Мысли на заметку. 3 июня 2020 года
«Золотой век» русской литературы — это была эпоха Русского ренессанса. Гораздо короче длилась по сравнению с Европой. И результатом стал человек новой формации.
_________________
Эстетика — это положительные или отрицательные ощущения от восприятия. Именно от восприятия, а не от созерцания. А воспринимаем мы всё в форме пространства и времени. Восприятие во времени части пространства с положительной или отрицательной оценкой — это и есть эстетика.
А трансцендентальная эстетика — это способность оценивать, нравится мне воспринимаемое или нет.
Эстетика — это всегда оценочное суждение о чувственно воспринимаемом.
_________________
Кант, иными словами, ставит вопрос, сколько восприятия от воспринимающего и сколько от воспринимаемого.
Главное тут — деление на три: воспринимающее, воспринимаемое, воспринятое.
Всё воспринятое и составляет для нас картину мира, в котором мы живём.
Что в этой картине от самого мира, а что от нас, — и пытается выяснить Кант. Зачем? Конечно, чтобы понять, что мы такое.
Всё, что в воспринятом от нас, Кант называет a priori, а всё, что от мира — a posteriori.
Но тут есть некая условность, потому как телесно мы тоже от этого мира. И если брать не каждого конкретного человека, а человека вообще, то оказывается, что ничего нет a priori, а всё a posteriori, всё есть результат опыта.
А если и есть что-то заложенное, то только в том случае, если мы «не от мира сего». То есть если мы не являемся частью этого мира, если тело это не мы, а мы — это нечто нетелесное, некое сознающее начало. И действительно, если бы мы принадлежали миру, мы никогда не смогли бы разделить мир на воспринимающее, воспринимаемое и воспринятое.
Кант утверждает, что только воспринятое существует во времени и пространстве, а воспринимаемое (мир) и воспринимающее (человек) существует вне времени и пространства. Как это? Не ясно. Это можно себе помыслить, но нельзя себе представить.
И что даёт нам знание об этом? Собственно говоря, ничего, кроме развития нашего абстрактного мышления, то есть кроме очеловечивания. А очеловечивание, в свою очередь, это и есть, самый что ни на есть, настоящий для нас прогресс.
Если разобраться, великолепная у меня судьба: жизнь всё мне даёт и ничего не требует взамен.
_________________
Я истинный — не развиваюсь во времени, мир истинный — не развивается во времени. Во времени развивается моё восприятие мира.
Вывод всегда один: материальное представление о мире очень подходит для поддержания отношений с миром, но никак не подходит для понимания того, кто ты есть на самом деле.
С одной стороны, воспринимающее — это я, воспринятое — тоже я, воспринимание — также, в какой-то мере, я, а с другой — я это то, что не может вообще принадлежать процессу восприятия. Ведь есть я сам в себе, сам по себе, сам безотносительный к чему бы то ни было. Этим я можно только быть, его никак нельзя воспринимать. Истинное «Я» именно то, которое этим я никак не может быть воспринято или помыслено. «Нельзя забежать себе за спину».
_________________
[...].
Смотрел, как Дубов выиграл у Накамуры Армагеддон. Но думалось о том конечном выводе, который следует из всех самых великих философий.
И вдруг понимаешь, что никакого вывода и быть не может. Как в детстве не мог представить себе края пространства, так теперь не могу себе представить края смыслу: вот это окончательный, мол, смысл, а дальше — полная бессмыслица.
Ничего бессмысленного нигде нет. Всё имеет смысл. Потому что сначала есть смысл, а потом он осуществляется в жизни. Если бы осуществление жизни само искало смысла, оно никогда бы его не нашло. Смысл не ищут, его в себе несут. Он всегда во всём заложен.
_________________
В ночь всё время идёт дождь. Я всё никак не могу поверить, что я сам источник всех смыслов и критерий истинности, я всё время ищу это где-то вне себя. И это главная ошибка. Быть — означает не угадывать смыслы, а определять их. Смыслы надо не постигать, а творить. Только с момента творения начинается бытие.
_________________
[...].
Свидетельство о публикации №224030200015