III. Библиомантия

Справедливо замечено, что практически всякое гадание является вариацией библиомантии – гадания по книге. Само гадание в классическом виде происходит так: выбираем книгу, озвучиваем вопрос, загадываем номер страницы и номер строки (нужно узнать заранее, сколько их всего, либо можно просто открыть книгу в произвольном месте и ткнуть пальцем), затем читаем предложение, в которое мы попали, которое и явится зашифрованным ответом на вопрос. Хотя вполне можно извлекать не только предложение, абзац, но и страницу целиком. Отсюда, если мы вернёмся к первоначальному замечанию, можно вырвать страницы, уложить стопкой, а затем тасовать и извлекать ту, что оказалась сверху. А здесь мы имеем гадание на Таро или рунах, которые представляют собой как бы сокращённую версию книги. Учитывая, что карты Таро представляют собой нарезку одного рассказа и различия с книгой совсем теряются. А если выложим из страниц дорожку и будем перемещать фишку на число, выпавшее на игральной кости, как это делалось, то будем попадать на случайную страницу и отрывок, отвечающий на наш вопрос. И так, допустим, по одному вопросу в день или пока не дойдём до конца. Нам открываются многие разновидности гадания, где библиомантия, если мы расширим термин «книга» (ибо «в начале было слово»), лежит в основании.

Мне нравится гадать по книге Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» в удобном карманном формате. Если заглянуть внутрь процесса – 350 страниц примерно по 6 предложений на каждой выдадут всего около двух тысяч предсказаний. Хотя каждое предложение может быть использовано повторно множество раз и не беда, если мы случайно попадём в одно и то же место, так как расшифровка будет адаптирована под заданный вопрос. То есть именно вопрос является ключом к шифру. В этом смысле каждая карта или каждое предложение подобно зеркалу, отражающему любые вопросы. Можно пойти дальше и вообразить такое высказывание, только одно, которое мы бы использовали в качестве ответа на все вопросы. Хотя в таком случае теряется смысл действия, так как в этой целостности мы не оставляем ни одного места, куда мог бы вклиниться Святой Дух и направить нашу руку, ведь рука – это орудие Духа, порхающего над водами, готового сеять, а книга – весь океан, весь мир.

Вправду, в старину предпочитали гадать именно по Библии, Корану и другим священным книгам, причём люди, несомненно, набожные, и это видится таким чем-то естественным, если мы всерьёз принимаем, что всей нашей жизнью управляет Бог. Поэтому мы обращаемся к Богу, хотим общения с Ним, чтобы Он дал нам знак, ведь будущее ведомо лишь Ему, и Он пребывает всюду. Все ответы можно разделить на четыре типа. I – ответ ясный. II – ответ описывает предмет, символическое значение которого проясняет сам ответ. Например, на вопрос «когда?» видим упоминание солнечных часов – значит «скоро». III – ответ описывает событие, характер и настроение которого проясняет сам ответ. Например, плохая погода указывает на неблагоприятное событие. IV – ответ так и остался неясным. Иногда, а особенно в последнем случае, следом применялся простой подсчёт слов или букв, поскольку их делили на добрые и злые (чётные и нечётные), либо их количество должно было быть чётным, чтобы из них получить ответ «да», как если отрываем лепестки у цветка. И здесь мы имеем гадание внутри гадания.

«...взял Псалтырь в печали, разогнул её, и вот что мне вынулось: «О чём печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?» – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние [слова] не понравятся, начальные хоть возьмите».
(из поучений Владимира Мономаха, XII век)

Наша память также подобна книге, которую мы пополняем, воруя строчки из книги жизни, книги мира. И мы впускаем Святой Дух, ибо без него мы не живы. А мы действительно не живы. Что мы можем породить, прибегнув только к размышлениям и советам, возложив всё на себя? Неживое может породить только неживое. Сама способность делать собственный выбор встаёт под сомнение, так как можно видеть зависимость мыслей от причин. Всё есть продукт среды, среда порождает саму себя. Мы же можем декодировать в ответ любой набор символов, так как образ ответа моментально создаётся самим же вопросом. Поэтому человек выстраивает свою жизнь не вокруг ответов, а вокруг вопросов, которыми он задаётся, и ответы его не остановят, но и вопросами он задаётся не сам, удовлетворяя жажду Святого Духа. И всё же я спросил у своей книги, грешно ли гадать по ней, и она ответила: «Зачем? Если ты зайдёшь поглубже в тот лес, то увидишь, что там нет никаких имён и названий». А ведь это тот самый дремучий лес, книга жизни или куб – наш мир, где всё суета, все вещи изменчивы и пусты.


Рецензии