Обретение света на пути Карлос К. Авелине

Как зарождение этики ведет к проницательности


Написанная мисс Мейбл Коллинз, с комментариями, сделанными в некоторых случаях посвященным, книга «Свет на Пути» является одной из величайших среди теософской классики.

Правила и аксиомы этой небольшой книги изучались с незапамятных времен теми, кто пытается жить в соответствии с эзотерической мудростью Востока. С другой стороны, в книге есть ряд комментариев, которые были написаны мисс Коллинз и передают ложные идеи. Эти отрывки представляют собой трудную задачу для проницательности читателей. Они проистекают из причин, которые теперь можно легко исследовать.

Из-за испытаний, с которыми столкнулись теософы в 19 веке, мисс Мейбл Коллинз утратила чувство этики и здравого смысла вскоре после публикации книги «Свет на Пути». Ошибки, которые она тогда совершила из-за отсутствия уважения к истине, уже присутствовали в виде семян, причем на абстрактном плане, в ее подходе к закону кармы и ее взгляде на теософскую философию, как можно видеть из ее комментарий к правилам в «Свете на Пути» и в заключительном эссе «Карма».

Тот факт, что весь материал книги был опубликован при жизни Елены Петровны Блаватской, не является гарантией отсутствия ошибок. В эзотеризме нет «непогрешимости». Все человеческое должно постоянно совершенствоваться.

Как редактор, Е.П. Блаватская была чрезвычайно снисзодительна и допускала ошибки, будучи менее суровой, чем следовало бы. Незадолго до смерти Е.П.Б. получила письма с предупреждениями от своего Учителя и выступила с резкой критикой в свой адрес в переписке с друзьями.[1] В 1889 и 1890 годах Е.П.Б. осознала, что недооценивала дефицит нравственности и любви к дисциплине у большинства своих учеников. Она была слишком оптимистична в отношении пробуждения мудрости в человеческой душе.

С тех пор Е.П.Б. начала укреплять нравственный аспект своего учения и придавать особую остроту вопросу дисциплины. 26 апреля 1890 года она писала в своем третьем послании американским теософам:

«То, что я говорила в прошлом году, остается верным и по сей день; я имею в виду, что этика теософии гораздо важнее любого обнародования психических законов и явлений. Последние целиком относятся к материальной и эфемерной части семеричного человека, в то время как этика связана с глубинной сутью истинного человека — перевоплощающимся Эго».  [2]

Ошибки, допущенные  Мэйбл Коллинз в «Свете на Пути»

Книга «Свет на Пути» была впервые опубликована в 1885 году, примерно за пять лет до педагогической критики Е.П. Блаватской в свой адрес.

Изучение книги показывает, что Мэйбл Коллинз не рассматривала этику как решающий фактор теософии. Некоторые из ее самых серьезных ошибок содержатся в заключительном эссе, озаглавленном «Карма».

Иллюзия, согласно которой бессмертные мудрецы находятся «над» или «вне» закона кармы, является ловушкой и открывает дверь духовному поражению.

Учителя и посвященные – это служители, которые знают Закон, живут по нему и являют его пример. Во вселенной нет ничего вне этого закона, и никогда не было. Любое отклонение нужно компенсировать. Любую ошибку нужно исправлять. Один закон регулирует все, что происходит в периоды проявления вселенной, манвантары; тот же закон регулирует каждый аспект периодов покоя в космосе, его пралай. Следовательно, ни одно поражение не является постоянным.

При каждой неудаче необходимо предпринимать новые попытки, пока мало-помалу не наступит победа. С теософской точки зрения, познание своей души включает в себя множество воплощений. В отличие от суеверных религий, в теософии нет ничего похожего на «вечное осуждение».

Страх поражения сам по себе является препятствием, когда он парализует искателя истины. Уверенность – это добродетель, если не забывают об осторожности и благоразумии. Два наиболее важных фактора странствия – это благородная цель и мужество неустанно стараться изо всех сил. Неудачи указывают на ошибки, которые необходимо исправить в будущем. Вклад Мэйбл Коллинз в дело теософии сохранится, в то время как ее личное поражение будет преодолено и уступит место мудрости.
На неудачу ряда учеников в первые годы теософского движения – в 19 веке – следует смотреть, по крайней мере, с двух основных точек зрения. Одна из них раскрывает ошибки, совершенные кандидатами на ученичество. Исследователи 21 века должны избегать иллюзий, которые одержали над ними победу. Другая точка зрения предлагает нам оценить метод, используемый в обучении. Как мы упоминали выше, ограничения педагогической практики ЕПБ в качестве преподавателя привели ее к суровой самокритике. Это произошло через год после кризиса Мейбл Коллинз в теософском движении. По этому случаю Е.П. Блаватской пришлось столкнуться с поражением нескольких других людей из числа ее коллег и учеников.

Учитель, который слишком многого ожидает от учеников, приводит их к неудаче.

Учение должно передаваться ритмично и таким образом, чтобы максимально снизить опасность неудачи со стороны ученика. Во время пионерских усилий исторически неизбежной может быть чрезвычайная строгость. С течением времени педагог может лучше просчитывать последствия своих действий в отношении учеников. Ожидания становятся более реалистичными, и обучение передается медленнее. В преподавании предпочтение отдается тому, что учащиеся могут усвоить на основе стабильной практики этики, неотделимой от непосредственного понимания абстрактных универсальных законов и их динамики в повседневной жизни.

В 21 веке эзотерическое движение должно извлечь уроки из самокритики Е.П.Б. и адаптировать свой взгляд на ученичество. То, что просто, может иметь глубокий смысл. Темы, которые излишне сложны, часто становятся поверхностными. Правильно выстраивать подход к теософии, который прост в своих практических аспектах, но сложность которого остается невидимой в обычных условиях.

Ученичество всегда осуществлялось в значительной степени с помощью скрытых методов, и попытка «организовать» его слишком подробным образом посредством материальных и институциональных структур спровоцировала бы проблемы, которые трудно решить на нынешнем этапе эволюции человека.

«Свет на Пути» и «Голос Безмолвия»

В первом абзаце предисловия к «Голосу Безмолвия» Е.П. Блаватская пишет:

«Эти тексты приводятся мною по «Книге Золотых правил», одному из произведений, которые на Востоке вручаются ученикам мистических школ. Знание их обязательно и для последователей той школы, учение которой принято многими теософами. Поскольку я запомнила часть этих поучений наизусть, перевести их на английский язык было сравнительно нетрудно».

Основным источником книги Мэйбл Коллинз «Свет на Пути» является все та же «Книга Золотых правил», которая не была известна широкой публике. Сходство между учениями книг «Свет на Пути» и «Голос Безмолвия» огромно. В первых строках «Света на Пути» мы находим такие аксиомы:

«Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам.
Прежде чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность.
Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить способность наносить боль.
Прежде чем душа может предстать перед Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца».

И мы находим следующие слова в первых абзацах «Голоса Безмолвия»:

«Прежде чем душа сможет увидеть, следует достичь гармонии внутри, и телесные очи должны закрыться навсегда для всякой иллюзии.
Прежде чем душа сможет услышать, образ (человек) должен стать одинаково глухим как к грому, так и к шёпоту, как к рёву слонов, так и к серебристому жужжанию золотого светляка.
Прежде чем душа сможет разуметь и вспоминать, она должна соединиться с Безмолвно Говорящим...»

Сходство не случайно. В статье, включенной в «Собрание сочинений», сама Е.П. Блаватская пишет, что часть афоризмов в «Свете на Пути» взяты из того же источника, что и «Голос Безмолвия». Она пишет, что такие аксиомы, как «Прежде чем голос может заговорить в присутствии Учителей, он должен утратить способность наносить боль» и другие предложения, «так же стары, как книга «Золотые правил», из которой они распространили свой свет (...) на «Свет на Пути».

Хотя эти две сочинения имеют много общего, между ними есть существенные различия.

Книга «Свет на Пути» является результатом сотрудничества высшего посвященного греческого происхождения с учащимся из западной страны. Её язык легче понять читателям Запада. Книга «Голос Безмолвия» была написана посвященным учеником, и гораздо более продвинутым, чем Мэйбл Коллинз. «Голос Безмолвия» – вполне восточное сочинение, более сложное для читателя. В нем Елена Петровна Блаватская уделяет меньше внимания специфическим сложным психологическим моментам, которые, по-видимому, так важны для западных душ.

Урок, содержащийся в «ловушках»

Е. П. Блаватская упомянула об ошибках, допущенных М. Коллинзом, в письме, опубликованном в 1889 году. Она писала, что «блеск этой редкой небольшой драгоценности, «Света на Пути», отныне потускнел из-за большого черного пятна, которое ничто не может смыть». [3]

В том же году, в личном письме теософу по имени Джон Рэнсом Бридж, Е.П.Б. назвала «коварным» и «опасным» правило номер 20 этой книги.[4] Она добавила, что только её «основная часть» была продиктована истинным адептом, а остальное было «добавлено из подсознания мисс Мейбл Коллинз».

В другой раз Е.П.Б. сообщала, что адепт не был ни Учителем [5], ни Махатмой.[6] Есть публичные свидетельства того, что имя, которое он использовал в 19 веке, было Илларион [7], также пишется как Иларион, и что он был греком.[8]

Правило I-20 в «Свете на Пути»

В «Свете на Пути» есть два «правила под номером 20»; одно относится к первой серии правил, другое – ко второй. ЕПБ не уточняет, какую часть книги она имеет в виду. Правило 20 из второй серии содержит только одно предложение. Его идея не кажется этически сомнительной, и М. Коллинз его не комментирует. Отсюда следует вывод, что ЕПБ подвергла сомнению правило 20 из первой серии, которое является длинным, сложным и было прокомментировано М. Коллинзом.

ЕПБ утверждала, что правило 20 содержит «оккультный яд» и «тесно связано с черной магией тантриков». Однако нелегко найти «яд» в правиле I-20. Упомянув эту безобидную часть книги, Е.П.Б., возможно, хотела сказать своему корреспонденту, что в книге есть серьезные оккультные проблемы, не раскрывая их конкретно и не останавливаясь на них.

Вероятно, это связано с тем, что в тех случаях, когда Е.П.Б. не могла говорить открыто, она часто писала загадочными предложениями, подобно тем, которые использовались в данном случае. Так она вызывала некое недоумение, которое могло побудить людей вести расследование в правильном направлении и выявлять факты по их достоинству.

Критический анализ правила I-20 показывает, что в его тексте недостаточно ясно излагается тот факт, что необходимо полное отречение от своего низшего «я». Однако это незначительная ошибка, если рассматривать книгу в целом.

Предложение, содержащееся в правиле I-20 «Света на Пути», может рассматриваться как опасное. Что касается пути, то там говорится: «Ищи его, пробуя всякие испытания».

Однако истинный смысл аксиомы таков: «Ищи [путь], рассматривая как испытание любой свой жизненный опыт». И это правильно.

Следует также рассмотреть следующий вопрос:

«Какой ‘опыт’ должен признать пилигрим и пройти через него в своей жизни?»

Это будет зависеть от основного намерения его жизни и намерений его эмоционального существа. Каждый пилигрим, посвящающий себя благородному делу, вскоре понимает, что внутреннее очищение неизбежно. [9]

Правило I-20 содержит предупреждения о необходимости вести чистый образ жизни. Различные идеи в правиле и в комментарии к нему полезны и глубоки. Однако, просматривая эти строки, Е.П.Б., возможно, заметила смятенное психическое состояние Мэйбл Коллинз, которая их записала. Этот фрагмент книги не обязательно оказывает ядовитое воздействие на всех читателей. Каждый должен отнестись к нему независимо и принять во внимание различные связанные с этим факторы.

Хотя в книге можно увидеть ряд этических ошибок, которые должны быть выявлены публично, ЕПБ неоднократно признавала огромную ценность этого сочинения. «Свет на Пути» является классическим текстом и должен быть в библиотеке каждого изучающего эзотерическую философию, включая новичков и опытных учеников. Недостатки книги иллюстрируют необходимость избегать слепой веры; искатель истины должен мыслить самостоятельно.

Хотя Мэйбл Коллинз сотрудничала с адептом, в ее жизни не было прочного фундамента. Ее поражение как ученицы является признаком осознания необходимости постоянно пересматривать твердость (или что-то еще) грунта, по которому мы ходим. Только альтруизм стабилен. Эффективного прогресса на пути к мудрости нужно достигать собственными заслугами, и в то время трудиться с чувством безусловной любви к истине и в тесном сотрудничестве с другими людьми, стремящимися к добру.

Жизнь подчиняется закону симметрии и справедливости. Помогая тем, кто, возможно, знает меньше, пилигрим начинает получать помощь – возможно, невидимую – от тех, кто знает больше, чем он.

Разум беспристрастен

В примечании к пункту 10 второй серии правил книги «Свет на Пути» добавлена мысль, заслуживающая особого внимания:

«Истинное понимание беспристрастно: ни один человек тебе не враг, ни один человек тебе не друг, все одинаково твои учителя».

Такую аксиому необходимо правильно понимать, поскольку человек упорствует в духовных усилиях, чтобы избежать наивных представлений о процессе взаимопомощи среди товарищей или о своих семейных отношениях.

Сообщество исследователей должно установить по возможности совершенную гармонию и тесное сотрудничество, насколько это позволяет карма. То же правило действует в сфере семейных отношений. Жизнь течет в соответствии с законом симметрии. На каждом шагу, на пути к святости ученик должен делать один шаг в противоположную сторону от сферы личных интересов. Его решение искать лучшее будет проверяться несколькими болезненными и неожиданными способами. Это результат действия безличностных сил, которые борются с божественным миром.

Хотя поиск ученичества среди мирян является лишь предварительной подготовкой к более продвинутому обучению, он содержит в себе, в небольших масштабах, основные элементы будущего. Отсюда решающее значение имеют размышления об ученичестве при изучении теософии.

Закон симметрии является законом кармы и регулирует ученичество.  Письма Махатм показывают, что восточные эзотерические мудрецы сознательно используют анти-духовные энергии, чтобы избежать преждевременного или нестабильного прогресса своих учеников. В письме 30 один Учитель пишет, что некоторые «дугпы» (анти-эволюционные, анти-этичные колдуны) получают «карт-бланш» от магов добра и альтруизма на жестокие испытания «чела» или учеников божественной мудрости.

Это происходит, говорит учитель, в течение некоторого времени и «с единственной целью выявить всю внутреннюю природу чела, большинство укромных уголков которой навсегда остались бы темными и сокрытыми, если бы не была предоставлена возможность проверить каждый из этих уголков по очереди». И Махатма добавляет: «Выиграет ли чела награду или проиграет – зависит исключительно от него самого». [10]

Нет никаких конкретных предупреждений об испытаниях и ловушках, возникающих на пути. Они проявляются неожиданным образом, часто через ближайшее окружение учащегося или через сильное внутреннее родство. Они проявляются через семью и взаимодействие с товарищами по духовному пути. История теософского движения дает нам бесчисленные примеры.

Поэтому каждый учащийся должен помнить, что высший разум беспристрастен; никто не является его другом в общепринятом смысле этого слова; и никто не является его врагом. Каждый является его учителем.

Сноски:

[1] Смотрите текст «Самокритика Елены Петровны Блаватской» Карлоса Кардосо Авелине.

[2] «Пять посланий», Е. П. Блаватская

[3] Смотрите письмо в журнал “Лайт”, датированное июнем 1889 года и приведенное на стр. 284-286 тома XI «Собраний сочинений Е.П.Б.».

[4] Письмо опубликовано в журнале «Теософский форум» (Общество Пасадена-Пойнт Лома), октябрь 1944 г., стр. 469-474.
[5] Смотрите документ «Всем теософам, эзотерической секции Теософского общества и его врагам», в «Собрании сочинений Е.П. Блаватской», Т. XI, особенно стр. 314-315.

[6] «Собрание сочинений», Т. XI. Смотрите верхнюю часть стр. 285.

[7] «Собрание сочинений», Т. XI, стр. 320.

[8] «Собрание сочинений», Т. XI, стр. 285.

[9] Смотрите статью Джона Гарригеса «Прохождение всего опыта».

[10] «Письма Махатм», Письмо 30.

000
 


Рецензии