Царицынская переволока, где ты? 8

В предыдущем тексте, я разместил на заставке волок, который последний раз использовался лет сто назад между истоком Волжской Царицы в районе современного  волгоградского микрорайона Горьковский. Название я специально засекретил, так как над текстом можно разместить только одно изображение, а при таком масштабе фрагмента карты не видно населённого пункта в истоках речки, из которой волокли лодки к бывшему Царицыну и названия речки тоже не видно. Посмотрите на картинку над этим текстом и там, среди сети плотин и прудов поселение Яблочное. Ничего особенного, если не глянуть на карту перед первой публикацией о Царицынской переволоке. А там единственная карта, где указано название волока – «Яблоневая влочь», а ниже «Яблоневая лочь». Приближая рассматриваемые объекты на спутниковой карте, в этом районе обнаруживается, что от Яблочного до поселения Новый Рогачик, протянулась балка Яблоневая. Она, в районе вышеуказанного посёлка впадает в речку Червлёная, почти касающуюся одного из истоков Карповки. Да и сама Червлёная, в конце концов, впадает в Волго-Донской канал – туда, где раньше было основное Карповское русло. То есть из балки Яблоневой, если  прямо пойдёшь - в Карповку попадёшь и, налево пойдёшь – тоже в Карповку попадёшь. А Карповка, как известно, впадает в Дон. Судя по карте в публикации №3, где отображена железная дорога от донского хутора Калачевский до  Царицына, станица Яблоновская находилась километрах в двадцати пяти–тридцати от Царицынского берега Волги. И обозначена она точкой на карте рядом с основным руслом Карповки, повторяющим на этом участке современной карты, изгибы сталинского канала.  А в 1871 году карты были уже очень точными. Хотя там, из принципов соблюдения секретности, нет ни балки Яблоневой, ни самой реки Волжской Царицы, вдоль которых эта железнодорожная ветка пролегала. А исходя из того, что от Нового Рогачика, где балка Яблоневая впадает в Червлёную, до волжского побережья - тридцать один километр, не трудно предположить, что он раньше был старой станицей Яблоновской. То есть Яблоневая влочь начиналась в семнадцати километрах от современного Нового Рогачика в районе поселения Яблочное, где древний волок стартовал в том месте, которое ближе всего было к истоку Волжской Царицы. Их разделял всего один километр. А семнадцать «яблоневских» километров близко по протяжённости к ерику Печанному. Демонстрировать саму балку и Большой Рогачик не буду. Кому надо сам посмотрит. А то у меня ещё много интересных изображений – не хочу растягивать резину. Этим текстом и изображением я обозначил координаты волока, который точно функционировал между притоками Волги и Дона. Ещё в 1782 году это подтверждалось картой Войска Донского. Но там демонстрировалось два волока - Яблоневая влочь и Яблоневая лочь. Как быть с этим? Если вас интересует моё мнение, то это расшифровывается по принципу "чёт-нечет" (туда-обратно). Это значит - движение было односторонним. То есть - чрез Яблоневую балку двигались против течения к поселению переволочников Яблочному, там специалисты по "волоку" волочили лодки к истоку Волжской Царицы, по которой в этих лодках люди и товары  сплавлялись к Волге. По Царице движение было двусторонним, и встречный речной транспорт, из Волги тащился бурлаками к другому истоку, от которого царицынские "волочных дел мастера" волочили речной флот к ерику Песанному, где их поджидали жители Песчанки имевшие такую же узкую специализацию. То есть - я настаиваю на том, что на Царицынской переволоке существовала особая инфраструктура волочения и сами владельцы лодок в волочении не участвовали, а давали заработать на этом профессионалам. Дальше попытаюсь найти место каменной Царицынской крепости и двух земляных – Грачевской и Мечетской. Полагаю, что там была таможня. Продолжение следует.


Рецензии