Панамский канал
Показал набитый марками очень красивый альбом (в Советском Союзе большая ценность и дефицит), который привёз с собой в Москву. Я тогда понятия не имел, что такие марки вообще существуют, но он мне рассказал, что просто пошёл на местную почту и купил там все эти марки зоны канала вместе с марками государства Панамы. США разрешили администрации канала выпускать свои марки для получения дополнительного дохода. Марки изображали в основном виды канала и его карты, а также животный и растительный миры окружающих канал непроходимых джунглей.
На вопрос в какую сумму ему все эти марки обошлись, он ответил, что очень не дорого, все марки продавались на почте по номиналу в 5 - 10 центов. Я с радостью выменял у него его альбом на марки СССР, которых у меня было предостаточно и стал обладателем приличной коллекции Панамского канала, может быть единственным в Москве. Я знал о Панамском канале только в связи с золотой лихорадкой в Калифорнии. В 1849 году всё добытое золото перевозили с большим трудом на кораблях из Сан-Франциско до Панамы, потом на лошадях, мулах и ослах через Панамский перешеек и снова на кораблях в Нью-Йорк. Это и подвинуло проект строительства канала - водным путём по перешейку добираться было намного быстрее и безопаснее.
Очень мне хотелось посетить эти далёкие, экзотические места и такая возможность представилась через много лет, после переезда в Америку. Мы отправились в путешествие на круизном корабле из Тихого океана в Атлантический, включая переход по Панамскому каналу. Пока корабль шёл из Сан- Диего мы прослушали лекции об истории канала. Любопытно, что читавший лекции человек по-видимому был коллекционером марок - использовал их увеличенные изображения для иллюстрации лекций. «Уж не тот ли самый коллекционер, с которым у меня случилась встреча много лет назад в Москве?» - промелькнуло у меня в голове.
Встреча тогда была слишком мимолетной, да и много времени прошло - 30 лет. Я не сумел тогда как следует запомнить его лицо или голос, мы ведь тогда с ним даже не познакомились - после такого удачного, как мне тогда казалось, обмена марками, я быстро убежал разглядывать свои вновь приобретенные сокровища. Едва дождавшись конца лекции я подошел к нему и сказал, что я из Москвы и мне его лекция очень понравилась. Он обрадовался и заговорил на ломанном русском, который я тут же узнал. Я спросил его не бывал ли он в Москве, на что он ответил положительно, что мол побывал в 1980 году. Я спросил его не менялся ли он там марками с кем-нибудь возле магазина «Филателия» на Шевченко. Ответ опять был положительным и тут я к его великой радости рассказал ему о нашей встречи. Сказал, что живу теперь в Америке и его марки и альбом до сих пор у меня сохранились. Оказалось, что он обменом со мной остался очень доволен и моими марками продолжает любоваться до сих пор в своем доме в зоне канала.
Мы из его очень увлекательных и познавательных лекций узнали, что к строительству канала приступали дважды - сначала французы, потом американцы. У французских строителей ничего не получилось по той простой причине, что в окружающих джунглях свирепствовали всякие беспощадно жалящие насекомые, разносчики малярии и жёлтой лихорадки и привезённые из Европы рабочие гибли тысячами от этих болезней. Врачи в те времена ещё понятия не имели о том, что для победы над тропическими болезнями надо было бороться в первую очередь с москитами.
После французов к строительству приступили американцы, которые купили у французов все оставшиеся строительные машины и сообразили брать на работу жителей Карибских островов, в первую очередь из густонаселённой потомками африканских рабов Ямайки. Эти люди были привычны к работе в тропиках и у них развился иммунитет к тропическим болезням. Кроме того была проведена огромная работу по борьбе с москитами и за два года от них почти полностью избавились. Предприимчивые американцы нагнали в Панаму множество самой передовой землеройной техники и провели невиданные до сих пор по масштабу работы - надо было чтобы корабли поднимались с одной стороны канала по шлюзам на высоту в 30-40 метров, а потом спуститься к другому берегу перешейка.
С помощью ямайских рабочих строительство канала продвигалось очень успешно, но когда через десять лет оно было завершено, возникла проблема с этими тысячами ямайцев - на родину, в нищету, они возвращаться отказались и остались в Панаме, в городе Колон, где для них никакой работы больше не было. Мы побывали в этом городе - зрелище просто устрашающее, настоящий “третий мир”. Их расселили в построенные американцами многоквартирные дома типа советских хрущёвок, но жильцы отказались платить даже минимальную квартплату и все эти дома пришли в полный упадок. В квартирах живут целые поколения потомков строителей канал. Ремонт за все эти прошедшие годы за отсутствием денег не проводился и все дома представляют собой настоящие полуразвалившиеся трущобы - окна отсутствуют, балконы обвалились, канализация не работает. Однако же когда мы проезжали Колон на туристском автобусе, то видели настоящий муравейник людей живущих в этих разваливающихся жилищах. Это при том, что канал теперь принадлежит Панаме и приносит в бюджет страны колоссальный доход - к примеру один только наш круизный корабль за проход по каналу заплатил почти полмиллиона долларов. Настоящее процветание мы увидели в красивом современном городе Панама-Сити, полном зданий модерной архитектуры, включая и необычную башню Трампа похожую на корабль.
Интересно, что открытие канала повлияло и на геологический мир. До этого множество кораблей огибало Южную Америку и заходило в порты самого длинного в мире государства - Чили, принося этим доходы местным жителям. С резким сокращением потока кораблей население портовых городов Чили осталось без работы. Пострадали даже окружавшие порты многочисленные фермерские хозяйства, снабжавшие моряков запасам продовольствия и особенно это ударило по скотоводству. Чтобы исправить ситуацию, оставшаеся после строительства канала тяжёлая строительная техника была продана с большой скидкой американским и канадским горным компаниям, которые переправили её в Чили и использовали там для работы в карьерах на месторождениях меди и других металлов. Правда брать к себе оставшихся не у дел работников из Ямайки чилийцы наотрез отказались, мотивипуя это тем, что не могут справиться и со своим невероятно быстро растущим населением (как и во всех латиноамериканских страна). Вскоре Чили наводнили американские геологи и наоткрывали там ещё множество месторождений полезных ископаемых, сделав эту страну горнодобывающей и одной из самых богатых в Латинской Америке.
Свидетельство о публикации №224030101552