Зенон. Дихотомия

Смысл Дихотомии Зенона (по Аристотелю): то, что сдвинулось, должно дойти до половины прежде, чем дойти до конца.
Современная формулировка:
чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся или, начавшись, никак не сможет продолжиться, значит, движения нет.

Парадокс разрешается двумя путями. Во-первых, отменой необходимости, заданной в условии этой апории. Когда в пути есть определенное ограничение для равномерного движения - река, гора и прочее - возникает необходимость обхода препятствий или изменения скорости движения и, соответственно, есть необходимость рассуждать о делении предстоящего пути на участки. Но если ограничения для движения отсутствуют, и условия на всем пути одинаковы - нет во второй половине ни болот, ни ручьёв, ни врагов, - то нет и причины для разговора о преодолении именно половины пути. В таком рассуждении нет никакой необходимости, оно нелогично, и, значит, нет проблем в том, чтобы начать двигаться и преодолеть весь путь.
Апория парадоксальна именно своим нелогичным утверждением, ведь в действительности то, что сдвинулось, никому ничего не должно. И, чтобы преодолеть путь, не нужно сначала преодолевать половину пути, можно преодолевать весь путь с начала и до конца, не задумываясь о его половине.

Второй способ разрешения парадокса, якобы возникающего в этой апории, основан на знании о том, что пространство дискретно, и его мельчайшим выражением является отрезок с минимальной (фундаментальной) длиной. Любое тело либо покоится, либо, начиная движение, смещается на длину фундаментальной точки, третьего не дано. Так что ни о какой половине фундаментальной длины речь идти не может, количество последовательных положений, занимаемых движущимся телом, всегда предельно, а значит, тело постепенно преодолевает одну за другой обе половины любого расстояния.
Зенон считал, что пространство можно делить бесконечно, он думал, что бесконечность - это какое-то явление. Но это не явление, а человеческое воображение, "мысль о неопределенности". Любая беспредельность, бескрайность, бесконечность - это незнание, отсутствие знания. Человек может не знать точную минимальную длину пространства в метрах или микронах, но он знает, что такое минимальное расстояние есть, а значит, никакой отрезок, никакой объём и никакую площадь пространства нельзя делить бесконечно, всё делится до достижения определённого минимума.

Точно таким же образом решается парадокс, якобы возникающий в апории с Ахиллесом, догоняющем черепаху.


Рецензии
Хорошая заметка. Жму зелёную.

Хотел я написать рассказ о том, что бесконечности в природе не существует. Вы написали лаконично и в то же время ёмко.
Спасибо.

Всё движется относительно некоего центра. Частицы тоже колеблются. Покоящиеся частицы бывают только в апории, ибо достичь абсолютного покоя невозможно.

Ахиллесова пята - бессмысленный математический приём, как и деление круга на бесконечное число раз (значение Пи ~ 3,1415...)

22/7 = 3,142857 142857 142857... - этого вполне достаточно, и есть закономерность повтора группировок из цифр после запятой, которая Зенону даже не снилась. Кстати, это значение отличается от Пи на доли процента. И показывает неисследованную ЦИКЛИЧНОСТЬ в природе математически.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   27.06.2024 10:06     Заявить о нарушении
Под покоем мы привыкли понимать "неподвижность предмета". А так как предмет, с нашей точки зрения, всё равно в какой-нибудь системе отсчёта находится в движении, то и "абсолютного" покоя быть не должно. Но дело в том, что и под движением мы в этом случае привыкли понимать именно механическое перемещение или вращение предметов в пространстве. А это неверно. Движением является любое изменение, любое отношение, любое ощущение и даже "запоминание" чего-либо тоже является движением. То есть двигаться может не только материальный предмет, но и многие другие объекты нашего внимания. Свойство предмета может "что делать?" изменяться - это изменение свойства предмета тоже является движением, притом, что предмет находится в покое в данной системе отсчёта.
Таким образом, под "абсолютным покоем" можно иметь в виду, например, какой-нибудь характерный признак исследуемого объекта. К примеру, протяжённость характерна для любого пространственного объекта - если есть пространство, значит у него есть протяженность, неважно какая и в каком измерении (1 или 2, или 3). То есть понятие "протяженность" никак не движется, не изменяется, значит это понятие можно назвать абсолютным покоем, впрочем, как и множество других характерных понятий разных объектов...
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   27.06.2024 13:01   Заявить о нарушении
Ну и какую протяженность имеет пространство?

Алекс Чистяков   27.06.2024 13:45   Заявить о нарушении
Пространство любого физического тела имеет протяженность в трёх измерениях. Пространство любой плоскости имеет протяженность в двух измерениях. Линейное пространство имеет протяженность лишь в одном измерении, а если линия прямая, то вообще лишь в одном направлении от начала координат.

Борис Владимирович Пустозеров   27.06.2024 14:52   Заявить о нарушении
Из Толкового словаря русского языка Ожегова:
ПРОТЯЖЕННОСТЬ - одна из основных характеристик Пространства, выражающая его размеры. П. одно из свойств материи.

Вот и возникают главные вопросы:
1. Пространство - это абстракция или свойство материи?
2. Если Пространство - свойство материи, то какой (из чего состоит эта материя)?
3. Если Протяженность выражает РАЗМЕРЫ Пространства, то какие конкретно РАЗМЕРЫ имеет Пространство?

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   27.06.2024 16:27   Заявить о нарушении
Покой и Движение - это основа Мира (http://proza.ru/2024/03/26/383 или http://proza.ru/2023/09/15/1267). Мир творится Покоем и Движением. Об этом до сих пор не догадываются учёные всего мира. Я пропагандирую это знание, чтобы первыми это узнали и стали применять в науках россияне. Ожегов тоже об этом не знал, он не знал, что Пространство, Материя и Отношения между ними - это три главных объекта Покоя, составляющие Вселенную. Поэтому в его словаре покой оценивается лишь как неподвижность, а движение как изменение положения и перемещение - выше в замечаниях я уже Вам об этом говорил. Соответственно, основное определение ПРОСТРАНСТВА в словаре Ожегова является абсолютно неверным: 1. Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяжённостью и объёмом. (Пример: Вне времени и пространства нет движения материи).

Близкими к сути пространства как протяжённости являются другие, следующие за первым, "ожеговские" определения:
2. Протяжённость, место, не ограниченное видимыми пределами. (Пример: Воздушное пространство. На всём пространстве пустыни).
3. Промежуток между чем-либо, место, где что-нибудь вмещается. (Пример: Свободное пространство между окном и дверью).

Так что вместо главного определения сегодня должно быть: 1. Объект Покоя, характеризующийся неподвижностью и протяжённостью, один из трёх главных объектов, составляющих Вселенную. Пространство имеет три измерения и может быть представлено точкой, полем (составлено из точек), формой (составлена из точек и полей). Величиной протяжённости пространства служит размер в измерениях - длина (расстояние) в одном измерении, площадь в двух измерениях и объём в трёх измерениях.
Так как пространство содержит материальную среду (вещество), оно обладает таким свойством как вещественность, величиной вещественности служит плотность.

Таким образом, на Ваши главные вопросы ответы будут следующие:
Пространство - это 1) не абстракция и 2) не свойство материи. 3) Протяженность не выражает РАЗМЕРЫ Пространства (т.к. Пространство не имеет размеров), а выражается размерами в одном, в двух или в трёх измерениях, то есть протяженность количественно характеризуется величиной (физическая величина - это всегда количественная характеристика какого-либо качества).
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   27.06.2024 22:29   Заявить о нарушении
Борис Владимирович, Вы никогда не задумывались, почему в школах и вузах запретили астрономию? Также перестали преподавать истмат, диамат, политэкономию и прочие философские науки?

На очереди, как ни странно, физика. Потому что это наука не о природе, а неизвестно о чём. Пространство и время с философской точки зрения - это субстанции, выдуманные людьми для словоблудия, для связки слов. Времени в природе не существует, есть цикличности, по которым составлены календари (для удобства исчисления). Вообще все абстракции выдуманы только для удобства исчисления, в том числе и пространство, которому философы и физики тщетно придают несуразные свойства (типа протяженности) и всякого рода характеристики (искривления и прочие).

Если говорить о природе, как о среде обитания, в которой мы все пребываем от рождения до ухода в мир иной, которую всяк зрячий способен созерцать, не включая свой мозг, то в ней (в природе) помимо абстракций (людских фантазий) существует объективная реальность. Эта объективная реальность не зависит от наших взглядов на мир, но содержит материальное и духовное начало, без которых жизнь (бытие и дыхание существ) невозможно в принципе.

Только об этих началах и стоит говорить всерьёз. Впрочем, многим "философам" нравится сам процесс "переливания из пустого в порожнее".

С улыбкой и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   28.06.2024 00:39   Заявить о нарушении
Я думаю, что "духовное начало" закладывается в человека его родителями, воспитателями и учителями с детства, то есть это понятие чисто субъективное, не имеющее отношения к объективной реальности. А то, что Вы считаете, что "пространство и время... - это субстанции, выдуманные людьми", я думаю, неверно. Потому что люди их не выдумывали, они есть в объективной реальности, а люди просто дали этим вселенским объектам названия. Опять же, доказать я этого не могу, то есть с Вашей точки зрения это обычное "философское словоблудие".
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   28.06.2024 06:12   Заявить о нарушении
Вы противоречите сами себе. В одних рассказах пишите, что всё вокруг - это сугубо человеческое (предвзятое) восприятие, и это верно. С другой стороны, не отличаете реальность от выдумок - в абстракциях и фантазиях человеческих...

А духовное (объективное природное) начало - это дыхание. Тем самым отличается голова, наполненная извилинами, от мяча.

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Алекс Чистяков   28.06.2024 09:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.