Что означает, что Эсав называется человеком поля

РАБАШ статья 8 1990 г.

Что означает, что Эсав называется человеком поля, в духовной работе

Человек создан Творцом для получения в конце своего исправления бесконечного духовного наслаждения. Для того, чтобы получить наслаждение, необходимо желание насладиться, называемое в каббале "желание получить", причем наслаждение ощущается пропорционально стремлению к нему, и именно мера ощущения отсутствия желаемого определяет величину наслаждения при получении желаемого.

Поэтому единственное творение определяется нами в общем как желание получить наслаждение, и все миры, все творения во всех мирах, включая человека, есть лишь различные меры этого желания получить. Но творение обязано пройти исправление, иначе оно ощущает стыд, не позволяющий ему наслаждаться ввиду отличия свойств получателя и дающего. Это исправление сводится к изменению намерения: не самонаслаждаться, а наслаждаться потому, что этого желает Творец. То есть, не получать, - хотя есть огромное желание получить наслаждение, - а произвести усилие против своего природного желания на- сладиться. Такое усилие кратко называется работой ради Творца, а вернее, - работой по сближению свойств человека со свойствами Творца, позволяющими получать наслаждение от Творца, не омраченное никакими отрицательными ощущениями.

Поскольку эту работу производит Творец по просьбе человека, она называется также работой Творца (аводат ашем). Творец создал творения желающими получить наслаждения, и поэтому это желание человека насладиться исходит прямо от Творца.
Желание не получать наслаждение исходит от самого творения и сводится к условию получать наслаждение только при наличии намерения наслаждаться ради Творца, потому как того желает Творец.

Эту работу по исправлению намерения против своей природы обязан сделать сам чело- век: он должен приложить усилия, которые приведут его к желанию получить свойства Творца в такой степени, что Творец удовлетворит это желание, а затем ради Творца человек начнет получать наслаждения.

Желание получить (Малхут, кли) представляет собою сосуд получения наслаждения. Ввиду решения прекратить получение наслаждения - света (цимцум), желание самонасладиться в Малхут опустело и находится в ощущении сокрытия от нее света - Творца. Только если на какое либо из желании; Малхут может создать намерение "отдавать", в размере этого намерения уменьшается сокращение, открывается цимцум и сокрытие, - ощущение Творца, - и Малхут может получить наслаждение. В противном случае Малхут остается пустой (халаль пануй), отчего появляется в творении две противоположные параллельные системы светлых и темных сил миров АБЕЯ.

Желание получить находится и в светлой (альтруистической) и в темной (эгоистической) системах. Отличие систем в том, что в светлой системе Малхут желание получить используется только при наличии возможности получать ради Творца, иначе Малхут добровольно делает сокращение этого желания. В то время как сис- тема темных сил всегда использует свое желание получить ради самонаслаждения.

И та и другая системы используют свое желание получить, поскольку кроме этого ничего не создано Творцом. Желание получить - это все, что есть в творении. Кроме этого желания нет в творении ничего, а (иные) желания, кроме желания насладиться, относятся к Творцу, потому что Творец создал желание насладиться из ничего.
Поэтому когда говорится, что человек должен "отдавать", имеется в виду, что он должен, используя свои желания "получать", давать другим наслаждения. От человека зависит - произвести ли такое исправление на свои желания (действия), сделать ли их духовно чистыми (кдуша), или оставаться в эгоизме, называемом нечистым (клипа). И в этом его выбор.

Есть в работе человека два уровня - разум и сердце (моха вэ либа). Работа над разумом заключается в приобретении веры выше, больше разума, вопреки разуму, восстающему против Творца и веры в Него. А работа в сердце заключается в отторжении желания сердца стремиться только к самонаслаждениям, - ради чего человек готов на любые усилия, если видит выигрыш, желательное вознаграждение за свою работу.

Чтобы дать человеку, созданному с единственным эгоистическим желанием самонаслаждаться, возможность свободно избрать путь исправления желания самонаслаждаться в желание наслаждаться ради Творца, чтобы выполнять Тору и заповеди с намерением радовать Творца, а не для собственной выгоды, создано сокрытие Творца (астара) и сокращение света, - ощущения Творца (цимцум). Это обязывает человека начать свою духовную работу в состоянии веры выше разума, потому что на уровне разума находится сокрытие. Это дает ему свободу выбора принять на себя власть Творца над ним, над всеми его мыслями и желаниями, хотя его тело сопротивляется совершить даже малеи;шее усилие, если не видит явной выгоды, - ведь таким он сотворен Творцом, что обязан видеть, что и ради чего он де- лает, плоды своей работы, и кто наслаждается этими плодами.

Но поскольку создано специально, что человек не видит ни самого процесса своей работы, ни ее плодов, ни получателя результатов его усилии;, а только может верить верой выше разума, - то есть вопреки своему разуму, - что Творец получает плоды его усилии;, то тело не желает верить в это. Поэтому дана нам эта работа принять на себя веру вопреки разуму: подобно тому, как обязано трудиться животное, вынужденное выполнять желания своего хозяина, так и человек не должен слушать, что говорит ему его тело, а заставлять его работать как животное, потому что таково желание хозяина, - веря мудрецам, что таков истинный путь. Эта работа вопреки разуму называется работой в разуме (моха).

Аналогичный подход и в работе сердца, работе против наслаждении;: заставить тело ра- ботать безо всякого вознаграждения. Это представляется телу непосильным грузом, и оно желает немедленно сбросить с себя то, чем человек хочет заставить его страдать. Потому как тело в состоянии работать лишь там, где есть вознаграждение или его возможность. Но когда телу говорят: "Ты страдай в поте лица, но знай, что не будет никакого вознаграждения", оно ни в коем случае не согласно, и всеми путями желает освободиться от этого, а человек обязан силой заставить себя идти в этом направлении. Если человеку недостает веры, и тело желает аннулировать веру, поражая, таким образом, работу против разума, а также пытается остановить человека на животном уровне развития, ощущения только своих потребностей, но не других, умерщвляя его, отделяя от Источника жизни, - усилия против тела называются работой в сердце.

Основная работа человека - в сердце, потому что не хочет верить, ибо получает боль- шее наслаждение от того, что сам видит и чувствует, и потому не хочет принизить себя и идти с закрытыми глазами, веря, как призывают мудрецы.

Главная жалоба человека на принуждение, необходимость идти с закрытыми глазами, верои; выше разума, - что если бы использовал свои; разум, продвигался бы быстрее, без всяких преград. Но желание получить, желание человека работать только для себя, как животное, и является причиной того, что не может верить, жалуясь, что не может идти напере- кор и выше своего разума. И это единственная помеха. И потому необходимы две силы, - разум и сердце, и обе их необходимо исправить. Тогда становится исправленной кли Малхут и годной для получения света Творца.

Исправление состоит не в исправлении действия, а в исправлении намерения. Действие остается тем же. Поэтому истинное исправление не видимо снаружи, не видимо извне кем- то посторонним, не подлежит внешнеи; проверке, как обычное выполнение заповедеи;. Толь- ко сам человек внутреннеи; работои; по исправлению своего намерения переводит деи;ствия из эгоистических в альтруистические.

Поэтому человек, желая выполнять духовную работу и выполняя все заповеди в действии, должен остерегаться, чтобы не обмануть самого себя, ибо его действия - еще ради себя (ло лишма). И обязан сказать своему телу, что делает все заповеди ради себя, но желает посредством этого придти к настоящему намерению.
Как сказано мудрецами, что посредством выполнением заповедей ради себя можно придти к их выполнению ради Творца, потому как свет Торы возвращает к своему Источнику.


Рецензии