Вторая жизнь крейсера

Рассказ о лично знакомом «Михаил Кутузов» в двух «лицах»: корабля, находящегося в составе флота; корабль-музей.

По порядку: в 1989г я с группой матросов из экипажа малого ракетного корабля проект «Молния»– новый, в составе флота 3года. Наш корабль проходил полный капитальный ремонт со значительной модернизацией коруса, механизмов и узлов, вооружения. С последующей продажей «за бугор»– в Болгарию, предыдущий аналогичный проект передали Индийским ВМС. Я исполнял обязанности командира БЧ-5, другими словами– старшего механика. Всё что крутилось, совершало возвратно поступательные движения, корпус корабля и электромеханика– моё заведование.

Прибыл же на крейсер «Михаил Кутузов» по причине доставки документов по ремонту корабля из Технического Управления Флота в Техн. Отдел соединения кораблей, находящийся в посёлке Новоозёрный.
Пятеро матросов-срочников нужно было передать на гарнизонную гауптвахту, т.к в Севастополе была очередь, из наказанных сутками ареста, из числа многочисленных соединений и кораблей гарнизона, но можно было и «договориться» с комендантом капитаном 3 ранга Лактионовым, однако проще всего оказалось взвалить на лейтенанта, т.е на меня, все заботы и проблемы. 
 
 Итак, на последний автобус «Севастополь– Новоозёрный», мы опаздали, как и ожидалось в самом начале– поздно выехали, а возвращаться в Балаклаву на судоремонтный завод «Металлист» не было велено командиром корабля МРК* капитаном 3 ранга Сердюковым– хоть пешком всю ночь добирайтесь.

Решение пришло само собой– невдалеке у причала на северной стороне бухты «Северная» стоял пришвартованный крейсер «М. Кутузов». Этот красавец вызывал смешанные чувства. Красота внешняя очевидна, и её основа в совершенстве пропорций корпуса, надстройки, четырёх башен главного колибра и пр., а то что спрятано от глаз– это всё сокрыто в его внутренностях: условия и сама жизнедеятельность экипажа в повседневной деятельности, связанной с боевой подготовкой и жизнь в моментах между занятиями и учениями.

Некто дал оценку таким условиям: «тюрьма народов». В этой краткой характеристике с юмором– не иначе, выражено было принятое всеми категориями военных моряков понимание строгого порядка, которого требовали не только общевойсковые уставы, но и устав корабельной службы в добавку. А помимо того существовал «кодекс «неписанных норм поведения и действий»»– словно законных требований к соблюдению порядка и к дисциплине не было достаточно.

Когда мы поднялись на борт крейсера, нас встретил матрос- командир вахтенного поста на верхней палубе возле трапа. Вызвал дежурного по кораблю по моей просьбе. Дежурным был офицер в звании капитана 2 ранга(равен подполковнику). Подтянутый и опрятно выглядевший достаточно ещё молодой мужчина– он без всяких лишних вопросов, узнав о наших злоключениях, сразу предложил ночлег– время было за 22часа. Вызванный им матрос проводил меня в офицерскую каюту, пятерых матросов в кубрик личного состава.

Двое офицеров, находящиеся в каюте, в которую меня направил дежурный офицер на ночёвку, ознакомили меня с кораблём. Оказалось, что он находился с 1987г в резерве 2 категории. Объяснить как проще: на борту отсутствует боезапас, частично бункерован ГСМ**, водой технической для котлов и т.п., сокращённое количество экипажа.

Восстановление всех видов запасов производИться должно только по тревоге «Военная Опасность!», либо в соответствии с планом командующего ЧФ по проверке времени и качества приведения корабля в боевую готовность, с последующим выполнением боевых задач на ходу.

Мне рассказали о том, как работает система «бочкования» у личного состава. Всё просто– длинные столы для приёма пищи соединялись своим торцем с переборкой(стеной) трубой, на которую вешали посредством крючка бак с борщём(к примеру). В это самое время, пока ближайший к баку матрос накладывал половником миски... . Этот матрос и являлся бачковым– ответственным за раздачу пищи– бачковые менялись. Так вот, пока моряки занимались своим делом, полчища тараканов брали штурмом бак с борщём.  Одна их часть перемещались по трубе, от стены и от стола– некоторые из них соскальзывали с трубы и падали на палубу(пол), а немногие «счастливчики» сыпались в горячее первое, но это были единицы героев. БОльшая часть самоотверженных борцов за свои права– тараканы– прыгали в бак с подволока(потолка) помещения, чаще заранее занимая для этого «броска» удобную позицию. Это говорит о том, что и у насекомых с организованностью всё в порядке.
 Вот по этой причине бак не ставили на стол так-же и при отсутствии качки.

Кое что запомнилось из рассказов об иерархии комсостава.

К примеру, по внутренней корабельной трансляции подаётся голосом командира или старшего помощника команда: офицерам, механикам и лейтенантам, построиться ... .
На самом деле в словах команды названы только офицеры. Самый старший из механиков в штатной должности капитан 2 ранга, на ранг ниже командира, командиры дивизионов: движения, живучести и др. на должностях капитан 3 ранга.  Здесь вопрос имеет ответ в флотской поговорке: «Курица не птица, механик не офицер». Реальность в том, что механики– это отдельная категория, однако, весьма уважаемая при надлежащем исполнении своих обязанностей. Лейтенанты принадлежали к касте: «без вины виноватые»– до времени.

Чтобы не утомлять подробностями, на последок пример.

Получил только что очередное звание капитан 3 ранга- офицер. Во время занятий команды крейсера материальной частью своих заведований– он передвигаясь с поспешностью по верхней палубе, заметил впереди, шедшего ему навстречу старшего помощника, и сначала, по выработанной привычке, ускорил свой шаг до бега, чтобы лихо промчавшись мимо начальника- избежать не нужных вопросов и замечаний.

 В голове мелькнула мысль из Достоевского: «я кто, тварь дражащая или право имею?». Остановился, посмотрел на свой погон старшего офицера, облокотился на леерное ограждение– оглянулся в сторону моря– успокоил свой порыв, и в ответе проходящего мимо него старпома услышал слова понимания и поддержки: ты теперича, не то что давеча.

Это всего лишь «зарисовка» из слов, но для общего понимания атмосферы службы на крейсере– достаточная информация. Что же касалось военнослужащих срочной службы, то мне приходилось встречаться, ранее этих событий, с молодым человеком, только что уволенным в запас со службы(3 года) на этом корабле. Выглядел он взрослым мужчиной за 30 лет– «печать» борьбы в сложных условиях.

Много чего вызвало интерес в разных рассказанных мне историях, но представлю крейсер «Михаил Кутузов» в общих чертах и заслуги перед отечеством.

Крейсер проект 68-бис.
Принят в состав флота 31.01.1955г.
Выведен из состава флота 2000г.

Характеристики:
Длина 210м, ширина 23м, высота 52,5м;
Водоизмещение 18 640тонн.
Энергетическая корабельная установка мощностью 121 000л.с. давала ход со скоростью 35узлов(68,82км/ч).
Артиллерия. 
4 трёхорудийные башни 152калибра.
6 двухорудийных башни 100калибра.
А также зенитная артиллерия и минно-торпедное вооружение.

Был флагманским кораблём кораблём 30 дивизии надводных кораблей ЧФ.

1970г принимал участие в общефлотском учении «Океан».

Совершил 15 дальних походов с заходами в порты разных стран. Общим числом пройденно 211 900миль.

Принимал участие в аварийно-спасательной операции на взорванном линкоре «Новороссийск», тогда погибли 27 челоаек из состава аварийно-спасательной группы.

Неоднократно, в составе с другими кораблями ЧФ, принимал участие в боевом дежурстве в Средиземном море– был кораблём управления.

14.09.1958г на борту доставил Вечный Огонь из Севастополя с Малахова кургана. Вечный Огонь был зажжён на площади героев в Новороссийске.

В 1961г принимал участие в съёмках фильма «Увольнение на берег», в эпизодической роли В. Высоцкий. В этом же году на корабле побывал с визитом Ю. Гагарин.


Крейсер «Михаил Кутузов» достойно служил стране– исполнил своё призвание, а ныне– это корабль-музей. Пришвартован к причалу морвокзала в Новороссийске. Музей с 2002года.

Открыт, и всякий человек при желании может его посетить.

Постскриптум.

Хорошую службу крейсеру для дальнейшей «жизни на почётной пенсии» послужил его броневой пояс S-100мм., но не в качестве защиты от оружия врага– применения оружия по нему, с попаданием не было никогда, а потому что больших денег стоила разделка корабля в металлолом.




*Малый ракетный корабль.

**Горюче-смазочные материалы.


Рецензии