Автокалендарь. 1 марта Бела, который придумал зону

Да, и посадил всех автомобилистов в клетку. Не пугайтесь, речь не о высокопоставленном деятеле пенитенциарной системы – не о смышленом вертухае, короче. Просто в первый день весны 1907 года в городке Хиртенберг, недалеко от Вены, родился Бела Бареньи. Которого считают – и по праву – отцом пассивной безопасности в автомобилестроении.

Богатый дом, богатая семья – дед и прадед со стороны матери-австрийки были крупнейшими промышленниками Австро-Венгрии, а отец, венгерский офицер, преподавал в военной академии в будущей Братиславе – мальчику явно повезло. Увы, мировая война смела не только монархию Габсбургов, но и бизнес-империю Келлеров. А Бареньи-старший погиб на фронте. Так что с десяти лет Бела мог рассчитывать только на свои силы, волю и разум.

Бареньи пришлось даже бросить школу, но военная пенсия позволила семье сводить концы с концами, а Беле – закончить в 1926 году техническое училище. Уже тогда, изучая в Вене механику и электротехнику, Бареньи придумал особенную ступицу руля – она была расположена ниже обода и потому была более безопасной при аварии. Паренек буквально фонтанировал идеями, и прежде всего автомобильными. Он разработал собственные, оригинальные схемы независимой подвески, хребтовой трубчатой рамы, системы рулевого управления. И тогда же набросал проект маленького дешевого автомобильчика с мотором сзади – за пять лет до того, как Фердинанд Порше сделал первый набросок будущего «Жука».

Некоторое время Бареньи работал на автомобильные фирмы «Штайр», «Аустро-Даймлер» и «Адлер», но неугомонный характер молодого изобретателя не давал ему долго сидеть на одном месте. Он писал статьи, рисовал рекламу и продолжал выдумать - резиновые опоры двигателя, дозатор для пряностей, портативную зажигалку… Наконец, в 1935 году запатентовал проект салона автомобиля, эластично закрепленного внутри кузова так, чтобы пассажиры при столкновении не пострадали. А еще через два года разработал концепцию сминаемых зон: кузов из трех объемов – жесткий средний и легко сминаемые при аварии мотор и багажник.

С этими идеями в 1939 году Бела пришел к руководству «Мерседес-Бенца». И был назначен главой отдела перспективных разработок. На этой должности проработал до 1972-го (с трехлетним перерывом после войны) и тут уж наизобретался вволю. Говорят, на счету Бареньи 2500 патентов, втрое больше, чем у Эдиссона. На деле это не совсем так. Скрупулезные немцы насчитали в Европейском патентном ведомстве «всего» 1244, из них 595 поданы в Германии.

Среди изобретений Бареньи, к примеру, травмобезопасные руль и рулевая колонка. И даже свой приоритет на фольксвагеновского «Жука» Бела у Порше отспорил в ходе долгого и нудного судебного процесса. И все же главное, что подарил человечеству Бареньи – концепцию сминаемых зон. В 1953 году началось серийное производство «Мерседес-Бенца-180» по прозвищу «Понтон» с трехобъемным кузовом и запатентованной Бареньи в 1941 году жесткой центральной платформой. А в 1959-м его сменил «хвостатый» W111, первый автомобиль, в котором воплощен этот принцип – моторное отделение и багажное, сминаясь при столкновении, поглощают большую часть кинетической энергии удара, так что людям в салоне достается ее куда меньше.

Сколько человеческих жизней спас Бареньи, не поддается подсчету. Спасибо, Бела, с Днем рождения!


Рецензии