6. Дмитрий Ермаков и Петр Колчин
Так и не уточнив, где родился Дмитрий Иванович Ермаков, можно уверенно считать, что его родиной был Тифлис. Даже бегло просмотрев его каталог, увидим перечень огромного количества фотоснимков Тифлиса, по которым можно писать историю этого древнего и красивого города.
Только небольшая часть фото опубликована в прекрасной книге-альбоме »Старый Тбилиси» первого исследователя творчества Ермакова, кандидата архитектуры, почетного гражданина Тбилиси Тамаза Георгиевича Герсамия.Много и других работ грузинских авторов о творчестве фотографа. Мы же пишем историю жизни
Д.И.Ермакова, добавляя новые факты о нем и об его окружении, а также комментируя уже известные.
Конкретных и точных сведений по поводу того, когда Ермаков открыл свое дело в Тифлисе, нет. Срезневский В.Н. в «Справочной книге фотографа», изданной в 1889 году, пишет, что Ермаков » открыл одну фотографию в Тифлисе до 1870 года, затем в 1870 году еще одну, а во время курортного сезона под его руководством действует фото заведение в Кисловодске». Подробностей никаких(50). Попов А.П. считает, что это произошло в 1880 году(12), Семакова И.А.- в 1883 году(55). Конечно, это лучше знать тбилисцам, которые могли бы получить эти сведения в Грузинском историческом архиве.
По нашему мнению, это случилось до русско-турецкой войны 1877-1878 г.г. Оно основано на следующих сведениях. 19 февраля 1880 года Россия отмечала первое двадцатипятилетие царствования царя-освободителя Государя Императора Александра II. По этому случаю для поднесения Его Величеству Главное Управление Наместника Кавказского Вел. Князя Михаила Николаевича изготовило обзор данных о состоянии края. Обзор состоял из двух альбомов в роскошных переплетах. Они были изготовлены в трех экземплярах,из которых один был передан в Тифлисскую публичную библиотеку.
В свою очередь, Управление путей сообщения на Кавказе составило еще один громадный альбом замечательных дорожных сооружений, произведенных на Кавказе в течении 25 лет: 1855-1880. Альбом заключал в себе карту Кавказа с показанием дорог путей сообщения, заглавный лист и 46 фотографий (Ольгинский мост во Владикавказе через р. Терек, Кулагинский мост через р. Байдарку, Церковь в Пасанауре, Мцхетская застава, Майкопский мост через р. Белую, общий вид г. Петровска, Гунибский каменный мост через р. Кара-Койсу, Карадагский каменный мост через р. Аварское Койсу, Геокчинскую галерея на Тифлисско-Эриванском шоссе и пр.), с показанием времени сооружения и строителей. Рисунки сооружений изготовлены лучшими художниками города Тифлиса и по спешности работы не могли быть сделаны в двух экземплярах.
На заглавном листе все сооружения, помещенные в альбоме, представлены в миниатюре и составили, как бы, иллюстрированный каталог всего альбома. Этот лист изготовлен искусным пером художника Наполеона Антоновича Кюи и снят в фотографии Колчина и Ермакова, где желающие могли его купить(85).
Таким образом, в 1879 году фотография Колчина и Ермакова уже работала и была известной(рис.1)Для открытия фотографии в городе необходимо было получить
разрешение у городских властей, а это требует также определенного времени.
С 1877 года Колчин и Ермаков являются членами Кавказского общества поощрения изящных искусств(86). Содружество фотографа и художника вполне
объяснимо. Одной техники фотографа, особенно в портретных снимках, чем на сей раз занялся Ермаков, недостаточно. Нужно создать образ, выбрать естественную позу и придать портретам приятное выражение. Хорошо, если фотограф одновременно и художник.
Мы нашли два фото, снятые в период сотрудничества «художника Колчина и Ермакова в Тифлисе», которые содержат не просто снимок, а образы людей, что является заслугой художника(рис.2 и 3)
Остановимся подробнее на содержании паспарту и его некоторую информацию. Так, фото заведение располагалось «по Дворцовой ул. дом Сараджева в Тифлисе». Вверху в центре мы видим бюст Бога красоты и искусств – Аполлона. Кисти и палитра с красками олицетворяют собой изобразительное искусство, а пятиструнная лира (инструмент Аполлона и муз) умиротворяет и ублажает самых грозных богов. Затем слева виден, свернутый рулоном, «Diplome Akademie» и справа край толстой книги с двумя портретами. С двух сторон расположено восемь изображений четырех медалей (лицевая и обратная сторона), при чем две из них датированы 1878 годом. Между ними Орден Меджидие Османской империи на колодке. Награды от Персии отсутствуют. Наполовину белая палитра содержит надпись:» Фотографiя художника Колчина и Ермакова». На фото №2 и 3 внизу монограмма из двух букв «КЕ».
Предполагаем, что паспарту рисовал художник Петр Петрович Колчин.Он родился в 1838 году, с 1855 года учился в Московском училище живописи и ваяния. До 1866 года училище было лишено права выдавать медали за успешное прохождение курса и присваивать звания художника и учителя рисования. Эта привилегия была за Императорской Академией художеств. В 1864 году именно ИАХ, оценив этюд П.П.Колчина «Мужчина в шубе» малой серебренной медалью, присвоила ему звание неклассного художника и учителя рисования (87).
На сайте GOLEMА в комментариях Анджей Капрон (Кapron Аndrzej) в 2009 году сообщил, что П.П. Колчин работал учителем и художником в Люблине (Царство Польское), а затем уехал в Тифлис (88).Мы обратились по оставленному там адресу электронной почты, но ответ не получили.
Неизвестно, почему и когда точно он приехал в Тифлис, но просто так на Кавказ не ехали. Фамилия «Колчин» не очень распространенная вообще, а тем более на Кавказе. Просмотрев «Кавказские календари», мы нашли Колчиных. Так, с 1853 года во Владикавказе в Горском окружном училище работал Колчин Константин Петрович, с 1854 года в чине коллежского секретаря был заседателем в Земском Окружном суде Пятигорска, а в 1866 году в чине надворного советника исполнял должность штатного смотрителя Горского окружного училища в Нальчике.
Алексей Петрович Колчин с 1860 года служил в Главном управлении Наместника Кавказского помощником контролеров Контрольного департамента, в 1866-1872 г.г.- в Кутаиси начальником 2-го отделения Кавказского Горского управления в чине надворного советника. В 1873 году в чине коллежского советника переведен товарищем Председателя Кутаисского Окружного суда, где проработал до 1884 года в том же чине. Это позволяет предположить, что речь идет о братьях Константине, Алексее и Петре Петровичей Колчиных.
Работу на Кавказе продолжили их сыновья: с 1888 года- музыкант(скрипач) и военный композитор Евгений Алексеевич Колчин; с 1896 года Сергей Константинович Колчин- штат-ротмистр, начальник полиции в Истису, а затем в Грозном; в 1910 году служил Алексей Алексеевич Колчин (89).
Кроме совместной работы, Ермаков и П.Колчин, по всей вероятности, каждый занимался и зарабатывал своим личным делом. Колчин писал картины, некоторые из них представлены в интернете. Дмитрий Иванович продолжал знакомить разные научные общества и организации со своими историческими снимками.
С 3(15) апреля по 2(14) сентября 1879 г. в московском Манеже на Моховой улице проходила Антропологическая выставка Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, состоящего при Императорском Московском университете. Ей предшествовали экспедиции в разные географические местности, в том числе трехмесячные экспедиция по обследованию пещер и курганов, проведенные на Кавказе при одобрении и нравственном содействии Е.И.В. Вел. князя Михаила Николаевича, Наместника Кавказского.
Нужно отметить, что в ХIХ веке научные общества в России содержались в основном, за счет их действительных членов и безвозмездным трудом других членов. И в этот раз экспедиции и выставка были проведены за личные средства антрополога А. П. Богданова и оставила его при больших долгах. В экспедициях в качестве фотографа участвовал М.М.Панов, в качестве скульптора (изготовление слепков) -Севрюгин Иван Илларионович.
Помимо материалов, собранных в экспедициях, ряд коллекций (в основном фотографий) были получены в дар, в том числе от фотографа Д. И. Ермакова и др. Неизвестно, какие фото он подарил Обществу, но ,по всей вероятности, они были ценными и Дмитрия Ивановича наградили серебренной медалью выставки(90).
На паспарту видно ее изображение с надписью на одной стороне »антропологическая выставка в Москве» на русском языке, на другой –«Ермакову» и дата 1878 год в средине венка. Там же две медали от Французской национальной Академии в 1874 и 1878 год. Что касается четвертой медали и диплома академии, то установить, когда и за какие работы получил их Дмитрий Иванович, нам не удалось.
3-22 сентября 1881 года в Тифлисе во дворце Наместника Кавказского Михаила Николаевича и при его активной поддержке состоялся V археологический съезд. Инициатива устройства археологических съездов в России принадлежала Московскому Археологическому Обществу, в лице председателя и основателя его, графа Алексея Сергеевича Уварова. Все сведения о съезде подробно печатала газета «Кавказ» (91). На съезде состоялось научное знакомство местных и приезжих ученых. Там же был рассмотрен вопрос о целесообразности предоставления членства людям, не имеющим ученой степени(92).
Среди прочих был замечен и Ермаков, о чем сообщил художественно-юмористический журнал «Фаланга»: один посетитель «на дармовщину» попал на экскурсию, организованную для участников съезда. В Михайлово, за богато сервированном обедом, он «выпил брудершафт с одним профессором, который, к его огорчению, оказался фотографом Ермаковым(93).
К съезду было приурочено открытие после капитальной перестройки и дополнений, давно существовавшего Кавказского музея, директором которого был доктор Радде.
Итогами съезда стало получение Московским археологическим обществом статуса Императорского, а в Тифлисе - учреждением 28 ноября 1881 г. на основе Общества любителей кавказской археологии( существовавшего с 1873 года) Кавказского общества истории и археологии, целью которого было изучение и распространение исторических сведений о Кавказе и сопредельных районах, сохранение памятников и предметов древности(94). Московское общество всегда относилось сочувственно не только к своим лицам, но и посторонним, предпринимавших поездки с археологической целью. Выражалось это в том, что им делали программу и полезные для них указания. Денег на дорогостоящие экспедиции общество не имело и в исключительных случаях их выделяли.
Был ли Д.И.Ермаков тем исключительным случаем, нам неизвестно. Но 20 октября 1881 года на заседании отделения Московского археологического общества было сообщено, что от Ермакова из Тифлиса получены 160 фотографических снимков с кавказских древностей.
16 декабря 1881 года он был избран членом-сотрудником Русского археологического общества (95). На сайте Московского исторического музея есть снимок Ермакова, где он сидит на стуле «в шубе» (рис.4). Фото было сделано до 1881 года, и его композиция соответствует известному этюду П.П. Колчина. В музей оно поступило из архива археологического общества(96).
Похоже, что в 1881-82 годах сотрудничество Ермакова и Колчина в фотографии прекратилось. Так, согласно Кавказскому календарю на 1881 г., (т.е. сведения до ноября 1880 года), Колчин П.П. работает учителем рисования и черчения в VIII классе Тифлисского реального училища.
Tamas Sajo в своей статье «Chronicler of the Caucasus» (Летопись Кавказа) сообщает, что художник Колчин написал большой портрет Шаха с фотографического снимка господина Ермакова. Газета «Кавказ» в 1884 году писала, что эту картину передадут в Тегеранский дворец и она » сделается достоянием и явится там, кажется, первым произведением русской живописи"(107).
20 мая 1882 году в Москве состоялась Всероссийская промышленно-художественная выставка, на которой Тифлисское реальное училище удостоилось похвальной награды за работы учеников по рисованию и геометрическому черчению (97). По всей вероятности, Колчин имел к этому успеху отношение, так как 14 сентября этого же года, ему, учителю рисования, было поручено выступить с речью на выпускном акте ремесленного училища. Речь П. Колчина была напечатана в» Циркуляре по Управлению Кавказским учебным округом» (98) и даже вышла отдельной брошюрой(99).
15 мая 1883 года Колчин, не имеющий еще никакого чина, был Высочайше награжден орденом Св. Анны 3-й степени. Это была его основное место госслужбы, где он проработал до 1898 года и дослужился до чина статского советника (100).
Одновременно Петр Петрович преподавал рисование в прогимназии «Тифлисской Великой Княгини Ольги Федоровны женской гимназии и прогимназии» (1880-1883). В 1887 году входил в состав педагогического совета прогимназии. В 1888-1889 годах, заменяя учителя рисования Н. А. Кюи, преподавал и в гимназии, и в прогимназии.
Петр Петрович, свободный художник, в 1881 и 1885 годах имел уроки рисования и в Закавказском Девичьем институте. В 1885 году вместе с Федором Трифоновичем Хламовым он работает учителем рисования в Тифлисском женском учебное заведении Св. Нины (89).
Художник Колчин 11 апреля 1884 года поставил в Тифлисском театре
«Живые картины» с участием г-ж: В. П. Есаевой, Е.П. Зобнинской, 0. А. Пановой, 0. И.Буславской, 0. А. Подымовой, Пресняковых и др. В то время было распространено такое сценическое представление, в котором исполнители, обычно без слов и движений, представляли в соответствующих костюмах темы разных картин.
Это представление и концерт г-жи В. М. Зарудной и гг. Ипполитова-Иванова, Горского, Беттинга, Рябинина и Опочинина были проведены в пользу Тифлисского железнодорожного училища и имели большой успех у собравшихся(108).
В 1887- 1891 г.г. Колчин П.П. входит в состав Правления Кавказского Общества поощрения изящных искусств в качестве кассира и преподает в подготовительном классе рисовальной школы, которой руководит Н.А.Кюи.
Наряду с этим Колчин продолжает писать жанровые картины, портреты и пейзажи. Его произведений сохранилось немного. Вот некоторые из них,которые находятся в интернете в свободном пользовании: »Благородные намерения»,(рис.5),»Музыкант»(рис.6), «Семья у колодца»( рис.7), «Портрет» (рис.8), «Горец с лошадью»(рис.9), «Живописное путешествие на Кавказ(рис.10),»Портрет девочки»(рис.11) и Драматична судьба картины «Горец с лошадью», которая находится в коллекции Национального музея Чеченской Республики. В декабре 1994 года во время штурма Грозного здание Чеченского республиканского музея изобразительных искусств имени академика П. З. Захарова было разрушено. Подвалы с экспонатами завалило бетонными плитами.Картина тоже считалась утраченной. Но полотно обнаружили в 2012 году в Краснодарском крае. «В ходе обыска были изъяты бриллианты, изумруды, рубины, а также картина кисти русского художника конца XIX века Петра Колчина, представляющая историческую ценность» - так сообщала пресс-служба МВД РФ. Картина была возвращена музею(102).
29-го сентября 1888 года во время пребывания в Тифлисе Их Императорские Величества Государь Император Александр III , Государыня Императрица и Их Императорские Высочества Государь Наследник Цесаревич Великий Князь Николай Александрович и Великий Князь Георгий Александрович посетили 1-ю гимназию. Через парадный вход они прошли в Актовый зал, который представлял собой обширную комнату, освещаемую 7-ю окнами, из которых открывался прекрасный вид на Головинский проспект ,Александровский сад и на части города, лежащие на левом берегу Куры.
Актовый зал был изящно , со вкусом убран и декорирован живою зеленью, цветами и флагами. Направо от двери по средине стены был нарисован образ , изображающий Доброго Пастыря, держащего в правой руке пастушеский посох, а в левой -несущая заблудшую овцу. Образ исполнен с картины известного немецкого художника Бернарда Плокгорста (1825 - 1907), ученика знаменитого Делароша, одним из тифлисских художников , г. Колчиным, по заказу самой гимназии 2 года тому назад (120).
Их Величества изволили посетить военно-исторический музей или «Храм славы»—хранилище картин, портретов Государей и славных кавказских героев минувших дней. У входа в музей их встречали: начальник военно- инженерного управления ген.-лейтенант Подымов , как председатель комиссии по сооружению «Храма славы», члены комиссии: ген.-лейт. Чёрнявский, д. с. с. М. К. Гакель, полковник Волков, полковник Потто и директор кавказского музея Г. П. Радде, архитектор А. Ф. Зальцман , строитель здания капитан Болгарский, а также художники Ф. А. Рубо, Л. Г. Лонго, Н.С.Самокиш , П.П.Колчин и А.И.Шамшинов , которые имели счастье быть представленными Их Императорским Величествам.
Государь Император изволил осмотреть все картины и портреты. При входе в храм, прямо против входа, была помещена неоконченная, громадных размеров картина художника Ф. А. Рубо; «Вступление первого русского полка в Тифлис в 1797 году»; левее ее-портрет ныне благополучно царствующего Государя Императора Александра III работы местного художника Колчина; Государь Император изображен во весь рост, в парадной форме, с форменной барашковой шапкой в правой руке; сзади Государя виднеется город; справа- портрет покойного Государя Императора Александра Второго в молодые годы, также во весь рост.
Затем шли следующие картины Рубо: «Поражение персиян при Елисаветполе»,«Сражение при Курюк-Дара», «Взятие Дарго», «Штурм аула Салты», «Взятие Карса» ,«Взятие Геок –Тепе», «Взятие Ахульго» , «Взятие в плен Шамиля»; Н.Самокиша «Штурм Авлиара» и др. ( 121).
Дни пребывания Высоких гостей запечатлел трудолюбивый и талантливый фотограф Дмитрий Ермаков
После отъезда высоких гостей продолжилась обычная жизнь.Кавказское общество поощрения изящных искусств объявляло распорядок занятий в школе рисования, где наряду с художниками Лонго, Кюи и др., по четвергам вел занятия Колчин(122).
Рисунок Колчина, выполненный в технике фототипии в заведении «Т-ва И.Н.Кушнерева и Ко», был использован в качестве иллюстрированной издательской обложки 22 выпуска «Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа» за 1897 год( рис.12) (103).
Но самая значительной и важной работой в жизни Петра Петровича была живописная роспись новостроящегося в Тифлисе военного собора. Еще в 1864 году Главный Священник Кавказской армии протоиерей Стефан Гумилевский написал записку на имя Наместника Кавказского и Главнокомандующего Кавказской армии Его Императорского Высочества Вел.князя Михаила Николаевича и обосновал необходимость постройки собора. Делу постройки этого собора Его Высочество придал знаменательный характер: новый храм, удовлетворяя религиозные нужды частей войск, расположенных в Тифлисе, должен был в то же время служить вечным памятником окончания войны и водворения мира на Кавказе. Им же было указано место для постройки храма на Гунибской площади.
Из 16 представленных проектов выбрали проект проф. Гремм и Гедикэ. Но только 13-го апреля 1891 года окончилось устройство оснований и фундаментов. 26 апреля 1891 года Главный Священник Кавказской армии протоиерей Гумилевский торжественно освятил начало работ по строительству здания соборного храма войск Кавказского военного округа во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Строителем собора был инженер-полковник В.П.Герасимов(104).
Из истории военного собора, написанной 19 мая 1897 года священником Константином Красовским в газете «Кавказ», можно узнать какие живописные работы выполнил Колчин по собственным композициям, а какие -по художественным образцам Московского храма Христа Спасителя и Киевского Владимирского собора(105). Так, изображение Господа Саваофа, размещенного в куполе, медальоны, в которых находились изображения Христа в терновом венце и Божией Матери- композиции художника Колчина. Изображение апостолов Колчин копировал с И.Н.Крамского, св. Иосифа –с Е.С.Сорокина. Мария Магдалина – подражание В.И.Васнецову. Две картины из русской истории:1) кончина благоверного князя Александра Невского в схиме Алексия Донского пред битвою на Куликовом поле- также его композиции. Все работы Колчин проводил с другим местным художником Луиджи Каэтановичем Лонго. Освящен военный собор святого благоверного князя Александра Невского 21 мая 1897 года, а разрушен по приказу Берия в 1952 году. Фото собора(рис.13) и его внутренний вид с росписью художников сохранились (104).
Как сложились отношения между этими людьми в последующие годы, неизвестно. Но, похоже, каждый пошел свои путем. Колчин был на государственной службе. Ермаков сам зарабатывал на содержание семьи, в которой уже было трое детей.
НЕДАВНО в марте 2025 года ПОЛУЧИЛА ГРУСТНЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ-
7 августа 1898 года от паралича сердца художник Петр Петрович Колчин скончался. Ему было 60 лет. Смерть его настигла в Кобулетах, где он, по всей вероятности, отдыхал с семьей. Объявление о случившемся давала в «Тифлисском листке» жена София Андреевна с детьми. Его прах по железной дороге доставили в Тифлис и прямо с вокзала - в Кукийскую кладбищенскую церковь Св.Нины. Там же 10 августа на православном кладбище и похоронили. Отпевали священник Александр Разумовский с диаконом Давидом Гарсиевым и псаломщиком Иннокентием Богословским.
продолжение о работе Ермакова http://proza.ru/2024/04/17/913
фото из Грузинской национальной библиотеки и из интернета
https://tgumbatova.livejournal.com/
Свидетельство о публикации №224030100441