В предыдущем тексте, я разместил на заставке волок, который последний раз использовался лет сто назад между истоком Волжской Царицы в районе современного волгоградского микрорайона Горьковский. Название я специально засекретил, так как над текстом можно разместить только одно изображение, а при таком масштабе фрагмента карты не видно населённого пункта в истоках речки, из которой волокли лодки к бывшему Царицыну и названия речки тоже не видно. Посмотрите на картинку над этим текстом и там, среди сети плотин и прудов поселение Яблочное. Ничего особенного, если не глянуть на карту перед первой публикацией о Царицынской переволоке. А там единственная карта, где указано название волока – «Яблоневая влочь», а ниже «Яблоневая лочь». Приближая рассматриваемые объекты на спутниковой карте, в этом районе обнаруживается, что от Яблочного до поселения Новый Рогачик, протянулась балка Яблоневая. Она, в районе вышеуказанного посёлка впадает в речку Червлёная, сливающуюся с одним из истоков Карповки. Да и сама Червлёная, в конце концов, впадает в Волго-Донской канал – туда, где раньше было основное Карповское русло. То есть из балки Яблоневой, если прямо пойдёшь - в Карповку попадёшь и, налево пойдёшь – тоже в Карповку попадёшь. А Карповка, как известно, впадает в Дон. Судя по карте в публикации №3, где отображена железная дорога от донского хутора Калачевский до Царицына, станица Яблоновская находилась километрах в двадцати от Царицынского берега Волги. И обозначена она точкой на карте гужевого ямщицкого тракта, на столбовой дороге, рядом с основным руслом Карповки, повторяющим на этом участке современной карты, изгибы сталинского канала. А в 1871 году карты были уже очень точными. Хотя там, из принципов соблюдения секретности, нет ни балки Яблоневой, ни самой реки Волжской Царицы, вдоль которых эта железнодорожная ветка и ямщицкий тракт пролегали. А Яблоневая влочь, начиналась в тринадцати километрах от современного Нового Рогачика в районе поселения Яблочное, где древний волок стартовал в том месте, которое ближе всего было к истоку Волжской Царицы. Их разделял всего один километр. А тринадцать «яблоневских» километров близко по протяжённости к ерику Песчаному. Проблема в том, что никакого Рогачика - ни нового, ни старого на исторических картах нет. Как ориентироваться? Без знания истории этого поселения всё выглядит как-то смутно. А история такова - Столыпинская реформа сподвигла русских крестьян к освоению диких степей в устьях рек Дон и Волга. Весной 1907 года в междуречье Волги и Дона пришли ходоки из Верхнего Рогачика, Мелитопольского уезда Таврической губернии Украины. Они облюбовали место на берегу речки Червленая и поселились вблизи железно-дорожной станции Карповская, что и до настоящего времени находится в восьми километрах юго-восточнее исторического поселения Карповка. Но, раз они были с Украины, то название станции, которое можно было сверять со старой картой, им было не указ! Переселенцы, по прежнему хотели жить в Рогачике, а чтобы не было путаницы, назвали его Новым. При том, что железная дорога разделяет населённый пункт на две части, а название станции, до сих пор не поменялось. Вот, что значит русский характер - ни чиновники, ни переселенцы не посчитались с мнением друг-друга. Поэтому, знайте - если, судьба забросит вас в эти края, и вам нужно будет посетить Новый Рогачик, не ждите что проводник объявит вам название этого населённого пункта - вам выходить на станции Карповская. Понятно!? И того - рассматривая первую карту с железной дорогой от хутора Калачевский, ориентируйтесь на названия Мариновка и Карповка. Следующая остановка - Яблоновская (в настоящее время Бирюзовая)! А этим текстом и изображением, я обозначил координаты волока, который точно функционировал между притоками Волги и Дона. Ещё в 1782 году это подтверждалось картой Войска Донского. Но там демонстрировалось два волока - Яблоневая влочь и Яблоневая лочь. Как быть с этим? Если вас интересует моё мнение, то это расшифровывается по принципу "чёт-нечет" (туда-обратно). Это значит - движение было односторонним. То есть - чрез Яблоневую балку двигались против течения к поселению переволочников Яблочному, там специалисты по "волоку" волочили лодки к истоку Волжской Царицы, по которой в этих лодках люди и товары сплавлялись к Волге. По Царице движение было двусторонним, и встречный речной транспорт, из Волги тащился бурлаками к другому истоку, от которого царицынские "волочных дел мастера" волочили речной флот к ерику Песанному, где их поджидали жители Песчанки имевшие такую же узкую специализацию. То есть - я настаиваю на том, что на Царицынской переволоке существовала особая инфраструктура волочения и сами владельцы лодок в волочении не участвовали, а давали заработать на этом профессионалам. Дальше попытаюсь найти место каменной Царицынской крепости и двух земляных – Грачевской и Мечетской. Полагаю, что там была таможня. Продолжение следует.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.