Золотая Орда

  (ст."Во что верили в Золотой Орде?",Историк Античности,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера».Бессмертный был послан служить Близнецам,а затем хранить Дельфы.Затем он вернулся на Аркону,в обитель Святовитовой дружины. Тучи сгустились над островом,и Евпатий,попытался найти путь спасения.но вместо этого попадает в узилище.Евпатий Коловрат,волей судьбы попадает на Русь.Он один из бессмертных,тем «кому в бою смерть не писана».Но в трудный час рискнул поднять Мертвую Рать,что бы спасти Русь от орд Батыя.Зимой 1987-1988 г.будучи девятиклас-сником,я занимался подготовкой детского доклада о религиозных верованиях в золо-тоордынском Азаке(соврем.Азов).Он сводился,в сущности,к перечислению собранных мной сведений.Ну,какие уж там выводы мог сделать 15 летний школьник? Но уже тогда меня заинтриговал один факт.С одной стороны в умных научных книгах говорилось о том,что Золотая Орда была государ-ством жители которой были мусульманами, с другой стороны одной из первых книг прочитанных мной было «Путешествие в Тану» Иосафата Барбаро,где было несколько интересных моментов,о которых ниже.На мои недоуменные вопросы мои первые учителя ничего,чтобы я запомнил мне не ответили.Прошло тридцать с лишним лет. Я знаю гораздо больше. За это время выпущено огромное количество научных статей и обобщающих работ в которых общим местом стало описание того, каким образцовым исламским государством была Золотая Орда. При этом исследователи рассказывают в подробностях, как исламским духом была проникнута вся культура Золотой Орды и даже о чём думали обитатели Золотой орды. Этим особенно отличаются историки одного российского региона,которые рассказывают о духе ислама,витавшем в городах Золотой Орды.В самом деле,ведь есть же источники,которые говорят о том,что Узбек принял ислам и убил всех несогласных.Есть и масса других свидетельств.Как же можно этому не верить?Принятие, властной элитой Золотой Орды начиная с Узбека ислама, несомненно. Однако можно ли назвать Золотую Орду исламским государством? Разве держава Великих Моголов в Индии была исламским государством? Но как же веротерпимость завещанная Чингисханом? Её кто то отменял? На мой прямой вопрос платили ли немусульмане Золотой Орды дзижью мне так до сих пор и не ответили. Увы,вопрос о религии делает историков выборочно слепыми и необъективными,что не лучшим образом характеризует науку в целом.Рассмотрим же один альтернативный исламской апологетике источник, а именно «Путешествие в Тану» Иосафата Барбаро. Что важно помнить о его авторе - это то, что он был вовсе не книжным червём, хотя на старости лет мог блеснуть именами писателей древних и современных. Его книга это воспоминания очень пожилого(далеко за 70 лет)человека.Он не пылал огн-ём веры и нигде не высказывал предубеждений против иноверцев, как это позволяли себе другие европейские путешественники Плано Карпини и Рубрук.Хоть он и говорит о своём длительном пребывании среди варваров,Барбаро нигде не высказывает прене-брежения к иноземцам. Интонации его рассказы благожелательны не потому,что он хотел выглядеть лучше.В те времена в этом не было нужды.Его книга не имела,какой то определенной идеологической или политической цели. Перед нами почти идеальный исторический источник, объективный настолько насколько это вообще возможно для живого человека своего времени.Ограничения здесь связаны с тем,что перед нами воспоминания о событиях часто полувековой давности человека,не ставившего целью написать историю.Он описывает главным образом то,что он видел сам и что,как он считал,было бы интересно почитать его современникам, прежде всего венецианцам, но не только им. Увы, как много того, что он знал и что было бы крайне интересно современным историкам, он не записал или не продиктовал.Вот вам три цитаты из «Путешествия в Тану»:"Магометанская вера стала обычным явлением среди татар уже около ста десяти лет тому назад. Правда, раньше только немногие из них были магометанами, а вообще каждый мог свободно придерживаться той веры, которая ему нравилась. Поэтому были и такие, которые поклонялись деревянным или тряпочным истуканам и возили их на своих телегах. Принуждение же принять магометанскую веру относится ко времени Едигея"."Мы выехали из города в три часа дня; он был мертвецки пьян, потому что пил до того, что кровь хлынула у него из носа. Когда я говорил ему, чтобы он так не напивался, он делал какие-то обезьяньи жесты, приговаривая:"Дай же мне напиться,где я еще смогу это добыть!"."Однажды,наход-ясь в орде,я увидел на земле опрокинутую деревянную миску.Я подошел и,подняв ее, обнаружил,что под ней было вареное просо.Я обратился к одному татарину и спро-сил,что это такое.Он мне ответил,что это положено «hibuth peres»,т.е.язычниками. Я спросил:"А разве есть язычники среди этого народа?".Он же ответил:"Хо,хо! их много,но они скрываются".Это краткие сообщения для людей,которые вовсе ничего не знают о стране,где Барбаро провёл 16 лет.Здесь только нужно пояснить,что речь здесь и далее идет именно о кочевниках.Сначала он говорит о том,что ислам стал обычным среди татар около 110 лет назад(события разворачиваются в конце 1430-х гг.и это очень близко к тому,что говорят нам другие источники).Но раньше только немногие были мусульманами,а вообще существовала полная веротерпимость(Барбаро конечно такого слова не знал,но смысл его фразы от этого не меняется).Принуж-дение же принять ислам началось только с Едигея(конец XIV в.).Что говорят нам на этот счёт данные археологии? Степи Юго-Восточной Европы забиты подкурганными погребениями кочевников Золотой Орды с языческим погребальным обрядом.Некоторые из них датируются временем Тохтамыша(1381-1395 гг.).Таким образом,Барбаро знает о верованиях золотоордынских кочевников больше,чем некоторые историки 1 россий-ского региона.Которые говорят, что любое отклонение от исламского погребального обряда может быть объяснено тем,что его разрешили золотоордынские богословы (тут просто без комментариев,хотя нет,возможно,богословы Золотой Орды разрешали и свинину)и потому все погребения в степи времен Золотой Орды принадлежат мусуль-манам.В связи с этим второе сообщение Барбаро о пьянстве его побратима знатного татарина Эдельмуга(точно мусульманина)уже не столь удивительно.Нужно сказать, что арабский путешественник Ибн-Баттута за сто лет до этого отмечал,что у мест-ных мусульман опьяняющие напитки разрешены. Заметьте, человек (Эдельмуг) напился не потому,что ему это было запрещено,а потому,что в степи просто негде было куп-ить вина.Археология говорит,что вино попадало в XIV в.даже в самую золотоордын-скую глубинку.Третья цитата говорит о том,что и в 1430 гг.через 40 лет после того,как мусульманство стало строго обязательным,посторонний человек заметил совершение языческого обряда и информатор сообщил ему,что среди его народа много тайных язычников.Причём ведь непонятно,что значит «они скрываются».Они просто не совершают публичных ритуалов или их преследуют и убивают.На мой взгляд,скорее первое.Ведь никто не удивился следам совершения обряда.Кстати,что то подобное упомянутому обряду неоднократно встречается при раскопках Азака.Этот роман об одном из величайших людей в Истории России,с которым связаны и страшные,и геро-ические события.И, да,он изменил Россию до неузнаваемости.Но,что он был за чело-век,и откуда взялся? Этому и посвящена эта книга."
  (ст."Когда пало ордынское иго?",Историк Античности,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера».Бессмертный был послан служить Близнецам,а затем хранить Дельфы.Затем он вернулся на Аркону,в обитель Святовитовой дружины.Тучи сгустились над островом,и Евпатий,попытался найти путь спасения.но вместо этого попадает в узилище.Евпатий Коловрат,волей судьбы попадает на Русь.Он один из бессмертных,тем «кому в бою смерть не писана».Но в трудный час рискнул поднять Мертвую Рать,что бы спасти Русь от орд Батыя.Если вы обратитесь к историческим источникам конца XV столетия, то напрасно будете искать там трактовку событий 1480 года как ознаменовавших освобождение от ордынской власти. Противостояние русских и ордынских войск на берегах Угры описано подробно, есть несколько вариантов повестей о нем. Но нигде не говорится не то что о падении многолетней зависимости, нет даже какой-нибудь более скромной констатации — например, что Иван III с этого момента перестал платить дань. Речь в источниках идет только об «избавлении» от конкретного нашествия.Более того, трактовки событий 1480 года как конца зависимости от Орды вы не встретите и в позднейшее время — ни в памятниках XVII столетия, ни в историографии XVIII века. Первым, кто связал их с падением «ига», был, в начале XIX столетия, Н.М. Карамзин. Завершая в своей «Истории государства Российского» рассказ о событиях на Угре, он написал: «Здесь конец нашему рабству». Но даже после Карамзина историки долгое время жестко не связывали освобождение от «ига» со «стоянием на Угре». Такая связь закрепилась в историографии только в XX столетии.Правда, отражение похода Ахмата упоминается в связи с рассуждениями об избавлении от иноземной власти в двух памятниках сере-дины— второй половины XVI века.Один из них— послание Ивану Грозному(по-видимому, руки его духовника Сильвестра),другой— «Казанская история»,произведение о при-соединении Казани к Русскому государству.Однако внимательное чтение убеждает, что в обоих памятниках освобождение не связывается именно и только с происшедшим в 1480 г.,в послании Сильвестра и «Казанской истории» события московско-ордын-ских отношений при Иване III (от вступления Ахмата на ордынский престол, происшедшего во второй половине 60-х годов XV века, до гибели Орды в 1502 году) не расчленены во времени, и освобождение от «ярма» связывается не с одним из них, а с их совокупностью.Если же обратиться к источникам конца XV столетия, обнаруживаются известия, никак не согласующиеся с тезисом о «ликвидации ига» в 1480 году. Польский хронист Ян Длугош, умерший в мае 1480 года (т. е. до событий на Угре — они происходили осенью), в своей «Истории» под 1479 год поместил (в связи с темой отношений Польши и Литвы с Москвой)весьма панегирическую характер-истику великого князя московского Ивана III.Начинается она с утверждения,что Иван,«свергнув варварское иго,освободился со всеми своими княжествами и землями, и иго рабства,которое на Московию в течение долгого времени.давило,сбросил».Итак ,«стояния на Угре» еще не было,а в Польше уже существовало убеждение,что Иван III покончил с властью Орды.В 1474 году Иван III провел переговоры с правителем Крымского ханства Менгли-Гиреем, враждовавшим с Ахматом. Был составлен проект договора о московско-крымском союзе. В нем не только нет намека на зависимость Москвы от Большой Орды, но Ахмат фигурирует как «волчий недруг» Ивана и Менгли-Гирея.При этом московская сторона не соглашалась прекратить обмен послами сАхма-том, но примечательно, с каким обоснованием: «Осподарю моему пословъ своих к Ахмату царю как не посылати? — должен был сказать Менгли-Гирею посол Ивана III Никита Беклемишев, — или его послом к моему государю как не ходити? Осподаря моего отчина с ним на одном поле, а кочюет подле отчину осподаря моего ежелет; ино тому не мощно быть, чтобы межи их послом не ходити».Обмен посольствами не может быть прекращен,поскольку волею судеб Ахмат— сосед великого князя московс-кого, кочует и кочует себе рядом с его владениями; никакой ссылки на многолетнюю зависимость.Поскольку правящие круги Крымского ханства о факте этой зависимости не могли не знать,следует полагать, что московская сторона дала понять — она более не признает отношений такого рода с Большой Ордой.Наконец, в Вологодско-Пермской летописи (созданной современниками событий) говорится, что в 1480 году Ахмат в ходе переговоров упрекал Ивана III в неуплате дани («выхода») девятый год. Это означает, что дань перестала выплачиваться в 1472 году. Здесь пора наконец вспомнить, что поход Ахмата 1480 года был вовсе не первым походом хана Большой Орды на Ивана III. До этого уже имели место два такого рода предприятия — в 1465 и как раз в 1472 году.Ну и что тут такого, может спросить читатель. Ведь согласно традиционному представлению о русско-ордынских отношениях хищники-ханы только и думали о том, как сходить походом на Русь, поразорять и пограбить, устрашить население.Однако факты говорят о другом.Походы на Москву,возглавляе-мые самим правящим ханом Орды («самим царем»,по выражению русских источников), — явление не просто редкое— уникальное. До эпохи Ивана III был всего один такой поход— Тохтамыша в 1382 г.Итак,один поход «самого царя» за 220 лет, прошедших между основанием Орды и вокняжением Ивана III (1462 год), и три за 18 лет его правления!Вообще любые походы на Русь, санкционированные правителями Орды, были вызваны конкретными причинами — в первую очередь теми или иными нарушениями вассальных обязательств со стороны русских князей. Чисто грабительские набеги имели место, но исходили от ордынских группировок, не подчинявшихся центральной власти (в XV веке, после распада Орды, таких было немало). Для правителя же, власть которого признается и которому исправно платится дань, посылать войска на верного вассала — нонсенс. Что уж говорить о походе, возглавляемом самим ханом, — для этого требовались более чем веские основания.Поэтому факт выступления в 1465 году на Москву хана Махмуда, старшего брата Ахмата (именно он тогда правил Большой Ордой), скорее всего, объясняется тем, что ранее, в 1463 году, Иван III присоединил к Москве без ханской санкции Ярославское княжество. Этот поход был сорван из-за нападения на Махмуда тогдашнего крымского хана Хаджи-Гирея (отца Менгли-Гирея). В последующие годы, когда к власти в Большой Орде пришел Ахмат, дань ей продолжала выплачиваться. Тем не менее в 1472 году Ахмат двинулся на Москву. В чем причины этого шага?В конце 1460-х годов Казимир IV,король польский и великий князь литовский,стал претендовать на сюзеренитет над Новгородом Вели-ким(традиционно признававшим своим верховным правителем великого князя владимир-ского,т.е.в XV веке— фактически московского).В Новгороде было немало сторонников перехода под «руку» Литвы; они,в частности,кричали на вече:«Не хотим за великого князя московского,ни зватися вотчиною его; вольные есмя люди Велики Новгород,а московъскии князь велики многи обиды и неправду над нами чинит!»(запомним на всякий случай эти слова).В 1470—1471 гг.Казимир добивался у Ахмата союза против Ивана III и признания своих прав на Новгород.Летом 1471 г.в Краков прибыло посо-льство хана,по всей вероятности,с положительным ответом.Но было поздно: Иван III, о реакции хана на претензии короля не знавший,в июле 1471 г.нанес поражение новгородцам на реке Шелони и вынудил их признать его власть.Воля хана оказалась, таким образом,пустым звуком. После этого Ахмат и решил наказать своевольного вассала.29 июля хан с крупными силами подошел к городу Алексину на правом берегу Оки.Гарнизон Алексина оказал упорное сопротивление и задержал противника на два дня.Когда город был взят и сожжен,на левом берегу Оки появились московские вой-ска.Попытка татар переправиться через реку была отбита.И в ночь на 1 августа Ах-мат поспешно отступил.Это отступление летописцы 1470-х годов связывали с невиданным явлением — страхом «царя» перед русскими войсками: «и се и сам царь прииде на берег и видев многые полки великого князя, аки море колиблющися, доспеси же на них бяху чисты велми, яко сребро блистающи, и въоружены зело, и начат от брега отступати по малу в нощи тое, страх и трепет нападе на нь». Результат конфликта великокняжеские летописцы охарактеризовали как «победу» и «избавление»(замечу,что после «стояния на Угре» писали только об «избавлении»). Именно после отражения похода 1472 года Иван III перестал выплачивать дань и начал переговоры с Крымом о союзе против Казимира и Ахмата. Это решение далось непросто — есть сведения о наличии в окружении великого князя лиц,выступавших за сохранение прежнего положения дел; сломать более чем двухвековую традицию приз-нания хана Орды верховным владыкой Руси было трудно.Но для этого представился хороший повод— действия Ахмата выглядели как несправедливые,предпринятые при отсутствии какой-либо вины со стороны великого князя.Ведь поход Ивана III на Новгород московская сторона не могла рассматривать в качестве вины перед «царем» , поскольку Новгородская земля издревле считалась «отчиной» великих князей, и Орда всегда это признавала. Вспомним теперь резоны, выдвигавшиеся в Новгороде в качестве оснований непризнания власти Ивана III: если носитель верховной власти чинит неправду и обиду,отношения с ним могут быть разорваны.Однако,фактически прекратив отношения зависимости с Большой Ордой и заявляя об этом в контактах с третьими странами(Крымом и,судя по известию Длугоша,Польско-Литовским государ-ством),московский князь стремился не делать резких движений в отношениях с самой Большой Ордой,рассчитывая оттянуть новое столкновение.В 1473—1475 гг.продолжался обмен послами с Ахматом. Но в 1476 г.,когда пошел уже пятый год неуплаты дани, посол хана приехал в Москву с требованием Ивану III явиться к нему в Орду(вызо-ва великого князя к хану не случалось до этого почти сто лет,со времен Тохтамы-ша).Великий князь не поехал,и тогда конфликт стал неизбежным.Летом 1480 года Ахмат, наконец, двинулся на Москву, и произошло двухмесячное «стояние на Угре», реке,отделявшей московские владения от литовских,противостояние,в ходе которого ни одна из сторон не предприняла решительных действий.Но Казимир IV так и не пришел на помощь Ахмату, и в начале ноября, с началом холодов, хан увел войска в степь.Таким образом,фактическое прекращение отношений зависимости с Ордой прои-зошло в 1472 г.,после первого похода Ахмата на Москву.В 1480 г.имело место не «свержение ига», а попытка хана Большой Орды восстановить власть над Московским великим княжеством, к тому времени уже не признаваемую. Поход хана был на сей раз основательнее подготовлен, но все равно не принес успеха. После отступления Ахмата и его скорой (январь 1481 года) гибели в результате нападения сибирских татар и татар Ногайской Орды Большая Орда была уже не в силах претендовать на сюзеренитет.Непризнание ордынской власти произошло в условиях,когда уже начала действовать идея перехода к московскому великому князю из павшей(в 1453 году) Византийской империи царского достоинства,несовместимого с подчинением ордынс-кому «царю».Таким образом,освобождение совершилось тогда,когда начала преодоле-ваться прочно укоренившаяся «ментальная установка» о законности верховной власти хана Орды над Русью, причем совершилось почти бескровно (хотя Орда в 1470-е годы переживала последний всплеск своего военного могущества).В мировой практике обретение страной независимости принято относить ко времени,когда освобождающа-яся от иноземной власти страна начинает считать себя независимой,а не ко време-ни,когда эту независимость признает «угнетающая сторона».Так,в США г.обретения независимости считается 1776,хотя война за освобождения продолжалась после этого еще семь лет, причем с переменным успехом, и Англия признала независимость своих северо-американских колоний только в 1783 году. Поэтому, если ставить вопрос о дате начала независимого существования Московского государства(с конца XV столе-тия получившего названия Россия),предпочтение следует отдать не 1480,а 1472 г. Таким образом,освобождение от ордынской власти было не одномоментным,а растяну-лось на период с 1472 по 1480 гг.Решение о прекращении отношений зависимости было принято в Москве после отражения похода Ахмата 1472 г.Неудача второго похо-да хана,1480 г.,положила конец претензиям Орды на восстановление этих отношений. Цитируется по: Горский А.А.Русское Средневековье."
  (ст."Тайные имена у русских: для чего их давали",Кириллица,2024) "На Руси времён язычества имянаречение было важным событием в жизни каждого человека,пос-кольку древние славяне свято верили в то,что имя во многом определяет судьбу личности.Именно,исходя из этой позиции,в старину детей,в особенности мальчиков, называли сразу двумя именами ложным мирским,которое было известно всем,и тайным — знакомым только очень узкому кругу лиц.Тайное имя.Из этих двух имён главным, а,следовательно,настоящим,считалось тайное,наделённое сакральным смыслом.Держ-алось оно в секрете для того,чтобы уберечь ребёнка от негативного влияния злых сил и лихих людей,желавших нанести вред чаду.Оно не разглашалось,поскольку во всех магических ритуалах,связанных с заговорами,наговорами и наведением порчи колдуны должны были упоминать истинное имя человека,а не общеизвестное мирское, через которое проклятье не действовало.Славяне верили, что узнав тайное имя ребенка,разнообразная нечисть могла заставить его плясать под свою дудку,претво-ряя в жизнь самые скверные идеи и поступки.Этапы имянаречения.Каждый новорожд-ённый на третий день после появления на свет должен был быть наречён собственным мирским именем.Фантазия родителей в этом деле ограничивалась лишь суеверным пре-дубеждением в том,что ребёнка нельзя было называть именем живых дедушки или баб-ушки,отца или матери,брата или сестры.Этот запрет объяснялся тем,что у каждого домочадца имелся свой именной ангел-хранитель,и в случае появления в семье людей с одинаковыми именами,небесный покровитель не мог в полную силу обеспечить рав-ноценную защиту обоим,из-за чего один из них имел плохие шансы на выживание.
Мирское имя, данное в столь раннем возрасте, часто отражало ту черту характера, которую родители хотели бы видеть в своём чаде по мере его взросления, к таковым относились Стоян, Быстр, Добрыня, Храбр. Зачастую общеизвестное имя просто отражало, каким по счёту рождения был ребёнок в семье, например Первак, Вторак, Третьяк, Чертверак. А иногда оно было заведомо малопривлекательным, обладало ярким негативным значением, но служило дополнительной защитой от сглаза – Злоба, Нехорошко, Кривда, Некрас, Блуд.По достижении определённого возраста детские мирские имена менялись на взрослые, вместе с которыми они получали от знахарей или волхвов свои тайные имена, призванные охранять их всю оставшуюся жизнь.Обряд имянаречения над ребятишками с задатками жрецов проводился в 9 лет, над теми, кто проявлял качества воина или имел княжеский титул – в 12 лет, а представители прочих сословий проходили эту инициацию в 16 лет.Эта священная церемония прохо-дила под предводительством волхва в близлежащих текучих водах,которые как бы смывали с детей их прошлое имя.Новое повседневное имя призвано было помочь чело-веку достигнуть в мирской жизни стоящих перед ним целей,и давалось в зависимости от сложившихся наклонностей ребёнка.В то же время,получаемое в этот момент тай-ное имя,как принадлежность его души,не только оберегало человека от соприкосно-вения с потусторонними силами,но оставалось с ним и после смерти,сопровождая его в путешествии по загробному миру.Это имя было знакомо только жрецу и самому чел-овеку,оно хранилось в тайне,и было неведомо даже матери и отцу.В христианском мире.Языческий обычай наречения чада потаённым именем существовал на Руси и в XVII— XVIII вв.,только в эти годы он трансформировался в христианскую традицию получения второго крестильного имени,выбираемого по святкам.Как и прежде люди думали таким образом заручиться поддержкой небесного покровителя,чтобы жизнь их чада была здоровой и счастливой."
  (ст."1 МАРТА- ДЕНЬ КОТА",Т.Супельняк,2024) "Почему мы стараемся угодить своим пушистым любимцам? Да и,если разобраться,это не мы живем в доме с котом или кош-кой,а коты и кошки живут с нами и считают хозяевами именно себя.А мы им просто прислуживаем- корм насыпаем,воду наливаем и мохнатое пузо чешем(при условии,что мохнатый питомец милостиво разрешает).Может,быть они нас околдовали? Очень может быть- особенно принимая во внимание верование некоторых народов о том,что у кош-ки колдовство сосредоточено в кончике хвоста!1 марта мы,россияне,отмечаем первый весенний праздник– День кота.Впервые он прошел в 2004 г.по инициативе Московско-го музея кошки и редакции журнала «Кот и пес».В США кошек поздравляют 29 октяб-ря,в Польше— 17 февраля,в Японии— 22 февраля.Основанием для всех национальных дней кошек стал Всемирный День кошек,отмечающийся 8 августа.В этот день благот-ворительные организации собирают пожертвования для помощи бездомным животным, проводят выставки и конкурсы породистых кошек,а приюты для бездомных животных и питомники устраивают выставки для потенциальных владельцев.5000 лет назад в Дре-внем Египте степная кошка,ставшая предком домашней,считалась священным животным - Богиней Бастет с женским телом и кошачьей головой.Позже символ милости прави-телей и богов Бастет стала изображаться целиком в виде кошки.Кошки охотились на мышей в египетских зернохранилищах.Бить или калечить кошек запрещалось: человек, убивший кошку,расплачивался за это своей жизнью.В богатых семьях на кошек вешали украшения,а маленькие дети носили медальоны в форме кошачьей головы,что считало-сь защитой от болезней.Кошку,умершую естественной смертью,бальзамировали и хоро-нили в гробике кошачьей формы- часто вместе с мумифицированной мышью в виде пос-мертного дара,а вся семья некоторое время ходила в трауре.Примерно на тысячу лет позже стали поклоняться кошка мв Китае,а китайцы,якобы,определяли по глазам кош-ек время суток.За 100 лет до нашей эры кошки попали Италию,а оттуда- в Европу. Фанатичные гонители ведьм средневековья боялись кошек(считалось,что они дружат с ведьмами,а их союзник- сам дьявол)и губили их сотнями.Пушистые животные отвечали за все: за чуму,задохнувшихся младенцев,испорченную питьевую воду,рухнувшие бра-ки.Так что в День кошки празднуется в первую очередь память всех черных(и друг-их)кошек,которые в Средние века подвергались гонениям.Не там ли берет начало по-говорка "У плохой хозяйки всегда кот виноват"?Неизвестно, когда на Руси появи-лись кошки- но точно еще до крещения Руси.Кошку у нас ценили в буквальном смысле слова на вес серебра(столько же стоило пахотное животное).Убивший кошку,охраняв-шую зерна от грызунов зерно,платил большой штраф.Первоначально ее звали "котка", затем- коша,а потом добавили уменьшительно-ласкательный суффикс «к»,и пушистая любимица стала кошкой.Интересно,что на Руси первыми оценили кошку служители цер-кви и поставили под защиту: кошка- единственное животное,которому разрешено вхо-дить в храм.Это подтверждают отверстия в храмовых воротах во Владимире,Суздале и многих других русских городах,сделанных для удобства кошек.Горожане всегда цени-ли и любили кошек.В древней Москве атрибутом благополучия и достатка в доме счи-талась кошка.У Петра I жил привезенный из Голландии кот. Его дочь, государыня Елизавета Петровна, в 1745 году выписала из Казани для Зимнего дворца как котов-крысоловов местной породы, считавшихся особо искусными охотниками на мышей.При дворе Екатерины Великой жили кошки пепельно-голубого окраса,короткошерстные,с ярко-зелеными глазами,а у императора Николая I жил по кличке Васька породы "гол-убой кот".В XIX веке зоолог Альфред Брем писал о кошках:"Их считают лицемерными, коварными,эгоистичными,хитрыми.Многие люди испытывают к ним непреодолимое отв-ращение и ведут себя при виде кошки,как истеричные женщины или невоспитанные де-ти".Многие поспорят с таким мнением: кошка обладает великолепным чутьем: даже при легком недоверия к пришедшему к вам в дом незнакомому она меняется- кошка на глазах из уютной домашней зверушки превращается в дикого зверя.Кошка не одомаш-нивается так,как собака.Недаром говорят,что кошка гуляет сама по себе- приходит и уходит тогда,когда ей вздумается.Она не считает своего хозяина другом,наш дом - ее территория,а мы сами- лишь обычные вещи на ней,и симпатизирует она только тому,кого считает достойным своего внимания.Сколько ни говори ей ласковых слов, ни дари игрушек,ни балуй лакомствами,она подойдет только когда сама захочет.Гов-орят,что кошки обладают шестым чувством- угадывают ссору еще до того,как она начнется,и предчувствуют стихийные бедствия- землетрясениях и извержениях вулка-на.Вот почему крестьяне, живущие на Сицилии возле вулкана Этна,держат в доме ко-шек.Кошки всегда сообщают хозяевам о том,что им нужно,хотя разговаривать не уме-ют.Утром протяжно и басовито требуют завтрак,а ласкаясь,издают отрывистые,меняю-щиеся по высоте звуки.И,самое интересное,мы прекрасно их понимаем.Кошачье зрение в семь раз острее нашего: свет отбрасывается от отражающего слоя глазного дня, как от зеркала,и усиливается,вот почему кошки хорошо видят и ночью.На солнце зрачки сужаются до узкой щели,а в сумерках- становятся круглыми.Зрение ориенти-ровано на движение,так что неподвижные кошки видят нечетко.Кошачье мурлыканье заживляет травмы, и это не выдумка! Издаваемые кошкой звуковые волны с частой от 20 до 50 герц стимулируют рост костей у человека.Моя домашняя кошка Бася неодно-кратно падала с балкона третьего этажа,поддавшись на провокацию хитрой вороны, перепрыгивающей с ветки на ветку на соседней березе и дразнившей ее,после чего мы всей семьей искали домашнюю любимицу и возвращали домой.Многие наверняка видели, как кошка, падая с многометровой высоты, приземляется на все четыре лапы - этим она обязана совершенному чувству равновесия. При падении положение ее тела регистрируется внутренним ухом, где находится, отвечающий за равновесие орган. Подвижные поясничные позвонки дают кошке возможность изворачиваться при свободном падении и уверенно приземляться на лапы,которые смягчают удар от паде-ния,а эластичное строение костей позволяет приземляться без травмы.Источники: "Неразгаданные тайны человечества. Антология загадочных явлений",Happy Cat, hystori.mediasole.ru,"
  (ст."А ВЫ УВЕРЕНЫ,ЧТО ВАШ КОТ НЕ УМЕЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ? Дню кота посвящается", Т.Супельняк,2024) "Птицы громко щебетали,соревнуясь в конкурсе вокалистов на приз имени Соловья-Разбойника.Сквозь бриллиантовую зелень листвы настойчиво пробивались солнечные лучи.Мне незаметно передалось спокойствие природы,отодви-нувшее тревогу за брата на второй план.Доев последний пирожок и сыто икнув,я погладила потяжелевший живот и неспешно двинулась дальше.Наверное, пьяная от свежего, напоенного лесными ароматами воздуха городская девчонка еще долго брела бы в неизвестном направлении, но тропинка резко вильнула в сторону. Зазевавшись, я врезалась плечом в дерево. Машинально потерла ушиб, подняла глаза на возникшее препятствие и застыла от удивления. Это был всем дубам дуб: верхушка терялась в облаках,а мощные корни гигантскими змеями разбегались от толстенного,в несколько обхватов,ствола.Если бы не съеденные пирожки,я бы,наверное,не поленилась эти самые обхваты посчитать,а так– ограничилась прикидкой на глазок: получилось ни-как не меньше пяти-шести.В соответствии со сказочной традицией пушкинского Луко-морья до полного комплекта не хватало только сидящей на ветвях русалки,потому что кот уже имелся.Мохнатый спутник неспешно обошел дуб и через мгновение уже восседал на толстенной нижней ветке, снисходительно поглядывая на меня сверху и дергая хвостом. Я тут же пожалела об отсутствии златой цепи, ограничивающей движения свободолюбивого животного.– Ты что там забыл?– сердито поинтересовалась я. – Слезай немедленно. Что я скажу тете, если ты пропадешь неведомо куда?Напрасно взывала я к кошачьей совести – вполне возможно, ей было плевать на мои переживания, а, может, она и вовсе отсутствовала.Кот легко перескочил на верхнюю ветку и призывно мяукнул, приглашая меня последовать собственному примеру.– Еще чего! – возмутилась я и в очередной раз попыталась урезонить вредное животное: – Хороший котик! Мурзик, Барсик, Васька, Пушок (или как тебя там?), иди ко мне! Кис-кис-кис!Отругав себя за непредусмотрительность – и почему я не удосужилась поинтересоваться у тети прозвищем ее любимца?– в сердцах пожелала коту:Эх, знать бы заранее о предстоящем «штурме» высоты,ни за что не прикоснулась бы к пирожкам и еще немного поголодала.– Извини,дружок,но нам с тобой придется лезть на дере-во,– обреченно вздохнув,предупредила я перегруженный живот.Тяжело подпрыгнула, обеими руками ухватилась за нижнюю ветку,подтянулась,едва не ободрав ладони о шершавую кору,и со стоном оседлала ее,добрым словом помянув школьного преподава-теля физкультуры Николая Ивановича за навыки,привитые на его столь нелюбимых и чаще остальных прогуливаемых уроках.Осторожно поднялась,опираясь одной рукой о толстый ствол,а другой попыталась ухватить кота за какую-нибудь часть его мохна-того тела.Не тут-то было: словно насмехаясь, плут забирался все выше – туда, где ветки росли почти вплотную друг к другу, так что по ним можно было переступать.
Коротко мяукнув, свободолюбивое создание скрылось из виду за очередным поворотом толстого ствола, оставив в качестве ориентира подергивающийся хвост.Медленно и осторожно, чтобы не сверзиться вниз в самый ответственный момент,я двинулась вперед и почти схватила пушистый кончик:– Ага,попался,вредина!– но тот просколь-знул между пальцев и исчез.Опорная рука провалилась в пустоту большого дупла,и я,потеряв равновесие,последовав за ней,с ужасом ожидая удара о землю и умоляя неведомые Высшие Силы,отвечающие за мое благополучие, о том,чтобы не переломать конечности!Вопреки опасениям,посадка оказалась относительно мягкой,и я призем-лилась на толстый настил из сухих листьев и мха.Ругая кота,на чем свет стоит,ос-торожно осмотрелась и с удивлением осознала,что нахожусь возле все того злопо-лучного дуба– только,похоже,по другую его сторону,словно проскочила дупло наскв-озь.Несколько примирила с действительностью неожиданная находка– приютившаяся среди корней пухлая записная книжка в приметной голубой обложке,принадлежавшая брату.Пока я,сидя на корточках,вертела ее в руках и недоумевала,как она сюда по-пала,рядом аккуратно,на все четыре лапы,приземлился тетин мохнатый любимец.– Вот и добрались, хвала Велесу! – произнес кто-то рядом со мной.– Куда? – удивилась я, вытянув шею,чтобы разглядеть собеседника.Попытка встать закончилась плачевно: зацепившись ногой за корень,я хорошенько приложившись лбом о шершавый ствол и впервые в жизни потеряла сознание.…Мама обтирала мои щеки влажной,но жесткой, как наждачная бумага,салфеткой– наверное,я заболела,слегла с высокой температу-рой,и в горячке увидела странный сон.– Мамуль,ну перестань,больно же! Все в порядке,– лепетала я,не открывая глаз.Лицо оставили в покое,но в ухо уткнулся чей-то холодный и мокрый нос.– «Пора,красавица,проснись! Открой сомкнуты негой взоры…»– с чувством продекламировал противно растягивающий слова голос.– Мы опа-здываем,Елена Прекрасная.Лоб болел – похоже, росла шишка. Данный факт, сами понимаете, к вежливости не располагал.– Лично я никуда не тороплюсь, а вы можете преспокойно отправляться по своей надобности.Без меня!– огрызнулась я и открыла глаза,вновь поискав взглядом неведомого собеседника.Хотя в обозримом пространс-тве не обнаружилось ни одного человекоподобного существа,я на всякий случай реш-ила прояснить ситуацию– разумеется,не принимая в расчет мохнатого плута.И хотя в говорящего ворона вроде бы поверила,но изъясняющийся по-человечески кот– это уже перебор: не в сказку же я попала,в самом деле! Вероятнее было бы предположить, что у меня продолжаются галлюцинации.– А Вы– кто?– спросила я,продолжая вертеть головой по сторонам.– Кот я.Соломон,– терпеливо продолжило околачивающееся рядом млекопитающее,чем подтвердило мои худшие опасения.– Агата иногда Моней кличет, но я еще и на псевдоним откликаюсь,– с гордостью заявил тот.Кошачий псевдоним интересовал меня в тот момент меньше всего– осознать бы,на каком свете нахожусь!Лежать, опираясь на локти, было страшно неудобно – мешали съехавший набок рюкзак и выпирающие из земли твердые корни огромного дерева. Поменяв положение тела, я села, опершись спиной о ствол, и внимательно осмотрелась. Похоже, я все еще находилась в лесу – правда, разительно отличающемся от предыдущего: недобром, темном и молчаливом. Ни звонкого птичьего щебетания, ни яркой зелени листвы; над головой низкие тучи – сумрачно и тоскливо. В непривычной тишине разливалась созвучная моему настроению тревога, и ни одной живой души вокруг, не считая кота. Так что хочется или нет, придется найти с ним общий язык.– Не введешь в курс дела?– Давно бы так! – Кот удовлетворенно вздохнул. – Может, полегонечку начнем двигаться вперед, а поговорим по дороге?Усмотрев в его словах резон, я, пошатываясь, встала, отряхнулась и, скрепя сердце, тронулась в неведомый путь – впрочем, нескучный,поскольку необычный гид скрашивал его удивительными расска-зами.– Дупло дуба– вход в другой мир, который большую часть времени закрыт,– начал Соломон,уверенно шествуя вперед по тропинке.– Через него мы попали в Бере-ндеево княжество со столицей в славном Аркаим,городе Бога Велеса– мудрого покро-вителя всего живого,который иногда является людям в облике медведя.Несовместимые ,на первый взгляд,понятия– ворон,кот и параллельный мир– никак не укладывались у меня в голове.А вот упомянутое название было смутно знакомо: кажется,российские археологи откопали где-то в степи древний городок и назвали Аркаим.Уровень куль-турного развития его жителей по оценкам ученых был довольно высоким,но вряд ли в данном случае речь шла о том же самом населенном пункте.Кот меж тем продолжал:
– В старинных летописях упоминается, что Берендеево княжество насчитывает сорок тысяч лет, в течение которых оно гибло и вновь возрождалось. Берендеи чтят законы Прави, бережно хранят традиции и мудрость славных предков, записанные в родовой Книге Перемен. Древние берендеи завещали потомкам избегать кривды и следовать правде; защищать родную землю, не щадя живота своего; чтить свои род, семью и друзей. Государством всегда управлял достойнейший из достойных своего Рода, а от него правление передавалось по наследству. Нынешний Великий князь Василь Берендей – умный и справедливый правитель и почитается потомком древних богов, его честность и порядочность не подвергаются сомнению.– А ты-то откуда знаешь? – спохватилась я. – Или бывал здесь раньше?– Случа-а-алось,– уклончиво протянул кот,широко зевнул и вновь завел странное повествование,более походившее на древнюю легенду.– В стародавние времена воины Повелителя Тьмы или, как он сам себя именовал, Чернобога захватили почти весь мир. Тех, кто не подчинился его воле, завоеватель жестоко покарал, срубив головы. Много невинного люда потонуло тогда в реках собственной крови.Чернобог обманом и колдовством пытался заставить берендеев забыть прежнюю веру: жег книги и святыни, напоминающие о ней. Народ обложили тяжкой данью и заставили работать от зари до зари, приумножая богатство Чернобога. Плотным туманом опустилось на Землю забвение. Со временем большую часть планеты покрыл великий ледник, и она переполнилась злом: брат стал воевать с братом.– И чем же дело кончилось?– Чтобы побороть зло и вернуть в наш мир Правду, жрецы древней веры обратились к мудрости спрятанной в тайном месте Книги Перемен и сплотили берендеев перед лицом общей опасности,собрав ополчение.После долгой кровопролитной битвы дворец Повелителя Тьмы был разрушен,часть его верных слуг погибла,но некоторые выжили и попрятались,словно крысы,по норам.С той поры – с Сотворения(заключения)Мира в Звездном Храме,как записано в древних скрижалях – в Берендеевом княжестве вот уже много веков царят мир и покой.Так гласят пред-ания.– А Повелитель Тьмы?– Затаился до лучшей поры. Но по сей день бытуют в народе сказания о тех страшных временах:
«В темном царстве ходят тучи,
И вороньи кружатся стаи.
Чернобог там лютует, собирает
Всех служителей Тьмы Повелителя».     – Складно баешь!– похвалила я.– Так ведь я из знаменитого рода котов-баюнов! – скромно заявил тот. – А Баюн – творческий псевдоним твоего покорного слуги. Ты же читала в детстве народные сказки? – Я кивнула.– Во многих из них упоминается мой достойный уважения предок.Пока явспо-минала,о каком именно сюжете с участием кота идет речь,рассказчик протяжно,как сказители из старых детских кинофильмов, завел:– Пришел Андрей-стрелок в триде-сятое царство.За три версты стал его сон одолевать.Надевает Андрей на голову три колпака железных,руку за руку закидывает,ногу за ногу волочит– идет,а где и кат-ком катится.Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.Кот-баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову – один колпак разбил и другой разбил, взялся за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сек железным прутом. Изломал железный,принялся угощать медным.И этот изломал и принялся бить оловя-нным.Оловянный прут гнется,не ломается,вокруг хребта обвивается.Андрей бьет,а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов,про дьяков,про поповых дочерей. Андрей его слушает,знай,охаживает прутом.Невмоготу стало коту.Видит,что загово-рить нельзя,он и взмолился:– Покинь меня,добрый человек! Что надо,все тебе сде-лаю.– А пойдешь со мной?– Куда хочешь,пойду.Андрей пошел в обратный путь и кота с собой повел…Разум по-прежнему отказывался верить, что я волею случая оказалась в странном месте, здорово похожем на сказочное. Что если мой спутник на самом деле страдает раздвоением личности,и это каким-то образом передалось мне? Влип-нуть в еще большие неприятности,связавшись с сумасшедшим говорящим котом не хот-елось.Может,махнуть на все рукой и повернуть назад,к дубу? Мне бы только до дуп-ла добраться,а уж оттуда до тетиной избушки,где братец наверняка поджидает свою загулявшуюся сестренку рукой подать…Стоп! Постучав себя кулаком по лбу,я верну-лась к действительности: голубая записная книжка Ивана ясно указывала на то,что его искать надо именно на этой стороне! Разочарованно вздохнув,я покорившись обстоятельствам и вновь прислушалась к болтовне Баюна.– Если верить вашим нынеш-ним версиям народных сказок,кот-баюн проживал у могущественной ведуньи(по-вашему – злой колдуньи Бабы Яги).Но он и сам обладал могучим интеллектом и колдовскими способностями: завораживал окружающих чудесным голосом– мог убить,а мог и исце-лить от недуга.«Баюн»,чтоб ты знала,– означает говорун,рассказчик,краснобай,– пояснил кот.– А искусством гипноза твои предки,случайно,не владели?– раздраженно поинтересовалась я.– Все может быть,– не моргнув глазом,лукаво заявил мохнатый спутник.– Почему же ты представился мне Соломоном?– По привычке,– вздохнул кот. – Соломон– просто глупое прозвище,на которое я отзываюсь только из уважения к Агате.Мой предшественник был самым обыкновенным дворовым котом,но добрая женщина привязалась к нему.И когда тот в положенный срок отошел в мир иной,я любезно согласился скрасить ее одинокое существование.Иногда хозяйка забывается и по старой памяти называет меня Соломоном,но я не обижаюсь.И впрямь сказочный Баюн: говорит складно, будто по писаному. Интересно, как бы отнеслась ко всему, что он мне тут наплел, сама тетушка? Надо спросить при случае.– Это очень интересно, однако никоим образом не объясняет,куда запропастился мой братец и что здесь де-лаю я?– Никто не просит испытаний,которые посылают нам Высшие Силы! Но не собир-аешься же ты оспаривать простой факт собственного пребывания здесь?- поинтере-совался баюн и,не услышав возражений,удовлетворенно кивнул.– Всякому следствию предшествует своя причина– прими это как должное,дитя мое,прояви терпение: в свое время ты непременно все узнаешь,– туманно пояснил попутчик.– Но будь готова к тому,что вскоре тебе придется пересмотреть свои взгляды на многие привычные вещи.Однако я не вправе разглашать чужие тайны,а потому предлагаю пока просто идти вперед.Я неприязненно покосилась на спутника: выражается витиевато и гово-рит одними загадками,но лишнего,похоже,не сболтнет! Раз так,сама во всем разбе-русь."Вуду по-берендейски"- "Хранитель из Междумирья".Обычная российская старшеклассница Елена отправляется на поиски пропавшего старшего брата и неожиданно попадает в параллельный мир - Берендеево княжество, где, как в наших народных сказках, водятся оборотни, русалки, болотница и леший, а на лесных дорогах путников поджидают разбойники атамана Кудеяра.  В параллельном мире все наоборот: Кощей - привлекательный и образованный молодой мужчина, Баба Яга - добрая, а ее кот - говорящий Баюн по кличке Соломон. Попав в другой мир,Елена неожиданно сама превращается в ведьму,и влюбляется в Кощея Бессмертного.Узнав, что у берендеев только один враг,мечтающий поработить их мир,- коварный и извор-отливый Чернобог,которому помогает злая волшебница,Елена и ее друзья принимают решение использовать против завоевателей страшную чёрную магию Вуду.Кто же побе-дит в схватке света и тьмы,и какую сторону выберет Кощей- добра или зла?"

  (ст."1 МАРТА- ЯРИЛИН ДЕНЬ,ПЛЮЩИХА-ВЕСНОВКА",Т.Супельняк,2024) "В славянской мифологии Ярило(Ярила,Яровит,Яромир,Руевит)- бог Солнца,весны,тепла,земли и пло-дородия,сын бога Велеса и его жены богини Додолы-Перуницы.Символ Ярилы- венок или корона,гирлянда из полевых цветов; цвет бога- белый; священные атрибуты-пше-ница,зерновые культуры.Славянский бог Ярило считается прообразом христианского Юрия-Георгия.Ярило изображался как молодой босоногий всадник с яркими рыжимивол-осами,украшенными венком из диких цветов,в белоснежной мантии на белой лошади.В его левой руке– ржаные колосья.В народе говорили:«Если с первых дней весна раз-гульна,не застенчива- обманет,верить нечего».Так что не стоит радоваться внезап-ному приходу теплых дней.Пусть уж лучше всё идёт своим чередом,хотя наши предки обнадёживающе называли первые мартовские дни Ярилиными днями,ведь от солнца зем-ля нагревается- «ярится»,к нему тянется все живое,чтобы набраться сил и окреп-нуть.Считалось,что божество воздевает зиму на свои вилы- солнечные лучи.Пора бы-ло приступать к сельскохозяйственным работам.Наши предки называли март позимьем, ведь он провожает зиму и начинает весну– пролетье.Именовался март в старину и «березень» и «соковик»(в южных областях,где в это время уже распускаются почки). На Севере же первый весенний месяц называли «протальником»,«капельником»,«весн-овеем» или «разнопогодником».Если в этот день ночью выпадал снег,матери отправ-ляли детей размести дорожку до колодца и мостки на пруду или реке.Верили,что это должно принести в дом счастье,а ребятишкам даст здоровья.По традиции вплоть до XIX века в Ярилин день 1 марта никто не работал- все встречали Новый год песнями ,ярмарками и хороводами.Ярило почитался и как пахарь.Поэтому деревенские мужики в этот день принимались править сельскохозяйственный инвентарь: соху,борону и т. д.:«Поднялся Ярило– берись и мужик за вилы».Проводили Обряд «отмыкания земли". Хозяева брали два яйца, окрашенных в желтый солнечный и цвет зелени, кидали их на поле и приговаривали:"Крашенка,катись,земля,отворись.Будешь плодовитой,буд-ешь рыхлой,Будешь много брать,Ну а мне– больше давать.Ярила,приди,и силой своей землю одари!"После заговора из соломы делали снопики,ставили по углам поля и зажигали,чтобы изгнать зимних духов из земли.Специально для моей временно незамужней подруги - обряд для привлечения суженого. Нужно сегодня отправиться в лес (думаю, сойдёт и огород), захватив с собой три розовые свечи, три ветки с появившимися листиками (незадолго до обряда срезать ветки, поставить в воду, чтобы они распустились). На открытой поляне поставить на землю и зажечь свечи, воткнуть рядом ветки и петь:"Ладо, прекрасный Ладо, приходи,Любовь за собой веди!Как тебя Лада ждет,Так я жду своего милого,своего единственного.Пусть он будет как ты- верен,да силен,Добр,да смел!Жду,зову да кликаю!"Попеть,потанце-вать вволю и возвращаться домой.Знающие люди обещают,что вскоре непременно познакомитесь с будущим мужем.Беременные с нетерпением ждали первомартовского солнца, чтобы встать под его лучи, которые согреют тело и дадут силы выносить и произвести на свет здорового малыша. Женщина наливала в глиняную миску воду, переступала порог дома одной ногой и плескала водицу в сторону улицы,приговари-вая:"Ярила,благослови,Дитя мне подари:Сыночка-сокола,Дочку-ласточку.Пусть в моем лоно поселятся,А потом на свет явятся.Да будет так!"Оставшейся водой она окаты-вала себя с головы до ног.Повитухи в Ярилин день собирали снег и несли его домой ,чтобы там умыться и обмыть им руки: талая вода передавала им свою чистоту.Сего-дня еще и День кота.Не забудьте поздравить и угостить вкуснятиной своих четверо-ногих друзей-пушистиков!"
  (ст."1 МАРТА - ДЕНЬ МАРЕНЫ, НАВИЙ ДЕНЬ",Тат.Супельняк,20240 "1 березеня(мар-та)- последний праздник злых Навьих богов перед приходом весны.В этот день наши предки славили богиню Зимы и Смерти Марену(Марану,Морёну,Маржану,Маржёну),вла-дычицу Навьего мира,супругу страшного,но справедливого Кощея и сестру Живы и Леля.Конечно,Мару не особо жаловали в народе,хотя и уважали,а потому называли Кикиморой одноглазой.В мифах о ней говорится как о богине Веда.Мара обладала силой,противоположной Животворящей солнечной Яри,и видела каждого человека нас-квозь, замечая самое низменное и скрытое.Обладающих чёрным даром она подчиняла себе и делала своими слугами.Такой бедолага,как правило,становился преступником. Однако несмотря на свои отрицательные качества,Марена помогала людям после смер-ти дойти до Калинова моста,по которому души пересекали границу между Явью иНавью - реку Смородину- богиня открывала им путь к Светлому и Зореносному Яриле.Одной из традиций в день празднования Навьего дня было сжигание на ритуальном костре, разрывание или даже потопление чучела,которое нарекали Мареной.Это символизи-ровало конец зимы и смерти для природы,наступление радости и счастья.Маре моли-лись,когда хотели в засушливое лето вызвать дождь.Встречались и те,кто желал наслать неприятности на людей- они обращались к богине смерти через старух-веду-ний,прислуживавших Чернобогу.В ночь перед Навьим днём в Яви пробуждались все неусопшие,забытые и незахороненные души умерших.Они ходили по дворам,привлекая внимание живых людей и даже вселялись в них.Отсюда пошла традиция "менять личи-ны"- надевать маски животных,чтобы злые навьи духи не заметили и не навредили.
В последний Навий день по традиции почитали усопших предков: готовили поминаль-ный стол,приносили требы и воздавали им славу за прожитую жизнь и данных ими потомков РОДа.Причём,угощали своих умерших РОДных не только на могилах,но и пус-кали по воде скорлупки от крашеных яиц,если те ушли в мир иной уже очень давно и их могилы находятся далеко либо их совсем не осталось."


Рецензии