Песни леса

                ПЕСНИ  ЛЕСА
                Рассказ
      Мальчишки сидели на берегу, у самой воды, и спорили. Спорили горячо, увлечённо, порой голоса их срывались на крики.
Я давно уже наблюдаю за ними. Незаметно приблизилась к мальчишкам и сделала вид, что рассматриваю речную ракушку, выброшенную кем-то на  песочный берег.
- Вот ты, Колька, ничего не понимаешь, если я говорю, что кувшинки –  болотно-озёрные цветы, значит, они не могут расти рядом с проточной водой нашей реки Самары.
- Да ладно вам, пацаны, нашли, о чём спорить! Подумаешь,  цветочки – девчоночье дело; хотя и я вот хотел бы знать, почему траву «перекати-поле» так называют?
Этот вопрос задал ребятам невысокий веснушчатый мальчишка, самый тихий на вид из тех, кто беспорядочно выкрикивал каждый своё.
- Ха! Нашёл, о чём думать?!  А ты понаблюдай, Павлуш, за этой травкой,  вот и поймёшь, почему её так называют, – смеясь, ответил тот, что выстругивал  какую-то замысловатую вещицу из чурки перочинным ножичком.
Я присела чуть поодаль, прислушиваясь к голосам ребят. Они на меня не обратили никакого внимания. Была та пора, о которой в народе говорят « красное лето». Да почему же  « красное»?  Вон сколько зелени у лета! Солнце щедро дарило тепло, и вскоре плечи мои стали побаливать от неумеренного загара.  С завистью посмотрела я на мальчишек – загар у них лежал ровно,  без красных шелушившихся  пятен,  такого шоколадного цвета,  будто прибыли они сюда, на берег Самарки,  из Африки.
Шелестели  деревья в прибрежном лесу. Там раздавались голоса отдыхающих. Невольно подумалось: люди в лесу отдыхают, а отдыхает ли лес от людей?
 Хотелось  с кем-то поделиться своим наблюдениями,  необычными выводами. Может быть, вот с этими вихрастыми мальчуганами? Но не отмахнутся ли?
   Вспоминая своё детство, в корне отличавшееся от детства вот этих ребят, подумала, что существует общеизвестная истина:  мальчишки – самые заядлые любители   всяких тайн. Они умеют хранить их даже тогда, когда  получают от родителей  нежелательную порцию наказания. Представилось: мать, уставшая от поисков  сынишки, стоит над ним разгневанная и выговаривает:
-Ну где тебя носило?! Я все овраги облазила, всё кругом обошла, думала, не случилось ли чего?!..
А сын упрямо молчал. Не мог он выдать тайну мальчишескую, о которой незачем знать ещё кому-то, кроме них, пацанов…
Я решилась.
Очень уж хотелось поговорить с нынешними мальчишками. Зря опасалась, что ребятки замкнутся или отвернутся, наоборот, они легко поддержали беседу.
- О  чём спор, молодёжь? – шутливо обратилась я к спорщикам.
- Да вот никак не определимся, кто из нас прав –
почему в стоячей воде кувшинки растут, а больше нигде их нет?
Знакомство состоялось.  К тому же неплохое для начала. Можно смело приступать к разговору о том, что давно томит душу. Разговор уже начат, и начали его, как ни странно, дети.
Ребята слушали меня, не перебивая ( сказывалось хорошее воспитание), заинтересованно.
- А вы кто – учительница?
- Нет, не учительница, просто  любитель природы…
- Так интересно рассказываете, как учительница в школе, – признался мальчишка, – а как вас зовут?
- Я – Лилиана Ивановна. Давайте знакомиться  ближе, – предложила я.
Близился вечер. Немного  подул ветерок с востока. Жара постепенно спадала.
- Знаете что, ребята?  Если хотите, завтра смогу вам показать чудо природы – вы сможете  услышать песни  леса. Согласны?
- Согласны, – закивали мальчишки головами, –
 где встречаемся?
- Где? Давайте условимся: собираемся здесь…
   Едва  блеснул луч солнца на оконной  шторе, я сразу проснулась. Настроение было такое, что с утра хотелось петь. Правда, чуть-чуть  в душу  закрадывалась тревожинка: мальчишки ведь могут и не  прийти, и ничего тут не поделаешь – это их право. Ведь могут  же они подумать, что обещание показать им чудо природы, это несуразица, сплошная фантазия воображения?!..
А вот и берег  Самарки. Ребята уже в сборе. Значит,  за короткую летнюю ночь не погас в их душах огонёк  любознательности и   доброты…
Громко, наперебой, они приветствовали меня. Я улыбнулась, но тут же предупредила:
- Осторожно. мальчики, не спугните тишину!
Ребята смолкли. Цепочкой они потянулись за мной. Солнце, словно радуясь нашему походу, светило ярко, но не предвещало изнурительного зноя.
Шли недолго. И вот у журчащего ручейка мы остановились.
- Смотрите, – показала я, обводя пространство руками и взглядом.
 Ребята, оглядев этот простор, восхитились: красота-то какая!
 Над родником склонил чубатую голову старый-престарый дуб. А вокруг него росли молодые дубочки.  Неподвижно застыла вода в роднике, зато рядом, в ручье, она  сердито ворковала. В тени роса на траве ещё не успела высохнуть и переливалась в лучах солнца миллиардами искорок.  Чуть подальше  цвели колокольчики, каким-то чудом пришлась здесь  душистая луговая мята. Таким покоем веяло от всего, что не хотелось нарушать тишину ни словом, ни вздохом.
- Вслушайтесь, ребята, – попросила я.
Мальчишки и вовсе притихли.
-Дзень-екь-текь-еннь,  – пропела тишина.
-Дань-аннь-яннь,– вторило из глубины родника.
- Что-нибудь слышите, мальчики? – тихонько  спросила я.
- Слышим, Лилиана Ивановна, как дуб поёт песни.
- А можете понять, о чём поёт?
Мальчишки вслушались.
- Вроде бы о том,  как много он повидал на своём веку, и всё, что видел, поведал молодым дубкам, что окружают его.
-Совершенно верно. А  о чём   рассказывает вон та трава?  Вообще-то, это ковыль, и место его произрастания – степные просторы, но вот эта разновидность особенная, не зря   люди прозвали сказочником. А почему? Догадайтесь!
 Павлушка наклонился. Чуть помедлив, рассмеялся:
- Да он и впрямь сказочник! Надо же такое придумать: я от солнышка, шепчет, рождён! Вот сказки-то! А правду говорят, если ковыль сорвать и поставить дома в вазу, то непременно   в дом придёт несчастье?
- Кому-то  довелось породниться с бедой именно тогда, когда в доме был букет ковыля, вот с этого и пошло-поехало. А беде-то без разницы, какие в вазе цветы…
Я подумала, что наскучит ребятам лесная красота, песни леса перестанут радовать, и они разбредутся по домам.
А так хотелось зародить в их душах любовь к природе, чтобы они понимали её, защищали, если это понадобится.
    Мои знакомые оказались любознательными ребятками, внимательными слушателями. От такой мысли моя собственная душа просто ликовала!
 Под конец беседы мальчишки пообещали, что будут сообщать в комитет по экологии о правонарушителях – нерадивых туристах, о случайных прохожих или залётных гастролёрах-любителей  хорошо отдохнуть на природе, но не желавших  беречь  лесную красоту.
    Мои юные путешественники  сумели понять душу природы, они услышали песни леса и жалобу лесного ручья. Им даже захотелось, чтобы старенький дуб помолодел.
- А знаете, мы ещё придём сюда послушать музыку леса! – пообещали ребята.
И я уверена – они придут. Росток нежности к прекрасному в их душах будет расти и крепнуть.
И это так важно!


Рецензии