Так сколько же было женихов у Пенелопы?
Ринулась бурно богиня с высоких вершин олимпийских,
Стала в итакской стране у двора Одиссеева дома
Перед порогом ворот, с копьем своим острым в ладони,
Образ приняв чужестранца, тафосцев властителя Мента.
Там женихов горделивых застала. Они перед дверью
Душу себе услаждали, с усердием в кости играя,
Сидя на шкурах быков, самими же ими убитых.
Од.I.103-8 пер. В.Вересаева
О самой игре расскажу в самом конце, т.к. она связана именно с количеством женихов. В зале же шло приготовление к пиру:
В зале же вестники вместе с проворными слугами дома
Эти — вино наливали в кратеры, мешая с водою,
Те, — ноздреватою губкой обмывши столы, выдвигали
Их на средину и клали на них в изобилии мясо.
Од.I.109-12
Телемах, сын Одиссея, встретив гостя, усадил его рядом с собой, надеясь "в тайне его расспросить об отце отдаленном" подальше от шумных гостей:
в отдаленьи
От женихов, чтобы гость, по соседству с надменными сидя,
Не получил отвращенья к еде, отягченный их шумом
Од.I.132-4
То есть, в зале уже шла пирушка. Потом подвалили ещё:
Шумно вошли со двора женихи горделивые в залу
И по порядку расселись на креслах и стульях;
Од.I.144-5
И пир начался: полилось вино, заиграла кифара Фемия:
с водою
Вестники к ним подошли, и они себе руки умыли.
Доверху хлеба в корзины прислужницы им положили,
Мальчики влили напиток в кратеры до самого края.
Руки немедленно к пище готовой они протянули.
После того как желанье питья и еды утолили,
Новым желаньем зажглися сердца женихов: захотелось
Музыки, плясок — услады прекраснейшей всякого пира.
Фемию вестник кифару прекрасную передал в руки:
Пред женихами ему приходилося петь поневоле.
Од.I.145-54
На расспросы странника, по какому поводу идёт такое веселье, Телемах отвечал:
Первые люди по власти, что здесь острова населяют
Зам, и Дулихий, и Закинф, покрытый густыми лесами,
И каменистую нашу Итаку, — стремятся упорно
Мать принудить мою к браку и грабят имущество наше.
Мать же и в брак ненавистный не хочет вступить и не может
Их притязаньям конец положить, а они разоряют
Дом мой пирами и скоро меня самого уничтожат.
Од.I.245-51
Первое имя прозвучит позже, когда Телемах призовёт женихов на народное собранье (I.367-80):
Тотчас к нему Антиной [1] обратился, рожденный Евпейтом:
«Сами, наверное, боги тебя, Телемах, обучают
Так беззастенчиво хвастать и так разговаривать нагло.
Зевс нас избави, чтоб стал ты в объятой волнами Итаке
Нашим царем, по рожденью уж право имея на это!»
Од.I.384-7
Потом, услышим второе имя:
Начал тогда говорить Евримах [2], рожденный Полибом:
Од.I.399
О нём же со слов Телемаха после возвращения:
Имя ему Евримах. Разумного сын он Полиба.
Смотрят теперь на него итакийцы совсем как на бога.
Самый он знатный меж всех женихов, всех больше стремится
Мать мою взять себе в жены и сан получить Одиссея.
Од.XV.519-22
На собранье же Антиной расскажет, что уже три года они добиваются руки Пенелопы (II.89) и выкрикнет, перебивая Ментора, третий:
Евенорид Леокрит [3], ему возражая, воскликнул:
«Ментор, упрямый безумец! Так вот к чему дело ты клонишь!
Хочешь народом смирить нас!
Од.II.242-4
Далее узнаем четвёртое имя:
Кончить еще не успел он, когда Амфином [4], обернувшись,
Вдруг корабль увидал, вошедший в глубокую гавань.
Люди на нем, суетясь, паруса убирали и весла.
Весело он засмеялся и тотчас товарищам молвил:
«Незачем нам никого посылать к ним. Уж вон они, в бухте!
Од.XVI.351-5
Ниса блистательный сын, потомок владыки Арета.
Был он вождем женихов, на Дулихии острове живших
Од.XVI.395-6
Следующие два имени узнаем при описании подарков Пенелопе :
Вещи прелестные слуги доставили Евридаманту [5]—
Пару сережек в три глаза, как будто из тутовых ягод.
С шейной повязкой пришел посланец от владыки Писандра [6]
Поликторида, — красы необычной была та повязка.
Од.XVIII.297-8
И уже на последнем пиру:
Был среди женихов один человек беззаконный.
Он назывался Ктесипп [7]. А жил на острове Заме.
Гордый богатством отца своего, домогался он также
Брака с женой Одиссея, давно уж не бывшего дома.
Од.XX.287-90
Один из женихов даже посочувствовал Телемаху на его упреки:
Так говорил он. Молчанье глубокое все сохраняли.
Дамасторид Агелай [8] наконец обратился к ним с речью:
«На справедливое слово, друзья, обижаться не нужно
И отвечать на него не годится враждою и бранью.
Больше не следует этого вам обижать чужеземца
И никого из рабов, в Одиссеевом доме живущих.
Я бы сказал Телемаху и матери доброе слово;
Очень, быть может, оно бы понравилось сердцу обоих.
Все то время, пока вы в груди не теряли надежды,
Что Одиссей многомудрый воротится в дом свой обратно,
Мы не имели причины сердиться на медленность вашу,
Что вы нас держите в наших домах. Это вышло бы лучше,
Если бы вдруг Одиссей воротился и в дом свой приехал.
Од.XX.320-32
Не поддерживал бесчинства остальных и Леод:
Первым меж всеми Леод [9] поднялся, Ойнопом рожденный.
Был он у них предсказатель по жертвам и возле крате;ра
В зале обычно сидел, в глубине. Одному лишь Леоду
Были бесчинства противны, и всех женихов осуждал он.
Первым лук Одиссеев он взял с медноострой стрелою.
Од.XXI.144-8
Из описания боя узнаём имена ещё четверых:
Села богиня, вспорхнув, уподобившись ласточке видом.
Дамасторид Агелай с Поликторовым сыном Писандром,
С Амфимедонтом [10] и Демоптолемом [11], с разумным Полибом [12]
И Евриномом [13] на бой между тем женихов возбуждали.
Первыми были они по отваге меж всеми другими,
Кто оставался живым и за душу свою еще бился.
Од.XXII.240-5
Двух:
Был Телемахом сражен Евриад [14], а Елат [15]— свинопасом;
Од.XXII.267
_ Итак, Гомер по ходу Одиссеи называет по именам 15 женихов Пенелопы, это: Антиной, Евримах, Леокрит, Амфином, Евридамант, Писандр, Ктесипп, Агелай, Леод, Амфимедонт, Демоптолем, Полиб, Еврином, Евриад, Елат. После того, как в начале XXII песни убиты Антиной, Евримах и Амфином, остаются 12 женихов, которым Меланфий приносит доспехи (XXII 144). Таким образом, счёт сходится, но
легенде требуются совершенно нереальные цифры.
_ Первые упоминания о большом числе женихов встречаются ещё в речи Нестора, принимавшего Телемаха:
Много ваш дом женихов, я слыхал, посещают незвано,
Матери ради твоей, и худые дела совершают.
Од.III.212-3
Но конкретное количество пока не называется. Некоторое представление возникает из слов Антиноя к другим женихам:
Дайте же быстрый корабль мне и двадцать товарищей в помощь,
Чтобы, когда возвращаться он будет, устроить засаду
И подстеречь его между Итакой и Замом, в проливе.
Од.III.669-71
Из дальнейшего (Од.III.778) становится ясно, что с собой в команду Антиной отбирал из самих женихов.
Из описания стад Одиссея на Итаке и со слов свинопаса Евмея становится известно, что к столу женихов ежедневно забивали кабана и козла:
на пиры женихов боговидных
Сколько уж было зарезано их! Свинопас ежедневно
Самого лучшего им доставлял кабана из жирнейших.
Од.XIV.17-19
(Причем, что интересно, оказывается, что царские стада есть не только на Итаке, но и на «материке», присылали иногда и оттуда Од.XX.186-8)
На материк ты пойдешь — по двенадцать его там коровьих
Можешь стад увидать, свиных, овечьих и козьих.
Их и чужие пасут и рабы самого господина.
А на Итаке — в конце ее самом — пасется вразброску
Козьих одиннадцать стад под надзором мужей превосходных.
Поочередно они пригоняют козла ежедневно
В город, из жирных козлов отобрав, кто покажется лучше.
Я же этих свиней тут пасу, охраняю от бедствий
И, наилучшую выбрав, ее женихам посылаю».
Од.XIV.100-8
Не нужно под «материком» переводчика понимать Пелопонес, т.к. в тексте даётся просто сравнение : ;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;; – скорей всего имеется ввиду ближайший к Итаке и больший её о. Зам, который, видимо, также входил в Одиссеево царство. Пенелопа упоминает и быков:
Режут без счета быков, и жирных козлов, и баранов,
Вечно пируют и вина искристые пьют безрасчетно.
Все расхищают они.
Од.XVII.535-7
О том, что женихов намного больше чем двадцать говорит Одиссею и Телемах:
Как против множества сильных людей вдвоем нам сражаться?
Ведь женихов не один тут десяток, не два, а гораздо
Больше. Скоро и сам их число без труда ты узнаешь.
Остров Дулихий прислал пятьдесят сюда два человека
Юношей знатного рода, и шесть прислужников с ними.
Двадцать четыре пришли жениха на Итаку из Зама,
С Закинфа двадцать ахейцев тут есть молодых, из Итаки ж
Нашей двенадцать, все люди родов наиболее знатных.
С ними — вестник Медонт, певец божественный Фемий,
Также товарища два, в разрезании мяса искусных.
Если решимся мы выйти на всех, находящихся в доме,
На нападенье ответят они многогорько и страшно.
Од.XVI. 244-55
_ Итак, 52 с Дулихия +24 из Зама +20 с Закинфа +12 с Итаки =108 женихов. Читателя ждёт уже легендарная “мясорубка”. Кстати, с этим числом связана та самая игра в шашки, которую вели женихи, как пишет об этом Афиней:
И женихи [Пенелопы] у Гомера развлекались, "в шашки играя пред входом"[147] [Од.I.107]. Но не от знаменитого Диодора или Феодора, конечно, научились они искусству игры в шашки, и не от Леонта Митиленского, по происхождению афинянина, который, по свидетельству Фения [FHG.II.294], был непобедимым игроком. Апион Александрийский пишет, [f] что слышал рассказ итакийца Ктесона о том, какова в действительности была игра, развлекавшая женихов. "Женихи, - пишет он, - которых было сто восемь человек, расставляли шашки числом, равным числу женихов, в два ряда напротив друг друга. Следовательно, в каждом ряду получалось по пятьдесят четыре шашки. Между двумя этими рядами оставалось небольшое пространство; на его середине клали одну шашку, которую они называли Пенелопой. Она представляла собой цель, в которую нужно (17) было попасть другой шашкой. После этого они бросали жребий, и вытащивший его целил в Пенелопу. Если кто-то попадал и продвигал ее вперед, то ставил свою шашку на место, которое она занимала прежде и с которого была вытолкнута; затем, поставив Пенелопу на следующую позицию, он пытался попасть ею в свою шашку. Если это ему удавалось сделать, не задев ни одной чужой шашки, он выигрывал и получал большие шансы на хозяйку. И Эвримах, одержавший в этой игре более всего побед, с [b] большой уверенностью надеялся на брак". От такого приволья руки женихов ослабели, и никто не смог справиться с луком [Одиссея]. Бездельничали даже их слуги.
Афиней Пир мудрецов I.29:
Мало того, всех женихов мы знаем даже по именам:
(26) Вернувшись на родину, Одиссей застал свой дом разграбленным. Сочтя его погибшим, к Пенелопе стали свататься женихи. С Дулихия прибыло пятьдесят семь женихов: (27) Амфином, Тоант, Демоптолем, Амфимах, Эвриал, Парал, Эвенорид, Клитий, Агенор, Эврипил, Пилемен, Акамант, Терсилох, Агий, Климен, Филодем, Менептолем, Дамастор, Биант, Телмий, Полиид, Астилох, Схедий, Антигон, Марпсий, Ифидамант, Аргий, Главк, Калидоней, Эхион, Ламас, Андремон, Агерох, Медонт, Агрий, Пром, Ктесий, Акарнан, Кикн, Псерас, Гелланик, Перифрон, Мегастен, Трасимед, Ормений, Диопит, Мекистей, Антимах, Птолемей, Лесторид, Никомах, Полипойт, Кераос. (28) С острова Самы двадцать три: Агелай, Писандр, Элат, Ктесипп, Гипподох, Эвристрат, Архемол, Итак, Писенор, Гиперенор, Ферет, Антистен, Кербер, Перимед, Кинн, Триас, Этеоней, Клитий, Протой, Ликет, Эвмел, Итан, Лиамм. (29) С Закинта сорок четыре: Эврилох, Лаомед, Молеб, Френий, Индий, Минис, Лиокрит, Проном, Нисас, Даемон, Архестрат, Гиппомах, Эвриал, Периалл, Эвенорид, Клитий, Агенор, Полиб, Полидор, Тадитий, Стратий, Френий, Индий, Десенор, Лаомедонт, Лаодик, Галий, Магнет, Олойтрох, Бартас, Теофрон, Ниссей, Алкароп, Периклимен, Антенор, Пеллант, Кельт, Перифант, Ормен, Полиб и Андромед. (30) С самой Итаки собралось двенадцать женихов: Антиной, Проной, Лиод, Эврином, Амфимах, Амфиал, Промах, Амфимедонт, Аристрат, Гелен, Дулихией и Ктесипп.
Аполлодор Эпитома VII.27
_ В этом списке с Дулихия 57 (имён 53!), с Зама 23, с Закинфа 44 (имён 41!), с Итаки 12 женихов. В общем, уже 136, а имён только 129. Как видим, особенно с Закинфа, по мнению (псевдо) Аполлодора число значительно выросло. Хотелось бы знать, откуда появились эти имена - неужели, на этом острове такое большое количество семей числило своих предков в женихах Пенелопы? Видимо, даже пасть от руки Одиссея считалось делом престижным.
Свидетельство о публикации №224022900765