Тасаввуф Гата 3. 4. Каза и Кадр. Вопросы и ответы

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 3.4. КАЗА И КАДР. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Вопросы и ответы (18 июля 1923 г.)


Вопрос: Есть ли разница в пути святого и мастера по отношению к Казе и Кадру?

О. Конечно. Святой покорился Казе, а мастер уважает Кадр. Каза – это воля Бога, а Кадр – свободная воля человека.

Вопрос: Что такое свобода воли? Может ли человек в действительности сделать что-то против воли Божией?

Ответ выражен в первой части моей лекции. С точки зрения абсолютной истины все есть воля Божия. Не существует такой вещи, как свобода воли. Но с точки зрения мудрости существует большая воля, более могущественная воля и меньшая воля. Это показывает одну сторону совершенства – Божию. Другая сторона ограничения – судьба человека.

Вопросы и ответы (19 июля 1923 г.)


Вопрос: Не могли бы вы объяснить, что вы сказали вчера о двух путях: о том, что ведет к святости, и о том, что ведет к мастерству?

Ответ: Есть два пути, ведущих к цели: один — святого, другой — мастера. На одном пути воля используется во внешних вещах, на другом пути воля применяется главным образом для контроля над собой, другими словами, до поры до времени против самого себя. Это путь святого. Прежде чем узнать волю Божью, разумно сначала разобраться со своей собственной волей и использовать ее, зная, что она дана для какой-то великой цели в жизни.  Один — это путь отречения, самоотречения, смирения и самопожертвования от начала до конца. И делая это, человек достигает того места встречи, где он прикасается к этому божественному совершенству. И тогда есть путь мастера. Путь твердости и упорства, прорываясь и проникая сквозь каждую трудную ситуацию, которая предстает перед ним. И так сражались все время от начала и до конца. При этом ему приходится бороться с самим собой и с жизнью снаружи. Поэтому борьба ведется с обеих сторон. И все время идет работа силы воли, и все время идет борьба. В этой битве все условия, через которые приходится пройти, имеют тот же характер и природу, что и на войне. Быть раненым и наносить раны, и терпеть боль и причинять боль другому. И таким образом это постоянная борьба. Но все же ради высшей цели и ради большей выгоды. В конце концов он берет ту же ноту, которую взял святой. Ни путь святого не легок, ни путь мастера. Место, где они встречаются, становится одним. Ибо смирение приводит святого к такому же осознанию гармонии с Бесконечным, как борьба в конце концов приводит мастера к тому же убеждению.

Есть третий темперамент, и это срединная природа. В каком характере есть темперамент святого и натура мастера. Это пророческий нрав. Потому что пророк начинает свою жизнь и с борьбы, и с покорности. Один момент борьбы, а другой момент покорности. Выгода и смирение, продолжаются постоянно. И поэтому в пророке мы видим святого и мастера, обоих в одном.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии