Экс-ры XII 2 гл Поиски второго выхода

Глава 2

Незаконченное дело - за амальдинами - поиски второго выхода - защита от врагов и всякого зверя

Поиски второго выхода

После доклада, что компот уже охлаждается эксы стали собираться на поиски второго выхода.
- А сверху кто-нибудь что-то видел? - спросил Чемякин.
А вот над пещерой как оказалось, за всё время их там пребывания  никто не ходил и даже близко не поднимался. И Чемякин предположил, что сверху могут быть замаскированные окна, чтобы наполнить такую огромную пещеру естественным светом.
- Я читал всякую литературу по пещерам и вычитал что древние ребята, найдя пещеру с провалом в потолке, сооружали купол из решётки из оловянистой бронзы и обкладывали её камнями. А на ночь и во время дождя закрывали шкурами животных. Решение конечно было оригинальное и смелое по тем временам. Может и здесь есть нечто такое, хотя я не уверен, но поискать можно, ну а нет, так будем искать внутри.

Согласившись с мнением лидера, эксы отправились проверять гипотезу про крышу пещерного комплекса. За час они обошли всё, что было можно, перебрали много камней надеясь отыскать купол из решётки, но ничего существенного не обнаружили и спустились в пещеру.
Там лучи фонарей стали обшаривать потолок в поисках купола, но тщетно ничего похожего они не обнаружили. Но вот Палыч вдруг попросил выключить фонари и скоро сказал.
- Ребята я что-то вижу.
- И я, - сказал глазастый Кельдюшев.
- Ура! Нашли! – тихо закричал Лебедев.

Чемякин не веря им, тоже стал вглядываться в кромешную темноту и тоже заметил тоненький струящийся лучик света, он даже нашёл среди камней точку его прикасания. Он положил лучик на ладонь и поднял к глазам.
- Ребята это оно самое и есть, но этого мало нужен боковой вход для двери, а купол пусть пока остаётся на месте. Палыч дайка твою панаму положи её вот сюда, здесь будет нам указатель.
- Зачем надо наверху устроить пирамидку, но открывать отверстие опасно тут же патруль ходит, - сказал Палыч.
Да открывать было опасно и поэтому требовалось найти ещё один выход из пещеры, чем они и занялись.

- Ломов нет, но есть трубы у избы геологов, они ими крышу подпирали, - сказал Чемякин.
- Да там не просто трубы их раньше использовали для бурения, это неподъёмно для нас пупок развяжется, - сказал Кельдюшев.
- Ну, тогда предлагаю снять стволы с карабинов и простукивать ими на звук. Тупой отклик монолит, сухой пустота попробуйте, раз другой и дело пойдёт, - сказал Чемякин. – Только аккуратнее с мушкой и самим стволом, простукивайте спокойно, без долбления иначе испортите сами стволы.
Чемякин как бывалый охотник сам отбирал годные к работе карабины.
- Это ребята фроловка охотничья облегчённая винтовка. Переделка из изношенного ствола винтовки Мосина образца 1891 года. Сейчас это раритет эту винтовку мы трогать не будем её место в музее.
- А почему фроловка? – спросил Палыч.
- Был такой конструктор винтовок Фролов он-то и начал переделывать винтовки в гладкоствольные охотничьи ружья для стрельбы дробью. И эта ружьё тому подтверждение.
- Так я не понял, а в чём его конструкция, если ружьё как было таким оно и осталось? - спросил Палыч.
- Фролов рассверливал канал ствола, дорабатывал ствольную коробку и много чего ещё доделывал. После такой переделки ружьё становилось одно зарядным, кароч весь процесс переделки под одиночный выстрел был проще в изготовлении, чем бы он оставался многозарядным. И ружьё было заметно легче оригинала. Женщины охотники в Якутии как раз ими и пользовались. Обычная фроловка как это ружьё имела вес по сравнению с боевым карабином едва не в половину его веса, на два, два с половиной килограмма. Но эта немного тяжела, чувствую, что тянет примерно на три сто.
- А ну-ка дайка я взвешу её безменом, - сказал Палыч и достал из рюкзака свой весовой прибор.

Подцепив за спусковую скобу крюком безменом он поднял ружьё и все увидели значение того веса что озвучил Чемякин – три килограмма 100 грамм.
- Вот так ребята опыт не пропьёшь! - сказал им Чемякин.
- Это поразительно! - воскликнул Палыч. - Невероятно!
Чемякин разобрал самые тяжёлые карабины и эксы приступили к простукиванию скальной породы.
Чемякин показал, как надо стучать и отличать звуки и после этого все разошлись по самым перспективным местам и стали работать. Скоро голос подал Лебедев.
- Володя, а здесь вроде как сквозняк дует, прошёл, чувствую, дохнуло холодком, а то сделаю шаг назад тепло, - сказал Лебедев.
Чемякин подошёл к тому месту и, подобравшись ближе, осмотрел скальную стену.
- Бог мой ребята так это сложенные каменные кирпичи и ничего что корявые стенками и ведь прямо видно, что между ними есть плоскости – сказал он, показывая те самые плоскости.

Осветив фронт работ, эксы решили, что нужно построить леса для разборки стены и работа закипела. На Базе Учёных они забрали нужный им инструмент, гвозди и скобы. Палыч как опытный плотник руководил возведением лесов. Материал взяли на Базе Учёных, там был свой склад пиломатериала, всё равно он лежал без дела. Работали быстро и за два часа построили двухэтажные леса с лестницами и аистом для спуска каменных кирпичей вниз.

Сняв первые два кирпидона, Чемякин просунул руку с фонарём и  заглянул за стену.
- Ну, блин тут и нора, - сказал он, и его друзья все по очереди осмотрели найденный тайный грот.
- Дверь-то сладить будет непросто, - сказал Палыч, осматривая новый фронт работ.
- Да погоди ты с дверью надо всё это разобрать и посмотреть, а что же там дальше, - сказал Лебедев.
- Кирпичи не бросать, как попало и разложить на полу, чтобы потом в случае чего собрать стену заново, - предложил Кельдюшев.
- А зачем? – спросил Палыч.
- А затем чтобы когда мы уйдёт всё оставить, как было как на биваке.

Разобрать всю стену оказалось проще, чем её построить с нуля да ещё каменные кирпичи изготовить для кладки стены. Когда последний кирпич улёгся на пол, повторяя собой, то, что стояло в стене, эксы приготовив оружие, двинулись обследовать ход, приведший их к каменной стене.
- А в щели виден наружный свет, - сказал Лебедев, прижавшись глазом к светящейся полоске.
- Ну что там, - спросил Чемякин.
- Мутность какая-то.
Эксы осмотрели дверь, но ничего похожего на рычаг не нашли и устроились на перекус с бутерами и чаем.

Пока  уплетали бутеры, Лебедев предложил, что если они найдут выход наружу, то в качестве маскировки перед входом подойдут корявые берёзы. Для чего у входа убрать несколько больших и малых валунов, если таковые там будут, для удобства прохождения словом расчистить площадку для пересадки крупных деревьев.
- Нашёл, что предложить одно дело пересадка другое дело как вытащить проникшие глубоко в каменистую почву корни, - сказал Кельдюшев. - Хорошо, что отовсюду сочится вода от ночной росы,  это даст берёзам воду от высыхания, но как деревья перенесут пересадку это ведь не с юного возраста их тут подсаживать.
- Если хотите я займусь подготовкой к установке двери на новом месте, а вы попробуйте откапывать корни берёз. И ещё не мешало бы принести побольше плодородной земли из леса, своей-то тут кот наплакал, - сказал Палыч.
- Ладно, не стони, обойдёмся без сопливых советов, - сказал Чемякин. – Сейчас перед нами одна проблема как отпереть ту каменную дверь.
- Ну, допустим,  снаружи мы что-нибудь придумаем, маскировка то сё, а вот дверь надо расположить так чтобы её никто не увидел, - сказал Кельдюшев.
- Надо её ещё открыть эту дверь, - заметил ему резонно Лебедев.

Палыч пока остальные обсуждали новый план по устройству входа, отошёл от них, и ещё раз осмотрел каменную дверь, и что-то заметив внизу присел, и стал ощупывать руками.
- О, да это же рычаг, эврика! – присвистнул он.

Он  потрогал торчащий из стены небольшой кубик, а потом при сильном нажатии утопил его в его нише. Но дверь как стояла, так и продолжила стоять без каких либо движений. Тогда Палыч в раздумье опёрся на неё спиной и о чудо, дверь немного отошла от косяка и остановилась. Тогда Палыч нажал на неё сильнее, и она подалась чуть вперёд, обдав лицо экса свежим ветерком. Палыч оглянулся на жующих в обсуждении товарищей и приоткрыл кажущуюся тяжёлой дверь. Он шагнул вперёд, и очутился в развалинах каменных кирпичей, он выключил фонарь, так как прямо на него из обвального проёма сквозь корявые стволы берёз струился дневной свет.
Он позвал друзей, а те уже и сами почувствовали дуновение сильного сквозняка, и сидели, ничего не понимая, что же это  произошло.
- Идите сюда, - услышали они негромкий голос Палыча.
- Похоже, лысый что-то нашёл, - сказал Кельдюшев, ставя кружку на камень, и отправился в тёмный проём нового прохода. За ним последовали и остальные.

Перешагивая через лежащие каменные кирпичи, эксы добрались до Палыча и обомлели. Он стоял у открытой каменной двери и сиял как начищенный самовар.
- Ну, Палыч ну ты молоток вот за это я готов простить тебе всё, - взволнованно сказал Лебедев.
- Смотри, я запомнил твои слова и все запомнили, - сказал Палыч.
- Да ладно чего не бывает между друзьями, - сказал смущённо Лебедев, пожимая ему руку и поздравляя с такой удачей.

Чемякин осмотрел дверь и нашёл, что она вращается на бронзовом стержне, потому что если бы он был железным, то надолго его не хватило. Дверь снаружи была щербатой и местами даже выпуклой не отличавшейся от соседних скальных стен под, естественную маскировку.
Первым вперёд пошёл Лебедев он, с трудом протиснувшись сквозь лабиринт корявых стволов березняка, вышел в каменный мешок.
- Вот это я попал, - сказал он, осматривая серые каменные стены поднявшихся над ним отвесных скал.


Рецензии