Истории моего детства...

Каникулы в Харькове.

Прозрачное, летнее небо над Харьковом, метро без остановки заглатывает и выплёвывает вечно спешащих куда-то людей. Одно из моих последних развлечений — читать на украинском языке названия различных заведений, афиш, улиц, остановок, прослушиваться к репликам прохожих от чего прихожу в неистовый, детский восторг! Читаешь например — бар "Якiр" и задумываешься, что же за слово такое?! Потом видишь, что над входом красуется якорь и понимаешь, точно якорь!
Или диктор в метро:
 — Обережно двері зачиняються, наступна зупинка "Печерський міст".
Кажется ничегошеньки не понятно, потом потихоньку разгадываешь загадку и такая радость берет!
Или стоим в магазине, в примерочную, там охваченная занавеской что-то мериет женщина и восклицает:
— Це ж не гарно, аж цицьки видно!
Тут я сгибаюсь от бурного хохота, мама приводит меня в чувство, а из примерочной выплывает, как корабль, та самая с цицьками!
От того, что мои слух и зрение здесь постоянно напряжены, я полностью вживаюсь в этот город!
Прокатиться на трамвае по центру, было для меня приятным удовольствием, но трамвай почему-то часто спотыкался на какой-то "зирке"! Водитель объявлял:
— Тiлько до Зiрки!
Приходилось пересаживаться в другой.
Потом мне стало ясно, что так называется кинотеатр — "Звезда"!
Или вот еще, у автомата с газированной водой, кинула я монетку, а вода не потекла. Ударить кулаком по автомату мы с мамой не решились, хотя так делали многие! Женщина за моей спиной, почувствовав, что время ожидания затягивается, выпаливает с возмущением:
— Що ж ви троячку кидаєте, ще ж не накочало!
У меня просто смеховой обморок, маму тоже скрутило! Но ничего особенного она ведь не сказала!
Так потихоньку я пыталась познавать украинский язык. А еще были телевидение и радио! Тут меня было не оторвать!
Дом в котором мы с мамой поселились, находился на "Холодной горе", так называется район в Харькове. Что-то было загадочное в этом названии, романтичное.
Там сплошь частный сектор. Мы снимали комнату у бабушки Гали, хозяйки большого, кирпичного дома. Дети ее давно поразъехались и она все сетовала, что помочь по хозяйству теперь некому. Сын с семьей живет в Копейске и приезжает очень редко. Вокруг дома раскинулся большой сад с яблонями, сливами, вишнями и всем остальным, чем только может гордиться такая усадьба!
Дворовый пес жил в будке под яблоней.
Яблоня стояла особняком, еще издали привлекая внимание своей громадной, раскидистой кроной! Ветки ее так были перегружены плодами, что клонились до земли, посвечивая на солнышке яркими, алыми боками!
Яблоки поспевали и срывались с веток, а я слушала ночами, как они колотят по крыше будки, а иногда от них доставалось и псу! Он завывал, потом обиженно лаял! Бабушка жаловалась, что яблоки собирать некому, что гниют они на земле и сердце ее от этого неспокойно... Иногда она сама забиралась на деревянную лестницу и собирала крепких, душистых яблок в подол платья и улыбалась так широко, по-детски!
В доме у бабы Гали жил кот, которого она звала, Котасiк (быстро догадалась, что это просто — котик) и комнатная собачка, Кнопка. У Кнопки был очень скверный характер, но бабушкиной любимице все позволялось и прощалось! Я, как-то сразу ее невзлюбила. Во дворе жили куры во главе с огромным, рыжим петухом. Часто, по недосмотру хозяйки, они проникали в дом всей дружной толпой! Сначала гордо входил петух, вставал в угрожающую позу и наблюдал, как куры начинали клевать еду из собачьей плошки! Тут, заметив неладное, вбегала с громким лаем Кнопка и бросалась к куриным хвостам, только перья летели по сторонам! Петух выставлял грудь и пытался проявить всю свою удаль, но в этот момент всегда появлялась бабушка и хворостинкой выпроваживала кур из дома!
Последним всегда гордо шевствовал петух, с налитым кровью гребешком!
Но, однажды петух подловил Кнопку на улице, тогда бабушки рядом не оказалось, была только я. Петух вскочил верхом на собаку и давай ее клевать! Собака скулила, звала на помощь, вертела мордой, пыталась укусить, но петух был неумолим! С моей стороны он получил одобрение и поддержку, отомстил таки за свох кур!
С Котасiком тоже вышла история...
Был он очень воровит и хитер! В сумке у нас лежала вяленая, каспийская вобла, она конечно очень аппетитно пахла и влекла кота со страшной силой! Дверь в нашу комнату запиралась, но форточка в окне оставалась открытой. Каждый день мы видели следы взлома! Москитная сетка царапалась когтями, но пока не поддавалась! И в один из дней кот все же победил! Проникнув через форточку, прогрыз сумку и выкрал вожделенную рыбу! Мы с мамой простили кота, ведь для этого нужна храбрость и находчивость! А еще стремление к цели любой ценой!

31 июля 2019.

Табель.

Зоя Михайловна, наш школьный учитель сказала:
– Ребята, сегодня последний день занятий и впереди у вас целое лето – каникулы!
Мы закричали:
– Урррааа!
– Тише, тише, не шумите! Сегодня каждый из вас получит свой табель об окончании первого класса! Первый в жизни табель! Я поздравляю вас всех, ребята! Но, у нас есть и не атестованный ученик, он останется на осень. Это был Ниязы. Ниязы плохо знал русский язык и ещё дополнительно учил родной язык на дидактических занятиях. Трудно ему приходилось...
У Зои Михайловны была длинная, чёрная коса и глаза, как у Шамаханской царицы из мультфильма по сказкам Пушкина! Когда она успокаивала класс или ругала нерадивого ученика, то лицо её спыхивало до самых кончиков волос! Она была очень молода, а мы – её самым первым классом в жизни!
Помню первое сентября и линейку. Я с большим букетом роз, а на руке браслет блестит! Зоя Михайловна заметила браслет и сказала, чтобы я немедленно его сняла! Я отказалась! Вот тогда я впервые увидела, как краска разлилась по её щекам и потом залила все лицо!
Конечно браслет мне пришлось снять, но это уже другая история...
А сегодня я получила свой первый табель в жизни и там были одни пятёрочки! Напротив строки "поведение", стояло – "пр." Я задумалась, что же это может означать?! Начала вспоминать все слова начинающиеся на эти буквы, но ни одно не подходило по смыслу! Тут Ира ткнула меня в бок:
– Идёшь домой?!
И меня осенило – нужно заглянуть к Ирке в табель, узнать, что там за буквы! Но там я увидела – "уд."! Вот незадача! Что же это такое – "уд."?! Ладно, подумала я, дома у мамы спрошу и мы выбежали на школьный двор! Ура, целое лето впереди!
Каникулы!
Домой мы шли очень долго! Сначала решили попробовать абрикосы в школьном саду. Абрикосы были ещё совсем зелёные, кислые и противно хрустели, но все ели с удовольствием и нахваливали! Мы присоединились к общей толпе школьников, тоже попробовали! Мальчишки пинались и толкались портфелями, дразнились, хрустели "абриками", так мы их называли, кидались косточками и нам все это быстро надоело, мы пошли дальше. А дальше были дворовые собаки, они нас встретили радостно и деловито вертя хвостом, почему-то поглядывали на Иркин красный ранец! Я сразу догадалась! У Иры всегда был в ранце большой бутерброд! Помню, как её мамой всегда заботливо вкладывался целый плавленый сырок, между двумя огромными ломтями хлеба! Видимо Ира не успела его съесть потому, что с уроков нас отпустили и собаки почуяли вкусный обед!
Опять вспомнила лицо Зои Михайловны! Её лицо краснело при виде Иркиной тетради и она кричала:
– Ты, что же на ней пирожки печёшь?!
А это был всего лишь бутерброд, он лежал на тетради и думал, как бы ему уцелеть?!
Собаки – Ритка и Эльма быстро поняли, что бутерброд сегодня отпустили с уроков и он целенький и невредименький лежит там в ранце! Они теснили Иру своими телами, жались к ранцу и виляли хвостами!
У меня в портфеле лежало только яблоко. Собаки были абсолютно равнодушны к нему.
– Ну давай, делись с друзьями! – говорю.
Ира достала бутерброд и решила разделить ломтики хлеба пополам, но от нетерпения Эльма подпрыгнула и схватила бутерброд за бок, сыр выскочил, плюхнулся на асфальт и тут его подхватила Ритка, а Эльма угрожающе зарычала! Это на мгновение остановило Ритку, но сыр исчез! Смело прыгнул в пасть, попращался с жизнью и все! Два куска хлеба лежали неподвижно и собаки застыли в ожидании новой порции сыра! Хлеб они есть отказались и мы, погрозив им кулаком, понесли его птицам в кормушку. Там у кормушки сидел серый кот и видимо поджидал свой обед. Но нет, хлеба он не хотел, наверное тоже мечтал о сыре...
1 февраля 2020.


Рецензии