Себе

Как учёные изменили правильную  парадигму понимания на не правильную. Энергии не существует. Я не понимаю, почему этого не понимают)). Слово ввели для замкнутых систем, но сохраняется не "энергия" - E, а сила материй - F Из википедии, всё понятно. - "Эне;ргия (др.-греч. ;;;;;;;; — действие, деятельность, сила, мощь) — скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой перехода движения материи из одних форм в другие. Введение понятия энергии удобно тем, что в случае, если физическая система является замкнутой, то её энергия сохраняется в этой системе на протяжении времени, в течение которого система будет являться замкнутой. Это утверждение носит название закона сохранения энергии." ;;;;;;;; - не "энергия". Словом "энергия", изменили парадигму мышления - это и ежу понятно))


Выбор слова
§ 139. Смысловой и стилистический отбор лексических средств
Важнейшим условием нормативности речи является правильный выбор слов, их лексическая сочетаемость. Последняя определяется значением слова, его принадлежностью к тому или иному стилю речи, эмоционально-экспрессивной его окраской. Иначе говоря, при построении предложения слова должны подбираться в соответствии с присущей им в литературном языке семантикой и стилистическими особенностями.

Нередко затруднения в выборе слова связаны с недостаточно четким разграничением смысловых оттенков или грамматических особенностей близких по звучанию однокоренных слов (так называемых  п а р о н и м о в). Ср. приводимые ниже пары глаголов, при наличии общего значения каждый из глаголов пары сохраняет присущие ему смысловые оттенки:

упростить – опростить: общее значение – «сделать более простым», но второму глаголу присущ дополнительный оттенок «довести упрощение до последней степени» (ср.: упростить фабулу романа – опростить фабулу романа);

усвоить – освоить; усвоить значит «теоретически понять, разобраться в чем-либо, запомнить, воспринять»; освоить значит «вполне овладеть чем-либо понятым, уметь применять на практике» (ср.: усвоить сложные приёмы работы – освоить сложные приёмы работы);

усложнить – осложнить: общее значение – «сделать более сложным или слишком сложным», но второму глаголу присущ дополнительный оттенок «сделать более трудным» (ср.: усложнить свою жизнь – осложнить свою жизнь);

утяжелить – отяжелить: общее значение – «сделать более тяжелым», но у второго глагола это значение связано с представлением об отрицательных последствиях (ср.: утяжелить автобус – отяжелить автобус); кроме того, ему присуще переносное значение «сделать тяжеловесным (литературное произведение или его стиль)».

Глаголы уплатить – оплатить различаются в основном способом управления: после первого употребляется предложная конструкция, после второго – беспредложная (винительный падеж); ср.: уплатить за проезд по железной дороге – оплатить проезд по железной дороге, уплатить по счёту – оплатить счёт.

Различаются также смысловыми или стилистическими оттенками следующие пары глаголов:

выполнить – исполнить: общее значение – «осуществить, претворить в жизнь», но второй глагол имеет книжный характер (ср.: выполнить поручение – исполнить поручение, выполнить заказ – исполнить заказ);

подготовить – приготовить: общее значение – «провести работу для выполнения, осуществления чего-либо», но в первом глаголе содержится дополнительное указание на предварительный характер этой работы (ср.: подготовить домашнее задание – приготовить домашнее задание);

помириться – примириться: в значении «терпимо отнестись к чему-либо, свыкнуться» чаще употребляется второй глагол (ср.: помириться со случившимся – примириться со случившимся); в значении «прекратить состояние ссоры, вражды» второй глагол имеет разговорный характер (ср.: соседи после ссоры помирились – соседи после ссоры примирились);

посмотреть – осмотреть: общее значение – «рассмотреть с целью ознакомления (музеи, памятники старины, достопримечательные места)», но во втором глаголе больше подчеркивается цель ознакомления (ср.: посмотреть выставку картин молодых художников – осмотреть выставку картин молодых художников);

предоставить – представить: первый из них имеет значения: 1) «отдать в распоряжение, пользование» (предоставить помещение под общежитие, предоставить нужные материалы); 2) «дать возможность, право что-либо сделать» (предоставить решить спор самим, предоставить слово на собрании); второй глагол означает, в частности, «доставить, предъявить, сообщить» (представить доказательства, представить нужные материалы). Различаем также: ему предоставлена возможность… (т. е. дана) – ему представилась возможность… (т. е. возникла, появилась).

Глаголы встать – стать во многих сочетаниях приобретают общее значение и становятся взаимозаменяемыми. Однако при этом может возникнуть различная стилистическая окраска конкретного текста. Так, в значении «перестать действовать или двигаться», «покрыться льдом, замерзнуть» употребление глагола встать (река встала, часы встали) имеет разговорный характер. Такой же оттенок имеют сочетания встать у власти, встать на якорь и некоторые другие. С другой стороны, разговорный характер имеет употребление глагола стать вместо встать в значении «возникнуть, появиться» (стал вопрос).

Глаголы вычесть – высчитать: в значении «удержать какую-либо сумму денег, предназначенных к выдаче» в литературном языке употребляется первый, второму присущ разговорный оттенок.

Глаголы надеть – одеть: первый обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету (надеть пальто, надеть шляпу, туфли, перчатки, очки, кольцо, коньки; надеть шубу на ребёнка, надеть чехол на кресло); второй глагол обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженные прямым дополнением (одеть ребёнка, одеть куклу). Употребление глагола одеть вместо надеть характерно для обиходно-разговорной речи (Он одел пальто и вышел на улицу).

Глагол кушать стилистически ограничен в своем употреблении: в современной литературной речи он не употребляется в форме 1-гo лица (в 3-м лице обычно только по отношению к ребенку), т. е. практически он используется только при вежливом приглашении к еде. В остальных случаях употребляется его нейтральный синоним есть.

Стилистическая дифференциация однокоренных слов нередко связана с формой словообразования. Так, для просторечия характерно наличие приставки в ряде слов, которые в литературной речи употребляются как бесприставочные, например: завсегда (ср. всегда), задаром (ср. даром, также в значении «бесполезно, напрасно»), зазря (ср. зря), заиметь (в значении «достать, получить, приобрести в собственность или во владение»), заполучить (ср. получить), напополам (ср. пополам), насовсем (в значении «навсегда»). Ср. также неправильное взаимообразно (вместо заимообразно).

В других случаях имеет значение характер приставки. Ср.: взвесить – завесить, сшить – пошить, сначала – поначалу (в каждой паре второй вариант присущ разговорно-просторечному употреблению).

Различаются также паронимы-существительные, например:

договор (письменное или устное соглашение, условие о взаимных обязательствах) – договорённость (соглашение, достигнутое путем переговоров); ср.: договор на поставку леса – договорённость о работе на дому;

значение (смысл, содержание) – значимость (наличие смысла); ср.: значение слова, значение взгляда – значимость сказанного; в смысле «важность, значительность» оба слова совпадают (социальное значение – социальная значимость);

истина (правда, действительное положение дел) – истинность (соответствие истине); ср.: стремление к истине, момент истины – истинность выдвинутых положений;

поверка (проверка времени, инструментов; перекличка с целью проверить наличный состав людей) – проверка (установление правильности чего-либо, соответствия чего-либо чему-либо); ср.: поверка часов, вечерняя поверка – проверка документов, проверка отчётности;

поступок (действие, совершенное кем-либо) – проступок (провинность); ср.: самоотверженный поступок – мелкий проступок;

статус (правовое положение) – статут (устав, положение о чем-либо); ср.: статус независимых государств – статут ООН.

В значении «лицо, получившее командировку, находящееся в командировке» употребляется субстантивированное прилагательное командированный, например: Я поселился в маленьком уютном доме для командированных (Паустовский). Употребление вместо него слова командировочный присуще разговорной речи, например: – Надя, проводите командировочную (Г. Николаева).

Ср. также приводимые ниже пары прилагательных:

близкий – ближний; совпадают в значениях: 1) «находящийся неподалеку, на небольшом расстоянии» (близкие горы – ближние горы), но второе прилагательное указывает на б;льшую степень близости; 2) «находящийся в кровном родстве» (близкий родственник – ближний родственник), но в этом значении второе слово устарело;

виновен – виноват: первое слово означает «совершивший преступление» (виновен в подделке денег), второе – «провинившийся в чем-либо, нарушивший правила морали, вежливости и т. д.» (виноват в несвоевременном представлении отчёта);

далёкий – дальний; совпадают в значениях: 1) «находящийся на большом расстоянии; доносящийся издали; имеющий большое протяжение» (далёкий край – дальний край, далёкое эхо – дальнее эхо, далёкое расстояние – дальнее расстояние), но при этом второе слово может указывать на более удаленный предмет по сравнению с другим, расположенным ближе (дальний конец сада); 2) «отдаленный большим промежутком времени, относящийся к давнему прошлому» (далёкое прошлое – дальнее прошлое), но в этом значении второе слово употребляется редко;

длинный – длительный; совпадают в значении «долго продолжающийся, продолжительный» (длинный разговор – длительный разговор, длинная пауза – длительная пауза), но в большинстве случаев различаются сочетаемостью с другими словами: длинный сочетается с названиями периодов времени (длинная ночь, длинная зима) и указывает на протяженность во времени (длинный доклад, длинный урок), а длительный сочетается с названиями действий и состояний, рассчитанных на долгий срок (длительный полёт, длительное лечение);

дружеский – дружественный; совпадают в значении «основанный на дружбе, выражающий дружбу» (дружеские отношения – дружественные отношения, дружеский тон – дружественный тон), но второе слово имеет добавочный смысловой оттенок «взаимно благожелательный (о народах, государствах, отношениях между ними)»;

духовный – душевный: первое слово обозначает «связанный с внутренним, нравственным миром человека» (духовные запросы), второе – «связанный с психическим состоянием человека» (душевный подъём);

желанный – желательный: первое слово означает «такой, которого желают, ожидаемый» (желанный покой, желанный гость), а второе – «соответствующий желаниям, интересам; нужный, необходимый» (желательное присутствие, желательное решение); ср.: желанная перемена обстановки (указывается объект желания) – желательная перемена обстановки (указывается целесообразность, потребность, соответствие чьим-то интересам);

короткий – краткий; совпадают в значениях: 1) «непродолжительный, малый по времени» (короткий промежуток времени – краткий промежуток времени, короткая встреча – краткая встреча), но короткий часто указывает на устойчивый признак явления (короткий зимний вечер), а краткий – на недлительность, краткосрочность (краткое посещение); 2) «не многословный, изложенный в немногих словах» (короткий разговор – краткий разговор), но чаще в этом значении употребляется краткий;

несчастный – несчастливый; совпадают в значениях: 1) «не знающий счастья, радости» (несчастная жизнь – несчастливая жизнь); 2) «неудачный» (несчастный день – несчастливый день); в обоих случаях чаще употребляется второе слово;

обыкновенный – обычный: первое слово означает «ничем не примечательный, не выделяющийся среди других» (обыкновенная дворовая собака, обыкновенный блокнот), второе – «часто встречающийся, привычный» (обычный здоровый вид, в обычное время);

особенный – особый: первое слово означает «непохожий на других, отличный от них, необычный» (особенный талант, особенный запах), второе – «большой, значительный» (представляет особую трудность, смотреть без особого удивления) (в других своих значениях слово особый не смешивается со словом особенный);

разный – различный; совпадают в значениях: 1) «разнообразный, всякий, всевозможный» (доносились различные звуки, приводились разные доводы – приводились различные доводы); 2) «неодинаковый, непохожий» (у сестёр разные характеры – у сестёр различные характеры), но разный имеет еще значение «не один и тот же, иной, другой» (разошлись в разные стороны);

редкий – редкостный; совпадают в значениях: 1) «не часто встречающийся» (редкое явление – редкостное явление, редкое событие – редкостное событие); 2) «исключительный, выдающийся по каким-либо качествам» (редкий талант – редкостный талант, редкая доброта – редкостная доброта), но чаще в обоих случаях употребляется первое слово, второе из них имеет оттенок устарелости.

Различаются однотипно образованные имена прилагательные, например:

гигиенический – гигиеничный: первое обозначает «основанный на гигиене» (гигиенические нормы), второе – «удовлетворяющий требованиям гигиены» (гигиеничная обстановка);

логический – логичный: первое обозначает «относящийся к логике, основанный на ее положениях; закономерный» (логические законы, логический конец), второе – «соответствующий логике, разумный, последовательный» (логичный вывод);

практический – практичный: первое обозначает «относящийся к практике, связанный с нею» (практическое применение знаний), второе – «выгодный, удобный по каким-либо качествам» (практичная одежда);

экономический – экономичный: первое обозначает «относящийся к экономике, хозяйственной деятельности» (экономическая политика), второе – «выгодный в хозяйственном отношении» (экономичная машина).

Стилистически разграничиваются сочетания купированный вагон – купейный вагон (второй вариант характерен для профессионального употребления).

Приведенные выше отдельные примеры являются только иллюстрацией к затруднениям и неточностям при выборе слова. Вообще же значения слов проверяются по словарям.

Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке /
Д. Э. Розенталь. М.: АЙРИС-пресс, 2017 (особенно рекомендую
прочитать раздел h4p://rosental- book.ru/styli_xxxv.html#sect140).







 Основы основ: «Мыслительные» глаголы


Рисунок - (с) Anipa Zak

Через шесть секунд вы начнёте ненавидеть меня.
Но через шесть месяцев, вы станете писать лучше.

Начиная с этого момента – как минимум следующие полгода – вы не должны использовать «мыслительные» глаголы. Такие как: Думать, Знать, Понимать, Осознавать, Верить, Хотеть, Помнить, Представлять, Желать и сотни других, которые вы так любите использовать.

В список также следует включить глаголы: Любить и Ненавидеть.

И туда же добавить: Быть и Иметь, но мы вернёмся к ним позже.




До Рождества, вы не должны писать: « Кенни хотел узнать, не рассердилась ли Моника на то, что прошлой ночью он куда-то ушёл…»

Вместо этого вам нужно раскрыть это предложение так, чтобы получилось что-то похожее на: «По утрам, после той самой ночи, когда он не ночевал дома, опаздывая на последний автобус настолько, что приходилось ловить попутку или искать такси, чтобы добравшись, увидеть в постели Монику, притворяющуюся спящей, претворяющуюся, так как она раньше никогда не спала так тихо, теперь по утрам, она ставила в микроволновку только свою чашку с кофе. Его - никогда».

Вместо персонажей знающих всё, теперь, вы должны показать читателю детали, позволяющие ему узнать, что это за персонажи. Вместо персонажа желающего чего-то, теперь вы должны описать всё так, чтобы и у читателя возникло это желание.

Вместо того, чтобы сказать «Адам знал, что нравится Гвен».

Вы должны написать: «На переменах, между уроками, Гвен всегда стояла, прислонившись к его шкафчику, когда он подходил чтобы открыть его. Она закатывала глаза, делала шаг в сторону, оставляя черный след каблука на крашеном металле, и запах своих духов. Кодовый замок всё еще хранил тепло её задницы. И на следующей перемене, Гвен будет стоять на этом месте, снова».

Проще говоря, больше никаких сокращений. Только специфичные, чувственные детали: действия, запахи, вкус, звук и ощущения.
Обычно, авторы используют «мыслительные» глаголы в начале параграфа (В такой форме их можно назвать «Тезисными заявлениями», и я покритикую их позже) для того, чтобы показать идею параграфа. И всё, что следует за ними, призвано проиллюстрировать их.
Например: «Бренда понимала, что не успевает. Пробка тянулась от моста вперёд еще на восемь или девять перекрестков. Батарея телефона разрядилась. Дома нужно выгулять собак, иначе придётся вычищать весь тот бардак, что там случится. Плюс ко всему, она ещё пообещала полить цветы у соседки…»
Вы видите, как «тезисное заявление» в начале параграфа крадёт силу всех последующих фраз? Не делайте так.
Если ничего другого не остается, уберите первое предложение и вставьте его после всех остальных. Ещё лучше, измените его и напишите: Брэнда ни за что на свете не успела бы сделать всё это в срок.
Мышление – абстрактно. Знания и вера неосязаемы. Ваша история всегда будет гораздо сильнее, если вы просто покажите физические действия и черты вашего персонажа и позволите своему читателю самому думать и познавать. И любить и ненавидеть.
Не нужно говорить читателю: «Лиза ненавидела Тома».
Вместо этого, постройте историю так, как это делает адвокат в суде, деталь за деталью. Представляя одно доказательство за другим. Например:
«Во время переклички, в долю секунды, после того как учитель произнес имя Тома и прежде чем он ответил, прямо в этот же миг, Лиза была готова громким шепотом сказать: «Подтирка для жопы», прямо перед тем, как Том, произнесет «Здесь»».
Одна из наиболее распространённых ошибок, совершаемых начинающими писателями, состоит в оставлении своих персонажей в одиночестве. Когда вы пишите, вы можете быть один. Читатель тоже может быть один. Но, ваш персонаж должен оставаться в одиночестве как можно меньше времени, потому что одинокий персонаж начинает думать, беспокоится или интересоваться.
Например: Ожидая автобус, Марк начал беспокоится о том, сколько времени займёт поездка…»
Лучше, было бы написать: «В расписание было написано, что автобус придёт в полдень, но на часах у Марка было уже 11:57. Видна была вся дорога до самого торгового цента, и никакого автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на развороте, в дальнем конце дороги и решил вздремнуть. Шофёр дрыхнет без задних ног, а Марк вот-вот опоздает. Или того хуже, водитель напился, приедет сюда пьяным и возьмёт у Марка семьдесят пять центов за смерть в жуткой автокатастрофе...»
Персонаж, находящийся в одиночестве просто обязан впасть в фантазирование или предаться воспоминаниям, но даже в этом случае вы не имеете права использовать «мыслительные» глаголы или любые родственные абстракции.
Ах, да – вы также можете забыть об использовании глаголов забыть и вспомнить.
Больше никаких переходов типа: «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал её волосы»
Вместо этого: «Тогда, на втором курсе, Нельсон расчёсывал ей волосы, мягкими, бесконечно долгими движениями своей руки».
Повторяю еще раз - раскрывайте. Не пишите коротко.
Ещё лучше, столкните один ваш персонаж с другим, быстро. Пусть они встретятся, и начнётся действие. Позвольте их поступкам и словам показать их мысли. Вы – держитесь подальше от того, что происходит у них в голове.
И пока вы избегаете «мыслительных» глаголов, будьте очень осторожны, используя блёклые глаголы, такие как «быть» и «иметь».
Например:
«Глаза у Анны были голубыми»
Сравните:
«Анна закашляла и замахала рукой перед лицом, отгоняя сигаретный дым от своих бездонно голубых глаз, а затем улыбнулась…»
Вместо пресных, утверждающих «быть» и «иметь», постарайтесь скрыть сокровенные детали того, кем на самом деле является персонаж, в его поступках или жестах. По своей сути, таким образом вы визуализируете свою историю вместо того чтобы просто рассказывать её.
После того, как вы научитесь раскрывать свои персонажи, вы всегда будете ненавидеть тех ленивых писателей, которые пишут, ограничиваясь лишь: «Джим сидел возле телефона, задаваясь вопросом: почему, до сих пор не позвонила Аманда».
Пожалуйста. Теперь можете ненавидеть меня сколько угодно, но не используйте «мыслительные» глаголы. После Рождества, можете пускаться во все тяжкие, но я готов поспорить с вами на деньги, вы сами этого не захотите.
*
По поводу домашней работы. Прошлым вечером, я перебирал свои любимые DVD стоящие на полках, и считал «заряженные ружья», спрятанные в каждом из них. В фильме Девятая Сессия [1] первое ружьё – это часы: работа должна быть выполнена за неделю. Затем - квест: что произошло между ведущим персонажем и его женой?
В черно-белом фильме 1964 года Логово Дьявола [2] заряженное ружьё это квест: Как Элеонора справится с виной, которую она чувствует за то, что позволила умереть своей престарелой матери?
В обоих фильмах, присутствует очевидное «механическое» ружьё и спрятанное «мотивационное» ружьё. В Логове Дьявола нам рассказывают, как первая хозяйка дома с приведениями умерла, когда её экипаж врезался в дерево. Теперь угадайте, как умрёт рассказчик? И нам рассказали о том, что предыдущий жилец покончил жизнь самоубийством, чувствуя вину за то, что позволил умереть своему старому клиенту, оставив его без опеки.
Короче говоря – читайте книги и смотрите фильмы, которые вам нравятся, и ищите в них запрятанные «ружья».
Домашняя работа на этот месяц - посмотрите свои работы и отметьте каждый «мыслительный» глагол. После этого придумайте, как устранить его. Уничтожьте его через раскрытие этого глагола.
После этого, возьмите несколько опубликованных рассказов какого-нибудь писателя и сделайте с ними тоже самое. Будьте безжалостны.
«Мэрри представила себе рыбу, прыгающую в лунном свете…»
«Нэнси вспомнила, каким было вино на вкус…»
«Ларри понимал, что он покойник…»
Найдите их. После этого придумайте, как их переписать и сделать сильнее.
Спасибо за вопросы, присланные мне в прошлом месяце. Если у Вас есть ещё – присылайте, и я отвечу на них в середине июня.
*
На этой неделе, я разбирался с затерявшимися письмами. Их только что доставили, сюда, некоторые из них со штемпелем от прошлого августа.
С начала июня я буду в дороге, посещая различные книжные мероприятия. Журнал Playboy публикует ещё два рассказа из книги Призраки. Я сообщу Вам даты выхода. На своих встречах я буду читать историю, которая гораздо «хуже» чем Кишки. Эту историю Playboy отказался публиковать из-за «экстремальности» темы.
В июне и июле я буду в турне по поводу выхода книги Фантастичнее Вымысла [3] .
Встречи будут проходить в Портланде и Юджине, Орегон. Сиэтле, Спокане, Вашингтоне. И после многих лет.. наконец-то в Сан-Диего.
Точные даты, время и место будут известны позднее.
Кроме этого, у меня будет турне в честь выхода бумажной версии книги Дневник
Встречи по поводу этой книги:
Сентябрь 20.Cooper Union в Нью-Йорке
Сентябрь 21 Нью-Йоркский государственный литературный институт в Албани
Сентябрь 22 Международный аэропорт Роли-Дарем
Сентябрь 23 Майами
Сентябрь 24 Аустин
Сентябрь 27 Энн-Арбор
Сентябрь 28 Чикаго
Сентябрь 29 Мэдисон
Сентябрь 30 Миннеаполис
Осктябрь 1-2 Мизула и Монтана
Октябрь 4 Денвер
Вот приблизительный график. Я размещу информацию о времени и местах встреч, как только мне о них станет известно
Еще раз, позже, в этом году я отвечу на другие письма, но только на отправленные в промежуток между датами, о которых пока не сообщалось. Если вам хочется получить личный ответ, продолжайте проверять вебсайт относительно будущего «окна» для писем и пишите только в указанные даты.
И, спасибо за то, что читаете меня.

Источник:
Автор: Чак Паланик
Перевод с английского: Sergey Toronto

_________________________________________________________

[1] Фильм ужасов режиссёра Брэда Андерсона снятый в 2001 году
[2] Фильм ужасов режиссёра Роберта Уайза 1963 года
[3] Книга Чака Паланика 2004 года





упражнение будильник идей

Олег Нестеров, музыкант, продюсер и теоретик музыки рассказал: если
при написании очередного альбома группы «Мегаполис» у него наступает
творческий ступор, музыканты всей командой отправляются в бар выпить пива.
Сидят там до ночи, а потом вытаскивают Олега и сажают его в поезд метро
на кольцевой линии кататься до закрытия подземки. Ступор исчезает, Олег пишет
несколько песен во время вояжа и на следующий день у коллектива есть материал
для работы.
Вспомните и выпишите все места и обстоятельства, при которых у вас происходил
спонтанный всплеск творческой активности. В помощь вам матрица вариантов.
Последовательно читайте каждый вариант, обводите подходящие кружком,
а затем сопоставляйте выбранные варианты между собой, чтобы точно вспомнить
место, время и обстоятельства. На это у вас должно уйти не более 30 минут.
Если попутно будут приходить в голову свои элементы, просто вписывайте
их в пустые ячейки:

Ночь Улица Фонарь Аптека
Утро Город Стул Кафе
День Квартира Кровать Одиночество
Дача Автобус Мелодия Дождь
Лодка Усталость Тишина Природа
Самолет Наушники Грусть Пустота
Электричка Толпа Медитация Дрёма
Автомобиль Траффик Бодрость Луна

На основе отмеченных в ячейках вариантов в повествовательной форме с
максимальными подробностями опишите ниже, как выглядит ваш
персональный «Будильник идей»:

После того, как зафиксируете возможные
локации, отправляйтесь на практике
исследовать влияние среды на себя.
Только важное условие – возьмите с собой
дневник для записей и фиксируйте
все приходящие вам в голову идеи.




Брейнхак от Гоголя
«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком
толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так
чтобы слишком молод» – это начало поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые
души» и одновременно суть креативной техники Гоголя. Однажды его спросили
о том, как ему удается так продуктивно работать: без творческих кризисов, сдавая
все рукописи в срок. На это писатель ответил, что в любом настроении каждый
день садится за стол и если нет вдохновения, то начинает просто перечислять
и сопоставлять возможные признаки героев или ситуаций и постепенно
формируется идея. В один из таких дней Николай Васильевич начал писать
«Мертвые души» и теперь суть техники навсегда зафиксирована в первых строках
поэмы.

Для себя мы отметим, что сопоставление полярных признаков и качеств
определенного объекта позволяет обойти творческий ступор.

БРЕЙНХАК от Солженицина

Однажды после мероприятия Александру Солженицыну товарищ предложил
пройтись вместе до метро. На это известный писатель ответил категорическим
отказом. Несмотря на то, что прогулка до метро занимала всего 10 минут,
Солженицын запланировал на это время обдумать
очередную идею. Этот пример подсказывает нам,
как можно наилучшим образом для нашего ума
использовать традиционные маршруты:
поездка на работу, прогулка в магазин или до метро.
Не включайте наушники с музыкой или радио на этих
отрезках. Лучше системно пофантазируйте,
кластеризуйте мышление по какой-либо личной теме
или воспользуйтесь бодрой скрепкой.





Средства выразительности различных

функциональных стилей

1. Логико-понятийные (информационные) средства выразительности.

2. Чувственно-воздействующие средства (средства выражения личностного начала):

1) фонетико-интонационные средства,

2) графические средства,

3) лексические средства,

4) фразеологические средства,

5) словообразовательные средства,

6) морфологические средства,

7) стилистические фигуры.

 https://studfile.net/preview/1844980/







МАРКЕТИНГ




Книжные блогеры

Критерий отбора блогов — открытость авторов и хотя бы
теоретическая готовность рассказать о новой книге.
Однако какие-то блоги меняются, какие-то перестают

функционировать.

YouTube

Название
канала

Блогер Описание

Приют мысли Тамара
Хакимова

Я библиотекарь и не представляю своей жизни без книг,
поэтому, естественно, в роликах рассказываю о прочитанных
книгах и просмотренных фильмах. Не навязываю свое мнение,
а просто размышляю... если у Вас иная точка зрения, поделитесь
со мной... будет очень классно, если у нас получится диалог...
Читает разные книги, в том числе и новых авторов

Дочитаю
и спать

Кристина Я уже больше 3 лет веду свой книжный блог в Instagram,

и в какой-то момент там мне стало слишком тесно. Иногда просто
невозможно сказать всё, что хотелось бы, в маленьком посте.
Блогер открыт для сотрудничества с авторами. Включает новинки
в свои обзоры

Большой список YouTube-блогеров: https://vk.com/booktuber?w=page-17298539_49400850.
Название
канала

Блогер Описание

Книгагид Евгения
Власенко

Канал о книгах, книжных людях и событиях, мимо которых
не проходит литература

Теория
большого
чтива

Мария
Покусаева

Обзоры самых разных книг и жанров.
Автор открыт для коммерческих предложений
nika.alisier@gmail.com

Instagram

Профиль Автор Описание

Книжный Плюшкин Даша Даша Обзоры современной прозы.
Сотрудничает с новыми
авторами. См. кейс Анны
Калугиной

Ольга Родякина Ольга Родякина Вкусно рассказываю
о малоизвестных книжных
мирах

Книжный первооткрыватель
Тина

Тина Обзоры на приключения,
фэнтези и нон-фикшн
Книжный мотиватор Ира Ира Обзоры на разные книги
от нон-фикшн до детективов.
По отзывам авторов — делает
обзоры платно

Профиль Автор Описание

Ксюша. Читающий психолог Ксюша Читает современных российских
авторов, готова прочитать вашу
книгу

Марья. Читатель из глубинки Мария Библиотекарь из Сибири
Погружаемся в мир чтения Алина Фэнтези и ромфант
Кролик с образованием Полина Карева Готова озвучить вашу книгу

Telegram

Название Блогер О канале

Книжный лис Олеся Нон-фикшн.

Художественная литература.
Подборки книг.
По вопросам рекламы
@Mr_varlamov

Пересмешники Света и Слава Сотрудничество @SlavaS
Опыты чтения Мария Закрученко Независимый книжный блог.

Я читаю все подряд.
Канал о книгах во всех форматах.
Жизнь бессмысленна, ищем настоящие
истории, чтобы ее наполнять

1 Ridero Day - канал
о книгах, про которые
еще никто не знает

Федор Венцкевич Автор делает обзоры на книги,
опубликованные на платформе Ridero

Да сколько можно Лена Васильева Обзоры современной русской прозы

Вконтакте

Название Авторы О канале
Хорошие книги Станислав
Секретов

; Подборки книг по вашему запросу — на любой возраст,
тематику, а также по автору, серии, издательству.
; Посты об интересных современных авторах и книгах
; Закупки книг напрямую от издательств по ценам
в 1,5-2 раза ниже.
; Книги из личной домашней библиотеки на дом.
; Проверенные лайфхаки и секреты для родителей
по преодолению «нечтения» книг у детей

Интересные книги Есть возможность предложить новость о своей книге.
Если хотите рассказать сообществу о своей книге —
отправляйте письмо, в котором обязательно должно быть:
обложка книги, аннотация, отрывок из книги (10–20%) в виде
файла (epub, pdf). Остальное на ваше усмотрение. Оставляю
за собой право отклонить публикацию

Название Авторы О канале
Все о фэнтези
и фантастике

Анастасия
Козлова

Вы любите фэнтези во всех проявлениях? Фильмы, книги
и компьютерные игры? Тогда вы пришли по адресу!
Обзоры, рецензии, анонсы новых книг.
А также списки книг по жанрам и подборки произведений.
Паблик размещает посты о книгах новых авторов

Книги Большое сообщество о книгах. Официально принимает рекламу
Группа сообществ Страница, посвященная размещению рекламы в сообществах,

в том числе связанных с литературой

Книги:
Фантастика,
ЛитРПГ, Фэнтези

Анастасия
Козлова,
Дмитрий
Березов

Размещают рекламу от авторов

Другое интересное

Cервис подписки на рассказы: https://shufladka.com/. Можно
прислать свои рассказы, и если они понравятся автору, то он
их включит в рассылку.
Еще больше блогов можно найти на сайте премии
«Блог пост»: https://blog-post-award.ru/.

На субъективный взгляд, лучше идти к блогерам, которые
набрали не так много подписчиков, как топовые. Им будет
приятно, что их заметили, и, скорее всего, они с большей
радостью сделают обзор книги.
По наблюдениям, «Вконтакте» имеет довольно много пабликов
на тему «фэнтези, фантастика», и в целом, вариантов рекламы
на этой площадке гораздо больше,
чем, скажем, в Telegram. Все прозрачно, открыто и понятно.







Литературные премии

В этом документе вы найдете информацию об основных
негосударственных и государственных премиях, премиях союзов
писателей, мировых премиях, а также советы по их выбору.
Участие в премиях обязательно повысит шансы

вашей книги на издание.

1. Основные литературные премии
для российских авторов художественной литературы
(негосударственные(!), и действующие в настоящее время, не закрытые)

Премия Номинатор Цели, принцип отбора,
особенности

Большая
книга

Правом выдвижения на соискание премии опубликованного
произведения обладают автор (авторы) произведения,
книжные издательства, СМИ, творческие союзы,
федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов РФ, члены жюри премии
— литературной академии. Рукописи неопубликованных
произведений, выдвинутые авторами,
к рассмотрению не принимаются. Правом выдвижения
на соискание премии неопубликованных произведений
(рукописей) обладают книжные издательства, СМИ,
творческие союзы, федеральные органы госвласти, органы
государственной власти субъектов РФ, члены жюри
премии — литературной академии. Тексты, изданные на
средства автора или в сервисе самопубликаций,
принимаются на правах рукописи

Национальная
литературная премия
учреждена с целью поиска
и поощрения авторов
литературных
произведений, способных
внести существенный вклад
в художественную культуру
России, повышения
социальной значимости
современной русской
литературы, привлечения
к ней читательского
и общественного внимания

Продолжение таблицы

Премия Номинатор Цели, принцип отбора,
особенности

Национальный
бестселлер

Оргкомитет формирует список из известных
и уважаемых представителей книжного
мира — издателей, критиков, писателей,
поэтов, журналистов, — которым
предлагается выдвинуть на соискание
премии по одному произведению,
созданному на русском языке и
существующем в виде рукописи или впервые
опубликованном за истекший год.
Все представленные таким образом
произведения попадают в длинный список
премии

Цель премии — вскрыть
невостребованный иными
средствами рыночный
потенциал отличающихся
высокой художественностью
и/или иными достоинствами
прозаических произведений

Продолжение таблицы

С 2022 г. не вручается

Премия Номинатор Цели, принцип отбора,
особенности

Ясная
поляна

Номинаторами в номинации «Современная русская
проза» являются литературные журналы,
издательства, профильные издания и союзы, лауреаты
премии «Ясная Поляна» и члены жюри.
В номинацию «Иностранная литература» книги
предлагают эксперты, состав которых определяется
ежегодно. Все предложенные экспертами книги
составляют длинный список номинации. Он
объявляется в марте. Короткий список не
определяется, лауреат объявляется в октябре.
В номинации «Событие» жюри принимает внутреннее
решение. До 1 сентября можно присылать
рекомендации по адресу премии в свободной форме
yppremia@yandex.ru

Цели литературной премии:
; отмечать выдающееся
произведение
современного автора,
которое несет в себе
идеалы человеколюбия
и которое важно прочитать
именно сейчас, потому что
оно определяет круг
литературных тенденций
настоящего времени;
; отмечать самые значимые
зарубежные книги и их
перевод на русский язык;
; отслеживать важные для
книжной сферы события

Продолжение таблицы

Премия Номинатор Цели, принцип отбора, особенности
НОС (Новая
словесность)

Правом выдвижения
на премию обладают
книжные
издательства, СМИ,
творческие союзы
и объединения,
литературные
агентства

Главная особенность премии «НОС» — открытость процесса
принятия решений: выбор финалистов и победителя проходит
в рамках ток-шоу жюри и экспертов при активном участии
журналистов, литераторов и культурной общественности
и с обязательной онлайн-трансляцией.
Основная задача проекта — усовершенствовать институт
отечественной критики путем модернизации жанра
литературной премии.
Современность / инновационность текущей прозы
организаторы премии рассматривают, прежде всего, под
углом «новой социальности» литературного текста: как
создание новых смыслов, новой системы художественных
координат, новой ментальной и метафорической карты мира.
Премия мыслится как важная интеллектуальная площадка
для критических дискуссий о художественном эксперименте
в современной литературе, о модернизации критического
инструментария оценки произведения, о новых
взаимоотношениях письма и визуальности, искусства
и общества, этического и эстетического, художественного
и политического, о самих границах художественности
Продолжение таблицы

В настоящее
время
заморожена

Премия Номинатор Цели, принцип отбора, особенности
Премия
Андрея
Белого

Правом номинации на премию
обладают лауреаты премии
Андрея Белого, члены
Комитета премии, члены
Консультативного совета
премии

Задачи премии:
; фокусировать внимание на авторах,
ориентированных на обновление принципов письма
и радикальные инновации в сфере тематики и
художественной формы;
; поощрять публикацию инновационной литературы,
критиков и исследователей, успешно работающих
в этом направлении, переводчиков книг, знакомящих
с новейшими явлениями мировой литературы;
; поощрять издательские проекты и периодические
издания, чьи цели близки идеологии Премии Андрея
Белого;
; отдавать должное акциям — организационным,
спонсорским, просветительским, способствующим
формированию и расширению аудитории
инновационного литературного творчества;
; отмечать заслуги тех, кто внес особый вклад
в развитие российской литературы

Продолжение таблицы

С 2022 г.
не вручается

Премия Номинатор Цели, принцип отбора, особенности
Русские
рифмы,
русское
слово

Номинировать на премию могут свои
произведения молодые авторы от 18
до 35 лет

Найти, поддержать и сделать
известными среди широкого круга
читателей самых талантливых молодых
прозаиков, поэтов и драматургов
страны — главная цель и желание
организаторов премии

Электронная
буква

На конкурс принимаются книги,
которые опубликованы на «ЛитРесе»,
посредством сервиса «ЛитРес:
Самиздат» в течение оговоренного
времени на сайте премии.
Самовыдвижение авторов. На премию
не принимаются книги, размещенные
для бесплатного прочтения

Цель премии — поддержка
начинающих авторов и чтецов.
Главным призом является продвижение
книг лауреатов на всех ресурсах
группы компаний «ЛитРес»

Продолжение таблицы

В настоящее время
не вручается

Премия Номинатор Цели, принцип отбора, особенности
Русский
детектив

Правом выдвижения на
соискание премии обладают:
автор (соавторы)
произведения, достигший
совершеннолетия, в том числе
авторы, избранные членами
жюри премии; книжные
издательства, творческие
союзы, СМИ, владеющие
правами на издание
выдвигаемого на соискание
премии произведения

Премия организована с целью поощрения деятелей
литературы и кино за их достижения и вклад
в развитие детективного жанра: повышение статуса
детективного жанра и остросюжетной прозы
у литературного и кино сообщества, повышения
читательского и общественного внимания
к авторам и произведениям в жанре детектив
и остросюжетная литература, поиска и выявления
новых талантов, авторов произведений
детективного жанра и остросюжетной литературы
и кино, а также с целью продвижения телеканала
«Русский детектив»

Продолжение таблицы

Премия Номинатор Цели, принцип отбора, особенности
Лицей На соискание премии выдвигаются
произведения авторов от 15 до 35 лет
(включительно), ранее не выдвигавшиеся на
национальные литературные премии. Место
жительства автора произведения значения
не имеет.
Правом выдвижения на соискание премии
обладают автор (авторы) произведения,
региональные книжные издательства,
региональные СМИ

Премия учреждена с целью поиска
и поощрения молодых талантливых
российских авторов, способных создавать
литературно-художественные
произведения высокого качества и внести
существенный вклад в сохранение
и развитие российской и мировой
художественной литературы, продолжая
традиции великого русского поэта
и прозаика Александра Сергеевича
Пушкина. Она также нацелена
на дальнейшую поддержку талантливых
авторов, продвижение лауреатов
на международные издательские рынки,
выдвижение их произведений
на соискание крупных международных
литературных премий, в том числе
Нобелевской премии в области литературы

Продолжение таблицы

Премия Номинатор Цели, принцип отбора, особенности
ФИКШН35 Премия для русскоязычных авторов
до 35 лет. В выдвижении произведений
принимают участие литературные критики,
блогеры, писатели, редакторы толстых
литературных журналов и СМИ (с полным
списком номинаторов можно ознакомиться
на странице длинного списка премии).
Авторы не могут номинировать свои
произведения

Главная цель премии — широкое
открытое обсуждение произведений
молодых писателей

Антоновка
40+

Премия вручается авторам старше 40 лет,
пишущим на русском языке,
вне зависимости от гражданства, страны
проживания и национальной
принадлежности.
Право выдвижения на премию имеют
авторы (самовыдвижение), издатели
и правообладатели.
На конкурс принимаются произведения,
ранее не получавшие премий и иных наград

Премия имеет целью:
; поддержку традиций великой
русской литературы;
; популяризацию литераторов России
и зарубежья, пишущих на русском
языке;
; увековечение памяти
об А. К. Антонове, распространение
его творческого наследия

Продолжение таблицы

В настоящее
время
не проводится

Приостановила
работу

Премия Номинатор Цели, принцип отбора,
особенности

Бунинская
премия

Правом выдвижения на конкурс обладают
издательства, литературные журналы,
российские и зарубежные организации,
изучающие русский язык, вузы, в которых
имеются кафедры по изучению русского
языка и литературы, известные
литературные обозреватели и ученые,
лауреаты Бунинской премии

Премия учреждена
для поддержания изящности
русской словесности, сохранения
и развития лучших традиций
отечественной литературы

АБС-премия
(Фонд
братьев
Стругацких)

Члены Номинационной комиссии сообщают
Оргкомитету свои предложения по лучшим
произведениям минувшего года. Из этих
предложений формируется лонг-лист
премии

Учреждена в целях стимулирования
творческой и издательской
активности в сфере серьезной
фантастики, продолжающей в
нынешних условиях лучшие
традиции так называемой «золотой
поры НФ»

Продолжение таблицы

Премия Номинатор Цели, принцип отбора,
особенности

Рукопись
года

На премию могут быть номинированы свободные
от копирайта рукописи авторов, чьи произведения,
за исключением номинированной рукописи, ранее
не издавались тиражом более 1000 экземпляров,
вне зависимости от года издания. Публикация
в интернете не является препятствием для участия
в премии.
Номинационный список составляется двумя способами:
1) автоматически из рукописей, присланных на
рассмотрение в издательство «Астрель-СПб»
в установленный срок (1 год);
2) номинаторами, которых Оргкомитет премии назначает
из числа известных писателей, журналистов, деятелей
культуры и пр. Каждый номинатор имеет право
выдвинуть на соискание премии только одну рукопись.
Информация о номинаторах заблаговременно
публикуется в СМИ и/или интернете

Цель премии — помочь
талантливым авторам
добиться успеха и признания
в литературном мире
посредством публикации
их рукописей

2. Государственные литературные премии

Помимо премий на самом высшем государственном
уровне вроде Премии Президента РФ в области
литературы и искусства за произведения для детей
и юношества, существуют премии на региональных
уровнях, например:
; Премия города Москвы в области литературы
и искусства.
; Премии Правительства Санкт;Петербурга в области
литературы, искусства и архитектуры.
; Государственная премия Республики Татарстан имени
Габдуллы Тукая.

Таким образом, вы можете поискать премии, вручаемые
правительством вашего региона, и, если есть возможность
самовыдвижения, попробовать свои силы на ее соискание.

3. Премии союзов писателей

Существует много организаций, имеющих сочетание «союз писателей» в своем
названии, и почти каждая из таких организаций вручает свою премию. Также есть
региональные представительства Союза писателей России, региональные союзы
писателей и почти все так или иначе являются учредителями или соучредителями
премий.
Примеры таких премий:
; Литературные премии, учрежденные Союзом писателей России
(или при его участии).
; Литературная премия им. Н.В. Гоголя.
; Московская литературная премия.
Стоит искать сайты различных писательских объединений, в том числе
региональных и международного уровня, так как есть вероятность, что на них вы
сможете узнать о еще одной премии. Будьте внимательны, региональные союзы
номинируют или разрешают номинироваться обычно писателям и поэтам из своих
регионов.

Продолжение таблицы

4. Мировые премии по литературе

Название О премии

Нобелевская премия Самая престижная премия в мире, вручаемая за достижения в области

литературы

Международный Букер Цель: отметить лучшего автора вне зависимости от национальности
и языка, на котором он пишет, за достижения в области художественной
литературы.
Престижная литературная премия учреждена в 2005 году
как альтернативная Букеровская премия: на нее могут претендовать
как англоязычные авторы, так и писатели, чьи произведения были
переведены на английский язык. Победитель выбирается исключительно
решением жюри, а номинирование от издателей не принимается

Название О премии
Дублинская
литературная
премия

Цель: отметить лучший роман года в мировой литературе, «продвигать
совершенство в мире литературы».
Вручается каждый год за лучшее произведение в прозе, изданное
на английском языке.
Книги на участие в конкурсе выдвигают библиотеки столиц и крупных
городов мира. Каждая из библиотек-участниц может номинировать
до 3 романов ежегодно. К участию в конкурсе привлечены 400 библиотечных
систем из 177 стран мира. География премии постоянно расширяется
Гонкуровская премия Цели премии: отметить лучший роман года на французском языке.
Победителя определяют члены Гонкуровской академии, куда входят
10 самых известных литераторов Франции. Определение лауреата
происходит в несколько этапов, а голосование является устным
Премия Хьюго Литературная премия в области научной фантастики, присуждается
ежегодно за произведения выпущенные на английском языке. Победителя
выбирают поклонники фантастики — члены Всемирного конвента научной
фантастики (Worldcon)

Больше информации о премиях можно узнать в разных подборках: на LiveLib, на сайте «Большой книги».

5. Советы по выбору премий

; Искать в рамках своего региона, например: литературные премии
Архангельской области или литературные премии Сибири.
; Искать премии литературных журналов (имеет смысл, если Вы в них
публикуетесь): премия журнала Сибирские огни.
; Искать на сайтах агрегаторах премий и конкурсов: Конкурсгрант,
Всеконкурсы, Литературные премии России, Подборка конкурсов 2021 года
от Ridero.
; Искать премии, учрежденные различными фондами, например, по запросу
«литературная премия учрежденная фондом».
; А также следить за конкурсами, которые анонсируют независимые журналы
для публикации малой прозы и неформата, например, здесь список таких
журналов: https://literatice.ru/publication.

6. Прочее

Хорошая статья о премиях, но учитывайте, что «Русский Букер» уже
не существует:




















Книжный маркетинг
; Писательская наглость vs личный бренд.
Как заниматься самопиаром не ломая себя,
но с пользой для книги.

Модуль 3. Лекция 3

О чем мы поговорим на этой лекции

1. Писательская наглость:
; Самая главная установка.
; Этапы развития писательской наглости.
2. Как заниматься самопиаром не ломая себя, но с пользой
для книги:
; С чего начать: соцсети и персональный сайт.
; Откуда брать отзывы: читательские
и профессиональные — и что с ними делать дальше.
; Что делать, если отзывы плохие.
; Как создать шумиху вокруг выхода своей книги.
; Пресс-кит, буктрейлер и прочий креатив.
; Как избежать главных ошибок книжного маркетинга.

1. Писательская наглость
Авторский курс Ирины Гусинской

Самая главная установка
Книга сама себя НЕ ПРОДАСТ.
; Скромный писатель = неизвестный писатель.
; Без осознанных усилий с вашей стороны
никто не узнает о существовании вашей книги.
; Вам нужно выработать здоровую
писательскую наглость.
; Даже если ваша книга выходит в издательстве
(и особенно если в самиздате), ее успех
зависит от вас.

Чем писательская наглость
отличается от личного бренда
И там и там — непрерывный процесс самопозиционирования.
Но в случае личного бренда он должен затрагивать и отражать
практически все сферы жизни, то есть цель — продвижение
своей нехудожественной книги — вписать в глобальную
стратегию построения своего личного бренда как
эксперта.
Если книга художественная, ее автору совершенно
необязательно выворачивать наизнанку свою личную
и профессиональную жизнь, миру интересно в первую
очередь творческое альтер-эго. Вы, кстати, можете
придумать псевдоним и биографию, как для героя
вашей книги. Тем не менее многие инструменты брендинга
нам пригодятся.

Слагаемые писательской наглости

; Личность.
; Ценности.
; Увлечения и интересы.
; Сильные стороны.
; Образование и опыт работы.
; Кумиры и наставники.
; Стиль.
; Цели.
; Целевая аудитория.
; Связи.

Этапы развития
писательской наглости
1. Выходим из сумрака:
; УТП и ключевые послания: на чем делаем акцент;
; элементы образа: маркетинг-кит, сторителлинг, фото,
биография и миссия;
; точки контакта: внедряемся в среду обитания вашей
целевой аудитории (не распыляемся!);
; используем имеющийся и наращиваем социальный
капитал, особенно в околокнижной среде;
; готовим пресс-кит.
2. Взращиваем доверие:
; бэкстейдж в рабочей среде;
; собираем отзывы и рецензии;
; просим советов и рекомендаций;
; интервью;
; показываем себя как личность / лайфстайл.

Выходим из сумрака
Взращиваем
доверие

Этапы развития писательской
наглости (продолжение)
3. Формируем сообщество:
; проводим презентации;
; участвуем в литературных конкурсах и подаемся на премии;
; участвуем в книжных мероприятиях;
; нетворкинг;
; коллабы (с другими авторами и прочими творцами,
блогерами и не только);
; проводим конкурсы для читателей (пасхалки в книге,
фото с книгой, отзывов).
4. Используем открывшиеся возможности:
; работаем с площадками (возможности
маркетплейсов неисчерпаемы!);
; ищем возможности для экранизаций
и продажи прав за рубеж;
; пишем новые книги.

Выходим из сумрака
Взращиваем
доверие
Формируем
сообщество

Используем
открывшиеся
возможности

О чем важно помнить,
прежде чем запускать промомашину
; Ваша книга — инструмент маркетинга, а не его объект.
; Вы продвигаете также и себя как автора, а не только книгу.
; Ваша книга никого не волнует, всех волнует то,
что они приобретут, прочитав ее.
; Думайте о продвижении книги как о сюжете:
вам нужно рассказать историю о том, почему вы ее написали,
чем она может быть людям полезна, как их затронет или изменит.
Продвижение книги — это отличное упражнение для писателя.
Никто, кроме вас, не сможет так убедительно
и красочно рассказать о вашей книге.
; Книжный маркетинг — это марафон, а не спринт.
; Книжное промо всегда идет по волне, пик приходится на момент
выхода книги (см. график на следующем слайде).

Кривая продвижения

Разогрев аудитории

© Алина Сайдашева

2. Как заниматься

самопиаром не ломая себя,
но с пользой для книги
Авторский курс Ирины Гусинской

С чего начать

; Концептуализация.
; Выбор и оформление соцсетей (личный профиль,
страница или даже группа), чем будут отличаться.
Пример: Галина Юзефович.
; Выбор и вступление в тематические сообщества
и рекомендательные сервисы.
; Сайт-страница автора = визитная карточка*.
* Можно обойтись соцсетями, особенно поначалу.
Примеры Instagram: Элизабет Гилберт, Чак Паланик,
Долорес Редондо, Ася Долина, Мира Янина.

Что должно быть на вашей странице

; Биография.
; Контакты.
; Информация о книге (в том числе все места, где ее можно
приобрести во всех форматах).
; Ссылки на профили в (других) соцсетях.
; Подписка на рассылку (если она входит в ваши планы).
ОБНОВЛЯЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ!

Примеры сайтов: Дарья Донцова, Сергей и Анна Литвиновы,
Г. Л. Олди, Тамара Крюкова.

Что делать в соцсетях /
на сайте в разные моменты
; Кастомизируйте свои профили.
; Приоткройте занавес «мастерской писателя».
; Конкурсы и голосование (обложка, название и т. п.).
; «Пробник» текста (1 глава, sneak peek,
зацензурированный фрагмент, бонусный контент).
; Giveaway (придумайте свой хештег, общение с вами,
материальные призы — мерчендайз).
; Тематическое партнерство.
; Видеообращение.
; Q&A (особенно в инстаграме) и FAQ.
; Гостевые посты.
; Предзаказы и ссылки на все магазины.
; Анонсируйте вечеринку в честь выхода книги
(виртуальная тоже ОК).

Отзывы и рецензии: зачем и куда
Почему отзывы важны:
; Показывают релевантность книги.
; Дают социальное доказательство.
; Помогают потенциальному покупателю превратиться
в реального.
Где их разместить:
; На лицевой стороне обложки.
; На заднике книги.
; В самом начале книги (перед титулом).
; На клапанах.
; На странице книги в онлайн-магазинах.
; На сайте книги.
; В пресс-ките.
; На страницах-отзывантах в соцсетях.

Признаки хорошего блерба
От слова blurb.
; Отзыв реального читателя (не стесняйтесь просить!).
; Релевантная теме персона с регалиями / с лояльной аудиторией.
; Цитата из публикации СМИ о книге.
; Убеждает читателя, что книгу надо купить.
; Без чрезмерных восторгов, не создает впечатление проплаченного.
Имейте в виду:
; Большинство профотзывантов не будут читать вашу книгу.
; И писать блерб тоже не будут.
; Они утвердят тот, что напишете вы.
; Если блерб об авторе, а не о книге, это многоразовый блерб.
; Если блербов несколько от равных по регалиям людей,
самое безопасное — размещать их в алфавитном порядке фамилий.

Как заполучить больше
читательских отзывов

; Просите о них (рассылка, в тексте книги,
в соцсетях).
; Пообещайте плюшек за отзыв.
; Благодарите тех, кто уже отозвался
(сторис + репосты).
; Изучите политику отзывов на разных
платформах.
; Напишите первый отзыв сами
и попросите помощи у своей группы
поддержки.

Откуда взять профессиональные
отзывы

; СМИ, книжные блогеры и литкритики.
; Публикации в литературных журналах.
; Колонки о книгах, публикация отрывков, интервью и авторский контент.
; Предтиражные экземпляры и pdf.

Совет: если нет выхода в СМИ, не чурайтесь блогеров (книжных и не только) —
с ними часто комфортнее сотрудничать.
Залог успешного сотрудничества с блогерами:
; Предварительный анализ и осознанный выбор (аудитория, охват, репутация).
; Формирование реалистичных ожиданий.
; Платное и бесплатное сотрудничество.
; Пост-анализ сотрудничества (охваты, комментарии, промокоды).

«Мою книгу ругают. Что делать?»

; Ругать будут в любом случае.
; Будьте готовы.
; Не читайте отзывы (радикальный вариант).
; Не принимайте близко к сердцу.
; Не кормите троллей.
; Попытайтесь узнать истинную причину негатива /
объясните свою позицию.
; Допустите, что оппонент может быть в чем-то прав.
; Блокируйте неугодных / пишите жалобы на необоснованность.
; Учитывайте критику только от тех, кого уважаете.
; Не отвечайте на негатив негативом.
; Помните, зачем вы во все это ввязались.
; Не позволяйте себя расстроить.

Буктрейлер: нужен ли и какой
Мало кто их делает. Еще меньший процент делает их хорошо.
Буктрейлер бывает:
; Повествовательный (воспроизводит сюжет произведения).
; Атмосферный (передает настроение книги и читательские эмоции).
; Концептуальный (транслирует ключевые идеи и общую смысловую
направленность текста).
; Игровой (мини-фильм по книге).
; Неигровой (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами,
рисунками, фотографиями и т. п.).
; Анимационный (мультфильм по книге).
Совет: если вы никогда не монтировали видео, наймите профессионала
или не делайте буктрейлер.
Пример: См. также конкурсы буктрейлеров.

Пресс-кит
Минимальный состав пресс-кита:
; Описание книги: краткая и подробная версии.
; Биография: краткая и подробная версии.
; Обложка книги (лицо, разворот, 3D).
; Фото автора (3 на выбор — да, вам нужна свежая фотосессия).
; Блербы — отзывы.
; Контактная информация.
; FAQ.
; Буктрейлер и все остальное, чем люди охотно
делятся в соцсетях (цитаты).
Совет: залейте все это в облако!

Как создать шум
вокруг выхода своей книги
; Разошлите письма по своему списку контактов / подписчикам.
; Создайте волнительные посты во всех своих профилях.
; Обновите шапки и биографию в соцсетях, дайте ссылку на покупку книги.
; Поблагодарите всех тех, кто помог выходу вашей книги, — и не забудьте отметить
своих читателей.
; Сделайте вирусные картинки с цитатами из своей книги.
; Объединитесь с другим новоиспеченным автором и проинтервьюируйте друг друга.
; Инициируйте фан-арт*.
; Приурочьте выход книги к релевантному событию (например, книжная ярмарка).
; Придумайте офлайн-активность для ваших читателей, квест.
; Поощряйте отзывы.

* Фан-арт — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства:
иллюстрация, пародия, карикатура и т. д.

Как попасть в список бестселлеров
Методика попадания в списки бестселлеров зачастую темна.
Пример: Уильям Блэтти, автор «Экзорциста», против The New York Times.
Не все хорошо продающиеся книги есть в рейтингах, и наоборот. Не делайте это целью,
сосредоточьтесь на своих задачах и самых перспективных для вас площадках.
Если вам очень надо в рейтинги:
; Издавайтесь с традиционным издателем.
; Поставьте книги на реальные книжные полки.
; Купите рекламу.
; Быстро продайте тираж от 10 000 экземпляров.
; Узнайте правила каждого рейтинга
(выбор Ozon, книги месяца в реальных магазинах).
; Скупите собственные книги.
Вывод: не факт, что усилия по попаданию в рейтинг того стоят,
но если уж попали — пользуйтесь на всю катушку.

Примеры

; Агентская стратегия продвижения для авантюрного
романа неизвестного автора:

https://vk.com/@smmvalley-prodvizhenie-nezavisimoi-knigi-
v-top-10-na-litres.

Не со всем согласна, но интересно.
; Промо нового романа Михаила Бокова:
http://papawillcall.ru/page2826797.html.

Что еще можно сделать для книги
; Участие в книжных выставках.
; Презентации.
; Участие в конкурсах и премиях.
; Выпуск книги в других форматах (бумага и аудио,
в том числе сериалы и подкасты).
Пример: «Просто Маса» Бориса Акунина.
; Временные скидки на другие форматы или другие ваши книги.
; Выпуск нового издания.
; Написание и издание следующей
книги.

Радикальные способы, примеры:
; Литературная мистификация:
Макс Фрай, Виктор Пелевин.
; Феномен Александра Полярного.

Как предупредить ошибки
книжного маркетинга
; Неожиданных хитов не бывает: книги сами по себе не выстреливают.
; От авторского вклада в промо зависит больше, чем вы думаете.
; Фокус важнее вездесущести.
; Разделять художника и бизнесмена в себе.
; Взращивать сообщество, а не только гнаться
за новыми читателями.
; Помнить, что после первой хорошей книги от вас
ждут вторую, за ней третью и т. п.

Резюме сегодняшней лекции
1. Судьба вашей книги во многом зависит от вас.
2. Есть множество инструментов бесплатного
промо, но тройственная ограниченность (время —
цена — качество) решает.
3. Момент выхода книги и 1-я неделя после —

ваш звездный час. Чем больше офлайн-
и онлайн-активностей вы реализуете в момент

выхода вашей книги, тем выше шанс попасть
в спираль положительного подкрепления. Но ни до
ни после промо прерывать нельзя.
4. Кропотливая регулярная работа + гениальные
озарения по нетворкингу и коллабам + немного
везения = залог известности автора.




Вебинар Анны Бабяшкиной «Как писать книжным обозревателям, чтобы вашу книгу заметили»
https://www.youtube.com/watch?v=rxzYk1z0RjY










Чек-лист по неймингу

Как вы помните из лекции, в первую очередь покупатель
обращает внимание на название книги. Проверьте
придуманные вами названия по этому списку. Скольким
пунктам соответствует каждое из них? Какой вариант набрал

больше положительных ответов?

1. Привлекает внимание.
2. Отражает суть книги.
3. Отражает жанр книги.
4. Запоминается.
5. Уникально и неповторимо.
6. Его вариации можно будет использовать
для следующих книг.
7. В нем есть игра слов.











Чек-лист на дизайн обложки

Многие авторы, давая ТЗ художнику, ограничиваются
только названием своей книги и ее форматом. И это в корне
неправильно, поскольку он, скорее всего, не будет читать
ваше произведение. Подробного описания по каждому из
пунктов достаточно, чтобы дизайнер верно понял ваш

замысел.

1. Название книги.
2. Подробное описание читательской аудитории.
3. Краткое описание сюжета вашей книги.
4. Формат.
5. Конструктив (переплет / обложка).
6. Эстетические ориентиры (ссылки на референсы, пожелания
по цветовому решению, шрифтам, отделке и т. п.).
7. Любые иные комментарии, которые дизайнер должен принять
во внимание.


Рецензии