Сидор Белый

Информации об происхождении первого кошевого атамана Войска верных казаков запорожских Сидоре Игнатьевиче Белом нет никакой. Его дата рождения также неизвестна. Нет никаких данных о его ранних годах жизни. Непонятно, правильно ли произносится его фамилия - Белый или Белой. Сидор Игнатьевич был женат на Марии Даниловне и у них было четыре сына и три дочери. Первая подтвержденная документальная информация о Сидоре Белом относится к 1768 году, когда он был уже Войсковым есаулом на Запорожской Сечи - четвертой по счету выборной должности. Под руководством Петра Калнишевского, кошевого атамана, он участвовал в борьбе с гайдамакскими шайками, действующими как на территории Запорожской Сечи, так и на соседних польских землях. Его солдаты сражались с турками и крымско-татарскими отрядами во время первой турецкой войны 1768-1774 годов. За отличие в сражениях с османами ему была вручена золотая медаль с портретом императрицы Екатерины II. По окончании войны он был награжден чином секунд-майора. Запорожские казаки надеялись получить часть земель между Бугом и Днепром, но их запрос не был удовлетворен, и Запорожскую Сечь было решено ликвидировать в 1774 году.
Официально Запорожское казачье войско прекратило свое существование после высочайшего манифеста Екатерины II от 3 августа 1775 года. Однако, в действительности оно было ликвидировано войсками генерала-поручика Петра Текели 5 июня 1775 года. Правительственными войсками были конфискованы казна и архив из Сечи, а артиллерия Текели разрушила пустующую крепость. Участие делегации Сидора Белого вне Сечи защитило ее членов от унижения, которому подверглись остальные казаки во время ликвидации Сечи.

После ликвидации Запорожской Сечи, рядовым казакам был предоставлен выбор: покинуть территорию Запорожской Сечи или вступить на службу в регулярные гусарские и драгунские полки. Некоторые казаки более радикального мнения ушли сначала в Крымское ханство, а затем на территорию Оттоманской Порты, где основали Задунайскую Сечь и предоставили 5-тысячное войско султану.

Бывшим сечевым старшинам и полковникам были пожалованы дворянские титулы и поместья в обмен на их лояльность. Сидору Игнатьевичу Белому, который продемонстрировал свою приверженность российским властям, было предоставлено 9 тысяч десятин земли в Екатеринославской губернии и 60 десятин «населенной дачи» на реке Ингуле. Он жил в своем имении около семи лет, не занимая должности.

Ликвидация Запорожской Сечи вызвала ряд проблем. Около 12 тысяч запорожцев остались подданными Российской империи, но только небольшая часть из них вступила в регулярные армейские полки, остальные бездействовали и иногда присоединялись к гайдамакам. Также продолжалась угроза со стороны Турции.

В 1783 году Сидор Белый был избран предводителем дворянства Херсонского уезда Новороссийской губернии. В 1784 году он подал прошение Екатерине II о возрождении Запорожского войска из оставшихся в губернии казаков, подобно Донскому. Прошение нашло поддержку князя Потемкина. Однако на тот момент не удалось собрать бывших запорожских казаков обратно в войско.

Весной 1787 года Екатерина II посетила Новороссийскую губернию и Крымский полуостров. Сидор Белый сформировал конный конвой из бывших запорожских казаков для сопровождения императрицы во время ее путешествия. Ему также поручили найти опытных лоцманов из числа казаков для проведения царской флотилии через днепровские пороги. Сидор Белый успешно выполнил обе задачи и получил золотую табакерку с алмазами от императрицы.

Потемкин организовал аудиенцию императрицы с бывшими запорожскими старшинами, включая Сидора Белого, в июле 1787 года. Они подали прошение о восстановлении Запорожского войска и выразили готовность служить. При условии грозившей войны с Оттоманской Портой, императрица согласилась.
По указанию Светлейшего князя Потемкина-Таврического, Сидор Игнатьевич Белый формировал добровольческие отряды из бывших запорожских казаков и их потомков. В помощь ему пришли Захарий Чепега и Антон Головатый.
20 августа 1787 года князь Потемкин написал: "Я поручил секунд-майорам Сидору Белому и Антону Головатому собрать военные команды волонтеров в Екатеринославском наместничестве, взяв охотников, как конных, так и пехотных, из бывших запорожских казаков, осевших в этом районе."
Однако вначале бывшие сечевики не были особо заинтересованы стать добровольцами в новой армии, и 12 октября Светлейший князь Потемкин разрешил Сидору Белому набирать "охотников из свободных людей". К концу 1787 года удалось собрать всего лишь 600 человек. Из-за разгоревшейся русско-турецкой войны было необходимо привлекать все новые ресурсы. Правительство Екатерины II уже неоднократно жалело о ликвидации Запорожской Сечи, которая когда-то наводила страх на ее врагов. Поэтому указом от 2 января 1788 года Светлейший князь Потемкин в очередной раз призвал Сидора Белого "приложить все усилия для увеличения числа казаков". Как позже отметил исследователь Кубанского казачества Ф. А. Щербина: "...война подсказала правительству России о необходимости казаков, а народ и бывшие сечевики указали ему путь формирования новой казачьей армии".
Из собранных казаков были созданы две группы: конница, под командованием Захария Чепеги, и пехота, под начальством Антона Головатого. Общее руководство над казаками было возложено на Сидора Белого. К концу первого года новой военной кампании численность казаков под оружием достигла более тысячи человек. В военном отношении казачьи отряды подчинялись генерал-аншефу Александру Васильевичу Суворову, который командовал войсками, предназначенными для защиты Херсонско-Кинбурнского района.
Светлейший князь Потемкин-Таврический назвал новую армию "Войском верных казаков запорожских", а генерал-аншеф Суворов указал казакам построить свой лагерь на берегах реки Южный Буг в урочище Васильково. Это место стало временным убежищем для бывших запорожских казаков и их семей.
Собравшись на совет, казаки избрали Сидора Белого своим кошевым атаманом, Захария Чепегу его помощником, Антона Головатого - войсковым судьей, Ивана Подлесецкого - войсковым писарем и Кобиняка - войсковым есаулом.
Указом от 25 января 1788 года нижний земский суд Екатеринослава объявил, что "господин полковник Сидор Белый назначен войсковым атаманом верных казаков и ему приказано учредить свой лагерь на Збурьевской стороне". Казакам было предложено записаться "пеших казаков у войскового атамана Сидора Белого на Збурьевской стороне, а конных – у полковника армии секунд-майора Захария Чепеги на Громоклее".
31 января 1788 года Светлейший князь, генерал-фельдмаршал Григорий Потемкин-Таврический, объявляя казакам о "благоволении" императрицы Екатерины II за службу, сообщает, что Екатерина II согласна предоставить казакам землю в "Керченском куте или на Тамани, по его фельдмаршальскому усмотрению", и выражает желание помочь казакам, "заботясь о благе этой армии". В скором времени Войско верных запорожских казаков получит новое название - Черноморское казачье войско.
Сидор Белый, кошевой атаман Войска верных казаков запорожских, получил документ о пожаловании земли для войска. Вместе с документом, он получил также «знамя войсковое белое, малые для куреней, булаву атамана кошевого и другие перначи», ранее принадлежащие Запорожскому казачьему войску, которое было упразднено. Эти старинные символы были очень важны для вновь образованного войска.

13 мая 1788 года, Светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический препроводил войсковую печать войска из Елисаветграда. В сопроводительном документе, он использовал формулу, аналогичную формуле, которая использовалась правительством в обращении к запорожцам. Это подчеркивало, что правительство признает войсковую организацию, кошевого атамана и старшин вновь созданного казачьего войска.

Сидор Белый сделал много для обустройства нового коша. Он строил дома, сараи, погреба для войскового имущества, склады артиллерии и провианта. Он также занимался ремонтом судов военной казачьей флотилии. Кроме того, была построена кошевая церковь.

Войско верных казаков запорожских быстро росло. Оно включало в себя бежавших из Задунайской Сечи казаков и бывших запорожцев, лишенных казачьих привилегий и приписанных крестьянами к помещикам. Ко второму году военной кампании под руководством Сидора Белого, число казаков в войске составляло уже около десяти тысяч.

Во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов, казаки Войска верных казаков запорожских активно участвовали в разведывательных задачах и во всех важных сражениях на суше и на море. Они начали свои действия с занятия сторожевых позиций вдоль реки Буг.

21 мая 1788 года, генерал-аншеф Александр Васильевич Суворов, находившийся в Кинбурне, потребовал три казачьи лодки с хорошими казаками. Сидор Белый отправил войскового полковника Савву Белого с 120 казаками в Кинбурн. На следующий день Суворов приказал прислать еще 15 лодок к принцу Карлу Генриху Нассау-Зигену, командующему русским гребным флотом. Вместе с полковниками, к принцу была послана флотилия с 684 казаками. А 28 мая сам принц Нассау потребовал, чтобы кошевой атаман Сидор Белый явился к нему со всей казачьей флотилией в устье Буга. Казаки вместе с русским флотом развернулись у Кинбурнских берегов, и 7 июня 1788 года произошло сражение между русскими и турецкими моряками.
В указанный день турецкая гребная эскадра, под руководством Гассан-паши, напала на российскую Днепровскую флотилию. Нападение было подкреплено огнем 4 линейных кораблей и 6 фрегатов. Несмотря на неожиданность атаки, она была успешно отражена, а для турецких нападавших закончилась полной неудачей. Они потеряли 2 канонерские лодки и 1 шебеку. Отличившийся в сражении отряд гребной флотилии под командованием принца Нассау-Зигена и линейного корабля "Святой Владимир", под руководством бригадира Алексиано Панагиоти, повлек за собой смятение у турецких галер. Бегство турецкого флота было остановлено российскими галерами и казачьими чайками, и турки укрылись под защитой батарей в Очакове. Турецкие парусные корабли оказались бессильными перед решительными атаками казачьих лодок, вооруженных малокалиберными пушками. В своем рескрипте Светлейший князь Потемкин-Таврический выразил свою благодарность всем участникам этой морской баталии, а Сидору Белому вручил звание армейского полковника. Командующий турецким флотом, Гассан-паша, однако, не признал свое поражение. Собрав всю доступную турецкую эскадру, состоящую из 10 линейных кораблей, 6 фрегатов и 44 гребных судов, он напал на русскую эскадру 16 июня. Это привело к началу нового и еще более жесткого сражения. На этот раз принц Нассау оказался умелее турецкого паши. Благодаря его искусным действиям, часть турецких судов была повреждена, часть оказалась на мели, а часть была сожжена или разрушена взрывами. Черноморские казаки храбро атаковали трехпалубные турецкие корабли, севшие на мель, и вступали в схватку с турецкими моряками, нанося им серьезные повреждения. Гассан-паша был разгромлен и отступил вместе с уцелевшими кораблями в Очаков. В ночь на 18 июня турецкий адмирал Гассан-паша принял решение покинуть Очаков, так как был подавлен своими двумя поражениями. Выйдя из-под крепости вместе с флотом во время темноты, он попытался пройти мимо Кинбурна. Однако, флот был замечен и подвергся сильному обстрелу с батарей на мысу, что привело к путанице среди турецких судов и многие из них сели на мель. Последующая эскадра принца Нассау-Зигена довершила поражение турецкого флота, который потерял 5 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 шебеки, 1 бомбардирский корабль и 1 галеру. К тому времени турецкий флагман попал в плен. В результате этой битвы турецкий флотоводец потерял около 6 тысяч человек погибшими и ранеными, а около 1800 человек были взяты в плен. Большая часть турецкого парусного флота смогла уйти в Черное море, но гребные суда, отрезанные у Кинбурна, вернулись в Очаков. Потери регулярной русской армии в ночном сражении 18 июня 1788 года составили 67 убитыми и 18 ранеными. Потери казаков были 15 человек, включая одного полкового есаула. Смертельное ранение получил кошевой атаман Войска верных казаков запорожских Сидор Белый. Генерал-аншеф Александр Суворов, посетив раненого, писал Светлейшему князю и главнокомандующему Потемкину, что Сидор Игнатьевич Белый выживет. Однако, судьба предопределила иначе, и через несколько дней кошевой атаман умер от заражения крови. Доблестный кошевой атаман Войска верных казаков запорожских был похоронен с воинскими почестями в Кинбурнской крепостной Александровской церкви. Успехи казачьих чаек во время этой битвы были отмечены Светлейшим князем, который выразил благодарность казачьему войску за его отвагу и самоотверженность в сражении с турками. По итогам битвы отряд казачьих лодок был превращен в Черноморскую казачью флотилию, которой было поручено командование войсковым судьей Антоном Головатым.


Рецензии
Спасибо, уважаемый Григорий Петрович!!! Имя этого атамана было на слуху. Теперь знаю о нём ещё больше!!!

Игорь Тычинин   01.03.2024 15:49     Заявить о нарушении
Приветствую.
Некоторые, разбирая вопрос о происхождении того или иного атамана (и других подобных исторических лиц) о истории сталкиваются с отмеченным и в этом тексте явлении :

Множество земель в разных местах в собственности.
И к какому именно месту был изначально привязан персонаж - не понятно.

Интересен в данном случае (с фамилией Белый) факт :
Село Беленькое.
- на берегу Днепра, именно в месте ряда мест разных, а их далеко не одна
- сечей-поселений.
Село принадлежало богатому казаку. А атаман ли он был и когда - м.б. ещё можно выяснить, если ... если можно будет выяснить.
Упрааление. Атаман - этотаедь в первую очередь умение управлять.

посмотрите о этом умении виде ролик http://www.ymuhin.ru/node/3001/zelenskiy-samyy-umnyy-v-mire-prezident

Георгий Сотула   01.03.2024 16:11   Заявить о нарушении