Небоевые потери или три судьбы

"Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен..."               

© Михаил Булгаков.

Вновь назначенный на должность начальника штаба 74 однремпл капитан 1 ранга Владимир Николаевич Ручкин не был похож на человека, которому нравится повторно изобретать велосипеды. Отнюдь. Поэтому, вселяясь в каюту своего предшественника на ПКЗ-141, он привлёк к разбору завалов документации всех нас - флагманских специалистов. Получив краткий инструктаж, мы приступили к расчистке. Извлекая на свет божий из многочисленных шкафов, шкафчиков, полочек и тумбочек огромное количество документов, и сортируя их по трём категориям:

-те, которые абсолютно точно необходимо оставить;

-третий срок - не брак (или более военнослужащим привычное и понятное - "***ню требуют - ***ню даём");

-абсолютно бесполезная макулатура.

Естественно, когда возникали вопросы, с НШ советуясь. В очередной покрытой пылью папке (впрочем, аккуратно завязанной на тесёмочки) мне и попался на глаза интереснейший документ - фотокопия под названием: "График гибели и травматизма на Энной флотилии Северного флота за 19… - 19… годы" (*). График пошёл по рукам…

Освободившись ближе к вечеру и оценив количество погибших военнослужащих (а цифры были немалые), мы поделились впечатлениями: - ну это понятно, кто сгорел, кто утонул, кто погиб от радиации, а кого тупо на бербазе током убило, etc.; жесть, конечно, но бывает - не может военная служба быть безопасной. А в период интенсивного использования Флота - тем более! К сожалению.


Когда мы узнавали, к примеру, о том, что капитан 3 ранга пошёл в сопки за грибами, но сорвался со скалы и расшибся насмерть, либо оленегубские менты (самые беспредельщики на Кольском полуострове, по отзывам знакомых полярнинских, кстати) старшего лейтенанта дубинками насмерть забили, мы сопереживали, конечно, и возмущались. Но совершенно иначе воспринимается идиотская, нелепая смерть человека (**), которого ты знаешь лично. Смерть, произошедшая во внеслужебное время, и никак, на первый взгляд, не связанная с военной службой…

История первая.

Сергей П. служил "срочку" на нашей 149 -ой подводной лодке ещё до моего на неё прибытия. А знакомился я с ним, когда он был уже мичманом. Серёга был парень что надо, компанейский, честный, открытый и весёлый. Причём примерно моего возраста. Что греха таить - мне он нравился. И на спортивную секцию ходили мы с ним вместе, и выпивали, и с девушками (пока были холостые) вместе знакомились. Всё было. Когда нашу подлодку вывели из боевого состава флота, прошла первая волна сокращения экипажа, и встал вопрос "куда пойти служить", рекомендовал я Серёжу одному знакомому офицеру. И скажу сразу и честно, он меня ни разу не подвёл.

Затем Сергей ушёл служить на надводные корабли Кольской флотилии. Полярный - город маленький. Встречались, общались довольно долго ещё, причём неоднократно.

А затем я узнал, что Серёжи больше нет - всплыл его труп в Екатерининской гавани, порядком обглоданный морскими обитателями. Рабочая версия - влез Серёга в уже занятую нишу очень прибыльного бизнеса, пытаясь подзаработать в 90 -ые. А настойчивым неоднократным рекомендациям "доброжелателей" уйти в сторонку не внял. Правды же, как и подробностей его гибели, я не знаю до сих пор. Что-то мне подсказывает, что и не узнаю уже никогда. Возможно, не тех спрашивал.


История вторая.

Про мичмана Андрея Ш. я уже рассказывал. Поэтому просто решил скопировать фрагмент, да ссылку дать.

"Сразу скажу, что никакого предубеждения против решивших послужить, и буквально убежавших с того же СРЗ "Штиль" мужиков у меня нет. Да и у окружающих меня кадровых военнослужащих не было. Будь ты человеком, хернёй не занимайся, становись специалистом, да и служи себе спокойненько. Семью-то кормить надо?

Моментально на ум приходят фамилии двух бывших заводчан, на моих глазах служивших уже офицерами: Гребенюк и Жабокрицкий. Правда, не в моей войсковой части, но я с ними неоднократно пересекался, и ничего плохого про их службу сказать не могу. Расскажу немного и про ставшего, таким же примерно образом, мичманом своего хорошего знакомого Андрея. Вот только фамилию его называть не буду - сами скоро поймёте, почему.

Одно время, при новой России уже, работавшие на том же полярнинском заводе-гиганте СРЗ-10 работяги получали вполне себе прилично. Но Андрей заранее предчувствовал, что это ненадолго. Технарь у него за плечами был, и пошёл он служить мичманом. Некоторое время терпел насмешки бывших коллег, типа:

-"Ну что, сундук?!"

Молча. А когда заводчанам деньги перестали платить вообще, иногда выдавая часть зарплаты продуктами в заводском магазинчике (по коммерческим ценам!), молчать он уже не стал. Регулярно сам теперь спрашивая:

-"Ну что, мужики, как дела? Получку за май в сентябре (к примеру) хоть обещают? И… сколько Вам там ещё до пенсии?"

И всё бы было в его судьбе хорошо, но служа на "Выдре" уже, поехал он однажды вечерком в Снежногорск пива попить. Один, что мы, жившие в Полярном, никогда не практиковали. Тем более, если денег полные карманы. Оставлять своего товарища в чужом городе нельзя. Это общеизвестно, но я это выскажу. Пусть и рискую нарваться на комментарий "капитан очевидность".

Вообще-то, изначально он был с местными контрактниками. Но дальше история мутная и до конца не выясненная. Известно только, что снежногорские его собутыльники разошлись по домам, а Андрей остался пить дальше. Всё закончилось крайне трагически. Уж не знаю, на какой блатхате и у каких тварей он в результате очутился, но домой он не вернулся уже никогда. Андрея убили, расчленили, и собирались той же ночью в чёрных пакетах затопить в озере прямо в центре Снежногорска.

Один бдительный дедушка, которому не спалось по-стариковски, сообщил в милицию. Прибыла она очень быстро и аж на двух автомобилях; но, сдуру включив мигалки плюс сирены, убийц спугнула."

Ссылка: ( https://dzen.ru/a/ZEbC7y-AQwqaVITS ).

Нет, дело завели, конечно. До сих пор "висит", возможно. Если в архив не сдали.


История третья.

Я до сих пор считаю, что в данном случае мы с командиром одной войсковой части недоработали. Служил мичман Андрей У. начхимом на одной из лодок утилизации. Ничем особым не выделялся. В меру исполнителен. Правда, как говорится, немного сам себе на уме. Но это не криминал. Из отличительных же особенностей - периодический запашок изо рта да печальные глаза. Когда запашок начал перерастать в залёты, я выбрал время и вызвал подчинённого по специальности на откровенный разговор.

Скажу честно, для меня эти беседы с начхимами подлодок на СРЗ "Выдра" были вполне себе обыденны. Повидать за одиннадцать лет пришлось мне просто за**онщиков, банальных алконавтов и воистину Алкозавров немало. Были и ребята, у которых потребление алкоголя на службе никак не сказывалось. Знали они время, место и меру. У Андрея, отмечу, уровень употребления был банально средний.

Поскольку был я значительно старше, поделился сначала своим жизненным опытом. В ответ выслушал честный и правдивый рассказ о том, что жена Андрея на Северах делить тяготы и лишения с мужем категорически не собирается. Естественно, ребёнка, в котором он души не чает, видит он только в отпуске. Ситуация, в общем-то, довольно обыденная. Не каждая готова бросить налаженный быт ради "прелестей" полярной ночи. Психологически тяжело даже, не говоря о том, что солнышка тупо не хватает.

Выслушал я его внимательно, и для начала привёл в пример слова своего последнего лодочного командира капитана 1 ранга Желнова (которого очень уважаю до сих пор), о том, что:

- "…а вот со мной жена в отпуск с лейтенантов всегда ездит - и в июле, и в феврале; поэтому не*** свои пьянки на то, что семья в отпуске, сваливать!"

Это Владимир Владимирович так одного из загулявших офицеров своих воспитывал, в моём присутствии.

Затем я прямо сказал, что решать, конечно же, совсем не мне, но если пошла такая масть, что семья мешает службе; а служить Андрей намерен дальше, надо серьёзно задуматься о том, нужна ли такая семья вообще.

-"Андрей, а пока найди себе бабу (это всегда тема для вынужденного "холостяка"), и бухать завязывай, не приведёт это к добру!" - сказал ему я.

Через некоторое время я был им проинформирован, что: "… развёлся, живу с достойной женщиной, злоупотреблять перестал". Действительно, запашок исчез, и довольно длительный период всё было, как принято говорить сейчас, абсолютно ровно.

А потом Андрея нашли в сопках, мёртвого. В целлофановом пакете - две полные банки энергетика, рядом - одна пустая и одна недопитая. Сердце остановилось.


Все трое были вполне себе молодыми ещё мужчинами. Я запросто мог бы продолжить этот перечень и дальше, но, полагаю, вполне себе достаточно. А рассказал лишь потому, что и это было. Дичь и жесть, с одной стороны. Но - жизнь, как она есть. С другой.

Мужики, я Вас помню! Царствие Вам небесное…

01.03.2023
.

Сноски:

(*) - озвучиваю, как запомнилось, без потери сути названия.

(**) - хотя, вообще-то, во всех случаях, смерть вряд ли когда бывает красивой и однозначно трактуемой.
.


Рецензии