отведенной обширной территории. В результате были созданы новая, открытая к Невскому проспекту площадь с Александринским театром (ныне пл. Островского), обращенная к реке Фонтанка площадь у Чернышева моста (ныне пл. Ломоносова) и соединяющая их Театральная улица.
Монументальный объем, поставленный в центре площади театра, предполагает круговой обзор и поэтому украшен не только парадной коринфской лоджией на главном фасаде, но и крупными восьмиколонными боковыми портиками. Скульптурное убранство, разработанное Романом Карловичем, подчинено строгой архитектуре ансамбля и использует аллегорический язык эпохи классицизма: здание театра украшают колесница Аполлона (скульптор С. С. Пименов), фигуры Муз, летящие Славы, театральные маски. Уникальна по своей архитектуре Театральная улица (ныне улица Зодчего Росси): выверенные пропорциональные соотношения длины, ширины и высоты зданий, гармония строгих фасадов создали редкий по торжественной красоте классицистический образ. Последний крупный проект Романа Карловича - здание Сената и Синода (1829-1834 гг.).
Роман Карлович был блестящим проектировщиком дворцовых интерьеров. Стремясь к стилистическому единству, он сам детально прорабатывал архитектурные, живописные и декоративные элементы интерьера, создавал рисунки для мебельных гарнитуров и осветительных приборов, каминов, ваз и многих других. Образцами его искусства являются сохранившиеся изысканные парадные залы Елагинского дворца, Белоколонный зал Михайловского дворца, Лиловая гостиная и библиотека дворца в Павловске, Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Богатое графическое наследие Романа Карловича насчитывает около 650 чертежей и рисунков. Они отличаются блестящей и точной рисовальной манерой, особой тонкостью отмывки тушью и акварелью, ювелирной прорисовкой деталей, благодаря чему Роман Карлович считается одним из лучших мастеров архитектурной графики.


Рецензии
Спасибо, уважаемый Григорий Петрович!!!

Игорь Тычинин   29.02.2024 17:43     Заявить о нарушении
Спасибо, за то, что читаете мои произведения.

Новосельцев Григорий Петрович   29.02.2024 19:13   Заявить о нарушении