Приложение. Методики раннего развития

Предыдущая: http://proza.ru/2022/07/03/449

Приложение

Методики раннего развития

1. Методика Марии Монтессори
Основные принципы методики Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку. Малыш сам выбивает дидактический материал и продолжительность занятий, развивается в собственном ритме. Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальнее способности.
Методика Монтессори помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику. Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности. Одна из наиболее значительных работ Марии Монтессори называется «Дети – другие».
Основные принципы и положения методики Монтессори состоят в следующем:
• обучение в форме игры, самостоятельная работа над упражнениями;
• внимательный и индивидуальный подход к каждому ребенку;
• каждый ребенок развивается по индивидуальному графику, самостоятельно подбирает себе дидактические игрушки и регулирует продолжительность занятий;
• создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети могут и хотят проявлять свою индивидуальность;
• роль педагога по методике Монтессори не обучать, а руководить самостоятельной деятельностью ребенка;
• ребенку дают возможность самостоятельно найти и исправить свои ошибки;
• материалы и методика Монтессори помогает развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, воображение, речь и моторику;
• коллективные Монтессори-игры и занятия помогают освоить навыки общения, бытовой деятельности, развивают самостоятельность детей;
Главное в системе Монтессори – это не материалы и пособия, а сам ребенок неповторимый и уникальный.
Подробнее с системой Монтессори можно познакомиться на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, и Монтессори-центров, таких как «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Марии Монтессори» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/montessori.html), Московская Монтессори школа (http://www.mosmontessori.ru/), «Детский развивающий центр Созведие. Методика Монтессори» (http://www.center-sozvezdie.ru/) и др.

2. Метод Глена Домана
Метод Домана – серия восстанавливающих и обучающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, разработанных Гленом Доманом и основанным им Институтом развития человеческого потенциала (The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).
По мнению Домана начинать занятия по развитию своего малыша нужно с момента его рождения, тогда он будет хорошо развиваться и физически, и умственно. Глен Доман предлагает родителям, которые используют его метод раннего развития, в первый же месяц жизни малыша начинать активно заниматься с ним.
Развитие математических и лингвистических способностей ребенка, по мнению Глена Домана, нужно начинать с 1 года. В этом возрасте малыш наиболее восприимчив.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Методика Домана» (http://www.glen-doman.ru/), «Игротека. Детские развивающие игры-флеш» в рубрике «Раннее развитие детей по методике Глена Домана» (http://www.diagora.ru/article_glen-doman.php), а также купить книги и карточки методики Глена Домана. Наиболее известные книги Домана «Как научить ребенка читать» и «Гармоничное развитие ребенка».

3. Метод Сесиль Лупан
Основной принцип методики Сесиль Лупан – обучение должно приносить радость и малышу, и родителям. Учиться детям должно быть легко и интересно.
Основная идея методики заключается в том, что дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса. Чрезмерная опека может заглушить творчество, а навязчивая родительская помощь станет восприниматься как нарушение границ личностного пространства. «Не старайтесь добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязаны использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «с максимальной пользой». Необходимо по чаще предоставлять ребенка самому себе и позволять ему самостоятельно заниматься делами», – считает Лупан.
Основные принципы согласно методике Сесиль Лупан:
• если вы замечаете, что ваш ребенок стремится освоить новое, помогите ему;
• не ограничивайте горизонт вашего ребенка;
• обучение – это игра, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет;
• не надо проверять своего ребенка;
• любознательность поддерживается быстротой и новизной.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/lupan.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/lupan.html) и др.

4. Методика Никитиных
Педагогами Еленой и Борисом Никитиными были разработаны несколько методик раннего развития детей, среди которых наиболее распространены занятия со специальными развивающими кубиками.
Основными принципами методики Никитиных являются:
1) свобода творчества ребенка в занятиях. Дети не должны специально заниматься, делать уроки и зарядку. Они занимаются по желанию, сколько им нужно;
2) одежда должна быт легкой, обстановка в доме – спортивной, т.е. наряду с мебелью и другими предметами быта в квартире должны быть спортивные снаряды и тренажеры, нужно регулярно закаливать ребенка. Только так его физическое самочувствие позволит с большой охотой развивать уже его интеллект;
3) родители должны наблюдать за жизнью детей, обращать внимание на их успехи, совместно участвовать в играх. Они не должны препятствовать развитию ребенка и создавать благоприятные условия для их развития. Условия развития ребенка должны быть несколько опережающими. К примеру, ребенок только научился говорить, в его игрушках уже должны присутствовать буквы и цифры.
Главная особенность развивающих игр Никитиных то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно. Разработанные Борисом Никитиным развивающие игры описаны им в книге, которая так и называется – «Интеллектуальные игры». Наиболее популярные из них – развивающие игры «Сложи квадрат», «Сложи узор» и «Узелки».
Прежде чем приступать к выполнению упражнений вместе с детьми, педагоги Никитины рекомендуют придерживаться ряда правил:
• подбирать задания для ребенка необходимо, исходя из принципа от простого к сложному и давая в самом начале занятий наиболее легкие задания;
• заставлять выполнять упражнения не нужно, ребенку должно быть интересно самому. Если интерес отсутствует, необходимо подождать пока он проявится или же способствовать этому;
• не нужно очень часто выполнять с ребенком упражнения, избыток их приведет к длительной потере интереса к такой игре.
Подробнее о методе Глена Домана можно узнать на специализированных сайтах, посвященных этой проблеме, таких как «Раннее развитие детей» в рубрике «Методика Сесиль Лупан» (http://www.razumniki.ru/nikitiny.html), «Умные детки – сайт для заботливых пап и мам» в рубрике «Раннее развитие детей» – «Методика Сесиль Лупан» (http://www.umnyedetki.ru/metodiki/nikitin.html), «Сеть магазинов игрушек» в рубрике «Развивающие игры и методика Никитина» (http://www.toyshops.ru/index.php/nikitin) и др.

5. Методика Николая Зайцева
Методика Зайцева, а точнее, метод обучения чтению Николая Зайцева основан на использовании
• специальных кубиков, так называемых «Кубиков Зайцева»,
• таблиц, разработанных автором методики;
• и аудиозаписей с пропевками столбиков и строчек таблиц под музыкальное сопровождение.
Методика Зайцева обучения чтению является очень популярной, она отлично подходит для раннего развития детей, и, кроме того, она нравится самим детям.
Ведь все, что от них требуется – это играть интересными, разноцветными и очень увлекательными кубиками, петь песенки. Все обучение и запоминание происходит как бы само собой, без особенных усилий и трудозатрат.
Таким образом, этапы обучения ребенка по методике Николая Зайцева:
1) приобретаем (или изготавливаем самостоятельно) материал для занятий (кубики, таблицы, аудиозаписи), развешиваем таблицы;
2) поем песенки–попевки, играем в кубики, пишем слова (кубиками и на таблицах), чтение приходит само.
Плюсы методики Зайцева:
1) система позволяет учить ребенка читать так рано, как вам этого хочется. При этом она подходит и детям постарше, с которыми тоже можно прекрасно по ней заниматься;
2) дети могут очень легко и быстро научиться читать, при этом читать они будут бегло, без запинок, без излишних трудозатрат. При этом занимаются они обычно с большим интересом и удовольствием;
3) если ребенок никак не может освоить чтение, то занятия по этой методике могут позволить малышу быстро приобрести нужные навыки и все-таки начать читать. Методика подходит для слабовидящих, слабослышащих детей, а также для детей и взрослых, для которых русский язык не является родным;
4) методика вырабатывает определенные навыки грамотного письма;
5) система обучения, разработанная Николаем Зайцевым, развивает органы чувств малышей, и тренирует глазные мышцы. Это обусловлено тем, что таблицы расположены в разных местах помещения, они довольно крупные и требуют при работе активного движения глаз. Занятия с ними являются прекрасной профилактикой развития сколиоза и других болезней позвоночника, а песенки и по-разному звенящие кубики при этом развивают музыкальный слух и чувство ритма.

Продолжение: http://proza.ru/2024/03/01/675


Рецензии