скобари

Скобари
Рассказ
Скобари, скобарь – самоназвание псковичей.
Вспомнил детство, как ходил в начальную школу в деревню Шабаны. Учила меня Мария Ивановна Тимофеева.  Прошло почти семьдесят лет, а её уроки помнятся с благодарностью.
В конце пятидесятых   военные части Островского гарнизона  ежегодно осенью проводили в нашей местности полевые учения продолжительностью более недели. Для детворы начинались интересные во всех отношения дни.  В школе занятия заканчивались  около двух часов дня.  Группа мальчиков  в количестве четырех учеников медленно продвигалась домой не по дороге,  а берегом речки, там, где солдаты копали для обороны окопы.
Мы шли и во все глаза смотрели  на солдат, которые сноровисто работали маленькими лопатками, оборудуя огневые позиции. Нас интересовали пушки, врытые в землю,  тягачи, что стояли в стороне в овраге, но близко подходить к ним мы побаивались.
 Любопытство одержало верх, бочком  приблизились в группе солдат, которые маскировали свой окоп. Улыбающий солдат, с пилоткой за широким ремнем  окликнул нас: - «Мальцы! Вы Скобари?
 Мы переглянулись.  Стояли молча.
- Прозываетесь, скобарями?
 До нас дошло, что желает узнать этот веселый боец.  Дружно закивали головами.  Он  рассмеялся, другие солдаты прекратили работу. Веселые улыбки украсили их лица. Мы быстренько пошли домой.  Таким необычным способом я узнал, что жителей нашей местности прозывали  Скобарями.
Несмотря на  малый возраст,  нам не было десяти лет, мы росли  самостоятельными детьми. Никто не провожал нас в школу, расположенную в двух километрах от дома. Не контролировали наши игры, забавы, походы.  Речка для нас была вторым домом, ловили рыбу, купались, играли, загорали. Только ненастье и урчание в животе пригоняло нас под крышу дома. Не опекали нас взрослые, когда мы гурьбой отправлялись в лес за грибами, или ягодой. Сосновый лес располагался  в трех километрах от противоположного берега реки.
Гурьбой, или  вдвоем с братом посещали деревенские ярмарки. Главным, уважаемым человеком на любой ярмарке являлся гармонист.    Они  исполняли вальсы,  мелодии популярных послевоенных песен  и наигрыши: скобарь веселый, скобарь лирический, скобарь задиристый и скобарь потешный, под драку. Подвыпившие мужики  просили гармониста    исполнить скобаря.  Под немудреный наигрыш  веселого, задиристого скобаря на круг выбегали парни и молодые мужчины и выделывали ногами  разные кренделя, притопывая ими и прихлопывая  руками. Пляски эти были страстными, зажигательными, ноги сами стремились плясать  в круге.  Парни «ломали скобаря» друг перед другом.
 В больших компаниях всегда отыщется не уравновешенный  мужчина, любитель   бузить,  драться. Если слышался наигрыш под драгу, то детвора и часть взрослых покидали место конфликта. Мы дети отбегали в сторонку и наблюдали, как мужики бегали друг за другом, а бесстрашные женщины успокаивали буйных парней. Задиру куда – то уводили, веселье на ярмарке продолжалось. Тогда выражение скобари воспринималось, как определенный наигрыш типа «цыганочка», «камаринская».
  В детстве и юности  в повседневной жизни  окружающие меня люди не использовали слово скобари, но в деревне в ходу были  прозвища. Каждое семейство имело своё передаваемое по наследству прозвище. Кроме этого  члены семьи  наделялись индивидуальными  прозваниями.  Некоторые подростки за особые отличия обладали двумя кличками. Редких мужчин величали по имени и отчеству.
Жили в нашей деревне Козловы Петр и Дарья и все их так называли, в реальности  имели они фамилию Ивановы.  В деревню переехала семья Петровых  с деревни  Власово, и стали их прозывать Власовыми. Толя- Оса, Гена – Степин, Леня – Ларискин,  дед Вася – Шлюз и так далее.
  В средней школе я узнал, что многие народы, населяющие СССР, наделены прозвищами: украинцы – хохлы, белорусы – бульбаши,  эстонцы – кураты, поляки – ляхи, азербайджанцы – азеры.
 Псковичи (скобари)  прямые потомки  кривичей. Любые прозвища дает народ. Прозвание,  данное человеку, показывает  определенную черту характера, или  какого он  роду, племени, где родился, чем занимался.
Чтобы разобраться,  когда и каким образом  псковичи, получили  своё прозвище Скобари,  я углубился в историю. Внимательно  перечитал  «Историю княжества Псковского»  автор  митрополит Евгений (Болховитинов), «Летопись  Острова  и его уезда» автор  протоиерей  Троицкого собора  Николай Панов и книгу  Льва Успенского « Слово  о словах». Выше указанные авторы в своих  произведениях   описали жизнь и борьбу псковичей с иноземными захватчиками, их быт, нравы  и характер. Митрополит Евгений  так написал о псковичах:  «Все вообще трудолюбивы, довольствуются малым, едят и пьют просто, без приправ. Также переносят алчбу (голод) и жажду  более, нежели какой другой народ может.  Против неприятеля мужественны. В договорах своих Псковичи  бывали искренне, чистосердечны и просты».
«Псковская летопись  переисполнена  известий о взаимных с соседями  войнах, и редкий год проходил без нападений на Псковичей с какой – нибудь  стороны, а иногда  и в одном году они терпели  по несколько нашествий и опустошений.»
 В реальности псковичи  разные, их характер и поведение сформированы во многом войнами,  которые с регулярной последовательностью продолжались  на протяжение более 600 лет. Часть исследователей  приписывала  псковичам угрюмость, суровость, не улыбчивость, не доверчивость.
 В вышеуказанных книгах не упоминаются скобари, но в псковских летописях пятнадцатого века  есть упоминание о  Скопской волости. На территории Псковской области в Псковском и Порховском уезде  существовали  урочища «Скобари».
 В старославянском  языке «пъскоп»- обозначает  народное ополчение, население города, которое  имело личное вооружение и   соответствующую  военную подготовку. Ополченцы имели постоянные места на крепостных стенах, которые они занимали  « по тревоге вечевого колокола».
 Вспомнил сказку А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке».
 Царь «обратился к мудрецу, звездочету и скопцу».
«Царь скопца благодарит, горы золота сулит»
«Ждут  бывало (врага) с юга, глядь, ан с востока лезет рать.
Справят здесь – лихие гости  идут с моря.
Скопец- мудрец.  Скопец – корень слова  скоп. Скобарь корень слова  скоб.  Псковичи  слово «гриб» произносят «грип». Возможно,  первоначально   псковичей называли скопари. Это слово  со временем преобразовалось в скобари. В сказке Александр Сергеевич  объясняет нам,  в каких трудных условиях приходилось жить псковичам.
 Псковская энциклопедия, изданная в 2003 году  проводит три  версии, почему  псковичей  называют скобарями.
« Первая основана  на том, что псковичи стригли волосы  скобой. Переняли эту стрижку  от польских купцов, с которыми вели активную торговлю».
 Митрополит Евгений  замечает, псковичи «волосы носят не по Русскому обычаю, а по  Польски разделены на две стороны».
« Скобка»- способ стрижки волос, когда их срезают по прямой  линии  на лбу и на затылке.
«Вторая связана со словом «скоба». Скоба  это изогнутый  железный предмет, полученный  в результате ковки и служащий для соединения  деревянных изделий. Император Петр 1 часто посещал  город Псков. Здесь он готовил  русскую  армию для войны со Швецией. Согласно легенде, император не смог разогнуть скобу, изготовленную псковскими  кузнецами.
В 1714 году  по указу  Петра 1 в рыбацкую слободу, в окрестности  Санкт – Петербурга  были переселены  около 200 семей псковичей. Кузнецам предстояло снабжать город и флот  скобяными изделиями.   Жители столицы  стали называть  Рыбинских слобожан  скобарями.  Они отличались псковским говором, трудолюбием и неадекватным поведением в пьяном состояние.
« Третья версия гласит, что псковичи  по -  особому  вели кулачные бои, их называли  Псковари.» Это слово изменилось в скобари, часто произносится скопари.
В энциклопедическом словаре  находится   слово «скоп».
 Скоп - участие в преступном деянии, без предварительного соглашения.
«Скопщина»- половничество, аренда земли не за деньги, а за часть урожая.
«Скопа»- хищная птица, похожая на орла, обитает в близи водоемов, питается рыбой. Эти птицы  во множестве  гнездились   у водоемов  Псковщины, в частности  на берегах  Псковского, и Чудского озер.
 В «Толковом словаре русского языка» С. И Ожегова  так объясняют  схожие слова.
 «Скопец» -  тоже что кострат.  «Скопище» - толпа, сборище.
«Скопить, скоплю, скопишь» -  наполнить чем – то.
«Скопом» - все вместе, дружно.
 Краевед, писатель Г. Кайдалов , изучая  происхождение слова «скобари» , пришел к выводу, что оно сербскохорвацкого  языка. Слово «скоб» в русском языке имеет два понятия: случайная встреча;  стычка в военном значение.  Исходя из  второго понятия,  Кайдалов сделал вывод, что скобарь участник  внезапной  военной  схватки.  Пскович, находящийся в постоянной готовности  к бою.
Прозвище «Скобари» получили Псковичи за  свое ратное мастерство, воинственность, мужество и храбрость. На Псковский край нападали немцы,  ливонцы, поляки, литовцы, шведы. Для отражения нападения псковичи  быстро создавали отряды ополчения и отражали  натиск неприятелей.
Слово скобарь  образовано также как  слова токарь, слесарь, пекарь, звонарь, пушкарь.
 У псковичей веками воспитывалась доблесть, готовность  защитить  свою землю от врага. У скобарей  воинский дух, храбрость в крови.
 Мы ПскОВские, пСКОБские и ничего обидного,  плохого в этом нет. Скобарь – это характер, состояние души, это звучит гордо.
 Псковские писатели издавали  альманах «СКОБАРИ». Замечательный был сборник поэзии, прозы и публицистики. Очень жаль,  что  его в настоящее время не издают. Псковские кузнецы  песню сочинили о скобарях.
 «От зари до зари
Ковали скобы – счастья скобари».
 В Детском парке, в центре города Пскова установлен памятник « Скобарь».
У писателя Льва Успенского есть повесть «Скобарь». Другой прозаик Николай Гончаров опубликовал повесть «Неистовый  скобарь». Они с любовью и знанием псковичей – скобарей  изобразили  мужественных, стойких, честных и порядочных людей  земли псковской.
 О скобарях с положительной стороны отзывался  американский  журналист Гаррисон Солсбери, который во время Великой Отечественной войны  находился на Ленинградском и Волховском фронтах.

 Скобари – это  не единственное прозвание жителей Псковской  губернии. Их  называли ершеедами,  мякинниками, пелушниками, толокнянниками,  лапотниками, капусниками, бобовниками, мезговиками.
Ерш – небольшая колючая рыбка, обитающая во всех псковских водоемах.
Мякина - отходы при молотьбе зерновых.
Пёлы – отходы при обмолоте льна.
 Лапоть – плетеная обувь из лыка.
Толокно -  мука из поджаренного очищенного овса.
Мезга – мягкий внутренний слой коры дерева.
Жители других губерний Российской империи  также имели прозвища: новгородцы – водохлебы, рязанцы – косопузы,  архангелогородцы – трескоеды и так далее.

Март 2024 год
                Алексей Иванов – Уситовский 2

.



 
.


Рецензии
Подтверждаю слова Братки. Душевно, Алексей Васильевич.
Насчёт кличек - это в точку. Мы Ситовские из под Порхова
по фамилии родовой Ивановы были, а по ремеслу Овчинниковыми звались.
Тоже крепкие и рослые мужики. Я сейчас самым старшим в роду
среди Овчинниковых остался.

http://proza.ru/2016/09/23/1784

Василий Овчинников   10.04.2024 13:22     Заявить о нарушении
Самое интересное кличка у человека возникает, со временем трансформируется или нарождается новая. Главное всегда точно характеризует человека.

Алексей Иванов-Уситовский 2   21.04.2024 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.