Мать и мачеха

Лежа на больничной кровати Рита вспоминала свою жизнь.

Маму Рита почти не помнила. Еще будучи ребенком, подолгу рассматривала ее фотографии в старом семейном  альбоме. Фотографий было немного, и все черно-белые. Вот здесь мама совсем молоденькая студентка педагогического института, а здесь она в школьной форме - ученица 8 класса. Еще была  свадебная фотография. На ней они с папой  юные и счастливые.

Мама умерла, когда Рите было 6 лет.
Ей нельзя было рожать - больное сердце. Но она не захотела избавляться от ребенка, рискнула, и на свет появилась Рита. Вынашивание ребенка подточило и без того хрупкое мамино здоровье. Она слабела, худела, и в последний год почти не вставала с кровати. Рита потому и не помнила маму отчетливо, потому что та почти не проводила с ней время.
Отец Ритой тоже не мог заниматься, много работал, один кормилец в семье. Рита большую часть времени проводила с бабушкой. Бабушка Оля была добрая, ласковая, но не смогла пережить смерть дочери и быстро угасла всед за ней.

Когда умерла мама, отец практически сразу женился на Нине. Так в жизни Риты появилась мачеха.
Нина была полной противоположностью мамы. Невысокая, пышногрудая, веселая, с неизменной улыбкой и ямочками на щеках. Рита, как только ее увидела, сразу невзлюбила. В маленьком детском сердечке была столько боли по ушедшей матери, что места Нине там не нашлось.

Первое время маленькая Рита присматривалась к новоиспеченной мачехе. Нина не торопила девочку, давая привыкнуть к новому человеку. Когда Рита брезгливо отставляла тарелку с кашей, только качала головой и ласково говорила:
- Ритуся,  а может сырничков?
Готовила Нина бесподобно.  Каждый день разное. Наваристые супы и румяные котлеты, легкие салаты и сытный гуляш, ароматные пироги и тающее во рту печенье, все ей удавалось легко, играючи. Мама из-за болезни почти не вставала к плите, а бабушка готовить не любила, и они перебивались пельменями, яичницей с колбасой и макаронами с тушенкой. Зато Нина с первых же дней развернула бурную деятельность на кухне. Оттерла плиту и холодильник, шкафчики засияли чистотой,  горы посуды были перемыты и аккуратно расставлены по местам. На кухонном окне появились веселые занавески с ромашками, а на подоконнике горшки с геранью.  Кухня преобразилась, а Рита еще больше ощетинилась на мачеху. Каждое изменение в привычном укладе,   как-будто напоминало Рите, что мама больше не вернется.

Отец много времени проводил на работе, уходил рано, приходил поздно, целовал дочку на ночь, и уходил в спальню к Нине. От этого горечь в душе Риты росла, как снежный ком.
Когда Рита пошла в первый класс, мачеха прослезилась. Она аккуратно заплела ее жидкие волосы в две косицы с  белыми бантами, и за руку отвела в школу. Рите  в школе понравилось. Учеба давалась ей легко и она без особых проблем успевала по всем предметам. Рита отчетливо вспомнила, как Нина радовалась каждой отметке " отлично".  Но начальная школа закончилась, и началась совсем другая жизнь. При первом же знакомстве, новый классный руководитель, спросил Риту:
- А твоя мама придет на родительское собрание?
- У меня нет мамы! - прокричала Рита и выбежала из класса.
Наверное, у мачехи с учительницей все-таки состоялся разговор, потому что Нина весь вечер была  молчалива и украдкой вытирала слезы.
Рите это понравилось.
- Пусть ей тоже будет плохо, как мне, - думала она.

С тех пор Рита стала меняться, и не в лучшую сторону. Ей доставляло удовольствие портить мачехе настроение и доводить ее до слез. Нина не жаловалась отцу, да и к Рите всегда была добра, терпела. Нина, не имевшая родных и близких, прикипела всем сердцем к девочке, у которой тоже не стало матери. Только однажды Рита слышала, как отец отчитывал Нину, говорил, что она никогда не заменит мать, как бы не старалась; что надо быть более строгой; и вообще,   пора уже подумать о втором ребенке. Нина тихонько всхлипывала.
- Она еще ребенок. Скоро все наладится. Надо потерпеть.
Но становилось только хуже. Рита отчетливо помнила с какой изощренной  жестокостью издевалась над мачехой. Рвала новые вещи,  теряла учебники, дневники и тетради, допоздна гуляла, грубила учителям. В более старшем возрасте  покрасила волосы в ярко-рыжий цвет, завела  дружбу с долговязым парнем из старшего класса и начала курить.

Нина из веселой молодой женщины с ямочками на щеках, превратилась в грустную, молчаливую женщину. Нет, она так же по-доброму относилась к Рите и стоически сносила все ее пакости. Однажды Рита впервые попробовала спиртное. Это было пиво. Напиток Рите не понравился, но ей так хотелось разозлить мачеху, что она почти залпом выпила пол-бутылки. Хмель быстро ударил в голову. Нина открыла дверь и сразу все поняла.
- Че смотришь, не нравится? Попробуй только отцу рассказать, - кричала Рита.
- Ну зачем ты так? Бедная моя девочка,- Нина погладила Ритину рыжую шевелюру.
Со злостью отбросив руку мачехи, Рита прошипела:
- Я не твоя девочка, своих детей заведи и воспитывай.
Это был удар ниже пояса, и Рита знала об этом. Нина не могла иметь детей. Даже теперь, спустя столько лет, Рите было стыдно вспоминать этот эпизод.

Но были и другие, еще более постыдные моменты. Так, однажды, когда у мачехи  был День Рождения и собрались гости, Нина подняла бокал, и расчувствовавшись сказала, что счастлива, что нее теперь есть семья, муж и дочка. Нина выросла в детском доме и семья для нее много значила. Рита тогда громко перебила ее:
- Какая я тебе дочка, у меня была мама, но она умерла, а ты мне не мать.
За столом повисла неловкая пауза. Отец встал и увел Риту в комнату, долго отчитывал, и с тех пор Рита стала скрывать от отца свое негативное отношение к Нине.
Время летит быстро. Рита закончила школу и поступила в институт в соседнем городе. Накануне отъезда, демонстративно встав в позу перед отцом и мачехой, сказала:
- Ну, вот вы и отмучились, живите теперь в свое удовольствие, мешать не буду.
- Ритуся, мы же будем тебя навещать, - всплеснула руками Нина и на глаза ее навернулись слезы.
- Ну, уж нет! Отец пусть приезжает, а тебя я видеть не хочу.  Имею право, я уже взрослая.
Плечи Нины затряслись, она спрятала лицо в ладонях и беззвучно зарыдала.
Отец ударил кулаком по столу:
- Да, как ты смеешь! Мала еще, ишь, взрослой себя возомнила.

С отцом, конечно, спустя время,  помирились. Он исправно, каждый месяц приезжал, привозил продукты: домашние пирожки, маринованные огурцы и помидоры, компоты в 3- литровых банках, холодец, котлеты. Конечно, Рита знала от кого гостинцы, но принимала. И ни разу не передала с отцом ни привета, ни спасибо мачехе. В редкие наезды домой, на все расспросы мачехи больше отмалчивалась. А Нина хлопотала на кухне и пыталась повкуснее накормить Ритусю:
- Похудела-то как, кожа да кости. И круги под глазами. А давай я тебе голубцов настряпаю? Ты раньше любила.
- Да, отстань ты со своми голубцами, - раздраженно отвечала Рита.

Окончив институт Рита вышла замуж за однокурсника, и почти сразу забеременела. Беременность протекала тяжело. Выявилось заболевание почек, которое трудно поддавалось терапии. Роды были сложные, Рита буквально побывала на грани жизни и смерти. Но все закончилось благополучно, на свет появился Данил. Мальчик родился слабеньким, плохо набирал вес. Рита справлялась, помощи ждать не от кого, как она думала. Когда отец и мачеха приехали повидать внука, Рита вновь ощутила озлобленность. Нина по- прежнему ее бесила.
- Ты мне никто, не подходи близко к Данечке, еще сглазишь, - зло бросила Нине, чтобы отец не слышал.
- Ритуся, да как же так? Ну, пожалуйста, я только на ручках немного подержу, покачаю, - умоляла Нина.
- Нет, ребенка я тебе не дам, сиди на кухне, - сказала, как отрезала Рита.
Нина тогда сказалась больной:
- Наверное, в дороге простыла.
Рита хорошо помнила, Нинино опухшее от слез лицо и мятый комочек носового платка в нервных руках. Увидев Нину в таком состоянии, отец засуетился:
- Ну, мать, чего - то ты совсем расклеилась, поехали домой, еще мальца заразишь.
Когда дверь за ними закрылась, Рита помрачнела:
- Может зря я так с ней?
Но тут же отбросила эту мысль:
- Все я правильно сделала. Ее никто не приглашал, ишь, приперлась.

Данечка рос, супруг делал успешную карьеру, а вот Рита на работу так и не вышла - болезнь почек стремительно прогрессировала. Спустя пять лет, врачи вынесли  вердикт:
- Нужна трансплантация почки. У Вас редкая группа крови и поиск донора может растянуться на годы. Если  согласны, то мы  можем добавить Вас в лист ожидания уже сейчас.
Рита дала согласие сразу. Пять лет гемодиализа дали ей понять всю серьезность ситуации. Она пожизненно будет привязана к этому аппарату, если не найдется подходящий донор. А она хотела жить, хотела отвести сына в первый класс, хотела видеть, как он взрослеет, поехать на море, съездить за границу, да, много чего еще ей хотелось.

Рита приготовилась к долгому ожиданию.
Но на удивление, донор нашелся  быстро. Ей сообщили об этом по телефону. Рита тогда подумала, что Боженька сжалился над ней. Не каждому выпадает горькая участь потерять в детстве маму. А может, мама оттуда, с небес ей помогла? Рита так расчувствовалась, что заплакала. Слезы еще долго катились по ее щекам, но это были слезы счастья - теперь все будет хорошо.
Операция прошла успешно, и очнувшись от наркоза, едва открыв глаза, Рита как-то сразу поверила, что чудо случилось и отныне, все будет по-другому, но обязательно лучше, счастливее.
Через несколько дней,  Риту перевели в палату. Первым пришел супруг, затем свекровь, а еще через пару дней, приехал отец. Неловко кутая широкие  плечи в  больничный халат, он не скрывал своей радости. Положив на тумбочку пакет с фруктами и пачку сока, спросил:
- Ну, как ты, дочка?
- Хорошо, - ответила Рита, и улыбнулась.
Рите не просто было хорошо, она была счастлива, она была готова обнять весь мир.
- А Нина, она приехала с тобой? - неожиданно спросила Рита. Сейчас она готова была простить мачеху, потому что счастливые не помнят обид.
- Да ведь она никуда и не уезжала, - удивился отец, - В соседней палате лежит.
- Что случилось? - вдруг заволновалась Рита.
- Ты ничего не знаешь? - еще больше удивился отец. - Это ведь ее почку тебе пересадили.
Потрясенная Рита не знала, что сказать.
- Поправляйся скорее, - отец наклонился, легко чмокнул Риту в щеку и ушел.
Оглушенная внезапно открывшейся правдой, Рита оцепенела. Да, она знала, что некая женщина, изъявила желание поделиться своей почкой, но имя ей не говорили. Сказали только, что это большая удача, найти такую совместимость. Да Рита не особо и расспрашивала, мало ли по каким причинам люди становятся донорами органов. Рита даже подумала, что обязательно найдет эту женщину и отблагодарит.
Она не притронулась к еде, обед и ужин унесли нетронутыми.
Лежа на больничной кровати Рита вспоминала свою жизнь.

Рано утром, когда уставшие за ночь медсестрички, дремали в ординаторской, Рита поднялась с кровати, накинула халат и потихоньку вышла в коридор. Голова еще кружилась, поэтому дальше она двигалась, держась за стену.
Вот и палата Нины. Медленно, стараясь не шуметь, Рита открыла дверь и поискала глазами мачеху. Нина лежала  у окна. Как только Рита подошла к ней ближе, и ухватилась за спинку кровати, Нина открыла глаза.
- Ритуся, родная, как ты? Зачем ты здесь? Тебе лежать надо, - запричитала шепотом.
Силы быстро покидали Риту, слезы градом катились по щекам. Она опустилась на колени рядом с кроватью Нины, взяла ее руку, приложила к своей мокрой щеке и прошептала:
- Прости меня, мама..


Рецензии