Женщины в рассказе Л. Хечояна Журналист

Женщины в рассказе Левона Хечояна «Журналист»



1. Краткое содержание рассказа

Левон Хечоян (1955-2014) в своём рассказе «Журналист» ведёт повествование от лица журналиста. Имя журналиста в рассказе не звучит. Время действия – середина девяностых годов. Журналисту около сорока лет. У него есть семья: жена Рузанна (на год его старше), дочь Нвард (приблизительно 20-21 год), дочь Эмма (приблизительно 17-18 лет).
Журналист много работает. Он пишет большую книгу, надеясь на большой тираж и хорошие продажи в будущем. Один из совладельцев крупного винзавода посоветовал журналисту организовать выпуск и продажу компьютерных дисков с иллюстрированными пересказами эпосов и легенд для детей. Он обещал стать партнёром и помочь в производстве и продаже дисков. Журналист согласился, заложил в банке свою трёхкомнатную квартиру, приобрёл необходимое оборудование. А совладелец винзавода внезапно отказался от уговора. 
Журналист уже более двух лет встречается с Маро (разведённая женщина 27 лет). Родственники Маро категорически против их встреч, они угрожают журналисту. Маро не хочет разрушать семью журналиста, поэтому сама принимает решение сделать аборт.
Бизнес журналиста связан со множеством проблем и рисков. Быстро растут проценты, приходят повестки с предупреждением о возможной конфискации квартиры. Маро хочет помочь журналисту и требует заложить и её квартиру. Благодаря Маро срок конфискации квартиры отдаляется. В течение одной недели от журналиста уходят трое наёмных рабочих. Журналист мотается по городу, решает финансовые вопросы, ищет деньги у друзей и знакомых. Работает по ночам, неделями не появляется дома. Жена Рузанна приносит ему в подвал еду, сменное белье, лекарства.
У журналиста портятся отношения с Маро и с женой. Маро прекращает с ним общение, где-то скрывается. Журналист узнаёт от жены о пропаже дочери Нвард. Полиция занимается расследованием. У Рузанны нервный срыв, она не хочет находиться с мужем в квартире и уезжает жить к родителям. Дочь Эмма успокаивает отца, верит, что у него снова всё наладится. Главное – найти силы жить и работать.


2. Жена Рузанна


Рузанна – жена журналиста. Они познакомились, когда вместе работали на заводе писчебумажных изделий. Их семье уже двадцать лет, в молодые годы супруги жили очень бедно.
«Мы бок о бок прошли сквозь годы нищеты…»
«Рузанна попала в мою маленькую, снятую на время комнатушку с завода писчебумажных изделий. После армии я работал там грузчиком во вторую смену, она была старше на год. Днём я кружил из одной газетной редакции в другую, хотя не имел высшего образования. Редакторы после нескольких правок проникались ко мне скрытой симпатией и доверяли спортивные репортажи…»
Рузанна всегда на первый план ставила интересы, потребности семьи, профессиональное развитие мужа, его учёбу в университете. Она не только всегда отлично справлялась с женскими домашними обязанностями, но и освоила ремонт машинки для сшивки тетрадей.
«На следующий день после моего поступления в университет она заставила меня уволиться с работы. Иногда её руки бывали перепачканы машинным маслом: ей случалось ремонтировать машину для сшивки тетрадей»
Рузанна – замечательная жена, хозяйка. У неё в доме всегда чисто, одежда вовремя стирается, и сама она верна мужу, чиста в помыслах.
«В самые авральные дни она могла не выйти на работу, поставив выше свое женское достоинство, взяться и выстирать десять-двадцать предметов нижнего белья. Как знак внутренней и внешней чистоты каждый день меняла трусики»
Для обеспечения семьи во время учёбы мужа Рузанна часто выносила (воровала) с завода тетради и продавала их.
«Пока я учился в институте, она ежедневно выносила с завода 100-150 тонких тетрадок и за пару часов продавала в ближайших школах, чтобы поддержать наше существование»
По сравнению с мужем Рузанна малообразованна. Она наивно думает, что после окончания университета журналист может стать депутатом, поэтому покупает ему солидную шляпу. В этом проявляется её вера в мужа, в его достижения и карьеру.
« Она плохо представляла, какую работу получают выпускники филологического факультета и однажды купила мне широкополую шляпу, сказав нашей квартирной хозяйке: «Наденет, когда будет работать депутатом». После этого все жители нашего района - от продавца из лимонадного киоска до почтальона - называли меня «депутатом» »
Журналист – творческий человек, а Рузанна не видит ценности писательского труда, считая литературное творчество не поиском красоты слов и смысла, а простым сочинительством, «похожим на враньё».
«Рузанна не знала, что такое творчество, не верила, что есть на свете люди, в чьих мозговых извилинах спрятано как сокровище нечто красивое, драгоценное. «Хоть убей, не могу поверить, что обязательно поймаешь эту самую красоту, если целыми днями будешь её преследовать, просиживая над листом бумаги». Всё подобное она считала сочинительством: «Похоже на вранье, смотря, кто лучше соврет». Это не имело никакого значения, я любил её такую»
Так журналист вспоминает совместную жизнь с женой до его встречи с Маро…

Теперь, когда Рузанна знает о деловых и финансовых проблемах мужа, догадывается о том, что он ей изменяет с другой, она продолжает его любить, обеспечивать его круглосуточную работу в арендованном подвале, принося ему готовую еду, чистое бельё и лекарства.
«В течение пяти дней от меня ушли художник и двое рабочих. В надежде заключить новые договора я ходил по разным конторам, мотался по городу, решая финансовые вопросы. Работал только по ночам. Неделями не появлялся дома. Рузанна приносила еду на несколько дней, сменное белье, лекарства. Доктор не считал опасными нежелательные симптомы в моем кашле, но не советовал так дальше продолжать»
Рузанна помогает мужу, ждёт от него слов надежды, ждёт принятия им мужских решений. Она надеется, что у него всё получится – он выйдет из финансовых трудностей, он одумается и, как прежде, будет любить только её.
«Она не отказывалась поддерживать огонь в домашнем очаге. И сейчас по-прежнему следила, чтобы он не погас. Мы бок о бок прошли сквозь годы нищеты… ноша была слишком тяжела, сил не хватало идти вперёд. Ей нельзя было оставаться по ночам одной на обломке, выброшенном наводнением в открытый океан. Чтобы дать рукам силу плыть дальше, на берегу должен был гореть маяк, тёплый голос должен был звать ее. Потом я винил себя, почему не сделал этого, даже спичку не зажег на берегу, чтобы указать дорогу в темноте?»
«За едой я пробовал рассказать Рузанне о ситуации, в которой оказался. Она с ужасом вскакивала с места и не разрешала мне продолжать. Брала целлофановый пакет с грязной одеждой и быстро удалялась со словами: «Ты сможешь, депутат» »
«Никак не мог для обеих своих семей стать опорой»
Рузанна, зная о «второй семье» журналиста, относится к нему с презрением, ненавидит его за ложь и предательство. Она становится нервной, не хочет с ним общаться.
«Последние месяцы я реже бывал у Рузанны. Нерегулярная половая жизнь сделала ее грубой и нервной. И сейчас она швырнула на стол скопившиеся за две недели письма. Молча вышла из комнаты, хлопнув дверью с такой силой, что задребезжали оконные стекла. Возможно, она знала что-то о Маро… Перед отъездом в командировку я почувствовал в её взгляде отвращение. Нвард ещё не ушла на занятие, заглянула попрощаться. Рузанна преднамеренно обратилась ко мне в её присутствии: «Можешь вообще не приходить, ничего не случится. Лучше деньги детям пришли». Помолчала, потом добавила: «Если вернёшься после командировки, я сама на следующий день уйду»…»
Журналист узнаёт от жены, что их дочь Нвард не вернулась домой, уже несколько дней как пропала. Нервы и психика Рузанны на пределе.
« Каждый раз перед приходом в редакцию жена непременно звонила. Одолеваемый сомнениями, я добрался до двери, открыл ее и заметил жену в джинсах, с сигаретой в тонких пальцах. Пристально посмотрел ей в глаза. Встретившись со мной взглядом, она опустила их. Не могла сразу начать разговор… Сказала: «Надо поговорить. А тебя все нет». Потеряла мысль, несколько раз повторила одно и то же… Тревожный взгляд был обращен к какой-то своей, далекой мысли… Сказала: «Пришла из-за Нвард… три дня как её нет, не вернулась домой… с полицейскими обошли все морги…»
« Объезжая морги на УАЗ-е, она от ужаса несла в присутствии полицейских всякую чушь про начальника их отделения. Сказала: «Пусть даже у него такое имя, все равно не верится, что он может любить цветы». Рассказала, как потом в отделении начальник объяснил ей случившееся. «Нектар говорит, - она чуть было не улыбнулась. - Представляешь начальника полиции с именем Нектар?» Замолчала. Она перескакивала с одного на другое, не могла сказать о главном. Продолжала: «Нектар убеждён, что девушки с такой красивой внешностью, как у нее, по своей воле или по принуждению становятся любовницами какого-нибудь богатея и содержатся у него на даче. Случается и другое: они присоединяются к сектантам и вместе с духовными наставниками перебираются в другой город, чтобы в уединении принести покаяние»… И вот ещё о чём говорил Нектар: «Бывает, через год-другой пропавшие девушки обнаруживаются в Турции или в арабских странах, где они торгуют своим телом. Хотят накопить денег, не зависеть больше от родителей. Такое обычно случается в семьях, где родители пьют» »
Рузанна очень растеряна, не знает что делать. Она надеется на помощь мужа, при этом остаётся сильно обиженной на него.
« Что же нам делать, что делать? - повторяла жена. - Ты у нас сильный, ты и решай». Обычно так тревожится человек, выбитый паникой из равновесия… Она поискала платок и не нашла. В руку попало зеркальце… Дальше она не захотела идти вместе со мной, резко сказала: «Нет» »
Рузанна хочет прекратить порочную жизнь мужа «на две семьи». Она объявляет ему, что уходит жить к родителям, таким образом надеясь на его реакцию, на его кардинальные решения.
«Дома Рузанна собрала чемоданы, ждала меня несмотря на поздний час, чтобы посмотреть в глаза и объявить, проверяя действенность сказанного, что она больше меня не любит. Я всегда просил ее бросить привычку оставлять за собой последнее слово, но она продолжала своё. Затем отправилась переночевать к подруге, с которой вместе работала воспитательницей в детсаду. На рассвете поездом она собиралась в район, чтобы пожить у родителей»


3. Маро


Маро – молодая женщина, она лет на пятнадцать младше журналиста. Маро была замужем, но развелась с мужем из-за измены с его стороны. Развод стал сильной психической травмой для Маро.
«С Маро мы познакомились у скульптора. Когда я вошёл, они уже выпивали вчетвером-впятером. Ей должно было исполниться двадцать пять. Год назад она развелась со своим мужем-швейцарцем, сотрудником организации «Врачи без границ»… До сих пор ещё не могла прийти в себя»
Журналист и Маро – люди творческие, они пишут литературные произведения, работают в области журналистики. Это их сближает.
«Договорились встретиться снова. Она принесла очень длинную и слабую вещь, нечто вроде любовного романа в стиле дневника, и хотела узнать моё мнение. Одаренность чувствовалась. Чтобы привести вещь в нормальный вид и не оттолкнуть Маро, я похвалил роман чуть больше, чем он того заслуживал»
Между журналистом и Маро начинаются близкие отношения, при этом она ни в коем случае не хочет разрушать его семью.
«На втором-третьем свидании мы вместе смотрели на гору. Она любила стоять и молча смотреть на большую гору. В эту минуту я сказал ей, что никогда не разведусь с женой. Маро сама пресекала всё, что могло к этому привести. Делала так, чтобы обе семьи продолжали существовать - каждая по отдельности»
На момент знакомства с журналистом Маро двадцать пять лет, у неё детский взгляд на мир. Она чувствует красоту природы, чувствует несоответствие жизни людей и этой красоты. Маро ищет гармонию и счастье, нуждается в крепкой мужской опоре.
«Вечерами бродили. Одним из поводов для ежедневных встреч был свет в её глазах. Детски невинным взглядом она смотрела на мир и на меня среди прочего. И вдруг замечала меня рядом»
Зная о финансовых проблемах журналиста и возможной конфискации его квартиры, Маро настойчиво предлагает близкому человеку заложить и её квартиру.
«Со страшной скоростью росли проценты, стали приходить повестки с предупреждением о возможной конфискации дома. Ради моего спасения Маро без раздумий потребовала заложить и её однокомнатную квартиру. Благодаря ей срок конфискации отдалился ещё на один год»
«Маро тоже жила бедно. Зарплаты радиожурналиста не хватало даже на еду. Анализ ситуации подсказывал: мы потеряем и её квартиру»
На сроке беременности более двух месяцев Маро решает сделать аборт.
Она не советовалась с журналистом, но и он не думал о возможности её беременности, встречаясь с ней. Маро думала не о себе, а о любимом мужчине, об успехе его работы.
« Маро была беременна свыше двух месяцев и тайком от меня сделала аборт. Позже объяснила: «Не хочу разрушать твою семью». Глаза светились, она смотрела на меня детски невинным взглядом. Потом перевела взгляд мне за спину, на далекую гору и добавила: «Только его не хватало. Если б ещё и он появился, ты бы уж точно не написал свою выдающуюся книгу» ».
Маро не думала, что будет так тяжело. Она очень страдает, плачет после операции в больнице. Журналист рядом с ней, держит её за руку, ему тоже тяжело.
«Не помню с кем, когда и на какой презентации я был. Выпил пару рюмок коньяка. Вернувшись, нашел оставленную записку. Маро писала, что пошла в больницу. Улица. Бегу… Больничная палата. На полу валяется вата, в ярком свете блестят на белом капли красной крови… Суматоха уже закончилась, наверное, было тяжело. Действие наркоза ещё не прошло. Маро не открывала глаз, но знала, что это я держу её за руку. Слёзы текли и текли из-под закрытых век. С тех пор я никогда не мог забыть её слез…»
Маро несчастна и одинока. Чтобы уменьшить тяжесть в душе, она убеждает журналиста в том, что он был не против аборта. На самом деле мужчина ничего ей не сказал по этому поводу. Но это равносильно согласию на аборт с его стороны. Журналист был занят работой и написанием своей книги. Он не посоветовал Маро в случае беременности рожать ребёнка, поэтому виновен в её страданиях.
«В день выписки из больницы стонала не только опустошенная матка. Какая-то другая пустота заставляла Маро царапать стены. Старалась убедить меня, что я тоже сказал «да», аборт был сделан по обоюдному согласию. Пришлось подтвердить, чтобы она не чувствовала себя одинокой»
После аборта у Маро расшатаны нервы и психика. Журналист ищет для неё психиатра.
«На пятый день Маро расцарапала себя в кровь. На животе, груди и бедрах - везде, где она касалась тела руками, остались кровавые отпечатки пальцев, каждый, длиной с дождевого червя. Позвонил в нашу газету, в отдел, который периодически освещает социальное положение пожилых людей, спросить совета у врача. Тот прочёл справку на латинском языке в специальной энциклопедии и перевел: «Если человек сильно чешется, раздирает кожу в кровь, если зуд не успокаивается, это очень похоже на болезнь нервных окончаний, - и добавил от себя: - Неплохо бы обратиться и к психиатру, думаю, есть необходимость именно в нём» »
Отношения журналиста и Маро ухудшаются, они часто ссорятся. Маро часто уходит как будто по делам, оставляя журналиста одного в своей квартире, и потом возвращается нетрезвой.
«Взаимная ответственность толкала на всё более безумные действия. Скрытые шаги для взаимной защиты со временем стали более крайними, нервирующими, из-за самых обычных вещей мы не жалели друг друга. Временами под предлогом важных интервью она убегала из дома. Если по возвращении она заходила в ванную, запах вина доносился потом из унитаза»
Друзья намекают журналисту, что Маро встречается не только с ним, но иногда и с другими мужчинами.
«После отказа совладельца винного завода я до утра торчал в подвале… Встречи с Маро стали нерегулярными. Я ждал их с противоречивыми чувствами, проводя за работой бессонные ночи. Некоторые из друзей уже намекнули, что Маро ведёт себя неприлично, не делая различий между женатым и холостяком, принимает и провожает мужчин»
Журналист и Маро теперь не находят общих тем для разговора, во время встреч почти всё время молчат, между ними произошёл раскол.
«Мы достигли птичьей бессловесности, уединялись только на кухне, где она напевала для себя приятный однотонный еле слышный мотив. Я хотел и дальше быть вместе, поэтому старался в такие минуты получить ответы на свои вопросы, но не мог добиться от неё ни слова»
Поведение Маро, её реакция на слова часто раздражают журналиста.
«Маро ещё сильней нервировала меня. Не смогла даже выслушать до конца. Как только услышала о пропаже Нвард, её стошнило. Выйдя из туалета, она не вернулась на кухню. Отошла и встала напротив окна, отрешенно глядя на улицу. На мгновение окаменела. Только криком можно было привлечь её внимание - кричать я не мог, и от этого ещё больше злился. Зажимая рот ладонью, она время от времени бегала в туалет. Её желудок настолько опустел, что стало слышно, как он судорожно сжимается. Через щель между занавесками в спальне падал свет, ясно обрисовывая её далёкое, пожелтевшее как пчелиный воск лицо - глаза остановились, ни на что не реагировали»
В конце концов, Маро прекращает общение с журналистом, где-то скрывается от него. Журналист с болью осознаёт, что она к нему не вернётся.
«Отправился за врачом. Договорились встретиться в картинной галерее на открытии выставки знакомого художника. Когда вернулись, Маро уже не было… Маро ушла, оставив после себя пульсирующую тишину. Даже не пыталась связаться со мной, открылось такое непреодолимое пространство, что моё существование за его пределами уже не имело смысла… Надеялся, что одумается, ждал четыре дня ее возвращения, ходил взад-вперёд в пустой комнате… Почти не сомневался, что Маро должна быть дома у брата. Постоянно звонил, на том конце провода угрожающе ругались и вешали трубку. Уход Маро и конец мучений принесли временное облегчение, но одновременно ударили по моему самому уязвимому месту. Я чуть не сходил с ума от сознания, что её больше не будет в моей жизни»



4. Заключение


В финале рассказа от журналиста уходит и жена, и Маро. Он остаётся один со своими проблемами. Только дочь Эмма жалеет его. Она верит в него, в лучшие изменения его жизни. Главное – найти силы жить и работать.
«…Брошенные на стол письма были из банка, я их даже не стал читать. Зашёл в комнату Эммы. Она лежала ничком на кровати, плечи вздрагивали. Я думал, что она ничего не знает о наших отношениях. Присел, погладил её, ощутил под ладонью потный затылок. Эмма сказала: «Будто что-то чужое на тебя нашло, явилось откуда-то следом. Боже мой, хоть бы Рузанна поняла тебя». Она вся дрожала в моих руках»
« Последнюю ночь мы проводили в нашей квартире вместе с Эммой. Она уже поступила в университет и утром должна была идти на занятия. Час был поздний, мы снова выпили кофе. Пока я наливал себе коньяк, она пристально посмотрела на мои руки и сказала: «Папа, лишь бы ты не упал, прогони то чужое, что нашло на тебя. Все говорят, что общежитие у нас хорошее. Я выдержу, будут тебя ждать, сколько скажешь, лишь бы ты хотел, чтобы я ждала. Я знаю, в тебе есть какая-то сила выше обычных человеческих возможностей. Она поможет тебе закончить свою большую работу, эта книга станет самой лучшей из всех, известных мне изумительных работ. Ты вернёшь назад и дом Маро, и наш дом, лишь бы ты был, не дай смерти подступиться к тебе…» »
…………………………………………………………

Какое может быть продолжение рассказа?
Нам, читателям, очень хочется верить в то, что Нвард вернётся домой и скажет, что скрывалась, чтобы отношения родителей наладились. Журналист приедет к Рузанне, скажет жене «прости меня, любимая». Друзья журналиста помогут ему вернуть квартиру, все финансовые проблемы будут решены. Журналист поймёт, осознает, что самая большая ценность в его жизни – это его жена Рузанна, его дочери Нвард и Эмма.


Рецензии