Времена меняются, а люди остаются

Велика Россия-матушка. И самый зоркий взгляд её просторов не охватит. И самые быстрые ноги её от края до края не перебегут. И красот на земле русской – не счесть! Да никто считать их и не брался. Зачем? Лучше сердце своё радостью наполнять, на них глядя. Да жизнь свою краше делать.

Так и жили люди на земле русской. Жили в труде да в работе, с природой в ладу да с жизнью в мире. Чужого брать – не брали, но и своё не отдавали никому. А уж если приходил кто, чтобы русское забрать – так тот ответ такой получал, что долго его забыть ещё не мог! Однако же, находились такие, кому покоя земля русская не давала. Приходили вороги во все времена на наши земли. И во все времена стояла Русь-матушка крепко, не дрогнув.

Давно ли, недавно ли произошла та история, о которой сейчас речь пойдёт – то нам неведомо. Да и не так это важно в итоге окажется. Пришли в край родной супостаты. Пришли, как водится, с угощением, да угощение то всё железное да калёное. Встали тогда воины, надели доспехи, взяли мечи булатные, да и пошли врага встречать, свои гостинцы ему преподносить. Остались в селениях женщины да дети малые. Война войною, а очаг домашний хранить надобно. Да детей сызмальства к труду приучать.

Прошло время – поняли враги, что не одолеть им богатырей русских, не взять земли наши силою. И замыслили тогда они подлостью верх взять. Собрал вождь народа вражеского жён да сестёр воинов, что с русскими богатырями сражались, да сказал им вот что.

- Воины у русичей крепкие, - говорил вожак. - Нашим мечам не поддаются, стрелам не кланяются. Значит, нужно другими путями идти. Пока мы тут сражаемся, вы идите тропинками лесными, да сманите детишек их к нам. Тогда и выродится Русь, коли расти будет некому. А там уж не мы, так наши дети придут, да земли эти себе возьмут.

Вот какой план коварный супостаты замыслили! И исполнять его немедля начали – пришли в селения жёны да сёстры ворогов, да стали лаской притворной да всякими посулами детишек сманивать.

- Ой, как же вы, бедняжечки, живёте-то? – говорили они деткам. - Ой, лишенько! С утра раннего до самого вечера позднего всё в работах да заботах. А вам же, дитяткам, и порезвиться хочется, и поиграть, и позабавиться! Уж вы идите с нами, в наши края, там забота над вами такая будет, какой вы никогда не видывали!

Но ребятишки, хоть и малые, да не лыком шиты оказались! Нашлось у них, как ответить на слова такие.

- Да разве то работа – матушке помочь, которая меня всему учит? – отвечали дети чужинкам. – Да разве то забота – дом в порядке держать, чтобы батюшке было куда вернуться, когда он землю родимую защитит?

Удивились женщины пришлые таким речам. Удивились, да не растерялись. Продолжили своё гнуть.

- Деткам малым играть да веселиться надобно! А не спины гнуть в заботах взрослых! Так и детство пройдёт, а вы детства того и не видали!

Но и тут дети не растерялись, ответили достойно.

-  Ежели мы сейчас учиться не будем, тогда и умений никаких у нас не появится! Когда знаешь, что труд твой во благо идёт – тогда и работа в радость! А детства мы видали вдосталь! Поработаем, поработаем, да нас резвиться и отпустят. Не пойдём мы с вами!

Уговорить детей чужинки ещё долго пытались, чего только им не сулили! Да всё без толку – крепко матушки с батюшками в чад своих понимание вещей важных вбили. Так и ушли они ни с чем. А дети домой вернулись да всё матушкам рассказали. Покачали матери головами, дивясь подлости вражеской. Да тут же и порадовались тому, какие детки у них умные да понимающие. Пошла жизнь своим чередом. Мужчины супостатов бить продолжают, женщины дома да земли в порядке держат, детвора помогает, а после и для игр время остаётся.

А у супостатов тем временем новый план зреет. Видят они, что силой с богатырями им никак не сладить – всё пуще их с земель русских прочь гонят. Дети – и те на посулы не ведутся. И вот что злодеи измыслили! Снова вожак чужинцев собрал жён да сестёр, да сказал им следующее.

- Словами их уговорить не смогли, значит. Тогда вот что сделайте. Несите им сладостей заморских, которых они и не пробовали никогда. Сулите им в наших краях полное объедение! Что они у себя едят? Хлеб да кашу! Как миленькие, за вами побегут.

И снова тропинками лесными, путями окольными пробрались жёны да сёстры ворогов в селения русские, вновь с детьми встретились. Стали их сластями дивными угощать, да всё приговаривали.

- В наших землях ещё и не такое отведать сможете! Там столько вкусностей – ни в сказке сказать, ни пером описать! И все сами в рот просятся, только успевай жевать да новые брать!

Ребятам интересно, конечно, стало. Попробовали они угощение, да идти в края чужбинные не спешат. И отвечают пришлым так.

- Вкусное у вас угощение, спору нет. Да только еда, матушкой приготовленная, во сто крат вкуснее – матушкину стряпню отведаешь – так сразу на душе хорошо.

- Да разве дома вам таких сластей дадут? – не унимаются чужинки. – А в жизни детской сладость должна быть – иначе, какое же это детство? И не детство тогда это вовсе!

Но деток так просто не проймёшь, не лыком шиты!

- Сладости тоже в меру надобно, - отвечают ребята. – Ежели одна сладость будет – потом любая горечь тебя сломит. Вкусности нам и дома дают. А в ваших угощениях той сладости уж слишком много. Не пойдём мы с вами!

И снова, как и в прошлый раз, уговорами уговаривали, посулы разные сулили, да не вышло у женщин чужинных ничего. Не пошли с ними дети, остались на родной земле. Дома и хлеба кусок сладок, а на чужой стороне и пряник горьким покажется.

А матушки снова порадовались тому, что детей их чужбина не прельщает, сладкой да лёгкой жизнью не манит. И отцы с уверенностью за землю родную бились, ибо знали, что и кого защищают. Прогнали совсем с земель наших ворогов коварных. Не выстояла басурманская сталь против нашего булата. Чужого нам не надобно, но и за нашим не приходите!

Однако же, не успокоились захватчики. В честном бою не выстояли, посулами коварными ребятишек не сманили. Так решили они тогда силой детей извести, чтобы выродилась Русь, исчезла сама собой!

Жёны да сёстры ворогов пути тайные к селениям русским уже проведали, повели они туда тропинками окольными мужчин своих оставшихся. Пути, хоть и трудные да окольные, однако же добрались по ним чужинцы быстрее, чем мужчины в дома свои дорогами светлыми вернулись. Выкрали супостаты детишек малых, да расправу лютую над ними учинить собрались.

- Добром идти с нами не захотели? – с издёвкой чужинцы говорили. – Ну а раз не захотели, так теперь и на зло не взыщите!

- С отцами вашими справиться не сумели, - со злобой произнёс чужинский вожак, занося над головами ребяческими топор боевой. – Ну так через вашу погибель наши дети на земли русские придут!

Испугались детки. Бежать им некуда – со всех сторон чужинцы окружили! Но не успел вожак топор свой страшный для удара опустить – отцы домой не вернулись, так матери своих чад спасать пришли!

- Что же вы думали, племя басурманское, мы вам наших деток на поругание отдадим? – грозно молвили женщины русские. Не бывать этому! Пока мы живы – не бывать!

Удивились вороги, оторопели от такого. Как это – женщины против мужчин вооружённых биться пришли? А дети, замешательством вражеским воспользовавшись, быстро к матушкам перебежали, от басурман и топоров их подальше.

- Да, жизнь у нас в трудах да заботах, это верно, - так матери говорили, бесстрашно в лицо врагам глядя.
- Так ведь после трудов и радость ярче! – дети дружно слова матушек подхватили.
- Горечи у нас тоже хватает, спорить и с этим не станем, - продолжали женщины.
- Зато после горечи и сладость вдвойне вкусна! – крепко ребята уроки родительские усвоили.
- Мы на своей земле живём, вас по-своему жить не заставляем, - молвила старшая из матерей. – Мирно жить хотим, учиться да трудиться! Что же вы нам жить не даёте?
- Не отдадим мы вам ни земли русской, ни детей наших! – таков ответ женщины русских для супостатов был. И никакого другого ответа найтись не могло.

А чужинцы поняли тем временем, что одни лишь женщины да дети против них стоят. Осмелели тогда.

- Вот как заговорили! – вожак вновь топор свой для удара заносить начал. – И что же сделаете вы, а? Мужья ваши дорогами светлыми да длинными домой идут, мы вперёд них здесь оказались. Кто вас защитит?

- А мы и сами, если нужно за детей своим постоим! – старшая мать вожаку отвечала. – Сами отпор супостатам дадим! Кто к нам с мечом приходит, тот от меча и гибель свою находит!
- Все против вас встанем! – и матушки, и детки в едином порыве крикнули.

Не устояли топоры чужинские против мечей богатырских. И против воли русской они не устояли. С позором вороги бежали, поняв, что не извести им людей русских никакими способами.

Давно ли, недавно ли это случилось – то уже неведомо. Не раз и не два враг на землю нашу нападал. И каждый раз стояла Русь крепко – не дрогнув, не шелохнувшись. Так и дальше стоять она будет стоять во веки веков – пока народ в трудах да помыслах своих един. Было так в эпохи давние, будет так и через сотни лет. Хоть времена и меняются, а суть человеческая прежней остаётся.





http://proza.ru/2024/03/02/1736  - Люби добро, терять его не бойся


Рецензии
Ох, вашу бы сказку да богу в уши.

Елена Лерак Маркелова   13.04.2024 14:23     Заявить о нарушении