Летняя ночь на Неве у взморья Алексея Боголюбова

В январе 2024 года в Третьяковской галерее завершилась выставка, организованная к 200-летию со дня рождения классика русской живописи Алексея Боголюбова. Среди его пейзажей и марин экспонировалась и «Летняя ночь на Неве у взморья». Бывший морской офицер, став известным художником, написал её в 1875 году.

Неизвестно, как бы сложилась судьба внука писателя Александра Радищева Алексея Петровича Боголюбова, если бы не случайная встреча с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Герцог, покровитель Академии художеств, был поражён блестящим талантом морского офицера. По его рекомендации Боголюбов оставил службу и поступил в Академию.

Надо сказать, герцог оказался прав. Раньше Боголюбов сочетал военную карьеру при Морском штабе с занятиями живописью. Но с первых лет вступления в художественную среду он обнаружил столь незаурядный талант, что поражал преподавателей и товарищей. Среди его учителей были Максим Воробьёв, оказавший очень большое влияние на творческое становление Боголюбова и главный маринист русского искусства Иван Айвазовский. Кстати, многие спорят, кто их них лучше рисовал море…

Боголюбов прекрасно учился в Академии художеств, ежегодно получал за свои работы золотые медали. За время своей пенсионерской поездки познакомился с произведениями мирового искусства, побывав в Италии, Голландии, Греции, Турции… В Женеве молодой живописец посещал мастерскую Александра Калама, а в Париже два года занимался в школе Тома Кутюра и Эжена Изабе.

Деяния
В 1873 году Боголюбов принял решение окончательно остаться в Париже, хотя почти ежегодно приезжал в Санкт-Петербург. Он стал как бы связующим мостиком между европейской культурой и русской художественной средой. Кстати, именно он предложил открыть в Академии художеств пейзажный класс…

Свои работы Алексей Петрович экспонировал преимущественно на передвижных выставках. Он был очень активным деятелем Товарищества передвижных художественных выставок. Интересно, что художник был тесно связан с домом Романовых. Он поддерживал близкие отношения с тремя российскими императорами: Николаем I, с Александром II и Александром III.

Эта близость к императорской семье позволяла художнику решать важные для русского искусства вопросы. В частности, ему удалось снять цензурный запрет на экспонирование картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», которая очень не понравилась Александру III и его окружению.

Список можно продолжить просветительскими деяниями. К примеру, он раньше Третьякова открыл первый в России публичный музей в Саратове, присвоив ему имя своего деда — писателя и философа Александра Николаевича Радищева.

Кроме того, по инициативе и при его финансовой поддержке Боголюбова было создано Саратовское художественное училище, которое существует до сих пор и носит его имя. Благодаря этому учреждению, мы получили таких прекрасных художников, как Борисов-Мусатов, Уткин, скульпторов Цаплина, Матвеева.

Словом, проживая в Париже, Боголюбов много сделал в искусстве сам, и многое — для развития российского искусства.

«Летняя ночь на Неве у взморья»
В Государственной Третьяковской галерее хранятся несколько картин Алексея Боголюбова, среди них «Летняя ночь на Неве у взморья». Полотно поступило в коллекцию из собрания Сергея Третьякова.

Нева, светящаяся красками догорающего вечера, под кистью мастера преображается в дивный, ласкающий слух мелодичный ноктюрн. Рыбаки, их незатейливые занятия, притаившийся в полусумраке дом с уютно «ожидающим» светящимся оконцем – такой привычный глазу петербуржца пейзаж был представлен Боголюбовым на V выставке Товарищества передвижных художественных выставок.

Столичные критики в один голос дали высокую оценку пейзажу, на все голоса восхваляя жемчужный колорит и золотистые блики на воде… Многие вспоминали, что особенно хорошо у него получаются картины батального жанра. В принципе, ничего удивительного. Служба морским офицером давала о себе знать…

Творчество
Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов, Алексей Петрович показал свои работы на выставке в Академии художеств. Среди привезённых были «Ярмарка в Амстердаме», «Рыбный рынок в Схевенингене» и др. От изумленного академического Совета он получил особую благодарность и звание профессора.

Тогда же Боголюбов устроил в залах Академии выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. На этой выставке особенное внимание публики привлекли картины из истории российского флота, заказанные российским императором, в особенности «Синоп» и «Кермес в Амстердаме». Это был выполненный наказ императора Александра II. Он поручил Боголюбову написать в картинах историю флота Петра Великого.

Потом были три поездки по Волге. Великая русская река настолько поразила Боголюбова, что из его работ исчезает романтический налёт, который он ранее перенял у своего учителя Айвазовского. Теперь он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определённое освещение, состояние дня. Как тут не вспомнить «Ипатьевский монастырь под Костромой», с которого началась русская часть коллекции Сергея Третьякова. А следующей стала «Летняя ночь на Неве у взморья».

Затем была серия картин, сделанная по заказу Главного морского штаба. Она посвящена морским баталиям Крымской и Русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. Художник прекрасно с ней справился.

В Париже
Во Франции его живопись становится более свободной, открытой, если можно так сказать, пленэрной. В ней уже нет тщательной выписанности и прежней гладкости, зато в пейзажах много непосредственности и живого чувства.

Находясь в Европе, Боголюбов всячески опекает русских пенсионеров Илью Репина, Василия Поленова, Константина Савицкого, Василия Верещагина, и др. Он знакомит их с французским искусством, достаёт выгодные заказы, устраивает выставки. Да и сам не сидит без дела. В 1871 году Боголюбов написал для православной церкви в Париже несколько фресок. В том же году он уступил Академии до 225 этюдов масляными красками и 800 рисунков сепией и акварелей.

А в 1877 г. основывает Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников. В России же он состоял в правлении Товарищества художников-передвижников и всячески поддерживал идеи Ивана Крамского. Однажды он и вовсе станет почти единственным в окружении главы передвижников, кто его понимает.

Память
Алексей Петрович Боголюбов скончался во Франции 7 ноября 1896 года. Но похоронили его в Петербурге на Малоохтинском кладбище рядом с родителями. В мае 1941 г. прах художника был перенесён на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры. Планировали установить новый памятник. Однако началась Великая Отечественная война и место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Лишь в 2006 г. установили памятную плиту живописцу.

В бывшем московском особняке художника на Сущёвской улице ныне базируется Библиотека искусств, которой в 1996 году присвоили имя А.П. Боголюбова.

Произведения Боголюбова находятся в музейных собраниях России. В Третьяковской галерее хранятся «Золотой Рог», «Устье Невы», «Летняя ночь на Неве у взморья» и другие.


Рецензии