Замена деки на байдарках Таймень 2 - 3

Моё знакомство с каркасными и деревянными байдарками была на заре моей юности, когда мы ходили на убитых лодках  иностранного производства, но ещё годных к плаванию.
.
Моя первая личная байдарка "Таймень 3" была куплена мной в 1989 году примерно за 188 рублей после пробного плаванья вокруг самого большого острова на Волчихинском водохранилище, где я с товарищем Стасом Вончуговским плавал на надувной лодке Агидель купленной мной через посылторг за 116 советских рублей. И так мне понравилось кататься на именно байдарке Таймень, что на другой день она была куплена и находилась у меня дома.
.
После примерно пятого многодневного плавания в 1993 году на байдарке "Таймень 3", когда мы вернулись  после сплава по реке Вижай, я сделал роковую ошибку, не просушил лодку как следует уже, будучи дома. И она лежала не распакованная до пяти дней, пока не запахло подвальной плесенью. 
.
Раскрыв лодку, я увидел, что брезентовая дека загорелась, проявившись в виде белых круговых пятен плесени. Потрогав одно такое пятно, я порвал его насквозь. И после этого мне пришла идея замены деки на авизент. Меня, конечно, мои друзья отговаривали от этой затеи, сказав что, сняв красные набалдашники с носа и кормы мне их потом никогда не надеть. Но ведь на заводе изготовителе их как-то надевали.
.
И вот наступает время снятия красных дюралевых набалдашников с носа и кормы. Там на них по два винта, только откручивать нужно осторожно, чтобы не сорвать резьбу. После чего болты лучше вкрутить обратно в набалдашнике, чтобы они не потерялись.
.
В общем, я рискнул и занялся заменой брезентовой деки на авизент (капрон). Одно я сразу усвоил, он хорошо тянется, но когда высыхает, натягивается до звона. А ведь когда приходится собирать байдарку в оболочку, ткань носа и кормы смачиваются водой для улучшенного натягивания на кости, вот в этом авизент я считаю самой лучшей тканью. ПХВ для деки я считаю малопригодным, на низкой температуре такая ткань дубеет, а авизент всегда мягкий к сгибанию. Но это моё мнение.
.
Для начала я снял размеры с Носа, Кормы и бортов с левого и с правого, а потом спорол всю брезентовую деку. Вторая моя ошибка была в том что я не снял размеры с бортов деки посчитав что брезентуха так и останется в своих размерах. А поскольку я в этих делах был тогда ещё чайник то, не заметил в этом подвоха. Всё прояснилось только спустя пару дней после покупки авизента. Ничего не подозревая, я по приложенным по отдельности частям брезентовой деки (лекалам) на авизент сделал отметки с припуском на швы, а потом произвёл раскрой капроновой ткани   с помощью плоского жала паяльника. 
.
Далее я, соблюдая осторожность и внимательность, пришил к резиновой оболочке Нос и Корму из авизента и приступил к пришиванию бортов. Казалось, всё продвигалось хорошо, но вдруг я заметил, что у меня не хватает авизента с левого борта, чтобы соединить его с  Кормой.
.
И тут я понял свою главную роковую ошибку, я спорол брезентовую деку слишком рано - Нос, Корма и Борта пока я искал капроновый авизент, брезентовая ткань усела и вышла из своего первоначального размера. И ещё я не снял размеры бортов в длину, и мне естественно не хватило ткани для соединения с Кормой. Брезентовая дека бортов усела аж на более чем на двадцать с хвостиком сантиметров в длину, то есть я сделал раскрой бортов с браком!
.
Ну, делать нечего не покупать же снова шесть метров новой ткани пришлось делать вставки с припуском. После ремонта Нос и Корма зашли в борта идеально, только на заправке утолщения швов в фальшборт слева и справа несколько портило всю картину.
.
А теперь я расскажу, как я делал перешив верхнего края деки. Для этого подошла бытовая швейная машинка Подольской фабрики. Чтобы край авизента для заправки его в фальшборт был жёстким нужно выпороть прорезиненную ленту из старой брезентовой деки вшить в край будущей деки. Шьётся резина толщиной 1.5 мм на удивление без проблем в два шва. И так обе деки обоих бортов. 
.
Чтобы было легче сшивать новые части их авизента нужно как бы вывернуть оболочку наизнанку и приступать к сшивке по старым отверстиям в резиновой оболочке.
.
Далее вся работа проходит в "творческой" обстановке - сшивание деки и оболочки вручную иголкой с длинным ушком для удобства вдевания толстой нити. Сшивание происходит по старым отверстиям в оболочке по два раза в одну сторону и обратно. Потом когда самый крайний шов уже держит оболочку и деку, принимаемся сшивать это всё вторым швом для прочности на разрыв. Нитки брать лавсановые на высокой бобине - 1 мм, какими сшивают катамараны. Моей бобине уже лет 30 с хвостиком, а нитки всё никак не кончатся, осталась половина.
.
Шитьём лучше заниматься в зимнее время, чтобы летом отдыхать, купаться и загорать. Конечно, будут ранения пальцев, но с этим стоит смириться, потому что за вас никто это не сделает. Достаточно уделять этому занятию два-три раза в неделю, чтобы пощадить свои пальцы. Но самые упёртые могут сшивать по 80 см в день, но это приходит с опытом, если конечно не в тягость такая монотонность. Швы сшивают потихоньку без разгона насколько хватит терпения, обходя по кругу всю сшиваемую оболочку. Так что скоро по мере сшивания это начинает даже нравиться. Не забыть ещё, вшить лямки для подтягивания люверсов на фиксатор мидельвейса, и пришить защиту концов фальшбортов, как было сделано на брезентовой деке. 
.
После того как будут пришиты к оболочке НОС и Корма начинается процесс выворачивания оболочки в исходное положение и подгонка набалдашников по месту и главное не перепутать Нос с Кормой. После всех этих манипуляций смочить авизент и натянуть Нос и Корму оболочку вместе с костями для удобства отметок пришивания бортов. Когда оболочка будет сидеть в правильном положении с пришитыми Носом, Кормой и Бортами сделать отметки для люверсов и установить их после снятия оболочки либо вручную, либо в специализированном ателье.
.
После установки люверсов снова всё собрать и затянуть деки Носа и Кормы люверсами на фиксатор мидельвейса верхнего стрингера блока штевня. Заправить внутренние сшитые края оболочки вверх под привальный брус, чтобы они не топорщились и не мешались при укладке вещей. На авизентовой деке всякие надписи красками не писать это некрасиво и может получиться неряшливо, для этого можно использовать цветную тезу вырезанную трафаретом и пришитую капроновыми нитками соответственно под цвет ПХВ. Обычно байдарке присваивают какое-то имя вроде "Торпеды" или "Занозы" но можно что-то своё.
.
Для защиты от дождя можно использовать фартук из непромокаемой ткани, допустим ткань, таффета с покрытием любого цвета, какой вам захочется. Плащёвки и оксфорд, допустим, 600D (сыпется) как выяснилось быстро истираются, в общем, нужно смотреть, какую ткань вы хотите применить.
.
P.S: Далее возможно что-то будет добавляться и редактироваться
.
04.05.24 г
.
На фото: байдарка Таймень 3 (1989 г)


Рецензии