В защиту русского языка

В защиту русского литературного языка      
   
  «Русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность». А.С.Пушкин   

    Почему встаёт вопрос о защите родного языка?
В последние десятилетия в западном мире усилились попытки переписать историю, ослабить и подорвать роль русской культуры и языка, засорить его псевдокультурой. Русский язык значительно обтрепался и оскудел, исчезло много красивых и значимых слов, которые заменяются символами и обрывками фраз. Литературный язык Пушкина составляет 20 тысяч слов, словарь Владимира Даля-200 тысяч слов, язык нашего современника ограничивается четырьмя тысячами. Язык народа – устный и письменный, это часть его истории, культуры и духовных ценностей. Культурное беспамятство опустошает душу, лишает нас будущего, русскую речь мы должны сберечь и передать будущим поколениям. Надо, чтобы было что сказать! 
     Пушкин и Лермонтов - родоначальники современного русского литературного языка, высокой его духовной культуры и тонкого вкуса, совершенного поэтического обрамления литературного слова - выработали правила построения литературной речи, освободили язык от витиеватых фраз Сумарокова, Тредиаковского, Ломоносова, Державина, и в то же время - от грубого народного просторечья, сохранив, при этом, суть народного языка, они создали совершенный и богатый литературный язык.
    Защиту русской культуры и языка надо считать проявлением патриотизма, творчество Пушкина и Лермонтова – глубоко патриотично, - к слову сказать, патриотизм - исчезнувшее из нашего лексикона понятие в постсоветский период. Русский патриотизм никак не ущемляет интересы других народов и наций, в нём нет русофобии и насилия: говори, пиши, читай на любом языке, главное, береги свой родной.
    От кого надо защищать русский язык? Ответ очевиден – от самих себя. Ведь именно мы помогаем замусориванию русского языка жаргонными, иностранными словами, сокращениями и вольными трактовками. Каким образом? - Своим равнодушием! Когда не научили правильно говорить, писать своих детей, не привили им вкус к литературному языку, не сделали замечание внуку за жаргонное словечко, не подсказали соседскому мальчишке, промолчали на работе. Вот так с годами русский язык деформируется и беднеет.
   Кто должен позаботиться о сохранении и возрождении русского языка? Прежде всего – семья, и совершенно осознанно - здесь ребёнок осваивает   азы и многообразие литературной речи. Возьмём, к примеру, русские народные сказки. Вот где истоки русской речи! Пушкинский язык невероятно богат, певуч, образен, мелодичен, нравственно выдержан. Сказочный мир умиляют, умиротворяют. В русских сказках, обработанных писателями пушкинской эпохи, нет грубости, насилия, там всегда добро побеждает зло. Не зря психотерапевты рекомендуют детям, нервным и пожилым читать на ночь русские сказки. Но, зачастую, родители устраняются от этой обязанности, и напрасно, сказка – хороший помощник в воспитании детей. Да и дети не приучены к их чтению. - у них теперь совсем иное мышление, сформированное средствами массовой информации, и не на русской литературе, а на мультистрашилках, фильмах ужасов про чудовищ - героев американской субкультуры. Сравнительно молодая американская культура, не основанная на глубоких исторических корнях, а их просто нет - не сформировалась за двести лет, не в состоянии родить богатый литературный язык. Поэтому американцы пишут и говорят одинаково упрощённым языком условностей. А мы, не задумываясь о последствиях, их перенимаем.    
    Важным носителем языка является не только семья, но и школа. Ради овладения родного языка школа и создавалась. Но не только – школа является ещё и носителем нравственных ценностей. Помнится, в нашем детстве школа дарила ученикам хорошие книжки, из которых собиралась домашняя библиотечка. С тех прошлых времён, из глубин первого класса, произрастают в памяти лучшие образцы детской литературы: - «Басни Крылова», «Русские народные сказки», «Серебряное копытце» - сказ Павла Бажова. Такого рода произведения, среди прочего, должны иметь место в воспитании детей. «Тёма и Жучка» Николая Гарина–Михайловского, - удивительно красивым языком автор рассказывает о мальчике Тёме, который не мог оставить в беде любимого пёсика Жучку и полез спасать его в старый, высохший колодец. Мальчик рисковал жизнью ради друга. Рассказ, написанный в самых лучших традициях русского литературного языка, сохраняется в памяти на всю жизнь. Среди школьных подарков - повесть Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты», автор её посвятил своему сыну Никите. Какой понятный, чистый русский язык! И сейчас сердце замирает от радости общения с красивым словом: «Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене. У стола за самоваром сидела матушка в сером теплом платье.  Она взяла Никиту за лицо, ясными глазами взглянула в глаза его и поцеловала… А солнце искрилось в двух морозных окошках классной, выманивало: «Пойдем на речку». Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым, мягким снегом. Синели на нем глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор. Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступеням…» и т.д.
     У читателя рождается образ прекрасной семьи, ребёнка - спокойного, уравновешенного, любящего всё вокруг, отрытого миру, любознательного и жизнерадостного. Эта повесть формирует душу юного читателя и рождает самые чистые и светлые мысли о счастливом детстве. Такая литература прививает любовь к своей семье, к стране, формирует самосознание личности. 
    Современная школа пытается учить детей правильной речи и знанию языка посредством чтения и обсуждения литературных произведений. Но каких? Русская классическая литература почти изъята из преподавания, от неё остались крохи. Возьмём, к примеру, «Книгу для литературного чтения» для 3 класса и читаем: Папа, скажи, а что такое папа,- спрашивает Варламка. И отец отвечает – папа – это почти тоже самое, что и я, только у него усы длиннее и он ростом повыше…, и продолжается список других сравнений с мифическим папой. И такой бред изучают наши дети! Что может дать подобная литература уму и сердцу? Чем руководствуются составители учебника? Каким образом отбираются образцы литературы для школьных учебников? Безответственность ответственных за учебные программы и учебники работников образовательных ведомств оборачивается невежеством и пустотой в душах детей. Вся надежда на обновление без конца продолжающейся реформы образования, способной вернуть нас к истокам духовности.
     Велика роль профессионального учителя, способного наполнить души детей богатством языка. Если не будет активных носителей литературного языка, то он станет мёртвым, - вслед за языком исчезнет с лица земли и русский народ. Но школьная программа по литературе настолько необъятна, что на глубокое изучение и осмысление произведения просто нет времени. Педагог не может слушать, как «мямлит» ученик невыученный урок. И он мужественно берёт на себя всё: и краткий пересказ произведения, и его обсуждение. Из заданного школьники почти ничего не читают, и потому проговаривать свои мысли вслух многие дети и подростки не умеют, – не хватает словарного запаса. Их не научила ни семья, ни школа. Словарного запаса не хватает, когда нечего сказать! А ведь прежде в мозгу рождается образ обсуждаемого, а потом и речь. Чаще всего такие дети либо молчат, либо общаются между собой на первобытном языке. А придя в институт, удивляются - им приходится обсуждать с преподавателем серьёзные темы, делать сообщения на семинарах, высказывать свою точку зрения и предлагать пути решения вопроса. 
   У русского языка есть душа. Богатый язык помогает наслаждаться   творениями классиков русской литературы, хорошо понимать эмоции, чувства, настроения друг друга, - литературный образный язык позволяет понять богатство красок и оттенков. О духовном подходе к слову говорит Священное Писание: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4,29); «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12,36). Драгоценность русского языка в том, что он глубокими корнями связан с православной духовной культурой.  На этот язык, как на родной, отзываются все славяне мира. Святые просветители Кирилл и Мефодий возглашали, что «Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит».
   Чем сейчас наполнен книжный рынок? Очень мало стоящего. Страну захлестнули тонны убогих «шедевров», активно поддерживаемые издателями. От низкопробного творчества, заполонившего книжные прилавки, стыдно за страну. А чем до недавнего времени нас пичкали ТВ программы? Криминальные программы и фильмы с насилием, многочисленные шоу, рассчитанные на умственно неполноценных людей, бесполезные для духовного развития современного человека. Пустые разговоры героев художественных фильмов, пустые диалоги со слушателями теле и радиопередач. Речь современных ведущих торопливая, скороговоркой, либо программа построена в стиле капустника, понятная только самим участникам, когда одновременно говорят все и всё, что угодно. А ведь когда-то мы наслаждались радиоспектаклями по произведениям Л.Н.Толстого, Достоевского, И.Бунина. Для детей -  географические, исторические и литературные программы - образцы русской речи, мы восхищались экранизацией произведений русских классиков. Всё это сейчас сведено к минимуму. Вся надежда на смену мировоззрения россиян.    
    Возникает вопрос: когда и почему многие СМИ заняли враждебное отношение к русскому языку?  - В постсоветский период усилилось неуважение к русской культуре и к русскому народу. С распадом СССР откровенно и неприкрыто ведётся подмена веками выработанных идеалов и духовных ценностей людей на ценности бездуховные. В массовом сознании нашего народа, в целом - народа совестливого, бесхитростного, сердобольного, доверчивого - посеяна паника. СМИ, которые мало интересуются русской культурой, навязчиво нам вещают, что человек человеку уже не друг и брат, а волк, что материальное благополучие выше духовного, образовательный труд обесценился. Нас призывают жить красиво - по-американски, убеждая, что цель жизни человека – в обогащении. И все юноши теперь видят себя богатыми и крутыми, ничего при этом не умеют делать. А девушки не хотят быть золушками, а видят себя принцессами. Но принцев и принцесс много не бывает. Так на глазах рушатся истинное представления о добре и зле. И люди растеряны, они не знают, каким идеалам служить.
    В результате упрощения и искажения русский язык становится всё более плоским, лишается духовной основы. Опошляется речь, мышление и, как следствие, поведение людей. Жаргон, нецензурная брань и ненормативная лексика звучит на каждом углу, - великий русский учёный и просветитель М.В. Ломоносов называл их погаными, подлыми словами. Подбираются иностранные аналоги русским словам, которые постепенно вытесняются из обращения. В итоге это приводит к обеднению языка, к примитивному мышлению. Прерывается культурная преемственность поколений. В скудном лексиконе молодых людей не хватает словарного запаса, и они не могут полноценно общаться. На смену образному мышлению приходит предметное мышление на самом примитивном уровне. Отсюда непонимание, отчуждённость и неуважение друг к другу властвуют не только между поколениями, но и в среде самой молодёжи, всё это приводит к разобщённости нации. И такое убогое наследство мы передаём будущим поколениям? Вот почему остро стоит необходимость сохранения русской истории, культуры и русского языка, защита и борьба за его чистоту.
   Во второй половине XIX века И. С. Тургенев увидел надвигающуюся угрозу языку. В романе «Отцы и дети» устами своего героя Евгения Базарова он встал на защиту родного языка: «Сколько иностранных … и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Как бы ужаснулся великий писатель в XXI веке! Литературный критик В.Г.Белинский отмечал, что «русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен». Жаль, что от него так мало осталось!
    Почему мы всё-таки становимся «Иванами, не помнящими родства?» Властелины мира не гнушаются ничем, чтобы ослабить славянские народы, древнейшие на земле, корнями и традициями вросшие в многовековую историю человечества. Особенно их натиску подвергаются дети и молодёжь, у которых в силу возраста слабый нравственный иммунитет. Чего хотят добиться наши «партнёры»? Разобщённости регионов России и народа в целом, разрыва внутренних связей между отцами и детьми, языковой и культурной отчужденность поколений. Разделяй и властвуй, - главное условие сильных мира сего. Смысл их расчетов понятен: развалить нравственные основы русского народа, вырвать их с корнем и выбить почву из-под ног, разобщить славянские народы, - в итоге - устранить конкурента в борьбе крупных международных корпораций за мировое господство.
    Сейчас, когда стали очевидны большие потери в языке и культуре, государство делает попытки восстановления русского языка и литературы.  Страна теряется в поисках объединяющей национальной идеи, но пока найти не может. Как писал К.Г. Паустовский: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». А ведь это вполне возможно в недалёком будущем, когда общество таких «дикарей» будет общаться на убогом языке чисто информативно и без сожаления разрушит всю многовековую культуру России.
    Теперь у русского языка есть свой день рождения, который отмечается 6 июня – в день рождения основоположника русского литературного языка А.С.Пушкина. Принят закон «О государственном языке Российской Федерации». Но как он действует? К сожалению, закон не препятствует каждому из нас калечить язык, как захочется, за исключением сфер государственной деятельности. В остальных случаях - никаких наказаний, штрафов, цензуры или контроля за соблюдением требований закона нет. Он больше похож на декларацию, чем на документ государственной важности. Этим и пользуются нравственно нечистоплотные люди: закон вроде бы есть, но выполнять его не обязательно.
   Русский философ ХХ века Иван Александрович Ильин увидел в языке «поющую русскую душу, эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений... Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его - его язык».
   Давайте посмотрим на ежегодный международный чеховский фестиваль, - вот уж где язык должен достигнуть духовной высоты!  Бедный А. П. Чехов! Как хорошо, что он не видит своего изуродованного творчества. На фестивале авторами предлагается своё собственное, как они считают, современное видение произведения. В чём заключается эта современность? Здесь нет Чехова в классическом виде, ни вишнёвого сада, ни персонажей его произведений, ни русской души, ни самобытности, к чему призывал классик литературы. Тут есть опошленная драма, современный танец и экстравагантный балет со сценами – пародиями на любовь, наскоро совершаемых в полёте на канатах. 
    К счастью, не все театры рассчитывают на убогого зрителя.  Да и не все литераторы и журналисты рассчитывают на убогого читателя.
    Что государство и мы можем сделать, чтобы не потерять то, что осталось от языка?
     1. В стране сохранилось много носителей русского литературного языка, русской культуры. Но страна и её жители о них не знает, потому что, в большинстве своём, у них нет денег на большой тираж своих произведений. Именно таких литераторов и такие издания, входящие в «золотой фонд прессы» за приверженность национальным традициям России, должно всемерно поддерживать государство.
    2. В интернете мало публичных обсуждений темы о судьбах русского языка. Нужно использовать широкие ресурсы интернета и вовлечь россиян, а особенно молодёжь, в обсуждение злободневной темы. Все должны понимать, насколько важно охранить язык для будущего страны.
   3. Большие возможности в укреплении русского литературного языка есть у Союзов писателей, литераторов, журналистов и других литературных объединений. У многих из них есть доступ к общественным слушаниям, где и надо поднимать жизненно важный вопрос.
  4. Каждый из нас на своём месте должен быть на высоте, творить чудеса культуры. Правильная речь всегда обращает на себя внимание, и она будет услышана, грамотное письмо с удовольствием будет прочитано, высоко художественный рассказ, стихотворение или очерк обязательно найдут своего слушателя, читателя. И.С.Тургенев призывал: «Обращайтесь почтительно с могущественным орудием (русским языком), в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!».
К слову вспоминаются пророческие слова Ивана Алексеевича Бунина:
«Умейте же беречь –
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь».
5. Очистить русскую культуру от чужеродного мусора, смахнуть пыль с истории и оживить народную память времён и поколений – вот стратегия настоящего ради будущего.
   К сожалению, много потеряно в воспитании, образовании молодого поколения. Вот отчего каша в головах школьников, вот почему «Александр Невский утопил фашистов на Куликовом поле».
   И всё же - ещё не поздно, и уже много делается. Надо наращивать престиж образования, вернуться к качественному обучению в школах, научить детей отличать истинные ценности от псевдокультуры, понимать историю своей страны, русскую культуру, которая расширяет знания о своей стране и воспитывает патриотические чувства, надо научить их творческому осмыслению будущего.
    Как узнать – не потерялись ли мы на столбовой дороге человечества?
-Слабеющие от какофонии земных страстей струны души отлаживают лучшие образцы русской культуры. Так мы обновляем интеллектуальное содержание ума, обогащаем душу, сверяют свои часы. У нас есть ориентир – Пушкин, Лермонтов – столпы русской литературы, это они – скрепы богатырского народного духа, это они стоят на страже чистейших идеалов человечества, это они искупают и исцеляют наш греховный мир, это они на знамёнах наших духовных побед! Это они стоят на защите русского языка и чистого русского слова! 2020 год.
 


Рецензии
Натальная, может взять на вооружение предложения по ссылке http://proza.ru/2023/05/29/1070 , ибо это очень важно для нашего родного языка.

Василий Рябов Слабов   29.02.2024 15:38     Заявить о нарушении
Прочла Вашу статью. Думаю, такого закона быть не должно. Мне будет неприятно, если мои студенты будут обращаться ко мне на "ты". Или в кабинете врача я буду обращаться к нему на "ты". Пусть всё останется, как есть.Каждый решит этот вопрос по своему усмотрению.

Наталья Морсова   29.02.2024 22:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.