Дар поэта

Дар поэта
Вступительное слово к новому поэтическому сборнику Александра Карташова


«Поэт в России больше чем поэт», – написал во времена хрущёвской оттепели Евгений Евтушенко. И его первая строка из поэмы «Братская ГЭС» мгновенно обрела крылья, воспарила высоко в поднебесье и стала символичной. Во все времена, будь то на Руси или в России отношение к поэтам было особенное. Как их только не называли: и «не от мира сего», и «совестью нации», и по сей день спорят «рождаются поэтами» или «становятся»… Не отнять одного – у творческих людей присутствует особый склад восприятия окружающего мира.
С Александром Карташёвым мы впервые познакомились в 2012 году. Я – начинающий прозаик и он – известный и состоявшийся зрелый поэт, имеющий в своём активе несколько изданных поэтических книг. Вообще этот период, на мой взгляд, один из самых активных и результативных в творчестве Александра. Сборник «Мироздание» - 2012 год, «Родные берега», изданные немалым тиражом в Санкт-Петербурге – 2013-й, «Осенняя пора» - 2014-й. И вступительные слова к его сборникам от авторитетных профессионалов – Сергея Филатова, Зои Десятовой – членов СП России, Лидии Муравинской – заслуженного работника культуры РФ.
При всей своей известности и узнаваемости в творческом плане Александр старался особо не выделяться среди коллег. Даже на занятиях литературной студии «Аспект», которую мы вместе посещали, он держался чуточку «в тени», отличался поразительным спокойствием, выдержкой, стихи читал приглушённо, местами монотонно, будто чего-то стесняясь. И мы неоднократно просили его повторять заново некоторые строки или четверостишия.
А после он пригласил нас на презентацию «Родных берегов», в стены своего родного училища, где преподавал физику и математику. Это уже чуть позже я узнаю о его тяге и преданности к астрофизике (попрошу не путать с астрологией). Так вот на этой самой встрече я воочию увидел нескрываемую любовь учеников и преподавателей к своему талантливому наставнику и коллеге. Переполненная аудитория, оглушающая тишина, десятки пар глаз, трепетно внимающих каждому слову автора, и нескончаемое море аплодисментов.
Совершенно незаметно мы перешли «на ты». И это было для меня наивысшей формой доверия со стороны Александра.

Поэзия нового сборника отличительна. И дело вовсе не в том, что Александр Карташов имеет свой оригинальный стиль и слог. Что-то особенно личное есть в творчество каждого поэта. Но здесь авторская неповторимость наслоилась и отразилась на драматичном временном отрезке 2019 – 2021 годов, к которым и относятся опубликованные стихи. Беспощадная и безжалостно уничтожающая всё живое коварная поступь COVIDа затронула многих. Вот и Александру пришлось в эти годы сполна хлебнуть чашу одиночества, замкнуться в стенах своего родного дома, во многом разорвать связь с внешним миром. И это был его осознанный выбор, продиктованный неустанной заботой и уходом за близкими ему людьми.
И даже в таких непростых, подчас трагичных условиях беспокойная душа поэта продолжала творить. В стихотворениях этого периода слышатся отголоски и печальные нотки одиночества, тоски, среди строк преобладает тема осени, тревоги, печали.

Увядает медленно природа,
На душе печаль и маята.
Нет возврата и не видно брода,
Призрачна надежда, как мечта.

«О чём же плачет дождь осенний?» – вопрошает автор, казалось бы, обращаясь к неизвестному собеседнику. На самом деле, идёт непрерывной диалог поэта со своею беспокойной мятежной душой. И ответы не заставляют себя ждать. Причём, Александр отвечает в свойственной ему манере, порою уводя читателя в иную реальность, отличную от той, о которой недавно шла речь.

Осенний воет ветер,
Нагие клонит дерева.
Рассвет на горизонте светел,
Печаль – она всегда права.

Поэтам свойственно впадать в меланхолию. Без лиричной грустинки, сдобренной философскими размышлениями – не увидеть души настоящего поэта. Всё ли так грустно и безысходно в стихах Александра Карташова?

И ложных истин красота,
Пленяет взор – душа в сомненье.
А истина сурова иногда
И познается в споре и прощенье.

Но даже среди увядающей природы и сердечной тоски прорываются животворящая сущность движения.

К речке несёт ручеёк
Струи с живою водой.
Золотом блещет песок
Хрупок, как нежность покой.

Без сильной метафоры нет полноценной поэзии. И здесь талант автора раскрывается во всю мощь и ширь. Только в строках Александра можно увидеть чумазого домового, зажимающего в кулак голубоглазый свет, юность, скрывающую вуаль времени, или белый туман в поисках пропавшего эха.

Следствие ищет причину,
Старость душевный покой.
Ветер небесную льдину,
Пас над равниной седой.

Противопоставление явлений, сущностей, причин – заметны почти в каждом стихотворении: тепло и холод, свет и тьма, добро и зло, день и ночь, падение и взлёт, спор и прощение… Александр Карташов играючи жонглирует понятиями, порою кажется, стремится запутать читателя, перед этим выразительно «разложив по полочкам» иные свои мысли, и тут же следом переключает внимание на совершенно другие природные явления и вселенские метаморфозы.

Необъятна небесная высь,
В бесконечность ведет Млечный путь.
Из случайностей соткана жизнь.
Но двулика случайности суть.

И… первая мысль, о чём собственно речь, что произошло, откуда всё это? Где же связующее звено? Но проходит мгновение и возникает желание прочитать текст ещё раз, после ещё… Стоп, достаточно, вот та самая цепочка, которая сковала воедино такие различные явления – звенья. И картинка складывается в голове, словно звено к звену, заставляет задуматься…

Безмерно, как вечность терпенье,
Душа между светом и тьмой.
И чашу подносит прощенья
Фемида не зрячей рукой.
 
«Можно ли объять необъятное? – задаётся вопросом автор, рассуждая о бесконечности млечного пути. – Где начало у круга, что таит тишина?» Вопросов – не счесть. Александр Карташов упрямо и виртуозно скрывает ответы, он предлагает читателя самому найти их. И даёт едва заметную подсказку. Вот только эту подсказку порой надо начинать искать уже в первых строках. Услышать, увидеть её, доступно не каждому. В этом и есть интрига авторских стихов. И кто разгадает её самостоятельно, получит невольное наслаждение. Остановлюсь именно на «самостоятельно», потому как ответ неизбежно полыхнёт в конечных строках.

Где начало
у круга?
Что таит
тишина?

Берегите друг
друга
Среди скверны
и зла.

В стихах Александра Карташова не надо искать логики. Временами её просто незаметно, она теряется среди различных понятий, или умело маскируется автором… Но это совершенно не значит, что тексты нелогичны. Их надо принимать и понимать душой. И только после этого подключится разум. Строками поэта надо уметь наслаждаться. Как глотком терпкого свежесваренного кофе или ароматом добротного коньяка немалой выдержки.

Плачут серые тучи –
пилигримы небес,
Повороты все круче
и сомнения бес.
Ночью звездная стража
зажигает огни,
Жизни тонкая пряжа
в паутине судьбы.
Сердце гложет тревога –
августовский синдром,
Старость ждет у порога
и печаль о былом…

Автор находится на пике поэтической зрелости. С высоты своего возраста он продолжает рассуждать о бренности пройденного пути. Ненавязчиво, осторожно, свойственно его добросердечному характеру и миролюбию, но в то же время глубокомысленно и философично.

Белое безмолвие,
серый небосвод
Юность – предисловие,
Старость – тонкий лед.
Промелькнули годы –
старости пора
Голубые своды
молоды всегда

В одной известной песне «мгновения свистят как пули у виска», у Александра, словно пули у виска, проносятся годы. Автор живёт совершенно в ином измерении и творит в своём личном временном ритме и пространстве. И не каждый сможет проникнуть в его измерение, но он не скрывает его, а лишь приоткрывает, иногда – нараспашку, как распахивают душу самому дорогому человеку. Сокровенно, шёпотом, с надеждой и… печалью...

Вечный зов …Осенняя тоска,
Годы словно пули у виска.
Времени неумолимый бег,
Путь дорогу заметает снег…

Листая страницы этого сборника и вчитываясь в необыкновенную лирику, читатель заново откроет для себя настоящего поэта. И продолжение известных строк Евгения Евтушенко – это, в том числе и о нём – Александре Карташове – человеке гордого духа, не терпящем уюта и не знающем покоя.

Четыре века
с половиной
Пронзает тьму
Полярный свет.
А время сутью
триединой
Рисует вечности
портрет…

Между прочим, почему именно «четыре с половиной»? Лично я нашёл ответ. Попробуй найти и ты, читатель!

Дмитрий Каюшкин,
СП России


Рецензии