Бригадир русской армии Антон Головатый

Антон Андреевич Головатый, бригадир русской армии, стал известен как один из основателей и талантливый администратор Черноморского казачьего войска. Он родился в 1732 году в семье малороссийского старшины в селе Новые Санжары на Полтавщине. После получения хорошего домашнего образования, он продолжил учиться в Киево-Могилянской академии, где обучались дети знатных малороссиян. Во время учебы проявились его необычайные способности к наукам, языкам, литературе и музыке - он сочинял стихи и песни, хорошо пел и играл на бандуре.

В 1757 году Антон Головатый появился на Запорожской Сечи и записался в Кущевский курень. Благодаря своему образованию, способностям и храбрости, он быстро занял ведущую позицию на Сечи. Через пять лет в 1762 году он был избран куренным атаманом. В том же году он был включен в состав делегации запорожских казаков, отправившейся в Санкт-Петербург на торжества по случаю коронования Екатерины II. Там он был представлен императрице и даже спел и сыграл на бандуре для нее.

Благодаря своим навыкам, умению уладить споры и разбираться в судебных делах, Антону Головатому поручали различные задачи по судебным делам и земельным спорам Запорожского Коша. Это способствовало его продвижению в иерархии Сечи. В 1768 году он был утвержден войсковым писарем, что соответствовало званию полкового старшины.

Несмотря на то что казаки на Сечи обычно не вступали в брак, в 1771 году Антон Головатый женился на Ульяне Григорьевне Порохне. У них родились дочь Мария и сыновья: Александр, Юрий, Афанасий, Матвей и Андрей. В семье Головатых были также приемные дети. Все дети получили хорошее образование. Старшие сыновья продолжили обучение в Харьковском коллегиуме и затем в шляхетском корпусе в Санкт-Петербурге.

Во время Русско-турецкой войны 1768-1774 годов Антону Головатому было поручено строительство лодок для казачьего флота. Вместе с этим флотом он активно участвовал в морских походах запорожцев.
После окончания войны, в результате которой земли между Бугом и Днепром были присоединены к Российской империи, казаки надеялись получить земли взамен тех, которые были розданы колонистам из Европы и помещикам. В 1774 году Антон Головатый был включен в состав делегации Запорожской Сечи, которая отправилась в Санкт-Петербург с просьбой восстановить права и привилегии казаков. В этой поездке он познакомился с князем Григорием Александровичем Потемкиным.

Однако Екатерина II уже планировала ликвидацию Запорожской Сечи. Войска под командованием Петра Текели были высланы для этой цели. Войска заняли все селения и 5 июня 1775 года подошли к Запорожской Сечи. Казачья Рада была готова дать бой, но старшина и духовенство уговорили казаков подчиниться. Казаки были приведены к верноподданнической присяге, а затем в Москву были отведены Кошевой атаман, Войсковый писарь и Войсковый судья. Земли Запорожского Коша были конфискованы, а судебные процессы начались над казачьей старшиной и казаками, замешанными в грабежах.

После ликвидации Сечи Антон Головатый не стал жертвой репрессий, которые постигли часть казачьей старшины. Он занял административные должности в Екатеринославском наместничестве и получил земельный надел. Он также набирал команды из бывших запорожских казаков для участия в походах на Крым.

Он продолжал служить, получая различные звания, включая поручика, капитана и секунд-майора.
Перед началом новой Русско-турецкой войны, князь Григорий Потемкин-Таврический призвал бывших запорожских казаков организовать "Войска верных казаков". Одним из главных и инициативных членов этой организации был Антон Головатый. После убедительной депутации перед императрицей Екатериной II, войско получило разрешение на свою деятельность. Оно состояло из двух отрядов - конного и пешего. Антон Головатый был назначен начальником пешего отряда, а также гребной казачьей флотилии.
В начале Русско-турецкой войны 1787-1791 годов, Войско верных казаков активно участвовало в боевых действиях. Под командованием Антона Головатого, казаки осуществляли нападения на турецкие сторожевые заставы в Крыму. Боязнь неприятеля была оправдана, так как аванпосты турецкой армии были разгромлены. В ходе осады Очакова, казачья флотилия под командованием Антона Головатого проявила себя великолепно, успешно атакуя султанские парусники.
По приказу Потемкина, Антону Головатому было поручено взять сильно укрепленный остров Березань. Казакам предстояло преодолеть неприступные укрепления острова, которые были усилены Гасан-пашей, удаляющимся от Очакова. Все это послужило новым испытанием для Антона и его воинов. Однако, благодаря отваге и стремлению к победе, казаки успешно взяли береговые батареи и крепость на острове Березань, обеспечив себе блестящую победу.
Во время взятия Березани казаки понесли потери, включая одного полкового старшины, четырех куренных атаманов и 24 рядовых казаков. Однако они также захватили в плен 320 турок, а также значительное количество военного оборудования и припасов. Это позволило им взять контроль над неприступным островом с крепостью. После падения Березани, город Очаков оказался полностью блокированным.
В декабре 1788 года казаки продолжили свои военные успехи и взяли Очаков. Они участвовали в штурме крепости Гассана-паши, сражаясь на правом крыле атакующей армии. За достижения во время взятия Березани, Антон Головатый был награжден орденом Святого Георгия Победоносца.
Во время осады крепости Бендеры в июне 1789 года, казаки под командованием Антона Головатого приняли участие в штурме и помогли захватить крепость Хаджибей, будущий город Одесса. Они также участвовали в штурме крепости Аккерман и приняли участие в взятии Бендер в ноябре 1789 года. Роль черноморских казаков была неоценимой, они проводили разведку, ориентировали армию, обеспечивали доставку припасов и давали информацию о вражеских войсках.
Все эти подвиги черноморских казаков внесли существенный вклад в успехи русской армии во время Русско-турецкой войны.
В зимнее время Черноморское казачье войско было размещено в селе Слободзей, которое временно стало казачьей столицей до окончательного переселения на Кубань в 1793 году. Войсковой судья Антон Головатый, находясь в Слободзее, получил повышение в звании до полковника, а затем был награжден золотой саблей генерал-фельдмаршала Светлейшего князя Григория Потемкина-Таврического. В течение 1790 года российские войска вели лишь оборонительные операции, удерживая турецкие крепости и области в ожидании мира с Турцией. Светлейший князь Потемкин-Таврический, назначенный императрицей великим гетманом казачьих войск, был обязан предоставить землю для поселения Черноморскому казачьему войску, так как оно еще не имело своей территории. В своем обращении к войску великий гетман указал на необходимость предоставить землю для Черноморского войска на месте военных действий между Днестром и Бгом. После этого, указом от 19 апреля 1790 года, Светлейший князь назначил земли для Черноморского войска на Кинбурнской стороне и в Еникальском округе с Таманью. Это решение Светлейшего князя внесло уверенность в будущее Черноморского войска. В октябре 1790 года российская армия возобновила наступление против турок. Казачья флотилия под командованием Антона Головатого соединилась с гребной флотилией генерала Хосе де-Рибаса, при поддержке которой казачьи войска взяли крепости Килия, Тульча и Исакча. В это время черноморские казаки были задействованы для охраны соединительной линии между гребной флотилией и войсками, находящимися на острове у Старой Кили.
После успешного проникновения входа в Дунай, крепость Измаил стала доступна для российского флота. В ноябре 1790 года флотилия Хосе де-Рибаса, включая лодки Черноморского казачьего войска под командованием Антона Головатого, разгромила турецкий флот, находившийся у стен Измаила. Оставалось только захватить саму крепость. 9 декабря 1790 года Александр Васильевич Суворов отдал один из своих известных приказов: «сегодня молиться, завтра – учить войска, послезавтра – победа или славная смерть». Черноморские казаки входили в колонну, штурмовавшую крепость с реки, а гребные флотилии Хосе де-Рибаса и Антона Головатого доставили десант к стенам крепости.
Во время штурма Измаила 11 декабря 1790 года, полковник и Войсковой судья Черноморского казачьего войска Антон Головатый командовал авангардом штурмовой колонны генерал-майора Николая Арсеньева, включавшей Приморский Николаевский гренадерский полк, батальон Лифляндского егерского корпуса и две тысячи черноморских казаков. Сам Головатый командовал тремя казачьими сотнями, первыми высадившимися с дубовых лодок на берег внутри города. Огонь вражеских батарей с левого (северного) берега не смог остановить штурмующие войска.
В своем докладе императрице Екатерине II о штурме Измаила, главнокомандующий армией Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический писал о Головатом: «Полковник Головатый с необузданной отвагой и неусыпной энергией не только победил, но и лично вступил в схватку с врагом и разгромил его». За участие в штурме Измаила он был награжден орденом Святого равноапостольного князя Владимира III степени.
До подписания мира в 1791 году, черноморские казаки под руководством атамана Захария Чепеги и Войскового судьи Антона Головатого приняли участие в разгроме турецких войск под Мачином. Затем черноморцы выполняли пограничную службу вдоль реки Прут до Галац и далее по нижнему Чуленцу.
В ноябре 1791 года пехота под командованием Антона Головатого отправилась на зимовку в Фальчу и Галац, а конница под руководством Захария Чепеги поселилась в поселениях Черноморского казачьего войска на Очаковской степи, по левому берегу Днестра. За месяц до этого, в октябре 1791 года, неожиданно скончался великий гетман, Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический. С его уходом представление Черноморского казачьего войска о будущем оказалось неопределенным. Либо управление, либо земельное обеспечение населения было недостаточным. Приобретенные новые территории на побережье Черного моря между реками Днестром и Бугом также оказались недостаточными.
В 1792 году Антон Головатый, возглавивший делегацию казаков, отправился в столицу, чтобы вручить императрице Екатерине II прошение о предоставлении земель Черноморскому казачьему войску. В результате долгих и сложных переговоров, земли были пожалованы на Тамани, Керченском полуострове и на правом берегу реки Кубань. Антон Головатый стал известным в войске благодаря этому успеху, но его возвращение на Кубань задержалось из-за смерти дочери. Когда он наконец прибыл на новую родину в 1793 году, он занимался размежеванием земли, строил свой дом и принимал участие в строительстве Екатеринодара - главного войскового города. В январе 1794 года состоялась первая войсковая рада, на которой был утвержден гражданский кодекс и название краевой столицы. Также в этом году умерла жена Антона Головатого, и он в ее память построил церковь.
В 1794 году, Захарий Чепега, командующий Черноморскими казаками, был послан с двумя полками для подавления польского восстания. В это время его заместитель, Антон Головатый, оставался главой войска. За это время он достиг разрешения на строительство церквей и назначение священников во всем регионе. Он также занимался строительством военных сооружений и казарм в столице Екатеринодаре и на кордонной линии. Кроме того, он начал строительство военной гавани для казачьей флотилии в Кизилташском лимане и помогал регулярной армии в строительстве Фанагорийской крепости.

В 1796 году, Антон Головатый получил звание бригадира и участвовал в походе на Персию под командованием Валериана Зубова. Генерал-губернатор Харьковский, Екатеринославский и Таврический Платон Зубов, который был начальником Черноморского казачьего войска, хотел видеть Антона Головатого во главе двух полков, отправленных в поход.

26 февраля 1796 года, Головатый с двумя полками отправился из Екатеринодара в Астрахань, откуда они были переправлены на суда и через Каспийское море достигли Баку. Головатому было поручено командование Каспийской флотилией и десантными войсками, которые были к ней прикреплены. Они захватили все персидские острова в Каспийском море и территории вдоль рек Кура и Аракс.

В сентябре 1796 года, командующим Астраханским портом и Каспийской флотилией стал граф Федор Апраксин после смерти контр-адмирала Николая Федорова. Однако 8 ноября того же года, Апраксин тоже умер, и его место занял Антон Головатый.

После смерти императрицы Екатерины II, император Павел Петрович приказал прекратить военную кампанию и вернуться в Россию. Однако из-за неблагоприятного климата на Закавказье войска начали массово заболевать, включая самого Головатого. В это время в Екатеринодаре скончался Захарий Чепега, командующий Черноморскими казаками, и Головатый был избран его преемником. В апреле 1797 года император Павел утвердил его избрание. Однако Головатому не суждено было узнать о своем избрании, так как он скончался 28 января 1797 года на Ленкоранском полуострове Камышеване, по дороге обратно из персидского похода.


Рецензии