1 марта всемирный день кошек. Легенды и факты

(На фотографии - кошки Михалыча, кошачьего благодетеля и филантропа)







 

...Покровителем котов и кошек является святой Патрик. Помогает им и святой Франциск — великий заступник и благодетель всех животных.



Покровительствует <братьям нашим меньшим> и Святой престол, и при отдельных папах они чувствовали себя весьма вольготно на суверенной территории в Ватикане <...>.
Прежде всего это папа Григорий I Великий, который способствовал распространению котов и кошек в Европе. Он слыл их большим почитателем, постоянно носил с собой в рукаве рясы котенка и позволил этим замечательным созданиям жить при монастырях. В далеком 596 году он изрек, что коты и кошки — суть «драгоценные дары Божьи».



Кстати, коты и кошки долгое время были единственными животными, которых разрешалось держать в монастырях. И их количество настолько возросло, что мантии служителей церкви отделывались только кошачьим мехом. А в 1127 году Вильгельм де Корбейль, архиепископ Кентерберийский, издал указ о том, что ни один монах или монахиня не имеет права носить мех дороже кошачьего.



У Григория III, бывшего папой с 731 по 741 год, рядом жили три кота. И несчастного папу Пия VII его кот сопровождал в тяжелые годы заключения в Фонтенбло, и именно он помог павшему было духом понтифику не подчиниться власти Наполеона Бонапарта, занявшего в 1808 году Рим.



А следующий папа Лев XII был очень привязан к своему коту Мичетто. Ну и конечно, невозможно не отметить доброту Его Святейшества Пия IX, окружавшего себя котами и кошками еще в период, когда он был просто графом Джованни Мастай де Ферретти.



И папа Бенедикт XIII (в миру Пьетро Франческо Орсини де Гравина) еще в бытность свою кардиналом подкармливал бездомных котов и кошек неподалеку от своего дома. Причем для каждого животного у него была своя специальная плошка. Этот досточтимый папа любил беседовать со своими любимцами, и, как утверждают очевидцы, они всегда внимали ему с благоговением.



Питала нежные чувства к котам и кошкам и Семирамида (Семирамис), женщина редкой красоты и потрясающего ума. Кто не слышал об этой славной царице, с именем которой связано одно из чудес света — легендарные висячие сады Вавилона? Но она долгие годы была еще и владычицей Ассирии. И именно при ней гордый Вавилон признал покровительство Ассирии. В ее знаменитых висячих садах, размещавшихся на широкой башне, состоявшей из четырех ярусов массивных каменных террас с толстым слоем плодородной почвы, не только пышно цвели редкие цветы и роскошные пальмы, но и гуляли многочисленные коты и кошки <...>


Цит. по: Нечаев С.Ю. Всемирная история глазами кошки. 2021

----


Кошки в Древнем Египте (Древний Египет – кошачья синекура...)



...Во главе тех богов Древнего Египта, кому специально была посвящена кошка, стоит великая богиня Баст, или Убастет, известная также как Бубастис и Пушт, – вторая из божественной триады Мемфиса, возлюбленная и постоянная спутница Ра. Она, по всей вероятности, первоначально была чужой богиней, но в очень ранние времена стала отождествляться с женской половиной богов солнца: Пта, Ра, Осириса и Тема. В ее персонификации мы можем увидеть некоторые черты Исиды, которая, как и луна или кошка, воплощавшая луну, особо почиталась в городе, названном в честь Бубастис – Абу-Пушт, город Пушт. Здесь с незапамятных времен поклонялись Баст и кошек, воспринимавшихся жителями как ее символ, оплакивали после смерти и считали священными животными.



Баст олицетворяла доброе, дающее жизнь тепло солнца. Она считалась воплощением полезных свойств простого огня и подательницей счастливой судьбы. Она также известна как «госпожа Сепа», то есть звезды Сотис (Сириус). Баст также была воплощением радостной Хатор, ее увлечения музыкой и танцами. Мы можем узнать ее по украшенному головками или фигурками кошек систру танцовщиц, который она держит в руках, или по эгиде (посоху), или корзине, которые она также может держать.



...Мистический музыкальный инструмент, известный под названием «систр», вызывает большой интерес и с символической точки зрения является важным предметом. На его верхней части помещалась фигура священной кошки, эмблемы Луны, и той великой богини, которая воплощала в себе эту планету. Вероятно, ни один музыкальный инструмент больше не ассоциировался так широко с магическими и религиозными ритуалами, как древний систр.



...Хорошо ощутимо то уважение, которым пользовалась Баст у своих почитателей, и ясно видна ее двойственная природа, воплощающая как Солнце, так и Луну. Поскольку кошка видит в темноте, то и Солнце, проходя ночью по подземному миру, видит свой путь в его сумраке. Баст была воплощением Луны, потому что эта планета считалась оком бога солнца в ночные часы. И как Луна отражает солнечный свет, так и фосфоресцирующий глаз кошки отражает солнечные лучи, невидимые для глаза человека. Баст в обличье Кошки-Луны хранит Солнце в своих глазах в течение ночи, следя за светом, дарованным ей, в то время как ее лапы держат и терзают голову мертвого врага – змея тьмы. Так она оправдывает свои титулы «плачущая» и «дающая», и оказывается, что это вполне совместимо с любовью.



...Геродот передает нам красочное описание храма богини Бастет, «стоящего на острове, полностью окруженном водой, кроме прохода, ведущего к воротам. Два отдельных канала вели от Нила ко входу в храм, опоясывая храм справа и слева». Каналы были 100 футов шириной, а по их берегам были посажены деревья. Остатки когда-то величественного здания говорили о том, что он имел до 500 футов в длину. Он был выстроен из прекрасного красного гранита и огорожен священной оградой в 600 квадратных футов, за которой была еще большая ограда 900 на 1200 футов, включая канал, рощу и озеро. «Портик, – продолжает Геродот, – был 60 футов в высоту и украшен прекрасными фигурами высотой в шесть локтей. Храм стоял в центре города, и, гуляя по нему, вы могли видеть постройку с любой стороны, потому что фундаменты домов были приподняты, а храм оставался на первоначальном уровне, священная площадь была окружена стеной, на которой стояло огромное количество статуй. Внутри стены была роща, деревья росли вокруг целлы храма и достигали значительной высоты. На целле возвышалась статуя самой богини. Священная площадь представляет собой пространство в 600 футов, равной длины и ширины. Улица, сообщающаяся со входом в святилище, пересекает общественную площадь, идет на восток и доходит до храма Меркурия».



Один из главных праздников египтян отмечался в Бубастисе в честь Баст в апреле и мае. Геродот считал, что этот праздник был для них важнее всех многочисленных праздников, ежегодно справляемых в стране.



Геродот, путешествовавший по Египту примерно в 450 году до н. э., прилагал все усилия, чтобы подчеркнуть идентичность египетских и греческих богов, но даже ему происхождение Баст казалось довольно смутным. Он считал ее дочерью Осириса (или Бахуса) и Исиды, то есть греческой Дианы. Храм в скале, посвященный Баст, носящий имя SpeosArtemidos(Пещера Артемиды, то есть Дианы), показывает, что в Египте эллинистического периода это было уже устоявшееся мнение; а греки в Саисе и Александрии иногда называли ее Дианой, а иногда – Минервой. Этим объясняется смысл поговорки, используемой при сравнении двух не очень похожих вещей в Александрии, когда говорили, что они похожи друг на друга, как кошка на Минерву. Греческий миф, рассказанный Овидием, в котором Диана принимает вид кошки, чтобы бежать от Тифона, затем находит свое подтверждение у Геродота.



Позже греки синкретизировали свою собственную богиню Артемиду с египетской богиней Бастет, переняв ассоциации Бастет с кошками и приписав их Артемиде.



В «Метаморфозах» Овидия, когда боги бегут в Египет и принимают звериные формы, богиня Диана (римский эквивалент Артемиды) превращается в кошку. Кошки в конечном итоге вытеснили хорьков в качестве средства борьбы с вредителями, потому что они были более опасны для животных. Выгоднее было иметь в доме более увлеченных охотников на мышей...


Цит. по: Гоувей М. Олдфилд. Девять жизней кошки. Мифы и легенды. 2008

----

Противоречивые мнения.


Рене Декарт — автор знаменитой формулы «Я мыслю — значит я существую» — в отличие от человека в животных видел лишь сложные автоматы, ничем принципиально не отличающиеся от автоматов, созданных людьми. Он утверждал, что природа — это механизм. А все, что не является мышлением, есть более или менее искусная конструкция. С этой точки зрения животное или растение якобы ничем принципиально не отличаются от того же минерала.



Однако Монтень утверждал обратное, ему принадлежит замечательная фраза:

«Между одними людьми и другими дистанция гораздо большая, чем между некоторыми людьми и животными». Или вот еще: «У животных есть та благородная особенность, что лев никогда не становится из малодушия рабом другого льва, а конь — рабом другого коня».



Ну и всегда необходимо помнить, что...



... Коты и кошки никогда не нуждались в одомашнивании, они всегда жили и живут по своим законам. Просто они в один прекрасный момент поняли все выгоды, которые дало им так называемое «одомашнивание». При этом, повторимся, если гордый и независимый кот ласкается и трется о ваши ноги, то это не значит, что он вам что-то должен, и люди всегда должны помнить это.



Цит. по: Нечаев С.Ю. Всемирная история глазами кошки. 2021.


Рецензии