15. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  15.
Иисус узрев народы, взыде  на гору. И седши Ему, приступили к Нему ученицы Его. И отверз уста Своя, учаще их глаголя Блаженны нищие Духом, яко тезх есть царствие Небесное (Мф V 1:3)

" Смотри, как Христос далёк был от честолюбия и гордости! -  обращает наше внимание Святитель. - Когда собралось множество народа Он "садится на одном месте, не в городе, не среди площади, но на горе, в пустыне, научая тем нас ничего не делать напоказ"
Итак, какие  полагает для нас  Христос  основания  новой жизни?
"Он начинает дивное слово Свое: Блаженны нищие Духом, ибо их есть Царствие Небесное. 
Что значит нищие Духом?
Смиренные и сокрушенные сердцем.
Блаженными он называет тех, кто смиряются не по необходимости  обстоятельств, а тех, которые по своей воле смиряют себя и уничижают.
Почему сказал не смиренные, а нищие?
Потому что последнее  выразительнее первого.
Нищих он называет тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих
На кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес моих" (Ис LXVI 2).

2. "Много степеней смирения, - поясняет Святитель, - иной умеренно смирен, а иной с переизбытком, и  напоминает
"Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит " (Пс L 19)
Все величайшие бедствия произошли от гордости.
Так как , следовательно,  гордость есть верх зол, корень и источник всякого нечестия, то Спаситель и приготовляет врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон, как крепкое и безопасное основание...
Если этого основания не будет,  то хотя кто бы до небес возвышался жизнью, все это легко разрушится и будет иметь худой конец.
Хотя бы ты отличался  постом, молитвой, милостынею, целомудрием или другой какой- либо добродетелью, без смирения все это разрушится и погибнет.
Так случилось с фарисеем. Войдя на самый верх добродетели, он ниспал с него и потерял все потому, что не имел смирения - матери всех добродетелей.
Как гордость есть источник всякого нечестия, так и смирение есть начало всякого благочестия."
Святитель  обращает наше внимание на то, что преподаваемое учение Христос излагает не в виде увещеваний или повелений, а в виде блаженств, делая, таким образом проповедь Свою занимательнее и для всех  открывая поприще учения... хотя бы ты был рабом, нищим, бесприютным, необразованным, нет никакого препятствия к тому, чтобы тебе быть блаженным, если будешь иметь эту добродетель ( смирение)."
Вторая заповедь, по видимому, противоречит мнению всей вселенной.
Христос говорит Блаженны плачущие, хотя все их почитают несчастными.
Иоанн Златоуст  объясняет, что речь идёт о плачущих о своих грехах, так как
есть другой плач, вовсе непозволительный, плач о житейских предметах."

3. Господь называет плачущих о грехах блаженными.
Святитель назидает: "Действительно, и эта заповедь научает всякому благочестию. В самом деле, если тот, кто оплакивает смерть детей, жены или кого-нибудь из родственников, то во время скорби не увлекается ни любовью к богатству и плоти, ни честолюбием, не раздражается обидами, не снедается завистью, ни другой какой не предается страсти, а бывает всецело поглощен  скорбью; то не гораздо ли более покажут свое бесстрастие относительно всего этого те, которые подобающим образом оплакивают грехи свои? Какая им будет награда?
Яко тии утешаться, говорит Христос. Скажи мне, где они утешатся?"
Иоанн Златоуст  твёрдо отвечает нам:  "И здесь, и там. И не почитай этих слов иносказательными.
Подлинно, когда Бог утешает, то хотя бы тысячи скорбей с тобой случилось, все победишь, потому что Бог всегда награждает труды с избытком."
Блаженства кротцыи,  яко тии наследят землю.
Святитель разъясняет нам, что напрасно говорят, что кроткие наследуют землю духовную. По его мнению, это несправедливо. "В Писании нигде не упоминается о земле духовной.
Христос соединил с духовными наградами чувственные. Так как кроткий человек может подумать, что он теряет свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что он то безопасно и владеет своим имуществом: он ни дерзок, ни тщеславен; кто же напротив будет таковым, то может лишиться и наследственного имения, и даже погубит свою душу."
Иоанн Златоуст  подчеркивает:
"Христос в Своих словах не ограничивает наград настоящими благами, но вместе предлагает и будущие. Когда Он говорит о чем- то духовном, то не отвергает выгод настоящей жизни; равным образом, когда обещает что-нибудь в здешней жизни, то этим не ограничивает своего обещания.
Ищите, говорит Он, царствие Божия, и сия вся приложится Вам" ( Мф VI 33).

4. Блажени  алчущие и жаждующие правды.
Какой правды?
Святитель разъясняет, что правда - это не добродетель вообще,   а тот вид правды, который противоположен
любостяжанию.
И Христос "называет блаженными тех, которые стараются о правде, воспрещающей хищение и любостяжание."
"Вникни в то - обращается к нам Иоанн Златоуст, -  с какой силою Он выразил Свою заповедь. Он не сказал блаженные, которые ищут правды, но - блажени алчущие и жаждующие правды, внушая этим, чтобы мы не как- нибудь, но с полной любовью стремились к ней... Потом Он (Христос) опять  представляет чувственную награду, говоря: яко тии насытятся...
Итак, поступая справедливо, не бойся бедности, и не страшись голода.
Поистине, те то особенно лишаются всего, кто похищает чужое. А кто любит справедливость, владеют всем безопасно."
Святитель продолжает: " Если не похищающие чужого имения наслаждаются благоденствием, то гораздо больше те, которые свое раздают. Блажени милостивые. Здесь мне кажется говорит Он не столько о тех, кто оказывает свое милосердие деньгами, но и о тех, которые оказывают его делами. Есть много различных  видов  милосердия и   заповедь эта обширна.
Какая же награда за милосердие? Яко тии помилованы будут."
Такое Божье  воздаяние, по мнению Святителя намного превосходит добродетель.
"Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
Вот опять духовная награда!
Чистыми  здесь Он называет тех, "которые приобрели всецело добродетель, и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии, потому что для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем  столько не имеем нужды,
как в этой добродетели."
Блаженны миротворцы ( Мф.5:9)
По мнению Святителя, "здесь Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собой, но требует ещё более, - именно того, чтобы мы примиряли несогласие и других; и опять представляет духовную награду.
Какую же?
Ибо они будут наречены сынами Божиими,, так как и дело Единородного Сына Божьего состояло в том, чтобы соединить разделённое и примирить враждующее."
Иоанн Златоуст  отмечает, что  "мир не везде есть дело похвальное, поэтому Христос дал заповедь блажени изгнанные  за правду - то есть гонимые за добродетель, за покровительство другим, за благочестие.
Блажени вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.(Мф.5:11)
Радуйтесь и веселитесь  (Мф.5:12)
Христос как бы так сказал: пусть вас называют обманщиками, льстецами, злодеями или каким другим именем - вы все блаженны.
Что, кажется, страннее таких наставлений, - называть вожделенным для человека то, чего, по мнению других, нужно избегать, то есть: нищету, слезы, гонения, поношения...
Однако, Христос не только изрёк эти заповеди, но и убедил всю вселенную.
Такова была сила слов небесного Наставника!"

5. Святитель предупреждает нас: "Впрочем,  чтобы ты не подумал, что одни поношения, какие бы то ни было,  делают людей блаженными, Христос определяет эти поношения двумя видами. А именно: когда мы терпим их ради Него и когда они будут ложными. Если же не будет ни того, ни другого, то поносимый не только не блажен, но и несчастлив."
Иоанн Златоуст обращается к нам:  "Если ты слышишь, что ни при каждом роде блаженства даруется Царство Небесное, не унывай.
Хотя Христос различно описывает награды (нищим, плачущим, кротким, алчущим,  миротворцам), но всех вводит в Царство."
Святитель акцентирует наше внимание, что в последней заповеди Христос  определённо и прямо обращает речь свою не ко всем, а  именно к  ученикам:
Блажени вы, егда поносят вас...
и за перенесенные во имя Его страдания
обещает им: Велика ваша награда  на Небесах.
Христос присовокупил им ещё другое утешение: так гнали и пророков, бывших прежде вас"
То есть приравнивает своих учеников к пророкам.


6. За страдания  Господь положил ученикам  великую награду.
" Но чтобы кто не сказал: почему Ты ныне не отомщаешь злословящим и не заграждаешь уст их, а обещаешь награду на Небесах?" -  Святитель разъясняет нам, что Бог и во  время  пророков не отмщал врагам их...
Заметь и то, после скольких заповедей Он предложил эту последнюю. Он сделал это не без намерения и желал показать, что тот, кто заранее не приготовлен и не утвержден всеми теми заповедями, не может вступать и в эти подвиги.
Потому то Христос сплел нам из этих заповедей златую цепь, всегда пролагая  путь от предыдущей заповеди к последующей.
В самом деле, человек смиренный будет оплакивать и грехи свои;
оплакивающий свои грехи будет и  кротким и праведным и  милостивым; милостивый, праведный и сокрушенный будет непременно чист по сердцу, а такой будет и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов и к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий".
Господь укрепляет учеников  словами
Вы есть соль земли.
" Все человечество повредилось и помрачилось от грехов.
Потому - то он и требует от учеников своих таких добродетелей, которые были необходимы для исправления других.  В самом деле, кто кроток, тих, милостив и праведен, тот не для себя только одного творит добрые дела, но старается эти  благие источники добра излить и на пользу других.
Также и чистый сердцем и миролюбивый и гонимый за истину живёт для блага общего...
Неужели они ( ученики) в самом деле исправили то, что испортилось?..
Солью нельзя помочь тому, что уже испортилось. Они этого и не делали, а осоляли уже  прежде исправленное, им переданное и освобожденное  от зловония, содержа и сохраняя в том самом обновлении, в каком приняли от Господа."
По мнению Святителя Господь хочет, чтобы ученики "были не только сами  благоразумны, но и других делали такими. Быть благоразумными особенно нужно тем, от которых зависит спасение других".

7. Аще же соль обуяет, чем осолится?
Ни во что же будет ктому, точить да иссыпана будет вон и попираема человеки.
"Чрез вас  (учеников) и другие заблудившиеся могут образумиться, - говорит Святитель, - а если вы утратите свою силу, то погубите с собою и других. Поэтому чем важнее возложены на вас обязанности, тем более вы должны иметь ревности...
Другие, если и много раз согрешат, все- таки могут быть прощены; но учитель, если согрешил, не может ничем извинить себя, и должен понести тягчайшее наказание...
Если же вы будете строги в обращении и за это подвергнитесь злословию, радуйтесь. Таково именно свойство соли, что она едкостью остроты своей неприятна на вкус людей сластолюбивых. Злословие, следовательно. необходимо будет преследовать вас, но нисколько не повредит вам.  Если же вы устрашитесь злословия, оставите подобающую вам твёрдость, то подвергнетесь тягчайшим бедствиям; вас все будут и  злословить и презирать, а это самое и значит попираема.
   Господь, укрепляя своих учеников, говорит:
Вы  есть свет мира.( Мф.5:14)
Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф.5:15-16)
Святитель так толкует обращение Господа к ученикам: "Я, говорит Он (Господь), возжег свет, а вы своим старанием должны поддерживать этот свет, и это не для себя только, но и для других, которые должны восполниться его сиянием и руководствоваться им к истине...
Покажите жизнь вполне достойную благодати, чтобы благовествование ваше везде оправдывалось вашей доброй жизнью.
Если хорошо будете жить, говорит Он, то не только обратите всю вселенную, но и будете способствовать славе имени Божьего".

8. Иоанн Златоуст обращается к нам, как Господь к своим ученикам:
" Если мы будем жить добродетельно, то хотя бы вся вселенная говорила о нас худое, и тогда мы будем счастливее всех и привлечем к себе всех желающих спастись, потому что они будут обращать внимание не на злословие нечестивых, но на добродетельную жизнь.
Подлинно, голос добродетели  громче всякой трубы, и жизнь чистая светлее самого солнца, хотя бы злословящих было  неисчислимое множество...
Итак, если будем кроткими, смиренными, милостивыми, чистыми, миротворцами, не будем отвечать оскорблениями на оскорбления, а, напротив, прнимать их с радостью, то мы всех взирающих на нас привлечем не менее, чем чудесами, и все охотно устремятся к нам, хотя бы кто был неукротим подобно зверю, хотя бы кто был лукав подобно злому духу,- словом, как кто ни был худ."

9. Иоанн Златоуст с сожалением приводит примеры нерадивых христиан, которые оставив все, стараются собрать барыши, пустить деньги в рост, закупить поля, дома, рабов...
" Но ты иногда милуешь нищих?- с печалью спрашивает он- Однако же и тут большая погибель для тебя, потому что ты делаешь это или с надменностью  или из тщеславия, так что и в добрых делах нет для тебя пользы.
Что может быть бедственней, если ты у самой пристани терпишь кораблекрушение?
Итак, чтобы не случилось этого с тобой, для этого, сделав доброе дело, не ищи от меня благодарности, чтобы иметь тебе должником  самого Бога, Который сказал: взаймы давайте тем, от которых вы не надеетесь ничего получить.( Лк.6:35)
Имея такого должника, для чего же ты, оставив Его, требуешь от меня, человека бедного и скудного?
  ...и не ищи получить с меня, человека, ничего не имеющего.
Сам Бог сказал:
Благотворящий бедному даёт взаймы Господу ( Притч. 19: 17)

10. "Перестанем поступать так, как мы поступаем теперь, когда, например, видя, что другие ссорятся и дерутся между собой, останавливаемся и окружаем это дьявольское зрелище, чтобы позабавиться бесстыдством других.
Может ли что быть бесчеловечней этого? Видим, что бранятся, ссорятся, раздирают друг у друга одежду, разбивают друг другу лицо, и спокойно продолжаем стоять
Посмотри на корабельщиков- говорит Святитель, - как они  спешат" при кораблекрушении на  помощь к товарищам по ремеслу .
"Кто ссорится, кто изрыгает хулы, наносит побои, подвергается такому кораблекрушению.
Итак, пойди, прекрати зло, спустись в это бурное море и исхить утопающих, и разрушив зрелище дьявольское, уговаривай каждого порознь, погаси пламень и укроти волны.
Не бойся: многие подадут тебе руку помощи, только начни, а прежде поможет Бог мира. И если ты первый начнёшь гасить пламя, то многие и другие последуют за тобой, и ты получишь награду за их доброе дело".
"Или не знаешь ты о том рабе, который должен был
10 000 талантов, и после того, как долг прощен был ему, душил товарища своего за 100 динариев - или не знаешь, сколько претерпел он бедствий, и как был предан вечному мучению (Мф.XVIII 28)- предупреждает нас Иоанн Златоуст. -
Ведь и мы много, много должны Господу. Однако Он ждёт и долготерпит, не истязует нас, как мы своих собратий, не душит, не мучит. Между тем, если бы Он захотел потребовать от нас хотя бы малейшей части долга, мы давно бы погибли.
Размышляя об этом, простим должников наших, не требуя ничего...
Возвысившись над этим, будем прощать и деньги, и оскорбления должникам своим... не будем помнить зла на ближних своих, и таким образом сподобимся благ вечных, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.


Рецензии