Кто такой водитель трамвая?

Пассажиры редко могут перекинуться с водителем трамвая хотя бы парой слов. Его привыкли видеть всегда со спины, и от салона с пассажирами его отделяет стеклянная перегородка с запертой дверью. "Кто там сидит?", "Кем нужно быть, чтобы занимать такое рабочее место?", "Кто такой водитель трамвая?" - такие вопросы задавали мне люди разных возрастов и профессий. Добрый Кот Трамвайкин приоткроет для вас лапками тайну, кем является и кем ещё может быть этот таинственный тип, закрытый от всех в кабине:

1. Человек, а не робот, прежде всего, как и вы. У него тоже живой организм, которому нужно кушать и отдыхать, который может заболеть в любое время. У него тоже есть душа и чувства. Он тоже может быть одиноким или семейным. Ему тоже бывает весело и грустно, спокойно и страшно, радостно и обидно и т. д. Человеческий фактор, естественно, тоже влияет на исполнение им его работы.

2. Личность. Со своим характером, своими интересами в жизни, со своим жизненным опытом. Он может самовыражаться имиджем в рамках этики, и применять в работе на линии свои "фишечки".

3. Профессиональный водитель. Профессия водителя диктует ее исполнителю определённый образ жизни. Водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, подстраивать свой распорядок дня, недели, месяца под свой график работы, и - быть всегда трезвым. Как любой профессионал, он обязан знать свое дело от и до - Кот Трамвайкин даже не вправе рассказывать полностью, сколько всего выпадает не его долю, лишь в общих чертах обрисую.

4. Обслуживающий персонал высокой квалификации. Перевозка пассажиров это - услуга. Ради качественного оказания таких услуг людям, профессионалов всесторонне обучают на интенсивных курсах. Как я рассказывал вам ранее, водитель трамвая обязан знать и уметь уйму всего, что связано с работой на линии, и на предприятии. От ПДД и техники вождения, до устройства трамваев и оказания первой помощи пострадавшим в экстренной ситуации. И даже это ещё не всё - об этом расскажу дальше.

5. Сам себе адвокат. Кроме практических технических знаний для линейной работы, водитель должен знать правовые основы своей деятельности: ТК РФ, охрана труда, транспортная безопасность, ПДД РФ, КоАП РФ, должностная инструкция водителя трамвая, Кодекс служебной этики, выдержки из УК РФ и т. д. Каждый месяц нам проводят инструктажи, каждый год нас аттестуют. У водителей трамвая очень много разных специальных инструкций, которые они должны знать и выполнять. Вагоновожатые чётко знают, что им можно, чего нельзя, и как нужно делать на линии.

6. Трудоголик. В связи с достойной оплатой труда и честной оплатой времени переработки на предприятии, работать сверхурочно для водителя трамвая очень выгодно, лишь бы не забывать о режиме труда и отдыха. Поэтому многие водители соглашаются выходить на линию в свой выходной день по графику, а диспетчер предлагает им удобные смены, чтобы межсменный отдых был достаточным.

7. Решала. Как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, невозможно хотя бы дважды отработать одинаково две смены, даже если два дня подряд дают один и тот же наряд и один и тот же вагон. На линии каких только ситуаций не происходит на дороге, в салоне, на остановках, в диспетчерской. Исход любых ситуаций зависит по большей части от решений водителя, и он обязан решать, ведь это входит в его обязанности.

8. Педагог. Представьте себе, что полный салон самых разных людей, каждый из которых думает только о себе любимом, это - сущий детский сад. Попробуйте организовать эвакуацию из салона и посмотрите, что начнется. От глупых вопросов, которые вам ещё и повторят до десяти раз, до откровенного паясничанья назло. "Водитель за нас в ответе? Вот пусть и отвечает, а мы как хотим, так и будем делать" - такое мышление у большинства, увы.

9. Аутсайдер. Мало того, что у водителя трамвая, к примеру, нет традиционной для среднего обывателя пивной пятницы, поскольку в субботу и воскресенье ему по графику может быть нужно на работу. Из-за труда в скользящем сумасшедшем графике, смена может попасть на праздничный день. Если заранее не отработать в выходной и не поменять смены, то можно не встретить Новый год в кругу семьи, не попасть на чей-то день рождения, и т. д. Дружеская компания нередко теряет человека, которому сложно планировать своё время для встреч.

10. Несносный сосед по коммуналке. Мало кому в старых скрипящих коммунальных квартирах понравится сосед, который ночью приходит и пользуется кухней и душем, или ночью уходит, попросив днём перед этим тишины с восьми часов вечера - вообще сумасшедший! Особенно сложно в центре города, где коммуналки имеют высокие потолки, тихо себя вести в местах общего пользования, как ни старайся, а беспокойство соседям в недетские часы всё равно будет.

11. Капитан корабля. Потому что только он решает, поспешить проехать перекрёсток, когда на светофоре осталось 5 секунд зеленого, или перестоять до следующей разрешающей фазы. Именно ему решать, а не клиенту, произвести аварийную высадку пассажиров, или впереди всего лишь скопление транспорта, а не задержка. Клиент всегда прав только в магазине, а в транспорте действуют Правила пользования пассажирским транспортом, а того, кто у штурвала, нельзя дергать несуразными требованиями.

12. Пират. На маршруте трамвай конкурирует с автобусами, чья трасса маршрута дублирует его путь следования. У пассажиров есть выбор, на чем добраться, а выбирают они то средство, которое первым подъедет. Хитростью опережая автобус, водитель трамвая хапает к себе его пассажиров, йо-хо-хо!

13. Спаситель и спасатель. Бывают на дороге несчастные случаи, когда водитель трамвая (или троллейбуса) оказывается ближайшим помощником в спасении пострадавших. Недаром в наши курсы входит курс по оказанию первой помощи при ДТП и при болезненных приступах. Важно также не подпустить к пострадавшему лиц, желающих оказать медвежью услугу, то есть, помогая, из лучших побуждений, навредить. Вызывать службы спасения тоже нужно грамотно, понимая, какая информация главная, а какая уточняющая (об этом я подробнее расскажу отдельно).
В трамвае есть минимум два хороших порошковых огнетушителя на случай возгорания, и водителей учат их правильно применять. А сколько полезных чудес можно сотворить ломиком...

14. Супермен. Со стороны водитель трамвая, особенно стройная дама, смотрится порой брутально, когда берёт в руки ломик, или противооткатный упор, а то и вовсе - ленинградский сцепной прибор весом [умолчу сколько, дабы не травмировать нежные психики] килограмм. Действительно, профессия предполагает умение справляться с тяжелыми железяками.

15. Хозяюшка. Вагоновожатый не просто катит трамвай по рельсам, пользуясь энергией из контактного провода. Состояние инфраструктуры трамвая - его заботит не меньше, чем исправность самого трамвая. Увидел посторонний предмет на путях - вышел и убрал, а если тот застрял в желобе рельса - выбил его оттуда ломиком, а если не удалось выбить - вызвал аварийную бригаду. Если увидел на путях или контактной сети дефект - подал заявку по служебному телефону и предупредил следующего водителя. Неспроста в нашей отрасли применяется термин "путевое хозяйство". Едем и хозяйничаем.

16. Профессор. Любящие трамвайную отрасль водители, такие, как Сергей Старцев, например (интервью с ним я публиковал в своей рубрике "Люди, которые водят трамваи" https://vk.com/wall-209683945_2592), естественно тянутся к углубленным знаниям своего дела и становятся знатоками. В коллективе такие люди на виду и очень уважаемы, к ним обращаются за советом и помощью. Попасть к такому инструктору на стажировку всегда стремятся водители, которые хотят войти в число лучших.

17. Технолог. Чтобы хорошо отработать свою смену на линии, важно знать, как это делается, и уметь это делать. Допустим, мы выезжаем в утреннюю смену на 6 маршрут по 4 наряду. У наряда есть расписание, у маршрута есть особенности, у вагона, который нам дадут, есть свой характер и свои проблемы. Наша задача со всем этим справиться. Знание маршрутов и умение работать по их трассам и расписанию, техника вождения трамваев разного типа, алгоритмы проезда сложных перекрестков - и есть технологии, которые мы осваиваем на стажировках с инструкторами.

18. Психолог, а порой и психиатр. Разбираться в людях нужно даже тому, кто закрыт в кабине и большую часть времени ни с кем не общается. Люди всегда рядом: едут в салоне нашего трамвая по своим делам, водят машины вокруг нас на дорогах, переходят дорогу, ждут трамвая на остановке. В разных ситуациях приходится идти на контакт и важно чётко определять, насколько человек рассудителен, адекватен, доброжелателен, или наоборот, агрессивен, негативно настроен, есть ли чувство юмора или слова ему не скажи. От понимания психологии зависит грамотность наших решений: нужно ли вызывать Росгвардию на дебошира, или достаточно осадить его аргументированным замечанием; успокоится истеричка от простого доброго слова, или у неё такой приступ, что нужна скорая помощь; сама по себе бабка нервная бука, или ей на самом деле нужна помощь, а она не может об этом прямо сказать из-за своих внутренних переживаний? И так далее...

19. Экстремал и специалист по выживанию. Вождение трамвая - всепогодная и всесезонная работа, вредная и опасная. На нашу долю выпадают: пониженные и повышенные температуры окружающей среды, электромагнитное поле, механические вибрации, стрессогенные и очень опасные дорожные ситуации, поднятие тяжестей, нахождение вблизи электрооборудования под высоким напряжением. Мы готовы ко всему и хорошо экипированы, умеем справляться со всеми трудностями нашей работы.

20. Наблюдатель и иногда ценный свидетель. Если бы глаза водителя трамвая были видеокамерами, а из его памяти можно было бы переписывать файлы, то профессиональные писатели, сценаристы, художники, актёры и т. п. творческие деятели оформили бы бессрочную подписку на кладезь невыдуманных историй. На линии бывают случаи, когда вагоновожатый оказывается свидетелем ДТП, преступления или несчастного случая на улице, и его показания реально помогают делу.

21. Монах-аскет. Качественно трудиться на линии водителю существенно помогают смирение, терпимость и безусловная доброжелательность ко всем. Запрет обслуживающему персоналу отвечать на хамство, необоснованные претензии и оскорбления в спину способствует эффективной практике отрешения от беспокоящей ум мирской суеты. Абстрагируемся от ненужных нам попыток на нас негативно повлиять, - и любые злые порывы в нашу сторону будут гаснуть, словно факелы, падающие в воду.

22. Артист. Некоторые пассажиры замечают, что трамвай ведёт не просто водитель, а какой-то особенный персонаж. В новогоднюю ночь на линии можно запросто встретить Деда Мороза или Снегурочку за управлением. Есть среди наших коллег и такие люди, которые в любой день при исполнении даже сами чувствуют себя кем-то другим.

23. Немного плут. Опытные водители знают, что мелкие оплошности на линии можно нивелировать грамотно написанной объяснительной. Изредка приходится выкручиваться.

24. Кайфуша. Кто много ударно трудится, тот знает цену заслуженному хорошему отдыху. Когда увидите отдыхающего водителя трамвая, не мешайте ему, а лучше помогите отдохнуть.

25. Гид по маршруту. Многим пассажирам, кто пользуется одними и теми же маршрутами трамвая, примелькались одни и те же водители. На нашей работе правда есть удобная возможность для водителя быть закреплённым на выбранном маршруте. Обычно водители выбирают маршрут, ближе к которому проживают, или тот, который больше всего нравится. Катаясь по одному маршруту продолжительное время, водитель выучивает его в подробностях настолько, что может вести по нему экскурсию, если обладает хорошо подвешенным языком.

26. Фотограф. Любование красотами города по пути следования вдохновляет делать памятные и художественные фотографии ландшафтов, домиков, сюжетов из повседневной уличной жизни и любимых трамвайчиков.

27. Исследователь. Транспортные и пассажиропотоки, дорожные ситуации и уличные происшествия, изменения погоды, занимательная физика трамвайного движения и прочие явления представляют собой обширное поле для тематических исследований, чем ваш друг Кот Трамвайкин с интересом занимается.

28. Эгоист. Ни за что на свете водитель трамвая не пойдёт навстречу просьбе пассажира сделать исключение для него одного (так думает о себе каждый пассажир) открыть дверь вне зоны остановки. Нарушить должностную инструкцию или ПДД равно лишиться премии и запятнать своё досье, что воспрепятствует карьерному росту. Разве соизмеримы такие потери с угодой проспавшему свою остановку олуху?

29. Мизантроп. Насмотревшись за каждую смену на людей в салоне и на улицах города, натерпевшись хамства и откровенно глупого поведения граждан, в свободное время совсем не хочется в принципе видеть людей, разговаривать с ними. Всем, кто работает с людьми, знакомо это чувство передозировки от длительного нахождения в социуме, и желание уединиться с собой для отдыха.

Такой длинный список выдали мои лапки, но мне всё же кажется, что он неполный! Комментарии открыты для ваших вариантов и примеров, а я, Кот Трамвайкин, всегда открыт общению.

Какие пункты вам больше всего понравились? Каких водителей трамвая из перечисленных мною примеров вам доводилось встречать?


Рецензии
Спасибо, Александра, столько всего узнала, в детстве всегда с завистью смотрела на водителей трамвая.Всегда казалось, что трамвай - это необычный вид транспорта. А понравилось все.
Конечно зелёная кнопочка...

С уважением....

Мари Ковалева   03.04.2024 00:20     Заявить о нарушении