Здание-бастард

Некогда, то здание, которого уже сейчас нет за этим забором ( на фото) и, которое взяли штурмом и подожгли протестанты в январе 2022 года, задумывалось как Музей Ленина. На месте этого комплекса раньше стояли двухэтажные дома, отстроенные пленными японцами и зэками, а между ними и улицей Фурманова был пустырь, на котором проглядывались старые обветшавшие металлические оградки могил и небольшие холмики без них. У местных жителей были смутные догадки, что они принадлежали либо представителям депортированных народов с Северного Кавказа, либо каким-то политическим врагам конца 30х, которые остались без родственников, кто мог бы ухаживать за местами погребения.

Задумка о помпезном музее Ленина, видимо, зрела еще в застойные годы задолго до середины 80х. А, в преддверии перестройки, не смотря на наличие немногочисленных могил (5-7, а может быть и больше) на том пустыре, поросшем бурьяном и яблоневой «дичкой», началась вырубка деревьев и снос домов. На месте этого пространства с разбросанными могилами выкопали большой котлован, в отвесных утесах которого еще долго можно было видеть торчащие кости. То там, то тут.  Эпоха "Перестройки" принесла снижение темпов социалистического созидания, не смотря на громкие лозунги и работу с публикой через все рупоры.

Котлован стоял пару лет пустующим. Школьники, рядом расположенной школы #92, могли подложить ту или иную кость в портфели своим одноклассницам ради черной шутки. Ближе к концу 80х какие-то шевеления на месте котлована начались, и, стал вырисовываться бетонный контур строения. Но, на этом все остановилось. Потом, в начале 90х, на волне эйфории от суверенизации аппарат первого президента Казахстана привлек квалифицированных французов для перепланирования этого долгостроя и оформления его в алматинскую столичную резиденцию. Ходил слух, что шевелились там в реконструкторах с натруженными руками бригады т.н. "хорватов" - выходцев из солнечной Югославии.

Ниже, от склона подъема, на котором стояли вышеупомянутые двухэтажные дома под снос, на пригорке, во второй половине 70х началось строительство здания Центрального Комитета Коммунистической Партии Казахстана. Закончено оно было в конце 70х, а запущено в эксплуатацию к 1980 году. Ныне это, также погоревшее в январе 2022 года, здание городского акимата Алматы (городской администрации). Между двухэтажными домами на том подъеме и зданием нынешнего акимата, рос полуторавековой дуб-великан. Но, его, как и могилы принесли в жертву Ленину и человеческому тщеславию.

От того дерева в сторону здания ЦК КП Казахстана была высокая и протяженная горка по склону подъема, которая в зимнее время была излюбленным местом для местной детворы для катания на санках и полиэтиленовых пакетах, когда они появились в обиходе. Ее тоже не стало сразу, как началось строительство музея Ленина. Более того, когда этот объект переквалифицировали в резиденцию президента, на месте той горки появился цокольный въезд в подземные уровни резиденции.

Комплекс для президента стал воплощением казахстанского властного олимпа с середины 90х и по 2022 год. Интриги плелись там "синоптиками" и советниками, находящимися в услужении верховной власти. Много позже с западной стороны всего периметра территории президентской резиденции почти в миг возвели и отделали здание Фонда Первого Президента. А, когда-то на его месте стоял овощной магазин, который располагался в небольшом кармане просторной рощи. Она раскинулась между школой #92 и оканчивалась лишь у здания ЦК КП Казахстана.

В роще той с незапамятных времен местные жители локации собирали грибы, а зимой учителя физкультуры гоняли школьников на лыжах. Округа была, по большей части, одноэтажной с взрослым населением, юность которого была снесена в кювет во все ключевые эпохи "советского хоррора". Но, все радовались и верили в лучшее на пути к победе коммунизма при отбрасании всего ветхого в утиль. Поэтому, ни один сломанный или подточенный рашпилем рог не зашевелился на горизонте, когда экскаваторы раздирали могилы, а кости сыпались на дно котлована.

В противовес этому вспоминается история с могилами попов и семейства Колпаковских в Пушкинском саду (в 1942 году стал парком 28ми гвардейцев-панфиловцев), а также местом захоронения Раимбека на Ташкентском тракте, напротив центрального алматинского кладбища. В обоих случаях, некие партийные коммунистические директивы требовали, чтобы эти потенциальные места поклонения и народной памяти были снесены бульдозерами. Но, как свидетельствовала советская низовая молва, то двигатели у техники глохли, то назначенные работники уходили вдруг на больничный. В общем, ритуальный статус тех известных могил будил уважение к ним даже у иноверцев также в обоих случаях.

А вот, с могилами на месте музея Ленина/Алматинской резиденции Президента, вероятно, все решено было с напором инициативного порыва, но без уважительного внимания к праху усопших. Дескать, "А, что их уважать, они были никто и звали их никак! Никто о них и не вспомнит уже!". Однако, горькая отрыжка дала о себе знать в январе 2022 года. И, очевидно, будет аукаться до тех пор, пока потревоженные  души не обретут заслуженный покой, а Новый Казахстан не покается за те грехи, правопреемником которых он является по умолчанию.


Рецензии